Гордость за собственные достижения-основа самостоятельности дошкольника
методическая разработка (младшая группа) на тему

Горланова Надежда Юрьевна

Методическое пособие для педагогов и родителей по воспитанию самостоятельности у детей раннего и младшего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka.docx64.93 КБ

Предварительный просмотр:

Горланова Н.Ю.

Гордость за собственные достижения-основа самостоятельности дошкольника

Санкт-Петербург 2017

Уважаемые родители и педагоги!

«Если вы умеете определять радость ребенка и ее силу, вы должны знать, что самая высокая радость – преодоленной трудности, достигнутой цели, раскрытой тайны, радость триумфа и счастье самостоятельности…»

Великий педагог  Я. Корчак. 

Чтобы воспитать ребенка дошкольного возраста, необходимо помнить о том, что дети берут во многом пример со своих родителей и старших товарищей. Именно поэтому важно, чтобы и сами воспитатели вели себя соответственно своим требованиям. Иными словами, если вы говорите своему малышу, что он должен убираться в своей комнате, но сами при этом позволяете себе не проводить уборку, то, разумеется, ребенок в такой семье будет думать, что и ему не обязательно убираться. Воспитание самостоятельности у дошкольников- важная задача родителей, способствующая росту уверенного и способного принимать свои решения ребенка. В силу того, что современные родители слишком заняты своими личными вопросами, чаще всего, с целью экономии своего времени, они пытаются все сделать за ребенка. Полагая, что со временем малыш сам научится делать что-то быстро и самостоятельно. Однако, на самом деле – это только усугубляет процесс воспитания. Цель данной методической разработки – приобщить родителей к воспитанию самостоятельности у своих детей, подсказать, как именно поддерживать стремление к самостоятельности, дать понять родителям важность этого процесса.

3

Родительское собрание с мастер классом. №1

Тема: «Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста».

Цели:

• Дать родителям знания о значении воспитания у детей самостоятельности и культурно- гигиенических навыков;

• Заинтересовать проблемой;

• Приобщить ребенка к самообслуживанию в условиях семьи.

План:

• Доклад на тему: «Самостоятельность!»

• Блиц – опрос на тему: «Знаете ли вы своего ребенка?»

• Ситуации для анализа.

• Кризис 3-х лет.

• Итог встречи.

Ход родительского собрания:

Здравствуйте, дорогие мамы и папы! Мы очень рады Вас сегодня видеть на нашей встрече.

Давайте поприветствуем друг друга своими улыбками. Подарите свою улыбку соседу справа, слева и давайте поговорим о ваших детях.

Самостоятельность - это ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети очень активны. Очень часто они стремятся выполнить различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддерживать их в этом. Как часто каждому из нас в ответ на предложение сделать что-то за ребенка или помочь ему в чем-то приходилось слышать - Я сам! Часто по разным причинам -

4

из-за отсутствия времени или из-за неуверенности в силах ребенка - мы стремимся сделать все за него сами.

Давайте попробуем ответить на вопросы:

1. Действительно ли мы оказываем ребенку помощь? Как вы считаете?

2. Может ли маленький ребенок быть самостоятельным?

3. Как при помощи потешек, пословиц, сказок, игр приобщить ребенка к народным традициям?

Проводится дискуссия.

Обсуждение по высказываниям.

Совершенно верно, вы правы. Стремясь сделать все за ребенка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других.

Уже к трем годам у ребенка резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях. У него появляются устойчивое желание самоутвердиться.

Подавлять эти порывы ни в коем случае нельзя - это приводит к существенным осложнениям в отношениях ребёнка и взрослого. Подавление детской самостоятельности способно оказать серьёзное негативное влияние на развитие личности ребёнка.

Уважаемые родители давайте попробуем обсудить. Могут ли наши детки выполнить перечисленные ниже действия:

• Мыть руки, засучивая рукава?

• Мыть лицо, не разбрызгивая воду?

• Пользоваться мылом?

• Сухо вытираться полотенцем?

• Замечать непорядок в одежде, обращаться за помощью?

• Пить из чашки, пользоваться ложкой, салфеткой?

5

• Убирать на место игрушки?

Конечно, малыш не сразу приобретает необходимые навыки, ему требуется наша помощь. И только совместно мы можем привить ребенку эти навыки, создавая для этого необходимые условия.

Например:

Приспособить вешалку по росту ребенка, повесить полотенце непосредственно для ребенка, выделить полку в шкафу для его вещей, чтобы ребенок знал и мог подойти взять или положить ту или иную вещь и. т. д.

Формируя у детей самостоятельность и навыки самообслуживания мы не редко сталкиваемся с тем, что ребенок не может справиться с тем или иным поручением. Как можно решить эту проблемную ситуацию?

УПРАЖНЕНИЕ «СПИСОК САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ»

Возьмите, пожалуйста, лист бумаги и разделите его на две половины. Левая: то, что вы делаете с ребенком вместе (имеется в виду самообслуживание); правая: то, что ваш ребенок уже может делать самостоятельно.

Затем обсуждаем, что ребенок каждого возраста может делать сам.

Родители выполняют упражнение. Желающие зачитывают свой список вслух.

Какие чувства у вас вызывает этот список?

Что вы чувствуете, слушая чужие списки?

Заберите списки домой и постарайтесь, чтобы хотя бы один из пунктов переместился из левой половины в правую.

Дети младшего возраста должны уметь:

• Мыть руки, засучивая рукава;

• Мыть лицо, не разбрызгивая воду;

• Правильно пользоваться мылом;

6

• Не мочить одежду;

• Сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место. Одеваться и раздеваться в определенной последовательности.

