Программа сотрудничества педагога с семьёй
рабочая программа на тему
Главная задача семьи и образовательного учреждения – всестороннее развитие и формирование личности ребенка. Чтобы из ребенка вырастить культурного, высоконравственного, творческого человека, необходим союз между педагогами и семьей, которые делятся с детьми своей добротой, опытом, знаниями. Здесь особое значение приобретает взаимопонимание, взаимодополнение, сотворчество ДОО и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_sotrudnichestva_pedagoga_s_semyoy.docx | 24.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа сотрудничества педагога с семьёй
Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги.
А.С. Макаренкко
В соответствии с Законом « Об образовании в РФ» одной из основных
задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности».
Главная задача семьи и образовательного учреждения – всестороннее развитие и формирование личности ребенка. Чтобы из ребенка вырастить культурного, высоконравственного, творческого человека, необходим союз между педагогами и семьей, которые делятся с детьми своей добротой, опытом, знаниями. Здесь особое значение приобретает взаимопонимание, взаимодополнение, сотворчество ДОО и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения.
При знакомстве с родителями (законными представителями) необходимо рассказать об особенностях развития детей этого возраста. Знание возрастных и индивидуальных особенностей детей позволяет родителям научиться правильно общаться с ними, повышает ответственность за их воспитание и обеспечивает единство и последовательность в требованиях к детям со стороны всех членов семьи. Общение педагогов и родителей (законных представителей) базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия, строится с учётом интересов и запросов семьи.
Цель: формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного образования.
Задачи:
- Создание условий для благоприятного взаимодействия с родителями.
- Достижение необходимого уровня взаимодействия детского сада и семьи.
- Переход родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с детским салом.
- Поиск методов и форм взаимодействия с семьей с целью вовлечения родителей в педагогический процесс, обучение их методам и приемам взаимодействия с ребенком в домашних условиях.
- Активизация и обогащение воспитательных умений родителей.
- Привлечение актива родителей к деятельности ДОУ в работе с семьями.
- Создание благоприятных условий для повышения педагогической и психологической грамотности родителей в воспитании и образовании детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Принципы:
- Принцип открытости и понимания целей и задач воспитательно-образовательного процесса.
- Принцип партнерской позиции воспитателей по отношению к семье и ее членам.
- Принцип установки на развитие позитивного воспитательного потенциала семьи, ее способности к самопомощи и самоорганизации.
- Принцип доброжелательного отношения к каждому члену семьи, создание спокойной и комфортной обстановки во время встреч.
- Принцип разграничения личных и профессиональных отношений.
- Принцип научности.
- Принцип конфиденциальности.
Используемые методы:
- Актуализация потребностей родителей в области образования собственного ребенка.
- Педагогическое просвещение родителей как заказчиков на образовательные услуги в ДОУ.
- Партнерство педагогов и родителей (законных представителей) в деятельности ДОУ, в основу которого заложены идеи гуманизации отношений, приоритет общечеловеческих ценностей с акцентом на личностно-деятельный подход.
Формы работы с родителями (законными представителями):
Все формы по работе с семьей можно разделить на три группы: массовые, групповые, индивидуальные.
Массовые формы – это наиболее яркие, эмоциональные, художественно-выразительные формы, построенные на сопереживании всех членов семьи. Прежде всего – это праздники. Праздник – это не только зрелище, но и активное общение. Праздники семьи дифференцируются (подразделяются) по площади проведения (клуб, фойе, стадион, комната отдыха, клубное кафе, село, город); времени года (зимние – рождественские, новогодние, осенние, летние и т.д.); по конкретной тематике и направленности (фольклорные, художественные, прикладного творчества, юбилейные)
Семейные праздники не обязательно должны быть массовыми. Они могут проводиться в небольшой аудитории. Лучше всего 3 – 6 семей. Строятся такие мероприятия по двум принципам: параллельности (когда заняты взрослые и дети на разных программах – параллельно), совместимости – одновременно дети и родители.
К массовым праздникам можно отнести:
- «Дни семейного отдыха» в воскресные дни – отдых всей семьи. Именно такие мероприятия привлекают наибольшее число посетителей. Цель их – организовать активный отдых родителей с детьми, преодолеть пассивность отдыха в семье, вывести его за рамки домашнего времяпровождения. Специфика таких дней заключается в том, что они проводятся для групп «родители – дети» и должны предусматривать как раздельные (познавательные и развлекательные занятия) тех и других групп, так и совместные. Дни семейного отдыха могут быть тематическими: музыкальные, литературные, спортивные, сезонные, юбилейные и т.д.
