Мастер - класс для родителей
консультация на тему

Егорова Марина Владимировна

Игры и упражнения, направленные на преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей с речевыми нарушениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry.odt28.35 КБ

Предварительный просмотр:

                   Игры и упражнения, направленные на преодоление

                        нарушений  слоговой структуры слова у детей

                                  с речевыми нарушениями.
Цель: Создание условий для овладения родителями навыков проведения игр и упражнений, направленных на преодоление нарушений слоговой структуры слова. 
Задачи: 
-познакомить родителей с понятием «слоговая структура слова», 
-познакомить участников мастер – класса с эффективными способами преодоления нарушений слоговой структуры слова через игры и упражнения, 
-вызвать у родителей интерес и желание использовать полученные в процессе мастер – класса навыки в работе с детьми в домашних условиях. 
Оборудование: Мультимедиа, презентация. 
Раздаточный материал: чашка, чайная ложка, ножницы, картон, два стакана, один из них с водой, листы бумаги, ложка вилка, книга. 
Мяч, флажки, игрушечные музыкальные инструменты. 
Схемы слова, цветные фишки, картинки с тремя слогами, с двумя слогами, с одним слогом, картинный материал в презентации, лэпбук «Слоговичок»
Ход мастер – класса
Уважаемые родители, я рада приветствовать вас на нашем мероприятии. 
Сегодня мы поговорим о нарушении, которое, к сожалению, часто встречается в речи дошкольников. 
Что это такое? Возможно, вы замечали у своих детей такие ошибки:
«фопотарат» (фотоаппарат, 
«мидоры» (помидоры, 
«скородолка» (сковородка, 
«рагуда» (радуга, 
«бизяна» (обезьяна, 
«деверянный» (деревянный, 
«талерка» (тарелка, 
«сипед» или «лисисипед» (велосипед) и др. 
Может быть, вы догадались, что случилось со словами? 
Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски звуков, слогов, или добавляются звуки, слоги, значит структура слова произносится неверно. 
А если нарушается слоговая структура слова, то мы можем иметь сразу ряд затруднений в речи: способность чётко и понятно говорить, поддерживать беседу, ясно выражать свои мысли. Как вы думаете, а надо ли заниматься этой проблемой? К чему может привести данный дефект? 
Такое нарушение приводит к нарушению чтения и письма в начальной школе. Слоговая структура является необходимым элементом для формирования грамматического строя речи, ведь младшие школьники как говорят, так и пишут, и читают. 
Если такие трудности возникают у вашего ребёнка, ему необходимо помочь, а как это сделать, я вам сегодня расскажу и покажу. Поэтому я хочу предложить вам мастер – класс, в процессе которого вы узнаете конкретные приёмы коррекции и развития слоговой структуры слова с использованием специальных игр и упражнений. Всем этим вы можете воспользоваться во время ваших домашних занятиях с ребёнком, это не требует большой подготовки. 
И так начинаем наш мастер – класс. 
На первоначальном этапе необходимо подготовить ребёнка к усвоению слоговой структуры слова. При этом можно пользоваться как вербальным, так и невербальным материалом. Это подготовительный этап. 
Предлагаю вам выполнить задания, которые используются на данном этапе. Эти упражнения помогут вашему ребёнку развить слуховое внимание, память без участия речи (различение неречевых звуков). Для этого вы можете использовать различные предметы, которые вас окружают. Это может быть бумага, картон, ложка, вилка, чашка, книга, ножницы, вода и т. д. 
1. Упражнение «Запомни и назови»
Внимательно посмотрите и запомните предметы (5, 6, разложенные на столе. Повернитесь к столу спиной. Внимательно слушайте и, не глядя, рассказывайте о том, что я буду делать (мять бумагу, переливать воду, стучать ложкой по чашке, резать картон ножницами, перелистывать книгу, стучать вилкой о ложку и т. д.) .
2. Упражнение «Музыкальный инструмент»
Определите по звучанию музыкальный инструмент (бубен, дудка, погремушка, металлофон… ., находящийся за ширмой. 
3. Упражнение «Шумы вокруг нас». (Закрыть глаза на 1 минуту и прислушаться к звукам окружающим, назвать их источники: шаги, гудок машины, вой ветра, скрип двери) 
Предлагаю вам послушать и определить, какие звуки вы сейчас услышите. (Аудиозапись неречевых звуков) 