• Одежду снимать, одевать, складывать, вешать, вывертывать на лицевую сторону, пуговицы расстегивать, застегивать, завязывать шнурки на ботинках;

• Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому;

• Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом;

• Пить из чашки, есть, хорошо пережевывая пищу с закрытым ртом;

• Правильно пользоваться ложкой,салфеткой;

• Убирать игрушки, книжки, строительные материалы на определенное место.

Значение самообслуживания в воспитании детей.

• Дети, свободные от опеки взрослых, более самостоятельны и уверены в своих силах. Через такой вид труда, как самообслуживание, ребенок впервые устанавливает отношения с окружающими людьми, осознает свои обязанности по отношению к ним.

• Обслуживая себя, он начинает понимать цену заботам взрослых и, постепенно приобретая умения и навыки, проявляет заботу о своих близких.

• Приучение детей одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки, воспитывает у них самостоятельность, желание и умение прилагать усилия, достигать положительного результата.

• Повторность режимных процессов, постоянство требований к детям обеспечивают прочность навыков, создают предпосылки для формирования потребности в чистоте и опрятности, привычки к самообслуживанию.

7

• Труд по самообслуживанию повышает работоспособность и выносливость организма, развивает ловкость, координацию движений, доставляет эстетическое удовлетворение.

В закреплении навыков самообслуживания большое место принадлежит игре. В играх с куклой можно, например, закрепить знания детей о последовательности в одевании, раздевании, умывании. С помощью игровых персонажей (куклы, мишки, петрушки) можно понаблюдать за тем, как ребенок ест, умывается, одевается.

Воспитывая самостоятельность, старайтесь, как можно реже прибегать к замечаниям, наставлениям, порицаниям. Больше опирайтесь на поощрения и похвалу. Как отмечают психологи, чувство стыда ребенок переживает менее остро, чем чувство гордости. Поэтому по отношению к детям младшего возраста чаще применяют положительную оценку, которая порождает у них интерес, стремление улучшить свой результат, дает им возможность увидеть, чему они научились, чему еще нужно научиться.

За что можно похвалить ребенка в труде по самообслуживанию? Похвалы заслуживает старание, усидчивость, находчивость ребенка, стремление оказать внимание, помощь родителям, овладеть новыми действиями.

Оценивая то или иное действие ребенка, недостаточно ему сказать, «Молодец» или «Неправильно», следует конкретно указать, что сделано ребенком хорошо, а что ему совсем не удалось. Ваши оценки важны для ребенка, именно потому вы должны быть тактичными и придерживаться меры, чтобы не порождать рядом с уверенностью самоуверенность. Похвала не должна быть фальшивой, преувеличенной. Она должна быть заслуженной. Объективная оценка помогает укреплять у детей желание делать все самим, умение преодолевать трудности, добиваться результата.

8

В младшем дошкольном возрасте дети обладают большой подражательностью. Все виденное ими, и хорошее и плохое, отражается в их поведении. Поэтому, желая воспитать у детей самостоятельность, аккуратность, отец и мать должны быть примером для подражания. Если вы сами не будете складывать вещи на место, аккуратно с ними обращаться, а станете лишь требовать этого от детей, то вам не удастся воспитать у своего ребенка привычки к аккуратности. Дети школьного возраста также должны быть примером для младших братьев и сестер.

Труд должен приносить ребенку радость. Поэтому не надо упрекать его в медлительности и небрежности. Это может вызвать отрицательное эмоциональное состояние, повлечь за собой нежелание принять участие в труде следующий раз. Опыт придет постепенно. Сначала нужно вызвать интерес.

Важно, чтобы с раннего детства ребенок усвоил, что работать трудно, но почетно. Учебный труд, который станет впоследствии для ребенка основным видом труда, потребует от него больших усилий, упорства, настойчивости, т. е. тех умений, которыми он овладеет в дошкольном возрасте.

Игра: «Научи ребенка одеваться».

Участники делятся на 2 группы.

Представитель одной группы выполняет роль ребенка, не владеющего навыками самообслуживания (одевания) ; представитель другой – взрослого, стремящегося научить малыша правильной последовательности действий.

Воспитывая самостоятельность, старайтесь, как можно реже прибегать к замечаниям, наставлениям, порицаниям. Больше опирайтесь на поощрения и похвалу. Как отмечают психологи, чувство стыда ребенок переживает менее остро, чем чувство гордости.

Положительная оценка порождает у них интерес, стремление улучшить свой результат, дает им возможность увидеть, чему они научились, чему еще

9

нужно научиться. За что можно похвалить ребенка в труде по самообслуживанию?

(Похвалы заслуживает старание, усидчивость, находчивость ребенка, стремление оказать внимание, овладеть новыми действиями, помочь родителям).

Игра «Назови слова, выражающие похвалу ребенку».

Родители говорят, по очереди передавая, друг другу игрушку. (Например: «молодец», «умница» и т. д.) .

Что полезного вы узнали на собрании?

Выразите, пожалуйста, одним словом своё отношение к проведенной встрече. (Прием «Слово дня»)

Родителям было дано домашнее задание по отработке у детей навыков самостоятельности с применением данных им знаний.

Мастер-класс №2

Тема: «Привитие и воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»

Цель: Формирование у детей и родителей привычки к здоровому образу жизни, воспитание у детей КГН и педагогическое просвещение родителей по теме мастер класса.

План:

1. Мини-выступление воспитателя по проблеме

2. Игра для активизации родителей «Список прилагательных

10

3. Воспитатель знакомит родителей с приемами и методами используемыми в детском саду для воспитания культурно-гигиенических навыков. Игровая мотивация.

4. Представление опыта родителей по проблеме привития КГН

5. Разговор об аккуратности и опрятности в быту.

6. Игра « Продолжи предложение»

7.  В итоге предлагаем памятку для родителей

Ход мастер-класса:

1. Мини-выступление воспитателя по проблеме. Одна из задач воспитания детей раннего возраста - воспитание культурно-гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды как неотъемлемой части культуры поведения. Что бы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо сделать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. При этом обязательно учитывается возрастная особенность детей – стремление к самостоятельности.

2. Игра для активизации родителей «Список прилагательных» Каждому родителю предлагается назвать прилагательные или определения культурно-гигиенических навыков. Родителям задается вопрос: «Каким вы видите ребенка владеющего навыками самообслуживания?» Родители предлагают качества и характеристики соответствующие их представлениям (чистым, аккуратным, ухоженным и т.д.). Далее рассматривается каждое прилагательное или определение в отдельности и совместно выносится решения каким путем можно этого достичь.

3. Воспитатель знакомит родителей с приемами и методами используемыми в детском саду для воспитания культурно-гигиенических навыков. Игровая мотивация. Эмоциональный настрой. Возрастные особенности. Многократное повторение действий. А именно: Игры с проблемой

11

самостоятельности (сюжетные, дидактические, сказки с поучительным содержанием, стихи, поговорки, алгоритмы, потешки, трудовые поручения, игры-эксперименты, игровые обучающие ситуации, многократное повторение действий в режимных моментах, пример взрослого или другого ребенка.) В виде презентации.

В условиях ДОУ навыки самообслуживания у детей раннего возраста можно формировать разнообразными методами.

А).Метод показа

Подробный показ и объяснение, как выполнять трудовые задания по самообслуживанию, в сочетании с непосредственным участием детей в работе научит их точно следовать необходимому способу действий, исполнительности.

Очень важно при обучении одевания, умывания, сохранять неизменным один и тот же способ, одну и ту же последовательность действий.

Это даёт возможность предъявить всем детям одинаковое требование при выполнении аналогичной задачи по самообслуживанию и в то же время обеспечивает быстроту формирования прочного навыка.

Б).Метод практического действия (упражнения)

Навыки самообслуживания, как и любые другие навыки, образуются не сразу.

Для того, чтобы дети научились правильно и хорошо умываться, одеваться, есть, нужно, прежде всего, чтобы дети хорошо поняли, как это следует делать. Затем нужно постоянно упражнять их в этой работе. Через некоторое время образуется необходимый навык, прочное умение.

В).Метод общего напоминания

Метод общего напоминания используется тогда, когда налицо закреплённые навыки выполнения какой-либо задачи по самообслуживанию.

12

Это требует от воспитателя тщательного контроля за деятельностью детей, каждым изменением в ней. Сигналом необходимости перехода к более общим напоминаниям может послужить снижение интереса детей к процессам умывания, одевания.

Выполнение детьми этих заданий без дополнительных разъяснений позволяет проявить активность, самостоятельность. Важно не только упражнять детей в самообслуживании, но и проверять, как они выполняют эту работу. А также следить, чтобы с самого раннего возраста дети в детском саду работали не только для удовлетворения своих личных потребностей в чистоте и порядке, но и охотно помогали друг другу.

Г).Игровой метод

Повышает интерес у детей к самостоятельной деятельности использование игрушек, организация игр с ними (куклу одеть, раздеть, уложить спать, накормить).

Д).Художественная литература

Чтобы вызвать у детей желание умываться и сделать для них этот процесс лёгким и приятным, можно использовать песенки, стихи, потешки.

Таким образом, большое влияние на формирование навыков самообслуживания и самостоятельности оказывает вся система воспитательно-образовательной работы с детьми.

В целях ознакомления детей с требованиями по самообслуживанию используют занятия, рассматривание сюжетных картинок, чтение художественных произведений, потешки.

13

4. Представление опыта родителей по проблеме привития КГН Привитие аккуратности при приеме пищи. Обучение процессу одевания и раздевания (Алгоритмы)

5. Разговор об аккуратности и опрятности в быту.

6. Игра « Продолжи предложение» Каждому родителю предлагается продолжить предложение: Мой ребенок умеет или делает….. ( назвать те качества которыми обладает ребенок).

8.  В итоге предлагаем памятку для родителей. Подведение итогов.

Деловая игра для родителей «Я сам!»: воспитание у детей раннего возраста самостоятельности .

Цель: 
• вооружить родителей знаниями по вопросам воспитания у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности;
• заинтересовать родителей данной проблемой, учить анализировать

План подготовки к проведению деловой игры:

1. Индивидуальные консультации для родителей на темы: «Первые шаги к самостоятельности», «Кризис трех лет».
2. Оформление стенда на тему «Я сам».
3. «Библиотека для родителей» — выставка литературы для родителей по теме «Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста», литературные произведения для детей (И. Муравейка «Я сама», З. Александрова «Что взяла, клади на место», А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковский «Мойдодыр», народные потешки: «Водичка, водичка, умой мое личико», «Травка – муравка» и другие).

14

4. Оформление папки – раскладушки «Значение воспитания самообслуживания у детей».
5. Памятка для родителей:

Участники игры: воспитатели, родители.

Ход игры:

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады видеть Вас на нашей деловой игре. Я хочу процитировать высказывание Я. Корчака: «Если вы умеете определять радость ребенка и ее силу, вы должны знать, что самая высокая радость – преодоленной трудности, достигнутой цели, раскрытой тайны, радость триумфа и счастье самостоятельности…». И еще одно – «Человек не может быть свободным, если он не самостоятелен» (М.Монтессори).

Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности своего ребенка, когда тот начинает ходить в школу. Однако начинать воспитывать это качество нужно гораздо раньше — и чем раньше, тем больших успехов можно достичь.

Итак, поговорим о воспитании, тема нашей сегодняшней деловой игры: «Я сам!» — воспитание у детей раннего возраста самостоятельности».

Жеребьёвка:
Участники игры вытягивают жетоны с цифрами 1 или 2 (2 команды) Ведущий: Приглашаю всех занять свои места за столиками № 1 и № 2 в соответствии с жетонами.
Правила игры:
— уметь слушать других;
— вырабатывать общее решение вопроса;

15

— принимать активное участие в игре;
— не оспаривать оценку жюри;
— соблюдать культуру речи и тактичность;
— придерживаться регламента.

Уважаемые участники, представляем вам наше добросовестное и компетентное жюри (3 человека).
Уважаемые жюри, послушайте, пожалуйста, критерии оценивания участников:
0 баллов – участники не справились с заданием;
1 балл – участники дали не полный ответ;
2 балла – можно дополнить ответ;
3 балла – полный ответ

Итак, начинаем нашу игру.

1 этап: Придумать название команды, девиз, выбрать капитанов. Время 5 минут. (Звучит легкая музыка).

2 этап: «Разминка»
Назвать детские литературные произведения, которые будут полезны при воспитании у детей такого качества как самостоятельность.
За каждый правильный ответ жюри добавляет балл.

3 этап: «Конкурс капитанов». Время 3 минуты.
Составьте список дел, с которыми ребенок может справиться, без Вашей помощи.
(Звучит легкая музыка).
Список дел обсуждается.

4 этап: «Рассуждаем». Время 10 минут.
Ведущий предлагает капитанам выбрать один из двух воздушный шар. Капитаны достают из них листы с вопросом для каждой команды. Идет обсуждение.

16

1 шар: Самостоятельность — это ценное качество, необходимое человеку в жизни. Может ли маленький ребенок быть самостоятельным?

2 шар: По своей природе дети очень активны и очень часто они стремятся выполнить различные действия самостоятельно. Но из-за отсутствия времени или неуверенности в силах ребенка — мы стремимся сделать все за него сами. Как вы считаете? Действительно ли мы оказываем ребенку помощь?

5 этап: «Запрещаем — разрешаем». Время 7 минут.
Самостоятельность не означает полной свободы действий. Самостоятельность должна быть заключена в рамки общепринятых норм. Как правило, детям с 2-х до 3-х лет свойственно «асоциальное» поведение. Это происходит потому, что ребенок не понимает, что значит «правильные действия» и «не правильные действия». Со временем ваш малыш начнет понимать, что самостоятельность должна завершаться результатом, который устраивал бы всех. Каким же действиям ребенка можно дать «полную свободу» или «относительную свободу», а, может быть, «запрет».

Участникам предлагается составить список возможных действий детей, распределив их по трем основным зонам на листах трех цветов.

Зеленый символизирует зону «Полная свобода» — это все, что можно ребенку всегда и везде по его собственному усмотрению.

Желтый – зону «Относительная свобода» — действия, в которых ребенку предоставляется относительная свобода. Можно действовать по собственному выбору, но соблюдая некоторые правила. Именно в этой зоне ребенок приучается к внутренней дисциплине. Внешние ограничения со временем переходят в собственные самоограничения.

Красный – зону «Запрещено» — действия ребенка, которые для него неприемлемы ни при каких обстоятельствах.

Полученные результаты анализируются.

17

Ведущий: Пока жюри подводит итог, я предлагаю Вам проявить себя в творчестве.

6 этап: Синквейн — это стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором человек высказывает своё отношение к проблеме. Предлагаем Вам написать синквейн по сегодняшнему мероприятию. Я предлагаю Вам слово «САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ» (или как вариант «ВОСПИТАНИЕ»).

Порядок написания синквейна (спроектирован через видеопроектор):

Первая строка — одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
Вторая строка — два прилагательных, характеризующих данное предложение.
Третья срока — три глагола, показывающие действие понятия.
Четвёртая строка — короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.
Пятая строка — одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связанные с данным понятием.

Получившиеся стихотворения зачитываются капитанами.

Ведущий: Вот и окончена наша игра. Пора подводить итоги.

Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства. Задача взрослых- развивать активность ребенка, направлять ее в нужное русло.

Итак, слово предоставляется жюри.

Жюри подводит итоги. Команды награждаются Грамотами за участие в деловой игре. Родителям раздаются памятки по воспитанию самостоятельности у детей раннего возраста.

18

Мастер класс № 3.

Тема: Самостоятельность

Цели:

1. Повышать знание о воспитании самостоятельности у родителей.

2. Достичь высокого уровня взаимодействий дошкольного учреждения и семей через сотрудничество и совместную деятельность.

Задачи работы:

1. Установить взаимосвязь между воспитателями и родителями в воспитании детей

2. Наделить родителей необходимыми знаниями о воспитании самостоятельности детей

3. Сделать деятельность детей и родителей более интересной

4. Ознакомить родителей с жизнью и работой детского сада.

