"На пороге школы (готовность детей к школьному обучению)"
консультация на тему
Подготовила:
Педагог-психолог
МАДОУ "Буратино"
Зязева Ксения Владимировна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_poroge_shkoly_gotovnost.docx | 404.37 КБ |
Предварительный просмотр:
«На пороге школы (готовность детей к школьному обучению)» Быть готовым к школе - не значит уметь считать, писать и читать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться. Начало обучения в школе - новый этап в жизни ребёнка (да и родителей тоже), безусловно, требующий определенного уровня готовности к этому качественно новому этапу в жизни и совершенно новому виду деятельности - учебной. Часто под готовностью к обучению подразумевают только определенный уровень знаний, умений, навыков ребёнка, что конечно тоже важно. Самое главное при переходе на качественно новую ступень - психологическая готовность к учебной деятельности. И, прежде всего, сформированность желания учиться (мотивационная готовность). Но и это ещё не всё. Существует огромная пропасть между «хочу в школу» и «надо учиться работать», без осознания этого «надо» ребёнок не сможет хорошо учиться, даже если перед школой он научился читать, писать, считать и так далее. Подготавливая ребёнка к школе, необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию. Готовность ребёнка в школе включает в себя такие компоненты, как: 1. Физическая готовность - это такой уровень развития всех систем организма, при котором ежедневные учебные нагрузки не вредят ребенку, не вызывают у него чрезмерного напряжения и переутомления. У каждого ребенка свой, вполне определенный, адаптивный ресурс, и закладывается он задолго до поступления ребенка в школу. При выборе школы и школьной нагрузки необходимо обратить внимание на группу здоровья, заключения врачей, заболевания ребенка (хорошо ли ребенок видит, слышит, развита ли у него координация моторных навыков, может ли он играть в мяч, прыгать, бегать, может ли спокойно посидеть в течение некоторого времени, выглядит ли ребенок здоровым, бодрым). 2. Интеллектуальная готовность – это «багаж знаний» ребенка, наличие у него специальных умений и навыков (умения сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать полученную информацию, иметь достаточно высокий уровень развития второй сигнальной системы, иначе говоря, восприятия речи). Заключается она в приобретении определенного кругозора, запаса конкретных знаний, в развитии памяти, внимания, мышления, воображения. Умственные умения могут выражаться и в умении читать, считать. Однако читающий и даже умеющий писать, ребенок вовсе не обязательно хорошо подготовлен к школе. Гораздо важнее научить дошкольника грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически. К 6-7 годам ребенок должен знать свой адрес, название города, в котором живет, название страны, ее столицы, имя и отчество матери, отца, где они работают; понимать, что их бабушка - чья-то мама, отца или матери. Должен знать времена года. Части суток, их последовательность и основные признаки, название месяцев, основные виды деревьев, цветов, различать диких и домашних животных, ориентироваться во времени и пространстве и ближайшем окружении. Важно, чтобы ребенок желал узнавать что-то новое. Высокий уровень обучаемости напрямую связан с познавательной активностью. Но бывает интеллектуально пассивные дети. Им требуется развивать любознательность и использовать такие игры «Бывает – не бывает», «Каждой вещи свое место» и др. Не следует отмахиваться от детских вопросов. Дети наблюдательны, но им не хватает жизненного опыта, чтобы правильно заметить, истолковать замеченное явление. Необходимо развивать воображение, мышление, восприятие. При низком уровне воображения, возникают трудности в освоение письма. Слуховое восприятие тесно связано с развитием речи. Сейчас печатается очень много книг с играми, упражнениями по развитию психических процессов. Ими можно воспользоваться. 3. Эмоционально-волевая готовность предполагает радостное ожидание начала обучения, развитые нравственные, эстетические чувства, сформированные свойства личности (сочувствие, сопереживание). Волевая готовность – это умение ребенка ставить цель, принять решение, наметить план действий, исполнить его, проявить определенные усилия, оценить результат своего волевого усилия; умение делать то, что требует учитель, школьный режим, программа. Чтобы делать необходимое, нужно волевое усилие, умение управлять своим поведением. 4. Мотивационная готовность предполагает наличие желания у ребёнка принять новую социальную роль, стать школьником. Для этого важно, чтобы школа привлекала его своей главной деятельностью - учебой. Отношение ребенка к школе у большинства детей появляются задолго до того, как они станут учениками. Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из: - положительных представлений о школе; - желание учиться в школе, чтобы узнать, уметь много нового; - сформированной «внутренней позиции школьника». 5. Коммуникативная готовность предполагает умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться, т.е. качества, обеспечивающие безболезненную адаптацию ребенка, способствующие его благоприятному развитию. Социально ориентированный ребенок охотно помогает другим, делится с ними игрушками, сладостями, карандашами. Он спокойно идет на контакт со сверстниками и взрослыми; знает правила общения. Не стесняется задать вопрос, может связно высказывать мысли. Умеет работать в коллективе и участвовать в обсуждениях. У ребёнка к моменту поступления в школу должен быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми. Необходимо дать ему возможность самому установить контакты с окружающими в поликлинике, на детской площадке, в магазине и пр. Каждый ребёнок без исключения проживает процесс приспособления к школе (процесс адаптации). И естественно, чем больше у ребенка есть нужных умений и качеств, тем быстрее он сумеет адаптироваться. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплект диагностических методик, определяющих готовность детей к школьному обучению.
Тесты для старших дошкольников на выявление готовности к обучению в школе....
Игры с правилами в формировании готовности детей к школьному обучению.
В многочисленных психолого-педагогических исследованиях доказано, что формирование у детей навыков и привычек организованного поведения и у...
Лекция для педагогов на тему: "Психологическая готовность детей к школьному обучению"
Лекция в интересной форме даёт полный ответ на вопрос "Что такое психолгическая готвность к школьному обучению?" Материал можно использовать для просветительской работы с педагогами и родителями....
Готовность детей к школьному обучению
Родительское собрание, материал которого содержит информацию о компонентах готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению. ...
Тема: Коррекция и профилактика сопровождения готовности детей к школьному обучению НОД для детей старшего дошкольного возраста «Трудности дороги к знаниям».
Цель: Развитие у детей психологических предпосылок к поступлению в школу и формирование мотивационной готовности. Задачи: 1. Продолжать развивать познавательные...
Выступление на педагогическом совете на тему :"Развитие познавательной активности дошкольников. Ребёнок на пороге школы." " Готовность ребёнка к школьному обучению. Особенности развития детей 6-7 лет".
quot; Готовность ребёнка к школьному обучению.Особенности развития детей 6-7 лет." Нередко родители понимают под готовностью ребёнка к школе только умения ребёнка читать, писать и с...
«Психологическая готовность детей к школьному обучению. Внимание! Дети. Здоровье ребенка в наших руках»
Протокол родительского собрания...