Музыка и изобразительное искусство
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Данный материал предназначен для родителей в качестве методического пособия. Содержит рекомендации, которые помогут в реализации и практические приложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://cloud.mail.ru/public/4dT4/5RkRitRqD | 16.54 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Учимся видеть музыку»
Сегодня известно, что музыкальная культура воспитывается с самого раннего возраста. И успешность этого процесса напрямую зависит от влияния родителей и педагогов. Ребенок сформирует свои предпочтения и вкусы на основе предпочтений и вкусов взрослых.
И здесь живопись и музыка, как два вида искусства, которые затрагивают человеческие эмоции, помогут нам развить в ребенке умение «видеть» музыку и «слышать» живопись, то есть научить его иллюстрировать музыкальное произведение визуальными образами и наоборот посмотрев на изображение представить как бы оно «прозвучало» в музыке .
Как же помочь ребенку развить эти умения?
Нам взрослым проще выразить свои эмоции. Наш словарь богаче. Словарь дошкольников ограничен в образности и там где взрослый, характеризуя радостную музыку, приведет как минимум 3-4 эпитета, ребенок сможет сказать только «громко».
Небольшие интересные задания помогут вам развить воображение вашего ребенка, пополнят его образный словарь, сформируют понимание красоты, как в музыке, так и в живописи. Эти навыки не только пригодятся для формирования общей культуры, но и станут отправной точкой для выявления и дальнейшего развития способностей, заложенных природой в этих сферах искусства.
Итак, с чего же начать? Конечно с прослушивания музыкального произведения. Главное в выборе музыки – она должна иметь яркие элементы изобразительности.
Вы удивитесь, увидев какие эмоции будет выражать ваш ребенок, слушая музыкальные отрывки. Главное не мешайте ему их проявлять, даже если они не всегда правильные на ваш взгляд. Поговорите с малышом о характере музыки. Что он представил или почувствовал, слушая музыку. А потом предложите нарисовать свои эмоции или ту картинку, которую он представил. Не ограничивайте его фантазии. На этом этапе главное заинтересовать ребенка, не отпугнуть его сложностью заданий, чтоб они стали частью его интересных дел, которыми хочется с удовольствием заниматься. Обсуждайте с ним цвета красок, которые он хочет использовать, сюжет, который он видит. Ни в коем случае не критикуйте. Рисунка неправильного или некрасивого быть не может. Ребенок должен самовыражаться, а ваша задача помочь ему.
Если вы все сделаете правильно, то ребенок с удовольствием ответит на ваши вопросы и поделится впечатлением от прослушанного произведения.
Начать можно с детских песен с разным характером. Здесь помощь в определение характера музыки ребенку поможет сделать текст. (Приложение1)
На следующем этапе я предлагаю показать малышу симфоническую сказку «Петя и волк» на музыку С. Прокофьева, используя для показа мультфильм «Петя и волк» (1976г.). Яркие образы героев сказки и их музыкальное сопровождение помогут ребенку понять, как же картинка может «звучать». (Приложение 2).
Старайтесь показывать ему музыкальные мультфильмы. Ведь там музыка и картинка тесно связаны и у ребенка будет формироваться система ассоциации «Музыка-изображение». Рекомендую подбирать старые советские экранизации сказок, как в формате мультфильмов, так и художественных фильмов. Но не останавливайтесь на просто просмотрах. Просмотр поможет понять связь музыки и изображения, но не будет формировать воображение ребенка. Вместе с просмотрами предлагайте ребенку самому придумать картинку под музыку. Именно такие занятия помогут развить не только воображение, но и память, мышление, разговорную речь.
В Приложениях вы найдете варианты музыки для прослушивания и задания к ней.
Одно из заданий может быть нарисовать настроение (Приложение 3). Это может быть рисунок без сюжета. Здесь главное цветовая гамма. Что почувствует ребенок? Какое у него будет настроение, прослушав музыку? Можно провести эксперимент и через некоторое время включить снова ту или иную мелодия и предложить ее нарисовать. Вы с удивлением можете увидеть, что рисунки будут разные. Одна и та же музыка может вызывать разные эмоции. Это зависит и от настроения самого ребенка в момент прослушивания. Но еще раз напоминаю, что неправильного рисунка быть не может. Просто обсудите с ребенком, почему он нарисовал именно так.
Следующим заданием может стать определение, что тебе хочется делать под музыку. Можно дать подсказку: петь, танцевать, маршировать. (Приложение 4). Дайте ребенку возможность подкрепить музыку своим действием, а потом попросите нарисовать.
Следующее задание уже сложнее. Ребенку предстоит увидеть и нарисовать сюжетную картинку, которую он увидел, слушая тот или иной отрывок. Здесь необходимо подбирать яркую характерную музыку. Не в коем случае не говорить название произведения. Дайте своему малышу возможность придумать самому сюжет. И здесь ваш ребенок может вас удивить своим воображением. Для такого задания подойдет «Детский альбом» П.И. Чайковского. (Приложение 5). Начать можно него. Старайтесь выбирать музыку в оркестровом исполнении. Она богаче красками и ребенку будет проще выстраивать ассоциации. Обратите внимание какие краски ребенок использует в зависимости от характера музыки. Если возникает сложность с сюжетом – помогите задавая наводящие вопросы.
Еще один вариант задания, определить к какому времени года относится музыка и нарисовать его. Для этого подойдет сборник П.И.Чайковского «Времена года». (Приложение 6). Это под силу детям постарше, но вы вправе сами решить готов ли ваш ребенок его выполнить.
Каким бы не был рисунок, ни в коем случае не критикуйте его. Это тоже выражение чувства и настроения. Главное, чтоб ребенок не боялся фантазировать и старался искренне выразить свои чувства. Можно предложить ему не только рисовать, а и слепить то, что он представил, или сделать аппликацию. Предложите ребенку самому выбрать материал для работы. Что появится в результате, вы увидите сами. В любом случае это творчество и у него рамок нет. Ваша задача раздвинуть эти рамки как можно шире. Пусть ваш сын или дочь творит на бумаге, учится замечать прекрасное в мелочах. Ведь именно музыка и изобразительное искусство научат его этому.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие театра, музыки и изобразительного искусства: поиск новых форм работы с дошкольниками
Материал рекомендуется для организации театрализованной деятельности дошкольников....
"Музыка и изобразительное искусство"
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать.В. А. Сухомлинский...
5 кл конспект .Что роднит музыку с изобразительным искусством.
5 кл конспект .Что роднит музыку с изобразительным искусством....
«Познание мира детьми дошкольного возраста по средствам музыки и изобразительного искусства с учетом ФГОС
Программа ММО...
Литературно – музыкальная гостиная «Образ матери в музыке и изобразительном искусстве»
Литературно – музыкальная гостиная «Образ матери в музыке и изобразительном искусстве» для детей старшего дошкольного возраста...
Музыка и изобразительное искусство
Музыка и изобразительное искусство...