Ход мастер-класса:

Здравствуйте, уважаемые родители, дети и педагоги!

Для того чтобы воспитать полноценную самостоятельную личность необходимо осуществлять помощь в социализации детей в их первых  обществах – семье и группе детского сада, они способствуют их социально-психологической адаптации к жизни в обществе, а также для того, чтобы успешно взаимодействовать с окружающим миром и развитию у этих детей самостоятельности.

Для начала проведем небольшую игру «Напоим Мишку с куклой чаем».

Данная игра поможет научить детей выполнить несколько игровых  действий, которая  поможет не только ухаживать за собой, но и за другими, развить самостоятельность. Использовать в речи слова завернуть, покачать, напоим, уложим, покормим, и т.д.

19

Атрибуты игры:  игрушка Мишки и куклы, посуда, плита.

Дети вместе с родителями расставляют кружки, тарелки, чайнички, потом подсказывают детям, как нужно напоить игрушек. В это время воспитатель тоже включен в игру, он читает стихотворение А. Барто  «Мишка».

Далее проведем подвижную игру: Кто соберет больше всего шишек?"

Атрибуты: шишки, корзинки, колокольчик.

Шишки нужно высыпать на пол, далее идет команда (колокольчик) тогда все дети могут начать собирать, не целиком, а по одной штучке, далее  звонят колокольчики, все остановились, тогда родители начинают подсчитывать у своего ребенка шишки, у кого больше всех, тому приз.

Игра. Оденем куклу на прогулку. Формировать словарь по теме, ввести в активный словарь обобщающее слово «одежда».

Задачи:

1. Развивать моторику, продолжать учить выполнять движения воспитать самостоятельность.

2. Показать детям место хранения  игрового уголка с одеждой рассмотреть его, назвать. Вызвать желание детей самостоятельно одевать одежду игрушкам, при определенном сезоне погоды нужно одеть определенную одежду.

Во время игры родители помогают и подсказывают детям.

В конце провести разминочную игру, имитировать с детьми игру в мяч. Пусть они сгибают поочередно ноги в коленках и приподнимают их до пояса. Противоположной рукой надо слегка оттолкнуть колено вниз. Повторяется действие 8 раз, воспитатели объясняют и показывают, родители помогают и выполняю действия с детьми.

Вывод. Самостоятельность действий нужно ограничивать приемлемыми социальными нормами. Действия детей не могут расцениваться

20

самостоятельными, если ребёнок выполняет самостоятельно хорошо только одно задание, дошкольник должен стремиться к совершенствованию навыков в различных областях.

Мастер-класс №4

Тема:«Педагогические средства развития самостоятельности у детей»

Цель:

Сформировать целостное представление о сущности, содержании и значении   самостоятельности в личностном развитии дошкольников.

Задачи:

1. Рассказать родителям что такое самостоятельность

2. Осуществить коллективное продуцирование идей по выявлению эффективной педагогической стратегии  формирования самостоятельности в ДОУ и в семье.

         

 Ход мастер-класса:.

Мастер-класс включает 4 этапа.

На первом этапе  родителям предложена игра «Расшифруй слово по буквам». Необходимо подобрать слова, которые начинаются с букв, образующих «Самостоятельность» и отражают его существенные признаки.

Главная цель игры – осмысление проблемы, накопление необходимой информации по предмету разговора, повышение профессиональной компетенции. А также – «построение» атмосферы безопасности и доверия, создания настроя на творческую деятельность.

21

Каждое предложенное слово сопровождается аргументацией, коллективным обсуждением, что обеспечивает единое понимание проблемы.

 На 2-м этапе участники, родители выполняют заказ издательской фирмы по созданию педагогического словаря. Содержание заказа заключается в определении понятия «Формировании самостоятельности». Для выполнения игрового задания формируются 4 микрогруппы по случайному принципу (цвету стульев). Каждая из игровых групп представляет «ответственную редакцию». Перед началом работы проводится краткий инструктаж по уточнению цели задания, определению регламента работы (5-7 минут).

В результате внутригрупповых дискуссий даются 4 определения формирования самостоятельности. Родители вместе с педагогами характеризуют самостоятельность, дети также включены в процесс они выполняют задания по художественной самостоятельности (нарисовать как могут рисунок).

На 3 этапе необходимо ответить на 2 вопроса: «В чем причина отсутствия интереса у детей  делать что-то самим?» и «Как создать познавательную мотивацию и удержать интерес детей?». Для выполнения задания формируются 2 группы. Одна отвечает на первый вопрос, вторая – на второй. Для выполнения задания в каждой группе был выбран координатор времени, протоколист, руководитель, который по истечении установленного срока (10 мин.) должен изложить и обосновать результат работы группы. Моделирование педагогических идей оформляется на листах бумаги.

На 4 этапе детям и родителям мастер-класса предлагается просмотр видеозаписи (мультфильма «Вовка в Тридевятом царстве»)

В итоге занятия, необходимо провести анализ положительных и отрицательных сторон педагогической деятельности воспитателя по формированию самостоятельности. В ходе коллективного обсуждения и ответов

22

на предложенные заранее вопросы, выявляются педагогические средства, позволяющие педагогу поддерживать самостоятельность детей к деятельности и выполнению предложенных проблемно-игровых заданий.

Вывод. Самостоятельность это такое качество которое необходимо развивать с раннего детства, родители и воспитатели должны всячески способствовать формированию самостоятельности.

Занятие для родителей Тема: «Все сам»!

Тема: « Все сам».