- «Папа, мама, я – спортивная семья». «Семейный калейдоскоп» - особый вид праздников. Калейдоскоп – смена объекта семьи (дети, папа, мама, дедушка, бабушка). Это рассказ в художественной форме об одном из членов семьи. Если семья большая, то можно проводить такое мероприятие ежемесячно, если небольшая – 1 раз в квартал.
- «День матери», праздник как «День защитников Отечества», профессиональные праздники с участием детей и родителей, «Мы и наши дети» - песенная, художественная, наглядная, танцевальная номинации. Конкурсные программы «Моя семья», «А ну-ка, бабушки!» и т.д.
- «Праздник осени», «Новый год», «Коляда», «День защиты детей», «Иван Купала» и другие.
-Семейные обряды, в отличие от семейных праздников, не желательно выносить на большую аудиторию. Это, например, дни рождения. Они требуют особой торжественности, хорошего оформления, обязательного наличия добротного сценария, рассчитанного не на шаблонные обряды, а обряды, рассчитанные на каждую индивидуальную семью.
Групповые формы работы с семьей:
- Семейные клубы, которые подразделяются: клубы, объединенные по характеру деятельности: семейные клубы туристов, здорового образа жизни, театрально-музыкальные клубы, семейные клубы лидерского типа. По составу участников: семейные клубы многодетных родителей, студенческие семейные клубы, объединяющие неполные семьи. Семейные клубы по уровню развития: (от одного до двух лет работы, от двух до шести лет работы и более).
-К групповым формам работы клуба с родителями – это беседы, встречи со специалистами (социологом, психологом, врачами, представителями правоохранительных органов).
Индивидуальная работа – это консультации специалистов разного профиля, как условие сохранения нормальных семейных отношений, оказание помощи семьям в решении конфликтных ситуаций. Это и индивидуальные беседы с трудными детьми, с родителями из неблагополучных семей.
Ожидаемые результаты:
- Активизация традиционных и внедрение новых форм взаимодействия с семьей.
- Повышение уровня родительской мотивации к участию в воспитательно-образовательном процессе.
- Повышение педагогической компетенции родителей по вопросам воспитания детей.
- Дружеские, доверительные отношения между педагогами и родителями (законными представителями)
Список литературы:
- О. Бухачева «Семейная медиатека», журнал «Обруч» № 1 – 2009г.,
3. с.8 – 13.
- Ю.Гладкова «Педагог и семья – проблемы взаимодействия», журнал
«Дошкольное воспитание» № 4 – 2008г., с.103 – 110.
- О.Давыдова, А.Майер «Детский сад – семья: инновационный
потенциал традиционных форм работы с позиций компетентностного
подхода», журнал «Дошкольное воспитание» № 5 – 2011г., с.17 – 22.
- Т. Н. Доронова Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития М.: Линка-Пресс. - 2001. - С. 25 -26.
- О.Л.Зверева, Т.В.Кротова «Общение педагога с родителями в ДОУ» - М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Н. Микляева Создание условий эффективного взаимодействия с семьей Дошкольное воспитание и развитие; 2006 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа сотрудничества педагогов ДОУ с семьей
Эта программа поможет вам в работе с родителями. Алгоритм программы позволяет вам поменять какие-либо моменты, не подходящие вам. Желаю успеха в работе!...
Методическая разработка к семинару по теме: "Формы и методы сотрудничества педагогов с семьёй"
Цель: установление партнёрских отношений участников педагогического процесса; приобщение родителей к жизни ДОУ....
"Сотрудничество ДОУ с семьёй в рамках сенсорного воспитания детей раннего возраста"
Деятельность педагога, для успешного развития личности ребёнка посредством навыков сенсорного воспитания....
Семинар для педагогов "Современные формы сотрудничества ДОУ с семьёй"
Познакомить родителей с формами проявления любви к своему ребёнку; обогащение отношений детей и родителей через эмоциональное общение. Заострить внимание на положительных моментах воспита...
Перспективный план работы с родителями с использованием инновационных форм сотрудничества педагога с семьёй, с целью повышения уровня музыкального развития детей дошкольного возраста
Представлены инновационные формы работы с родителями детей дошкольного возраста по музыкальному развитию детей. (План, консультации, анкетирование)...
Инновационные формы и методы работы с родителями, направленные на сотрудничество педагога с семьёй
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей- установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться ...
Выступление на педсовете. «Интерактивные формы работы с родителями, направленные на сотрудничество педагога с семьёй». Опыт работы.
Организация взаимодействия педагогов с родителями и воспитанниками является одним из сложных направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения....