«Традиции семьи и брака в исламе»
консультация на тему

Халиуллина Гулькаршин Алтынбаевна

Конскультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya_i_brak.docx25.12 КБ

Предварительный просмотр:

Халиуллина Гулькаршин Алтынбаевна

 «Традиции семьи и брака в исламе»

 2017

Семья обеспечивает такое окружение, в котором нравственные и духовные ценности передаются из поколения в поколение, наследуются и развиваются. Система семьи и отношения между полами определяют характер и степень цивилизованности общества. (Сайд Куатб, современный мусульманский реформатор)

Семья.

Мусульмане рассматривают семью как институт, предписанный Богом. По этой причине Коран уделяет семейной жизни больше внимания, чем любому другому предмету. Мусульманская семья — это сложнопереплетенная ячейка, которая включает в себя не только мужа и жену, их родителей и детей, но также и различных родственников. Если случается несчастье с любым из родственников или даже членом соседнего семейства, семья наверняка объединится и окажет поддержку в трудное время. Каждый член семьи имеет четко определенную роль и обязанности. Особое место отводится старикам: в мусульманских семьях на первом месте стоит возраст, и родители имеют преимущество перед детьми, которых учат быть уважительными и тактичными. Большое значение придается обучению всех мусульманских детей. Воспитание начинается с рождения ребенка. Глава семьи шепотом произносит на ухо ребенку азан (призыв к молитве) с тем, чтобы первое услышанное им слово было "Аллах". Постепенно родители учат своих детей традициям, присущим религии и обществу в целом. Источником этого являются взятые из Корана и сунн обычаи и традиции, подкрепленные разросшейся семьей.

Наставление детям:

В отношениях со своими родителями будьте терпеливы, благодарны, сострадательны, уважительны, добры и послушны.

Слушайте, когда говорят родители. Не прерывайте их и не спорьте с ними.

Обращаться к родителям по имени невежливо.

Если Ваши родители просят о чем-то, чего Вы не можете выполнить, вежливо извинитесь.

Помогайте им без просьб.

Когда родители достигнут преклонного возраста, не забывайте, что к ним нужно относиться с большим терпением и добротой.

Наставления родителям:

Избегайте самоуверенности и ложной гордости, исходящих от вашей любви к детям, и не допускайте неправильных поступков.

Дайте им по возможности наилучшее образование, чтобы они не только приобрели знания, но и могли и зарабатывать себе на жизнь.

Помогите им обрести счастье в браке.

Всегда относитесь к ним справедливо и с любовью. Никогда не будьте несправедливы.

Не будьте чрезмерно попечительны, но и не пренебрегайте своими детьми.

Не возлагайте на них тяжелую ношу, стараясь заставить их делать то, что превыше их сил.

Учите их быть мусульманами.

Мужчины и женщины.

Ислам учит, что Аллах создал все взаимодополняющими парами, и поэтому мужчины и женщины имеют равную духовную ценность. Такое понимание стало значительным шагом вперед по сравнению с доисламской эпохой, когда женщины считались не более, чем имуществом, которым отцы и мужья были вправе распоряжаться по своему усмотрению. У дочерей не было права наследования; в младенчестве их часто погребали заживо. Принцип равенства перед Аллахом дал женщинам значительные права и свободу в то время, когда они считались низшими существами. Однако наряду с этим ислам всегда принимал во внимание физические различия между полами; сама идея стирания разницы между социальными ролями мужчин и женщин немыслима для мусульман; они указывают на падение нравственности и распад семей в тех обществах, где нарушалось традиционное распределение ролей между мужчинами и женщинами.  Освятив институт брака, ислам внес неоценимый вклад в жизнь женщин:

супружество стало единственным разрешенным законом местом для сексуальных отношений;

женщина стала более свободной — теперь для того, чтобы выдать ее замуж, стало необходимо вначале получить ее свободное согласие;

был укреплен институт брака; в случае развода, который мог быть теперь также начат и женой, ей полагалось справедливое содержание;

женщинам было дано право обладать собственностью и наследовать ее.

Жена и мать.

Назначение мусульманской женщины прежде всего состоит в том, чтобы быть женой и матерью, руководить домашним хозяйством, растить детей, заботиться об их религиозном и нравственном воспитании. Хотя мусульманской женщине разрешается ходить на работу, немногие это делают. Тем не менее в современном мире все больше мусульманских женщин получают профессиональное образование, в том числе и высшее. Женщины, исповедующие ислам, ведут себя скромно и одеваются в соответствии с законами ислама. Находясь на улице или на работе, они стараются не привлекать к себе внимание. Если они ловят мужской взгляд, то не отвечают на него, а отводят глаза.