Цель: развить у детей самостоятельность, способствовать взаимодействию родителей, детей и педагогов.

Задачи:

- вооружить родителей знаниями по вопросам воспитания у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности;

- заинтересовать родителей данной проблемой, учить анализировать.

            Ход работы:

В начале проведем игру.

Участники игры: воспитатели, родители.

Узнать насколько все  готовы уменьшить опеку и возможности увеличить границу самостоятельности вашего ребенка можно будет понять проведя данное занятие.

Чтобы быть позитивными в течении занятия, и провести диалоги, предложу вам несколько упражнений, первое из них «Хорошо или плохо».

УПРАЖНЕНИЕ «ХОРОШО ИЛИ ПЛОХО»

23

Необходимо поочередно, закончить, одно (или несколько») из предложений:

- «Быть родителем хорошо, потому что…»;

- «Быть родителем плохо, потому что…».

Теперь хочу попросить вас  кто захочет ( 2 человека)  поучаствовать в упражнении, которое называется  «Связующая нить»

УПРАЖНЕНИЕ «СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ»

У психолога и воспитателя в руках кукла (представляющая «ребёнка») и моток шерстяных ниток.

У меня и у Е.А. в руках кукла – это Ваш «ребёнок». С помощью мотка шерстяной нити привяжите к себе «ребёнка», на том расстоянии, на котором, как Вы считаете, будет ему комфортно.

Родители выполняют первую часть упражнения.

Теперь привяжите к себе «ребёнка», на том расстоянии, на котором, как Вы считаете, будет Вам комфортно.

Тем родителям, у кого минимальное расстояние, предлагается ножницами разрезать нить.

Далее предлагаю вам небольшой опрос, в нем необходимо составить список.

Дорогие родители, можете взять листы бумаги и разделить их на две части. Левая часто:  занятия, которые делаются вместе с ребенком (имеется в виду самообслуживание); правая часть: самостоятельная деятельность ребенка, что он делает сам.

Затем обсудим, что ребенок каждого возраста может делать сам.

Родители выполняют упражнение. Желающие зачитывают свой список вслух.

Какие чувства у вас вызывает этот список?

24

Что вы чувствуете, слушая чужие списки?

Заберите списки домой и постарайтесь, чтобы хотя бы один из пунктов переместился из левой половины в  правую.

Известно, что многие нарушения в поведении и развитии ребёнка связаны с ошибками воспитания, например, недостаточным вниманием к нему родителей. Однако, как считают психологи, чрезмерная опека тоже может оказаться так же вредна, как и её недостаток.

В заключении подведем итог.

Вывод: на данном занятии каждый родитель понял, что может делать самостоятельно его ребенок, какие ошибки допускают родители, и что необходимо сделать для формирования самостоятельности.

Круглый стол для родителей Тема: «Труд, как воспитание самостоятельности»

Тема. Труд как воспитание самостоятельности

Цель: сформировать у родителей отчетливое представление о возможностях, путях и способах воспитания самостоятельности у детей в процессе трудовой деятельности.

Задачи:

- просветить родителей о формировании самостоятельности;

- помочь родителям и воспитателям взаимодействовать в воспитании самостоятельности детей.

Форма проведения: круглый стол

Ход:

25

–Здравствуйте, дорогие родители! Мы рады, что вы пришли к нам, попытаемся решить важные проблемы сегодня за этим круглым столом. Предлагаю тему для обсуждений: «Воспитание самостоятельности у детей в трудовой деятельности».

Для начала проведем разминку.

Психологическая разминка «Улыбка»

-Хотела бы выяснить какое у вас сейчас настроение? Как можно его без слов «заразить» хорошим настроением других людей? Как без слов сообщить о своем хорошем настроении? Конечно, улыбкой. Улыбка может согреть своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить настроение. Улыбнитесь все, а теперь подарите улыбку своим соседям слева и справа. Спасибо!

- А. С. Макаренко сказал: «Труд - всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов». Как Вы думаете он прав?

1. Диалог с родителями:

- Поднимите, пожалуйста, руки те, кто считает, труд не нужен человеку…

А теперь те, кто уверен, что труд необходим человеку как воздух….

-Без подсчёта голосов видно, что у нас с вами единое мнение.

Показ видеосюжета:

- А сейчас мы вам покажем видеосюжет, как наши дети трудятся в детском саду.

Труд позволят сформировать у детей необходимый комплекс качеств, который формируют умение учиться. А чтобы ребёнок научился трудиться, особое внимание уделяется принципу «сам». Ведь научиться чему- либо человек может только сам, если захочет и испытает потребность в той или иной

26

деятельности. Вот почему в работе с детьми большое внимание уделяется семи «сам».

2. Упражнение «Придумайте слова, обозначающие качества ребенка – начало которых начинается сам (родители подбирают слова - воспитатель на показывает схему на экране)

Самостоятельность

Самовыражение

Самоутверждение

Самоконтроль

Самооенка

Самообучение

Самовоспитание

Задача наша - помочь ребёнку в активном и самостоятельном приобретении собственного опыта, развить желания и потребность ребёнка в получении определённых трудовых умений.

3. Пояснения. Какая же цель и задачи трудового воспитания?

Формировать положительное отношение к труду и воспитание самостоятельности.

Самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в жизни, воспитывать его необходимо с раннего детства. Но действительно ли мы оказываем ребенку помощь? Как вы считаете? Может ли маленький ребенок быть самостоятельным?

Стремясь сделать все за ребенка, взрослый причиняет ему большой вред, лишает его самостоятельности.