На подготовительном этапе необходимо проводить работу над ритмом (сначала над простым, затем над сложным). Вы можете предложить своему ребёнку различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов: барабана, бубна, металлофона. 
Виды заданий могут быть следующие:
- Хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на кубике (сколько точек на карточке) ;
- Сосчитать, сколько раз хлопнули в ладоши, и поднять карточку с соответствующей цифрой (ритм сначала предлагается простой, а затем сложный) ;
Сейчас мы выполним ритмическую игру, которая поможет развить чувство ритма, различить и усвоить слоговой состав слова. Упражнение направленно на создание основы правильного членения слова на слоги, подготавливает речь к словесному ударению. 
Для этого вы можете использовать любые музыкальные инструменты, ложки, банки, барабаны, молоточки, палочки, карандаши и т. д. 
4. Ритмическая игра: «Дятел»
Внимательно послушайте и запомните, как стучит дятел. 
Долбит дятел в лису сук раздаётся:!! , 
Долбит дятел в лису сук раздаётся:! , 
Долбит дятел в лесу сук раздаётся:! !, 
И т. д. :! !! ;! ! ;! !! ;! . 
Родители выполняют задания. 
5. Упражнение «Кто где? ».
На вербальном (словесном) уровне вы можете проводить игры и упражнения, направленные на формирование таких пространственно-временных представлений, как начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. (Вниманию родителей представляется игровое пособие по сказке «Репка»). Данные понятия важны при усвоении последовательности звукослогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры. 
6. Упражнение «Паровозик».
А теперь, уважаемые родители, предлагаю вам немного размяться и поиграть. Давайте встанем друг за другом, как вагончики паровоза, и немного подвигаемся по группе. Затем остановимся, и каждый из вас расскажет о положении своего вагончика, используя слова: перед, после, до, за, между, первый, последний. (Игра проводится под музыкальное сопровождение). Такие игры вы легко можете проводить дома всей семьёй. 
А теперь я познакомлю вас с некоторыми упражнениями, которые проводятся на основном коррекционном этапе. 
Коррекционный этап включает в себя работу на уровне звуков, слогов и слов. Родители под руководством логопеда выполняют упражнения. 
Уровень звуков 
«Прочитай звук по губам» (а о у и э ы) .
Можно показать ребёнку, как по - разному может звучать один и тот же звук. Характер звука «А» - плачет девочка, кричит мальчик, поёт девушка, мама качает малыша, испуг, показ горлышка врачу. 
Характер звука «О» - удивилась бабушка, стонет дед, потягивается папа, поёт певица… 
На данном этапе развивается мимика, лексика, дыхание, воображение, память, внимание, фонематический слух. 
Уровень слогов, слов. 
Упражнение «Скажи наоборот» (с мячом) .
СА-АС
ТСА-АТС
КЛА-АЛК
РО-ОР
Упражнение «Закончи начатый слог»
СА-пог, -нки, -хар, -лат, -рай, -молёт и т. д. 
Упражнение «Слоговые цепочки»
Я произнесу слово, а вы должны определить последний слог и назвать слово, начинающееся на этот слог (далее по цепочке) : слоги-гиря-рябина-Наташа-шапка-карета-тапочки-кино-нота (Родителям демонстрируется игровое упражнение «Собери цепочку слов» на карточках по картинкам) 
Упражнение «Собери шары» 
Раздаю я вам шары, 
На них слоги посмотри. 
По цвету пару ты найди
И слово на шарах прочти! (во-да, ро-са, бу-сы, лу-жа, ле-то… .) 
Упражнение «Подбери рифму»
На своих занятиях я использую игровое пособие «Рифмушки», предлагаю вам подобрать рифмы к словам, используя данные картинки. (Родители подбирают рифмы к словам с опорой на изображение предметов: кошка-мошка, подушка-лягушка и т. д.) 
Следующее упражнение поможет вашему ребёнку развить слуховое внимание к звучащей речи. А также различить слова контрастные по длине (короткие и длинные). 
Игра: «Что рисуют дети? 
Я начину говорить слова, а вы должны подобрать близкое по звучанию слово и добавить его к тексту (на экране мультимедиа появляются картинки подсказки) .
Стас рисует глобус, 
А Света автобус. 
Стас рисует квас, 
А Света ананас. 
Стас рисует маску, 
А Света колбаску. 
Стас рисует сыр, 
А Света сувенир. 
Стас рисует нос, 
А Света пылесос. 
Стас рисует сок, 
Света поясок. 
Упражнение «Лишнее слово»
Каждый из вас внимательно должен прослушать ряд слов и назвать слово не похожее на остальные. Данное упражнение поможет вашему ребёнку научиться различать по звучанию слова длинные и короткие. 
Мак, бак, так, банан. 
