Приобщение детей и родителей к истокам русской культуры
консультация (старшая группа) на тему

Маныкина Татьяна Геннадьевна

Консультация для родителей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_st_gr.17.docx15.74 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Приобщение детей и родителей к истокам русской культуры»

Автор: Маныкина Татьяна Геннадьевна. Воспитатель старшей группы.                        МДОУ Новоспасский детский сад №7.

      Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, изобразительные). Слушая сказку, получают представление о добре и зле. Рассматривая произведения декоративно-прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизненных цветов. Богатства и разнообразия видов и мотивов,- проникаются уважением к народному мастерству, создавшему их. У них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное. Эмоционально-положительное отношение, к художественной деятельности – залог успешного овладения этой деятельностью и развития детского творчества. Чтобы сформировать эстетическую оценку произведений искусства, необходимо постоянно обращать внимание детей на красоту окружающих их предметов и явлений и особенно объектов природы, дающий богатый материал для творческой организации ребёнка. Художественно-творческая деятельность способствует развитию мышления и воображения. Мероприятия художественного творчества на основе народного искусства способствует удовлетворению детей в самоутверждении. Если у ребёнка хорошо получается рассказать народную сказку, вспомнить к месту пословицу, создать узор по мотивам народного орнамента, то он чувствует себя уверенно среди своих сверстников. В процессе овладения детьми изображать народный орнамент через аппликацию, развивается координация действия руки и глаза, обогащается представление о художественной деятельности, о творчестве народных мастеров. Говоря о ценности народного искусства в воспитании детей дошкольного возраста, отмечается его терапевтический эффект. Занимаясь художественно-творческой деятельностью, дети отвлекаются от грустных мыслей, обид, печальных событий. Народное искусство своей гуманностью, жизнеутверждающей основой, яркостью образов и красок вызывает у детей хорошее настроение. И всё это обеспечивает психологическую нагрузку. В результате у детей выходит тревожность, страх, угнетённое состояние. Появляется спокойствие, чувство защищённости, уверенность в себе, своих силах, ощущение радости.

Всё то, что воспринимается нами как декор, издавна наполнялось глубочайшим смыслом. Элементы узоров и орнаментов имели значение знаков и символов, а их сочетанию всегда придавалось строго определённое значение. На мероприятиях по декоративно-прикладному искусству мы с детьми занимаемся расшифровыванием и чтением декоративных узоров в изделиях народных мастеров, в предметах народного быта, этот процесс увлекательный и познавательный. Преподнесённый детям в сказочно-занимательной форме рассказ о смысле, заложенном в каждом узоре, помогает: пробудить интерес (как особую форму познавательной потребности) к народному искусству; создать яркий эмоциональный фон декоративно-орнаментной деятельности; наполнить повествовательным смыслом общую композицию; сформировать понятие об условности и стилизованности декоративных элементов. Знакомство детей с семантикой народного орнамента, не преследуя цели углубления знаков и символов, способствует осознанию средств выразительности в аппликации народного орнамента (стилизованность, ритмичность и т. п.) и через систему мероприятий помогает наполнить орнаментное содержание смыслом. Строя работу с детьми необходимо исходить от того, что народное искусство должно быть широко включено в быт и деятельность детей, обучая их аппликации народного орнамента, надо использовать приёмы народных методов. Усваивая, их дети овладевают разнообразными способами создания изображения. Это, в свою очередь, способствует представлению свободы действия, свободы творчества. Народное искусство используется в педагогическом процессе детского сада в таких направлениях:

1. Оформление интерьера детского учреждения, праздников, досугов. Учитывая эстетическую значимость народного декоративно-прикладного искусства, включение его в интерьер детского сада создаёт эстетическую среду.

2. С целью ознакомления детей с народным искусством (прослушивание народной музыки, сказок, потешек, пословиц, поговорок, загадок, колыбельных песен, рассматривания изделий народных мастеров, росписи, вышивок);

3. Для развития детского творчества в качестве образцов – эталонов сначала для прямого восприятия, а затем и для творческого осмысления и применения.

Именно такой подход к использованию народного искусства в воспитании детей обеспечивает его освоение воспитанниками и обогащение их знаний и представлений о народной культуре, её духовном богатстве, наших исторических корнях для более углубленного знакомства с народным искусством нами создан мини – музей «Предметы народного быта». Экспонаты используются на занятиях и детских праздниках. Над созданием мини – музея трудились воспитатели и родители.

Дети и их родители становятся активными участниками творческого процесса. Принимая участие в совместном творчестве, семьи соприкасаются с истоками народной культуры.

Надеюсь, что наша творческая взаимосвязь с родителями в воспитании гармоничного развития ребёнка, в раскрытии ребёнку прекрасного мира народного искусства, в знакомстве с русским народным орнаментом продолжится так же успешно, как и сейчас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему :«Приобщение детей и родителей к истокам русской народной культуры в художественно-творческой деятельности. »

       Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности, наиболее благоприятный для формирования художественно-эстетической культуры, поскольку именно в эт...

Доклад на тему :«Приобщение детей и родителей к истокам русской народной культуры в художественно-творческой деятельности. »

       Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности, наиболее благоприятный для формирования художественно-эстетической культуры, поскольку именно в эт...

Презентация "Приобщение детей и родителей к истокам русской народной культуре"

Презентация к защите проекта по приобщению детей и родителей к истокам русской народной культуре....

Выступление по социокультурным истокам «Приобщение детей и родителей к истокам русской народной культуры».

Актуальность выбранной темы очевидна: в настоящее время можно с радостью отметить рост интереса к истинной истории нашего государства и общества в целом. Воспитывая детей на национальных традиция...

Презентация "Приобщение детей и родителей к истокам русской народной культуры"

Презентация: "Приобщение детей и родителей к истокам русской народной культуры"...

Проект: «Приобщение детей и родителей к истокам русской народной культуре»

Паспорт проекта.Тема: «Приобщение детей и родителей к истокам русской народной культуры».Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатель группы, родители (законные предс...