Все родители стремятся воспитать своего ребенка самостоятельным, мечтают, чтобы он с детства помогал им. Но не всегда удается приучить ребенка

27

к самообслуживанию, к посильному труду, поскольку родителям часто не хватает терпения научить, подождать, пока закрепятся навыки и умения.

Желание «я сделаю сам» - естественная потребность, живущая в каждом малыше и подвергающаяся препятствиям в виде взрослых, которые бояться, что их «подопечный» не справиться с поставленной задачей. Вот самые популярные ошибки этих взрослых:

Так быстрее.

Лучше все сделать самому, чем ждать медлительного малыша. Пока он там вывернет штанишки, рассмотрит рисунки на ткани или испачкается. Проще и быстрее, если взрослый сам примется за нужный процесс.

Однако наша цель - воспитание самостоятельности, которая требует гранитного терпения. Пусть малыш сам разбирается со своим заданием, а вы не мешайте ему и не подталкивайте.

Безопасность превыше всего.

Маленького ребенка опасность подстерегает везде, даже в его комнате. Он может споткнуться о порог, стукнуться об угол столешницы, проглотить мелкий предмет и многое тому подобное.

Чтобы подобного избежать, нужно продумать и устранить все рискованные нюансы. Не помешает и профилактическая беседа про осторожное поведение. Объясните ему, что утюг может обжечь, а иголка - уколоть.

Жалость.

Очень часто родители стараются оберегать ребенка от любых трудностей и ошибок. Им становится жалко своего крошку. А вот это первый шаг к инфантильности! Дети в любом возрасте должны сталкиваться с посильными задачами и анализировать полученный итог.

Дошкольник уже может помогать маме в уборке дома (убрать игрушки, развешать свои вещи) и неукоснительно следовать семейным законам,

28

например, ложиться спать сразу после вечерних ритуалов (умывание, переодевание, чистка зубов). Но самое примечательное - каждому детскому возрасту присущи индивидуальные уровни развития.

Таким образом, необходимо помнить:

- Не нужно выполнять за ребенка то, что он может сделать сам. Если ребенок уже научился, например, есть или одеваться без помощи взрослого, то дайте ему возможность делать это самостоятельно!

- Следует помогать ребенку только в том случае, если он сам просит взрослого о помощи.

4. Игра «Собери пословицу».

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Труд кормит, а лень портит.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Кто мастер на все руки, у того нет скуки.

Откладывай безделье, а не откладывай дело.

Не бойся работы — пусть она тебя боится

5. Подведение итогов собрания.

В заключение хочу сказать, что в каждой семье ситуации складываются разные. Вы можете следовать каким-то рекомендациям, можете выбирать свои методы решения проблем. Важно, чтобы наряду с требованиями к ребёнку вы не забывали и о его праве на собственный взгляд на вещи, о праве самому принимать решения и нести за это ответственность.

29

Проект по воспитанию у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности

 Тема «Мы  растём»

Возраст участников: от 2-х до 3-х лет

Тип проекта: Краткосрочный 2 недели

Состав проектной группы : воспитатель, воспитанники, родители

Актуальность обусловлена необходимостью воспитания культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, воспитание самостоятельности. Поиском новых форм взаимодействия в работе семьи и ДОУ в процессе обучения детей навыкам самообслуживания

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

поиск новых форм и методов работы по воспитанию у детей раннего возраста самостоятельности совместно с родителями

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

Воспитание желания у детей самостоятельно выполнять определенные навыки самообслуживания

Привлечение художественного слова к процессу воспитания навыков самообслуживания

Знакомить детей с алгоритмом одевания, раздевания, аккуратного складывания своих вещей

Заучивание потешек и стихотворений

Перенос усвоенных знаний и навыков на игровую деятельность

Для родителей:

Придерживаться дома требований воспитателя

Давать дома детям самостоятельно одеваться

30

Обмен приёмами воспитания самостоятельности детей младшего возраста в семье, в ДОУ

Познакомить с художественным словом в процессе освоения навыков самостоятельности

Демонстрационный ряд :
Дидактическая кукла Маша
Альбомы
Иллюстрации на тему «Одежда»

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЕ «МЫ РАСТЁМ»:

Умею надевать колготки, носки

Умею застёгивать сандалии

Умею раздеваться после прогулки, перед сном

Умею ставить обувь в шкаф, складывать одежду

ОСНОВНОЙ ЭТАП:

Пошаговый алгоритм реализации проекта.

Совместное движение взрослых и детей, приводящее к результату (через всю деятельность проходит кукла Маша)

Совместные дидактические игры: «Оденем куклу», «Разденем», «Купание куклы», «Укладывание куклы спать», «Угостим куклу чаем»

ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ

«Надо, надо умываться по утрам и вечерам (по мотивам «Мойдадыр» К. Чуковский).

Цель: побудить детей к занятиям личной гигиены на примере хорошо знакомых игровых образов животных и птиц

31

Задачи: знакомство детей с разными способами умывания, мытья рук, созданиярадостного эмоционального настроения от применения культурно-гигиенических умений и навыков

Материал: кукла Грязнулька

Загадки о воде: «Живёт она на небе и на земле живёт, и бодрость и здоровье с собой она несёт. Своё в ней отраженье увидишь ты всегда. В жару всегда поможет прозрачная: Вода». Воспитатель: «Конечно вода!»

Приходит Грязнуля.

Чтение А. Барто «Девочка чумазая»

«Мы собираемся обедать» (Чтение стихотворения Е. Благиной «Обедать!»)