Сом, ком, индюк, дом. 
Лимон, вагон, кот, бутон. 
Мак, бак, веник, рак. 
Совок, венок, каток, зуб. 
Каток, маток, дом, поток. 
Хочу предложить вам интересную игру, которая поможет ребёнку развить слуховое внимание к звучащей речи, распознать дефектное произношение звукослогового состава слова в чужой речи, и определить правильно или неправильно произносятся слова, с опорой на предметы, которые разложены на столе. 
Упражнение: «Правильно – неправильно»
Послушайте внимательно слова и поднимите красный флажок, если услышите неправильное слово, зелёный, если слово прозвучит правильно. 
«Моноток» – молоток «деверо» - дерево
«Тул» – стул «памана» - панама
«Павук» – паук «кофета» – конфета
«Мутюг» –утюг «атобус» - автобус
«Ломоко»– молоко «стоволая» - столовая
«Гусиниста» – гусеница «ракивина» - раковина
Вы молодцы правильно назвали все слова. 
«Доскажи словечко»
Не менее интересная игра, которая поможет детям развить внимание к звучащей речи с опорой на ритмику слова. Ребёнку можно предлагать такие стихотворные строки, в которых он способен произнести предполагаемое слово. Но, если ребёнок будет испытывать затруднение, то необходимо будет показать предметную картинку. 
Продолжим строчки из стихотворений. 
Пчёлка, пчёлка! 
Золотая холка! 
Полети на лужок! 
Принеси мне (медок) 
Лето, лето к нам пришло
Стало сухо и (тепло) 
Руки мыть пошла Людмила, 
Ей понадобится (мыло) 
Лежебока рыжий кот
Отлежал себе (живот) 
Подготовлен самолёт, 
Он отправится (в полёт) 
Мама, папа, брат и я
Вот и вся моя (семья) 
Ты надел совсем не то:
Нужна не шуба, а (пальто) .
Зимой и летом зелена
Стоит красавица (сосна) .
У себя в саду Андрейка
Поливал цветы из (лейки) .
Полезно использовать в работе такие упражнения, которые помогу развить навык фонематического анализа и синтеза. Это упражнения на определение первого и последнего звука в слове. Для этого нам понадобится мяч. 
Упражнение: «Кто самый внимательный? »
Назвать первый согласный звук в слове (куст, сон, спор, пел, суп, лес, стул, мост, хвост нос) .
Назвать последний согласный в слове. (эти же слова) .
Назвать первый и последний согласный в слове? 
(родители называют звуки) 
Упражнение: «Где спрятался звук? »
Внимательно слушайте и постарайтесь найти место гласного звука «У» в слове, поставив красную фишку (в начале, в конце или в середине слова) на схеме. (Улитка, сижу, булка) 
Внимательно слушайте и постарайтесь найти место согласного звука «П» в слове поставив синюю фишку (в начале, в середине и в конце слова) на схеме. (Парта, суп, капуста) .
Вы замечательно справились с заданием, и каждый звук нашёл своё место. 
Как вы думаете, как можно поделить слова на части, которые называются слогами? 
Я подскажу вам маленькую хитрость, как можно себя проверить. Надо подложить ладонь под подбородок и сказать слово, сколько раз подбородок коснётся руки, столько и слогов будет в слове. 
А теперь выполним упражнения на определение количества слогов в словах. 
Упражнение «Посели картинку»
Родители помещают предложенные им картинки на доску, на которой помещены изображения дома, избушки и замка. (Дом -1слог, Замок-2слога, Избушка – 3 слога) 
«Робот»
Прошагать по лестнице, проговаривая слова по слогам: ве-ло-си-пед, ма-ши-на, ско-во-ро-да, ра-бо-та, ве-ник, пе-тух, ча-сы. 
«Мой весёлый, звонкий мяч»
Отбивать мяч, проговаривая по слогам:
Мой весёлый, звонкий мяч, 
Ты куда пустился вскачь, 
Красный, синий, голубой, 
Не угнаться за тобой. 
Упражнение «Слово сломалось».
Предложите ребёнку «починить» слово: все слоги перепутались и, чтобы починить его, надо вернуть их на свои места. 
Например: ЛА – ПИ (пила, ЖА — ЛУ, ГИ – НО, КА — MAC, ТА — ПАС, ТЫ — КУС, КА — МУ, КА — СУМ, БА – ТРУ, ДУК – СУН, НИК — ЛЫЖ, ТУК – ФАР, ДЫШ – ЛАН, ПОТ — КОМ. 
Наш мастер-класс подошёл к концу. Сегодня я познакомила вас, уважаемые родители, с играми и упражнениями, которые способствуют преодолению нарушений слоговой структуры слова. Я постаралась представит игры последовательно, а вы можете использовать каждую игру в отдельности. Каждая мама очень многое может сделать для своего малыша. Хочется пожелать вам удачи на трудном пути формирования и развития речи вашего ребёнка. 
Большое спасибо, благодарю всех за активную работу. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс для родителей "Что должен знать и уметь ребенок к поступлению в первый класс"

