ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
статья на тему
В статье рассматривается проблема обеспечения психологической готовности ребенка к школьному обучению, в процессе объединения усилий по подготовке педагога-психолога ДОУ и родителей. Представлены основные требования современных ФГОС ДО с выпускнику дошкольного учреждения. Раскрыто понятие психологической готовности к школьному обучению и ее компоненты. Определена роль семьи и родителей в формировании психологической готовности ребенка к школьному обучению. Даны рекомендации родителям для подготовки ребенка к школе в условиях семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_dou_i_semi_v_realizatsii_fgos_do.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
Аннотация: в статье рассматривается проблема обеспечения психологической готовности ребенка к школьному обучению, в процессе объединения усилий по подготовке педагога-психолога ДОУ и родителей. Представлены основные требования современных ФГОС ДО с выпускнику дошкольного учреждения. Раскрыто понятие психологической готовности к школьному обучению и ее компоненты. Определена роль семьи и родителей в формировании психологической готовности ребенка к школьному обучению. Даны рекомендации родителям для подготовки ребенка к школе в условиях семьи.
Ключевые слова: дошкольник, федеральные образовательные стандарты дошкольного образования, семья, готовность к школьному обучению, психологическая, личностная, волевая, интеллектуальная готовность.
Проблема психологической готовности была и остается весьма актуальной, возрастая на этапе реализации ФГОС ДО, дошкольное образование заняло место первой ступени всей современной системы образования.
Главной целью дошкольного образования становится не подготовка к школе, а содействие развитию личности ребенка для дальнейшей ее социализации.
В материалах федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования дан портрет выпускник дошкольного образовательного учреждения, ребенок на выпускной ступени дошкольного образования должен обладать набором определенных личностных характеристик, среди них: инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям и любознательность [5].
Это те ориентиры, которые позволяют педагогам дошкольного образования осуществлять эффективную подготовку ребенка к школьному обучению.
Проблема готовности к школе включает педагогический и психологический аспекты. В этой связи выделяют педагогическую и психологическую готовность к школе.
Выпускник дошкольного образования должен быть готов к школьному обучению, прежде всего психологически.
Под психологической готовностью к школе понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников.
Кулагина И.Ю. выделяет два аспекта психологической готовности – личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе, проявляющиеся в развитии мотивационной, произвольной, интеллектуальной и речевой сферы [4].
Проблема психологической готовности к школьному обучению широко разрабатывается в трудах отечественных и зарубежных психологов (Л. И. Божович, Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер, Г. Витцлак, Н.И. Гуткина, Й. Йирасек Я.Я.Коломинский, Е.Е.Кравцова, Е.А.Пашко, Н.Г. Салмина, В.В.Холмовской, и др.) и многие другие.
Психологическая готовность к школе - это сложное, многоаспектное образование, представляющее собой целостную систему взаимосвязанных свойств и качеств: особенности мотивации, сформированность механизмов произвольной регуляции, определенный и достаточный уровень познавательного, интеллектуального и речевого развития, определенный тип отношений со взрослыми и сверстниками и др. Развитие всех этих качеств способны обеспечить освоение школьной программы, и составляет содержание психологической готовности к школе [1].
В качестве основных компонентов психологической готовности к школьному обучению выделяются: личностная готовность, развитие произвольной сферы (волевая готовность) и интеллектуальная готовность.
Личностная готовность включает в себя желание ребенка стать учеником, ходить в школу, узнавать новое, что способствует формированию личностных мотивов у ребенка и определяет внутреннюю позицию школьника.
На этапе формирования личностной готовности педагог-психодог ДОУ должен опираться в своей работе, прежде всего на работу с родителями, которые становятся, на данном этапе, основными его помощниками. Именно родители рассказывают ребенку не только о том, как он будет выглядеть внешне, перейдя из детского сада в школу, что ему купят, а скорее, о том, что в школе, ребенок будет узнавать много нового и интересного, его знания будут постоянно обновляться, он сможет делиться ими с другими детьми. Именно в школе у детей появляются настоящие друзья, которые сохраняются на протяжении всей жизни человека.
Не менее важной стороной личностной готовности к школьному обучению, является способность ребенка сотрудничать со сверстниками, в процессе учебной деятельности, успешно выполнять совместные учебные действия, учитывая, что учебная деятельность, по своей сути является коллективной.
Личностная готовность предполагает также определенное отношение к себе. Для овладения учебной деятельностью важно, чтобы ребенок умел адекватно относиться к себе и результату своей работы, уметь оценивать свое поведение. Адекватная самооценка ребенка позволяет ему избежать кризисных ситуаций, ситуаций несовпадения ожиданий и результата.
Сознание своего социального «Я» и возникновение на этой основе внутренних позиций, т.е. целостного отношения к окружающему и самому себе, порождает соответствующие потребности и стремления, они уже знают, чего они хотят и к чему стремятся. Невозможность реализовать эту потребность через игровую деятельность приводит к переоценке ценностей. На передний план выступает все то, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь, отметки). В этом периоде происходят изменения в плане переживаний, они приобретают новый смысл для ребенка, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний [2, c. 87].