Женщины обычно покрывают голову каким-либо шарфом или вуалью; руки они закрывают до запястий, а ноги — до щиколоток. Ношение черной "чадры" или вуали, покрывающей лицо, зависит от местных обычаев и не является требованием ислама.  Когда женщина становится матерью, она берет на себя огромную ответственность. Давая жизнь новому существу, она должна помнить неотъемлемые права каждого ребенка:

право на жизнь и равные возможности в жизни;

право на законность — каждый ребенок

имеет право носить имя своего отца;

право на хорошее и любящее воспитание.

Муж и отец.

Несмотря на равенство, которое Коран дает мужчинам и женщинам, ведущая роль в обществе, его социальных, религиозных и политических институтах, обычно принадлежит мужчинам. Однако социальное положение мужчины в значительной степени зависит от того, насколько он является хорошим мужем и отцом. Мужчина должен материально обеспечивать свою семью, выполнять свои обязанности перед более широким обществом, а также защищать дом и давать возможность своей жене выполнять ее роль. Роль отца заключается в лидерстве, ответственности, исполнении долга перед семьей, а также занятости в сфере экономики, бизнеса, торговли и коммерции.

Брак.

В соответствии с пониманием ислама все взрослые люди должны состоять в браке. Брак считается священным соглашением не просто между двумя личностями, а между двумя семьями. В мусульманских странах считается вполне нормальным, что родственники, не входящие в одну и ту же семью (например, двоюродные братья и сестры), могут сочетаться браком. Это делает разросшуюся семью более тесно связанной.

Ислам учит, что присущие каждому человеку физические и духовные желания должны быть осуществлены благотворным и чистым образом, без крайностей и причинения страданий. Мусульмане считают, что секс благотворен, но только в том случае, когда он соответствует нормам нравственности, когда он освящен узами брака. В противном же случае возникает вседозволенность, которая ведет к разрушению общества, эгоизму, насилию, лжи и обману, отсутствию ответственности и другим порокам.

Ислам запрещает любую интимную связь вне брака. Мусульмане не верят, что сексуальная свобода, предшествующая решению о вступлении в брак, дает что-нибудь для будущей стабильности данной семьи. Утверждение, что супружеская пара должна "испытать" и таким образом лучше "узнать" друг друга, является абсурдом для мусульман. В обществах, где к сексуальной свободе относятся с терпимостью, многие браки неудачны, а процент разводов очень высок. Мусульмане не будут приветствовать брак с партнером, обладающим значительным "опытом" предыдущих связей, потому что такой человек может искать развлечений на стороне даже после бракосочетания.

Сосватанные пары.

Браки в исламе часто устраиваются для молодых пар их родителями. Это происходит потому, что для мусульман брак — это прежде всего объединение уже существующих семей. Поэтому хотя оба партнера должны дать добровольное согласие на брак, родители помогают своим детям в выборе.

Мусульмане думают, что родители знают своих детей и, будучи сами женатыми людьми, знают, какие качества необходимы для хорошего брака. Они считают, что влюбленность — это опасное и волнующее состояние ума, которое может с легкостью смутить правильное суждение. Хотя любовь у пар, исповедующих ислам, обычно приходит после свадьбы, а не до нее, процент разводов в мусульманских странах очень низок. Потенциальные мусульманские супружеские пары узнают друг друга с тем, чтобы понять, есть ли основа для взаимопонимания. Перед свадьбой они имеют возможность встречаться с тем, чтобы чувства любви, дружбы и близости могли развиваться. Однако юноша и девушка обычно не остаются наедине друг с другом; во время этих встреч их сопровождает кто-то из старших членов семьи. Ухаживание является лишь первым шагом к женитьбе и не обязательно заканчивается бракосочетанием, поэтому репутация и целомудрие женщины не должны пострадать. Самыми главными составными мусульманского брака являются разделяемые обоими супругами духовные и нравственные ценности. При этом даже если муж и жена происходят из разных культур и традиций, они имеют одинаковые основы мировоззрения, отношения и привычки, которые связывают их вместе. Самая главная совместимость — это совместимость сердца.

Пророк сказал: "Женщина должна быть замужем только за тем человеком, который достаточно хорош для нее или совместим с ней." /Хадис

Несмотря на то, что мусульмане часто сочетаются браком с родственниками, межрасовые и межнациональные браки не являются необычными: исламская семья — уммах — пересекает границы рас и национальностей. Люди прежде всего являются мусульманами, а лишь потом членами какой-то конкретной нации или государства.

Бракосочетание.

Церемония бракосочетания обычно проводится в доме невесты. Невеста и жених приносят обеты верности в присутствии двух взрослых мужчин-свидетелей. В дополнение к произносимым обетам происходит чтение молитвы и изречений из Корана. Затем новобрачные обмениваются кольцами; составляется и подписывается брачный контракт.