Цель: формировать у детей навыки самообслуживания, воспитание самостоятельности

Задачи: учить детей готовиться к приёму пищи, правильно пользоваться столовыми приборами, соблюдать правила поведения за столом, умение пользоваться салфетками, благодарить за еду. Активизировать в речи детей название предметов сервировки, блюд, учить использовать вежливые слова

Материал:

одежда дежурных и предметы сервировки

Воспитатель учит детей

как правильно класть салфетки,

раскладывать ложки,

ставить хлебницы.

32

Чтение стихотворения Е. Благиной «Обедать!»

«Собираемся на прогулку» (Чтение стихотворения В. Зайцева «Я одеться сам могу…»)

Цель: формировать навыки самообслуживания и самостоятельности

Задачи: способствовать к развитию навыков у детей самостоятельно надевать некоторые предметы одежды, при необходимости обращаться за помощью к взрослым. Активизировать в речи название предметов и деталей одежды, развивать связную речь

Материал: кукла Маша, иллюстрации с одеждой

Загадки об одежде:

«Чтоб не мёрзнуть, пять ребят по чуланчикам сидят» (перчатки)

«Сидит зайчик на макушке, 
           У него большие ушки.  
           Будет холодно когда, 
           Опущу я их тогда» (шапка-ушанка)

  Чтение стихотворения В. Зайцева «Я одеться сам могу…»

ИТОГОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

– ребёнок способен самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры и в детском саду и дома;
– самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания;
– имеет элементарные представления о необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни в детском саду и дома;
– умеет замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых;

33

– ребёнок с желанием и  интересом принимает участие в играх, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков.

ВЫВОД

Необходимо воспитывать культурно-гигиенические навыки у детей с раннего возраста и в семье, и в детском саду, для развития таких важных качеств как воля, нравственность, самостоятельность, основ эстетического вкуса, этического развития, а также для такого важного процесса как социализация.   Так как основой полноценного физического развития ребенка младшего возраста является приобщение его к основам здорового образа жизни, т. е. освоению основ культуры гигиены.

Поэтому формирование у детей культурно-гигиенических навыков является одной из важнейших задач воспитания. Для того чтобы она реализовывалась успешно требуются следующие условия: непрерывность воспитательного процесса, высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения, единство требований со стороны взрослых, активное участие родителей в процессе воспитания и закрепления, полученных в детском саду КГН.

34

Содержание

Вступление         ..3

Родительское собрание с мастер классом №         14

Мастер класс № 2        10

Делова игра для родителей «Я сам!» 14 Мастер класс № 3        19

Мастер класс № 4 Педагогические средства развития     самостоятельности у детей         21

Занятие для родителей «Все сам!»        23

Круглый стол для родителей «Труд, как воспитание самостоятельности»          25

Проект по воспитанию самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста «Мы растем»        30

35

Литература

  1. Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 2012.
  2. Кощиенко И.В. Взаимодействие педагогов и родителей как социальная и психолого-педагогическая проблема.// Знание. Понимание. Умение.- № 1 / 2012.
  3. Михайленко Н.Я., Короткова H.A. Как играть с ребенком - М.: Педагогика, 2013
  4. Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. -М. :Мозаика-Синтез, 2012.
  5. Печерога А.В. Развивающие игры для дошкольников. 2-7 лет. - М.: ВАКО, 2012
  6. Савченко М. В. К проблеме определения критериев и показателей самостоятельности в игровой деятельности детей дошкольного возраста. //Современные проблемы науки и образования.- №1.-2013.
  7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М., 2012.
  8. Сартан Н.Г., Тренинг самостоятельности у детей ТЦ «Сфера», 1998.
  9. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога / серия «Справочник» Ростов Н/Д: «Феликс», 2012.
  10. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология. Антология / Л.Б. Шнейдер. - М.: Изд-во «Академический проект», 2013.

36


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

психолого-педагогические основы самостоятельности дошкольников

В наш век - век исторических и политических катаклизмов, резкой смены ориентиров, в период социально-экономических преобразований от человека требуется быть личностью способной выстоять, выжить,...

«Развитие самостоятельности дошкольников через экспериментальную деятельность.»

проект эксперементальной деятельности в старшей группе...

Психолого – педагогические основы самостоятельности дошкольников

В наш век - век исторических и политических катаклизмов, резкой смены ориентиров, в период социально-экономических преобразований от человека требуется быть личностью способной выстоять, выжить,...

Методическая разработка по теме «Развитие инициативности и самостоятельности дошкольника в общении со взрослым» (с помощью дидактической игры «Карта эмоций»).

Дидактическая игра «Карта эмоций» содержит элементы арт-терапии и учит детей распознавать различные эмоции человека по выражению его лица, расширяет словарный запас названиями эмоций, созд...

Представление собственного инновационного опыта "Ознакомление дошкольников с природой родного края через культуру мордовского народа"

Представление собственного инновационного опыта "Ознакомление дошкольников с природой родного края через культуру мордовского народа"...

План самообразования воспитателя дошкольного отделения. Тема: "Использование игровых средств для формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности у старших дошкольников"

Данный материал будет интересен воспитателям дошкольных отделений. В плане описаны цель, задачи, предполагаемые результаты и этапы работы по самообразованию....

Программа развития чувства собственной уникальности и самоценности дошкольника "Фиолетовый утёнок"

Настоящая  развивающая психолого-педагогическая программа  «Фиолетовый Утенок»  разработана и апробирована на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учр...