Познакомить родителей с основными компонентами речи; с приемами работы по исправлению и развитию их, доступных родителям в домашних условиях;настроить родителей на сотрудничество в работе по испр...

Мастер класс для родителей "Мастер класс Кукла Мотанка"

Данная работа преддставлена для обмена опытом с педагогами дошкольных организаций...

Фотоотчет. Мастер-класс для родителей «Цветы открывают свои лепестки» Мастер - класс для родителей ясельной группы

Фотоотчет. Мастер-класс для родителей «Цветы открывают свои лепестки»Мастер - класс для родителей ясельной группы...

Мастер класс "Использование мастер-класса с родителями воспитанников как эффективной формы педагогической технологии"

Встаёт вопрос: Как заинтересовать родителей в совместной работе, привлечь их к сотрудничеству («сотрудничество» - «со» и «труд», совместный труд)?Одним из путей реш...

Мастер – класс Тема: «Осенняя мастерская» (Мастер – класс для родителей)

Цель: изготовить поделки своими руками совместно с ребенком....

Мастер-класс для родителей детского сада. Лепка из пластилина/ Мастер-класс «Я леплю из пластилина»

Лепка тренирует мелкую моторику, которая в свою очередь принимает активное участие в развитии речи, влияет на координацию движений, тренирует память и помогает ребенку мыслить логически.Лепка и синхро...