Через несколько дней после брачной церемонии устраивается прием для всех друзей и семьи. Он обычно представляет собой пышное празднество с вручением большого количества подарков.

Развод.

Хотя ислам поддерживает священность брака и необходимость его продолжения и постоянства, он также признает, что не каждый брак оказывается удачным. Поэтому ислам допускает развод как последний путь разрешения возникших в семейной жизни проблем.

До развода все члены обеих семей принимают участие в попытках примирения, так как прекращение брака равносильно смерти, расчленяющей единое целое. Возможно, именно вследствие столь серьезного отношения к вопросам семьи и брака процент разводов среди мусульман крайне низок.

Супружеская  измена.

Супружеская измена рассматривается мусульманами как самый бесчестный и постыдный акт, который может совершить человек. Она является серьезным преступлением, потому что может вызывать распад даже не одной, а двух семей. Вызываемые супружеской неверностью боль и страдания настолько глубоки, что их почти невозможно простить.

Поэтому мужчинам-мусульманам запрещается соблазнять замужних женщин, а жена не имеет права сознательно предать доверие своего мужа. Хорошая жена предпочтет смерть бесчестию.

Полигамия.

В мире господствует много предрассудков относительно присущей исламу идеи полигамии. Однако в действительности ислам, допуская ограниченную полигамию, отнюдь ее не поощряет. Идеальная мусульманская семья моногамна и почти все мусульманские браки являются моногамными. Мужчинам-мусульманам разрешается иметь до четырех жен, но только при определенных условиях:

первая жена должна знать об этом;

следующие жены не должны быть причиной раздоров в семье;

ко всем женам нужно относиться одинаково.

Так как последнее условие практически невыполнимо, мусульмане часто говорят, что когда Мухаммед давал этот совет, на самом деле он имел в виду, что мужчины должны иметь только одну жену.

Мужчина может взять себе вторую жену если:

первый брак не дал детей;

первая жена так плохо себя чувствует, что за ней, а, значит, и за ее мужем и детьми, нужен уход.

Мусульмане отмечают, что в странах Запада существует своего рода "последовательная полигамия", когда мужчины меняют жен одну за другой, в результате чего появляется много детей, растущих без отца. Мусульмане считают, что было бы лучше разрешить полигамию, чем иметь в обществе тысячи неполных семей и преданных стареющих женщин. Однако, как уже говорилось, моногамные браки являются, без сомнения, идеальными для мусульман.

Список литературы:

1. А.И. Антонов, В.М. Медков, Е.Н. Новоселова, И.В. Проневская, А.Б. Синельников, Г.В. Соколова Социология семьи. Университетский учебник. – М., 2007.

2. Под. ред. А.К. Байбурина, И.С. Кон Этнические стереотипы мужского и женского поведения. – Спб., 1991 г.

3. НорманПензер Гарем. История.Традиции. Тайны. – М., 2006 г.

4. Сюкияйнен Р. Мусульманское право и семейное законодательство стран Арабского Востока. - М., 1984 г.

5. Панова В.Ф., Вактин Ю.Б. Жизнь Мухаммеда. М.: Просвещение, 1990.

6. Харчев А.Г. Брак и семья. М., 1997.

7. МухамедДжалалАббаси – Шавази Падение рождаемости в Иране: еще одна революция. // ДемоскопWeekly №49-50 2002 г.

8. Харчев, Анатолий Георгиевич. Брак и семья в СССР/А.Г.Харчев.-2.изд., перераб. и доп.-М.:Мысль,1979.

9. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебникова «Человек и общество»

10. http://www.islam.ru/vera/family/4/

11. http://ru.wikipedia.org/wiki/



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

досуг с родителями "Традиции семьи - традиции детского сада"

Совместное с родителями празднование дней рождения детей старшей группы...

"Взаимодействие ДОУ с родителями (законными представителями) несовершеннолетних детей в соответсвии с действующими законодательствами о семье и браке"

Материал представлен в виде слайдов и содержит краткое описание по теме. Его можно использовать на семинарах, консультациях....

Программа брендирования "Традиции семьи - традиции детского сада" в рамках РИП ИнКО.

Так как мы являемсся участниками РИПиНКО наш детский сад начал работу по созданию и реализаций Программы брендирования "Традиции семьи - традиции детского сада"....

Лаборатория идей – брифинг Тема: «Традиции семьи – традиции детского сада».

   Подведение итогов работы по программе брендирования «Традиции семьи- традиции детского сада»....

Продолжаем работу "Традиции семьи - традиции детского сада" в рамках РИПиНКО.

Мы продолжаем работу "Традиция семьи традиции детского сада" . Нами было проведено анкетирование родителей. Цель: определения отношения родителей к использованию электронно - образовательных...