Развитие связной речи старших дошкольников
статья (подготовительная группа) на тему

Мозговых Алла Александровна

В статье представлены материалы из опыта работы с набором конкретных игр и упражнений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.88 КБ

Предварительный просмотр:

Сегодня вопрос развития связной речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи, для развития связной речи в частности, и формирования культуры речевого общения. Практика показывает: это очень трудоёмкая и ответственная работа.

Но для того чтобы чему-то обучать детей, мне. как воспитателю, надо поработать над собой. Ребёнок большую часть времени проводит в детском саду: общается с нами, воспитателями, учится у нас многому, в том числе и культуре речи. Поэтому особое внимание уделяю своей речи.

Основная функция связной речи – коммуникативная. Связная речь включает в себя развитие двух форм речи - диалогической и монологической.

Диалогическая речь: умение детей слушать и понимать обращённую к ним речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать. Монологическая речь: рассказ - это связное развёрнутое изложение какого – либо факта.

Работая с детьми, я заметила, что 

1. дети мало задают вопросы товарищам и воспитателю

2. отвечают на поставленный вопрос, кратко не объясняя ответа

3. не умеют составлять описательные, творческие и коллективные рассказы

4. не умеют логически без пропусков пересказать содержание только что прочитанной сказки

5. у детей слабо развито воображение, внимание, память, мелкая моторика, творческое мышление

6. родители мало уделяют внимания речи детей. У отдельных родителей вообще отсутствует желание заниматься с детьми.

В силу этих и других причин считаю очень важно пробудить у детей интерес к занятиям, увлечь их и превратить непосильный труд в самый любимый и доступный вид деятельности - ИГРУ.

Как загораются глаза детей, какое нетерпеливое ожидание чего то приятного, радостного светится в них, когда я говорю «Сейчас мы с вами, дети, поиграем!» Игровые приёмы помогают сделать задания для детей привлекательнее. Дети играют, не подозревая, что усваивают какие – то знания, овладевают навыками, учатся культуре общения друг с другом, с окружающими, формируется связная речь.

Большое значение для развития навыков самостоятельной речи, я придаю рассказам по сериям сюжетных картинок.  Серии картинок помогают ребёнку разобраться в последовательности событий. Он учится выделять основные моменты в содержании рассказа, уточняет значение известных ему слов и усваивает новые. Новые слова запоминаются не механически, а в процессе их активного использования.

Для формирования диалогической речи я использую различные виды театра. 

При использовании театра так же развивается мышление, воображение, мелкая моторика.

Известный педагог В. А. Сухомлинский писал «истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев». От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. 

Ежедневное проведение артикуляционной и пальчиковой гимнастики.

Так же активно использую считалки, скороговорки, стихи, загадки, пальчиковые игры.

Считаю очень важным закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться. Особое внимание уделяю умению формулировать и задавать вопросы, в соответствии с услышанным, строить ответ, дополнять, исправлять собеседника, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других людей.

Обязательно поощряю разговоры по поводу вещей, не находящихся в поле зрения ребёнка, содержательное речевое общение детей по поводу игр, прочитанных книг, просмотренных кинофильмов.

Для полноценного речевого развития ребёнка играет роль семья. Объясняю родителям, что речевая игра или упражнение, беседа с ребёнком - это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устранятся от этой работы, то пострадает их ребёнок. Знакомлю родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями, отбирая и учитывая большую загруженность родителей ежедневными домашними делами, и накопленную к концу дня усталость. Среди прочих дома рекомендуется «играть на кухне».

Например.

Игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук:

«Помогаю маме» (перебрать рис, горох, гречку),

«Волшебные палочки» (из карандашей собрать простейшие геометрические фигуры).

Игры на обогащение словаря ребёнка:

«Давай искать на кухне слова» (какие слова можно вынуть из кухонного шкафа, борща и т.д.),

«Угощаю» (давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок вспоминает «вкусное» слово и «кладёт» Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока всё не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «солёные», «горькие» слова).

Игры на развитие грамматического строя речи.

Приготовим сок»  Из яблок сок ... (яблочный); из груш ... (грушевый); из вишни ... (вишнёвый); из моркови, лимона, апельсина и т.п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? и т.д.

По дороге из детского сада (в детский сад)

«Я заметил».  «Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а ещё обязательно укажем - какие они. Вот почтовый ящик - он синий. Я заметил кошку - она пушистая». Ребёнок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.

«Волшебные очки». «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то всё становится красным (зелёным, синим и т.п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета всё стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный забор и пр.»

Вот такая совместная работа детского сада и семьи по развитию речи даёт полноценное речевое развитие ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей: «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников».

Для того чтобы успешно выполнить программу начального обучения, речь детей, поступающих в 1-ый класс, должна отвечать требованиям современной школы. Среди них можно выделить содержательность детской р...

Конспект родительского собрания в старше-подготовительной группе с использованием ИКТ на тему «Развитие связной речи старших дошкольников»

Цель: повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросам развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.План:1. Вступительное слово педагога.2. Просмотр презентации.3...

Мастер – класс на тему: «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников»

Мастер – класс на тему: «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников»...

Мнемотехника как эффективный способ развития связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения...

Особенности совместной работы учителя-логопеда и воспитателя по развитию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Залогом успешной коррекционной деятельности по преодолению нарушений при формировании связной речи у дошкольников с ОНР является взаимосвязанная работа всех специалистов образовательной организации,...

Перспективный план работы с детьми и родителями по теме "Развитие связной речи старших дошкольников через использование приёмов мнемотехники" (старшая группа)

В перспективном плане отображена система работы с детьми, родителями по речевому развитию детей  через использование приёмов мнемотехники....