Что такое жестокое обращение с детьми.
консультация на тему

Машукова Екатерина Ильинична

Родительское собрание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhestokoe_obraschenie.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое жестокое обращение с детьми. Рекомендации по выявлению жертв насилия.

(Выступление на родительском собрании)

        «Проблемные родители» - не вина ребенка, а его беда и несчастье. Жестокие обращение с детьми - это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребенка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.                                                 Жестокое обращение в детстве воспитывает людей, социально дезадаптированных, не умеющих создать семью, быть хорошим родителем. Опасным социальным последствием насилия является дальнейшее воспроизводство жестокости.

Жестокое обращение с детьми включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи, опекунами, попечителями, воспитателями и т. д.

Основные формы жестокого обращения с детьми:                                        Физическое насилие - преднамеренное нанесение физических повреждений.       Сексуальное насилие (или развращение) - вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия со взрослым с целью получения последним удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не может предвидеть все негативные для себя последствия.                                                               Психическое (эмоциональное) насилие - периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.            К психической форме насилия относятся:                                                                      -открытое неприятие и постоянная критика ребенка;                                                    -угрозы в адрес ребенка в словесной форме;                                                                                  -замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;                                                                                                                        -преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;                                        -ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;                                                                      -однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.                                                                             Пренебрежение нуждами ребенка - это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.                                                                            К пренебрежению элементарными нуждами ребенка относятся:                               отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинского ухода;                                                                               отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.                                                                      Заметим, что   наши воспитанники по 10-12 часов проводят в ДОУ, и получается, что именно педагоги могут длительный период наблюдать за поведением ребенка, его взаимоотношениями со взрослыми, сверстниками, старшими и младшими ребятами, получая информацию о включенности подопечных в акты насилия. При сборе такой информации следует обращать внимания на ряд признаков, в том числе на внешний вид детей, особенности поведения самих ребят и их родителей. 
Специалисты утверждают, что часто сталкивающиеся с жестокостью дети позже начинают
 ходить, говорить, реже смеются, отстают от сверстников в весе и росте, значительно хуже успевают в школе. Ребенка, страдающего от домашнего насилия, можно определить даже по внешнему виду. У него, как правило, припухлые, "заспанные" глаза, бледное лицо, всклокоченные волосы, дурные привычки (сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание и др.), неопрятная одежда и другие признаки запущенности, общей неухоженности. На теле могут быть синяки, переломы, ожоги и другие травмы, происхождение которых он не может объяснить. Из-за этого ребенок во время переодевания, например, для занятий физкультурой, прячется, в жаркую погоду отказывается снять лишнюю одежду и т.д.
Что касается 
поведения пострадавших детей, то они обычно подвержены неожиданной смене настроения, в младшем возрасте – приступам боязливости, например, прячутся за дверь при появлении взрослого. Такой ребенок разговаривает сам с собой или играет в воображаемом мире намного больше остальных детей. Он способен также демонстрировать повышенную, агрессивность: ломать игрушки, легко ввязываться в драки, может выбрать малыша слабее себя, чтобы издеваться над ним. Педагога должно насторожить, если в отношениях со взрослыми ребенок постоянно ищет одобрения или внимания, даже отрицательного, безоглядно привязывается к любому человеку, искренне проявившему к нему интерес, и пытается помешать своему кумиру вступать в тесные отношения с остальным окружением. Причем, подверженный насилию ребенок может, с одной стороны, льнуть к олицетворяющему власть человеку, а с другой – всячески отклонять предложение сходить в гости.
Наконец, для находящихся в условиях подавления детей характерны такие проявления, как                                                                                                                        а) повышенная сексуальность, внешне выражающаяся в стремлении ласкать самого себя;                                                                                                                                  б) хвастливость, постоянное упоминание о том, какой он хороший, что он умеет делать, или же наоборот                                                                                                   в) чрезмерная самокритичность, убежденность, что он ничего не умеет делать вплоть до аутоагрессии, демонстративного причинения вреда самому себе и угроз суицида.  В более старшем возрасте нередки также попытки побега из дома, бродяжничество.
          Относительно 
поведения склонных к жестокости родителей или иных законных представителей можно утверждать, что на возможность семейного насилия указывают следующие признаки:

  • противоречивые, путаные объяснения причин возникновения травмы у ребенка, обвинение в случившемся самого пострадавшего;
  • отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка, бездействие или позднее обращение за медицинской помощью, зачастую – лишь по инициативе посторонних лиц;
  • неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преувеличить или преуменьшить;
  • эмоциональная холодность в обращении с ребенком, отсутствие ласковых слов и жестов;
  • обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве;
  • негативная характеристика ребенка, возложение на него ответственности за собственные неудачи, отождествление с нелюбимым родственником;
  • алкогольная или наркотическая зависимость, признаки психических расстройств или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение и т. п.).

При возникновении подозрений о возможности насилия над ребенком и первичном контакте с потерпевшим педагогу необходимо, не делая поспешных выводов, предпринять следующие действия.                                             Во-первых, при отсутствии непосредственной угрозы жизни и безопасности ребенка следует незамедлительно и тщательно проверить достоверность предположений. Для этого используются беседы с самим ребенком, его братьями, сестрами и друзьями, соседями, родителями (опекунами, близкими родственниками), наблюдения за внешним видом и поведением несовершеннолетнего, знакомство с условиями проживания несовершеннолетнего дома и т.д. Полученные данные можно заносить в специальный дневник.                                                                                                                Во-вторых, подключить к работе специалиста-психолога, будучи готовым к тому, что виновники насилия, родители, не желая выносить "сор из избы", станут всячески отрицать произошедшее. Предпринятые педагогом действия должны привести к подтверждению или опровержению факта насилия. 
  Если факт жестокого обращения подтвердился и ребенок идет на контакт, то главная цель в беседе с жертвой насилия – это 
поддержать ребенка, выслушать его и дать выговориться. Нельзя перебивать вопросами, мешать рассказывать о случившемся своими словами, чтобы не создать ощущение давления. Полностью предоставив себя в распоряжение ребенка, взрослый показывает потерпевшему, насколько правильно он поступил, обратившись за помощью. Для получения результата обязательным условием проводимой беседы является сохранение спокойствия, чтобы не напугать ребенка гневом или недоверием, особенно если насильник – близкий родственник или педагог.
Наиболее сложной является ситуация в случае сексуального насилия. Практика свидетельствует, что дети редко врут, если речь идет о нарушении половой неприкосновенности, ибо зачастую им угрожает расплата за несоблюдение тайны. Поэтому следует
 не только защитить ребенка от насильника, но и убедить жертву в ее невиновности.. 
Итак,
 условиями оказания эффективной помощи детям и, пострадавшим от насилия, являются:

Основным документом, в котором очерчена система мероприятий по обнаружению находящихся в социально опасном положении детей является "Инструкции о порядке выявления и учета несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите" (утверждена Постановлением Министерства образования от 28 июля 2004 г. № 47). В этом нормативном акте последовательность действий работников сферы образования определена следующим образом. Если ребенок сам рассказывает о насилии или же появившиеся у взрослого подозрения в ходе беседы подтверждаются, то педагог (классный руководитель, учитель, воспитатель и др.) в письменной форме оформляет свои наблюдения и передает их социальному педагогу или директору. В случае возникновения вследствие насилия угрозы жизни и здоровью ребенка, его необходимо срочно направить к врачу , а также заявить о произошедшем в органы внутренних дел. Кроме того, согласно пункту 9 "Инструкции…" представитель учреждения образования должен сообщить о фактах насилия в управление образования и в комиссии по делам несовершеннолетних местных органов власти. 
Следующим шагом, как гласит пункт 19 документа, по поручению администрации учреждения образования его работники с участием инспектора по делам несовершеннолетних проводят проверку достоверности поступившей информации, обследуют условия жизни и воспитания ребенка и составляют акт. На основании полученной информации несовершеннолетний и его семья ставятся на учет \. Кроме того группой специалистов, в которую входят     а) педагоги учреждения образования,                                                            б) работники отдела образования и местного органа власти (педагог социальный, педагог-психолог, педагоги, инспектор, методист, организатор и др.),                                                                                                                                                      в) инспектор по делам несовершеннолетних,                                                                                                                г) медицинский работник составляется индивидуальный план помощи пострадавшему и межведомственный индивидуальный план защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего. Этот план составляется по форме, приведенной в приложении 2 "Инструкции…" и утверждается комиссией по делам несовершеннолетних. Кроме того, как записано в пункте 24 "Инструкции…", возможно также составление плана работы с родителями, форма которого приведена в приложении 3.
Основная работа по устранению причин и условий, способствующих насилию над несовершеннолетним, поручается работникам образовательного учреждения, действия которых должны быть направлены на сохранение семьи, предотвращение аддитивных поступков ребенка. В рамках утвержденного межведомственного плана могут предприниматься меры по оказанию социальной, материальной, педагогической, психологической, коррекционной, медицинской, правовой или иной помощи как ребенку, так и его семье. И только в том случае, если поведение родителей или иных лиц, применяющих насилие над ребенком, остается без изменений, не взирая на совместные усилия сотрудников органов внутренних дел, опеки и попечительства, врачей, педагогов, родственников и соседей, тогда применяются репрессивно-карательные меры в виде:

  • привлечения виновных к административной или даже уголовной ответственности;
  • лишения прав на ребенка;
  • помещения ребенка в приют, опекунскую, приемную семью.

Что касается детей – жертв насилия, то в настоящее время в нашей стране, как и во многих странах мира, создаются кризисные центры для пострадавших от жестокого обращения, разрабатываются специальные программы по их реабилитации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Жестокое обращение с детьми: что это такое?»

Консультация для родителей на тему:«Жестокое обращение с детьми: что это такое?»...

Родительское собрание: "Жестокое обращение с детьми: что это такое?"

четыре основные формы жестокого обращения с детьми, три способа открыть ребенку свою любовь....

Консультация для родителей "Жестокое обращение с детьми, что это такое?"

Родители познакомятся с определением "Жестокого" обращения с детьми". Узнают, какие существуют формы жестокого обращения с детьми. Какие законодательные акты являются защитой прав и достоинств ребенка...

Консультация для родителей: "Жестокое обращение с детьми: что это такое"

В консультации описаны основные формы жестокого обращения сс детьми, указаны законодательные акты о защите прав и достоинств ребенка....

Презентация "Выявление фактов жестокого обращения с детьми. Алгоритм действий при выявлении фактов жестокого обращения с детьми"

В последнее время участились случаи нарушения законных прав и интересов ребенка, основными из которых, к сожалению, являются жестокое обращение с детьми и уклонение родителей от воспитания собственных...

Выступление на августовской научно – практической конференции педагогических работников: «Выявление фактов жестокого обращения с детьми. Алгоритм действий при выявлении фактов жестокого обращения с детьми».

В целях защиты прав и интересов несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения, необходимо:- совместно с заинтересованными службами (медицинские работники, психологи, специалисты по социаль...