На этапе старшего дошкольного возраста, важно, что бы родители научили ребенка адекватно оценивать свои действия и поступки. Поддерживать ребенка при неудачах, учить анализировать допущенные ошибки, изыскивать пути, способы и средства их исправления. Важно научиться хвалить ребенка, но учитывать при этом, что похвала должна быть заслуженной.
Образовательная среда требует от ребенка знания и соблюдения самых разнообразных правил, которыми руководствуется ребенок на уроке, на перемене, в период проведения классных и внеклассных мероприятий (нельзя вставать, ходить по классу (без необходимости), разговаривать с соседом, петь, кричать, шуметь, заниматься посторонними делами, нужно поднимать руку, если хочешь что-то спросить, или ответить и мн.др.), они служат для обеспечения особых условий организации учебной деятельности, регулируют отношения обучающихся друг с другом и с учителем.
Способность подчиняться правилам и требованиям взрослого, умение работать по образцу - основные показатели сформированности произвольного поведения, Д.Б. Эльконин считал сформированность произвольного поведения наиболее важной составляющей готовности к школе [3].
Родители должны не только рассказывать о том, как важно быть учащимся, но и то, как овладеть свойствами учащегося, а это значит: уметь слушать учителя, вести себя сообразно школьным правилам поведения.
С поступлением в школу ребенок приступает к систематическому изучению необходимого школьного материала, что обеспечивает интеллектуальная готовность ребенка к школьному обучению. В процессе усвоения нового знания, ребенок должен быть способен встать на точку зрения, отличную от его собственной, чтобы усвоить объективные знания о мире, не совпадающие с его непосредственными житейскими представлениями. Он должен уметь различать в предмете его отдельные стороны, что является непременным условием перехода к предметному обучению.
В процессе подготовки к школьному обучению педагог-психолог ДОУ и родители обеспечивают ребенку условия расширения знания об окружающем мире с опорой на возрастные и индивидуально-типологические особенности ребенка. Интеллектуальная готовность предполагает наличие умственной активности ребенка, достаточно широкие познавательные интересы, стремление узнавать что-то новое.
В семье могут стать традицией обсуждение самых разнообразных знаний в различных областях науки, основанные на познавательном интересе ребенка, сегодня существует множество самых разнообразных детских энциклопедий, которые могут и должны стать вспомогательными пособиями для работы с ребенком в семье.
Психологическая готовность к школе - это сложное, комплексное и много аспектное новообразование, которое является итогом гармоничного развития ребенка на предыдущих этапах дошкольного детства.
Недостаточный уровень развития хотя бы одного или нескольких параметров психологической готовности выступит в процессе школьного обучения ребенка негативным фактором, вызывающим затруднения различной этиологии в освоении ребенком позиции школьника и искажающим успешность ребенка в процессе обучения в школе.
Таким образом, объединение усилий специалистов ДОУ и семьи в обеспечении психологической готовности ребенка к школьному обучению позволит обеспечить позитивное отношение к школе, успешность ребенка в период адаптации к школьному обучению и гармоничное освоение школьных знаний.
Литература:
- Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе: Руководство практического психолога — М.: Академический Проект, 2000г.
- Калинина Т.В. Готовность ребенка к школьному обучению, как один из основных факторов успешного обучения первоклассников/ Т.В.Калинина// Адаптация учащихся всех ступеней образования в условиях современного образовательного процесса: Материалы
7-й Всероссийской научно-практической конференции.- Арзамас: АГПИ, 2011. – С.85-88.
- Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. - М, Знание, 1987г
- Кулагина И,Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет):. 5-е изд. — М.: Изд-во УРАО, 1999. —176с.-С.132.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] //URL: http://минобрнауки.рф/(дата обращения: 8.04.2017).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья. "Школьная зрелость и готовность ребенка к школьному обучению: условия формирования готовности к школьному обучению".
Готовность к школе (физическая готовность и физиологическая зрелость ребенка, специальная и психологическая готовность), школьная зрелость. Школьная зрелость как совокупность морфо-физиологических и п...
Определение готовности ребенка к школе в условиях реализации ФГОС
Конспект лекций...
"Системное взаимодействие с родителями по формированию готовности ребенка к школе в условиях реализации ФГОС ДО"
Развитие образования - неотъемлемая часть стратегии общенационального развития - начинается с уровня дошкольного образования, нацеленного в соответствии с Федеральным государственным образовательным ...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ДЕТСКОГО САДА В УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
Статья посвящена вопросам организации в детском саду проекта "Мы хотим быть здоровыми!" Его задачей является взаимодействие педагогов и родителей детей. Кратко представлены цель, планируемые...
Статья: Школьная зрелость и готовность ребенка к школьному обучению: условия формирования готовности к школьному обучению.
Для подготовки ребенка к успешному школьному обучению существуют различные подходы: специальные занятия в д/саду на этапе адаптации к школе, диагностика школьной готовности и подготовка до школы....
Психологическая готовность детей к школе в условиях реализации ФГОС ДО. Презентация
Психологическая готовность детей к школе в условиях реализации ФГОС ДО...
Программа взаимодействия с родителями «Инновационные формы сотрудничества воспитателя с семьями воспитанников подготовительной группы по календарно-тематическому планированию в условиях реализации ФГОС в ДОУ»
Сегодня в нашем обществе идёт становление новой системы дошкольного образования. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует инновационных ресурсов. Одним из ос...