Изучение проблемы готовности родителей к школьному обучению ребенка
статья на тему

В статье предпринята попытка  изучения проблемы готовности родителей, к поступлению ребенка к школе. Описаны основные проблемы связанные с формированием готовности к школьному обучению в условиях семейного воспитания. Представлен анализ результатов первичной диагностики. Предложена программа психолого-педагогической помощи родителям в развитии психологической готовности ребенка к школе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Изучение проблемы готовности родителей к школьному обучению ребенка

Аннотация: в статье предпринята попытка  изучения проблемы готовности родителей, к поступлению ребенка к школе. Описаны основные проблемы связанные с формированием готовности к школьному обучению в условиях семейного воспитания. Представлен анализ результатов первичной диагностики. Предложена программа психолого-педагогической помощи родителям в развитии психологической готовности ребенка к школе.

Ключевые слова: дошкольник, родители, семейное воспитание, подготовка к школьному обучению, дисгармоничные стили воспитания, готовность.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме психологической готовности к школе вызывает постоянны интерес у современных ученых и, в настоящее время, носит междисциплинарный характер,  и активно рассматривается в педагогике, возрастной и педагогической психологии, и др.

Вопросы семейного воспитания широко представлены в работах Т.В.Архиреевой, Н.Н., Авдеевой, А.Я.Варга,  А.И.Захарова, А.И.Спиваковской, Э.Г.Эйдемиллера и др. При этом, затрагиваются различные сферы детско-родительских отношений: особенности воспитания ребенка, родительское отношение к нему, личностные особенности развития ребенка как результат семейного воспитания, особенности личности родителей, характер супружеских отношений и мн.др.

Общественный опыт ребенка, опыт его взаимодействия с окружающими людьми является источником психического развития ребенка. Из него, ребенок, через посредника (взрослого) получает материал для  формирования психических качеств и свойств личностного развития. Особая роль в этом процессе принадлежит, ближайшим значимым взрослым  и, прежде всего, родителям. Немаловажную роль в личностном развитии ребенка играет стиль воспитания, использующийся в семье.

К концу старшего дошкольного возраста семья должна принять решение о готовности ребенка к школьному обучению, в случае положительного ответа родители находятся перед выбором школы, педагога и условий школьного обучения. Проблема готовности к школьному обучению, в настоящее время, является весьма актуальной. Готовность  к обучению в школе выступает в качестве основы успешности освоения учебного материала, интереса ребенка к школьным отношениям со сверстниками и взрослыми, развития его познавательной активности.

Решение о подготовке ребенка к школе в современной семье принимается задолго до наступления старшего дошкольного возраста. Как правило, начиная, примерно, с трех-четырех летнего возраста ребенка определяют в учреждения дополнительного образования, так называемые школы раннего развития, нанимают репетиторов по иностранному языку. Казалось бы, все условия созданы и, остается только дождаться до наступления необходимого возраста и благополучно обучаться в условиях школьного обучения. К сожалению, этого бывает совершенно недостаточно.

Подготовка к школьному обучению в условиях семейного воспитания важна и, крайне необходима. Основная ее задача – оказание психологической поддержки ребенка и сотрудничество с родителями. Именно родители рассказывают ребенку о том, как интересно учиться в школе, что именно в школе, у ребенка появляются друзья, дружба с которыми продолжается у многих на протяжении все последующей жизни. Но следует помнить, так же, и о том, что необходимо психологически готовить ребенка к преодолению трудностей, с которыми он будет сталкиваться в процессе школьного обучения таких, как умение доводить начатое дело до конца, умение следовать заданному учителем правилу, подчиняться  школьным правилам, уметь контролировать себя, свои потребности и поведение и мн.др.

Родители должны понимать собственную значимость и свою роль в подготовке ребенка к школьному обучению.  Именно родитель организует жизнедеятельность в условиях семьи и семейного воспитания. Родители призваны тесно сотрудничать с дошкольным образовательным учреждением, осознавать его роль и значимость в подготовке ребенка к школе, самостоятельно обеспечивать физическое, умственное, нравственное, мотивационное и эмоциональное развитие ребенка.

Основным воспитательным механизмом  в старшем дошкольном возрасте выступает сотрудничество ребенка и родителя в совместной организованной деятельности, в процессе которого ребенок должен сталкиваться с достижением результата собственной деятельности  и успехом, который должен быть, обязательно, заслуженным.

Самосознание дошкольника находит свое отражение в самооценке, в умении ребенка оценивать собственную деятельность, успехи и неудачи, которая складывается их оценки его поведения, поступков и действий взрослым, что выступает в качестве одного из важнейших показателей психологической готовности к школьному обучению. На основе адекватной самооценки дошкольника вырабатывается адекватная реакция на поощрение и наказание.

Дисгармоничные стили воспитания, использующиеся в семье в ходе взаимодействия с ребенком оказывают негативное влияние, как на искажение самооценки ребенка, так и деформацию эмоционально-волевой сферы дошкольника.

Так, авторитарно-доминантный стиль воспитания формирует безвольную личность, не способную к принятию собственных решений, не имеющую собственно мнения, не понимающую, как правильно вести себя в той или иной обстановке, постоянно испытывающую страх перед взрослым и неспособную   самостоятельной поисково-исследовательской деятельности. Такому ребенку очень сложно в школе. При таком воспитании у детей слабый самоконтроль, активно развивается ориентация на  внешний контроль, формируется чувство вины, тревоги и страха перед наказанием. Для таких детей характерен низкий коммуникативный уровень, они с трудом устанавливают контакты со сверстниками и взрослыми, они дозрительны, угрюмы, тревожны и вследствие этого  малообщительны и замкнуты.

Попустительский стиль за счет отсутствия норм, правил, которые не формируются и не подкрепляются родителями, порождает у ребенка импульсивность, способствуя формированию взрывного характера. Низкий самоконтроль, доминирование потребностей и желание немедленного их удовлетворения, ведут к возникновению разнообразных нарушений дисциплины и проблемам в школьном обучении и усвоение учебного материала. Нежелание ребенка соотносить свои потребности и потребности  школьного класса приводят к конфликтам со сверстниками, и отвержению. Такой ребенок не способен ни сотрудничать, ни кооперироваться со сверстниками для решения необходимых задач. Его откровенно не любят в классе и сторонятся.

Гиперопекающий стиль семейного воспитания обрекает ребенка  на несамостоятельность в физическом, психическом и социальном развитии. Зависимость и ведомость от сверстников и более младших детей. Семья центрирована  на ребенке: страх возможной угрозы несчастного случая,  тяжелой болезни, или потери ребенка давлеет над ним, лишая родителей объективности и способности адекватно оценивать свое чадо. Все делается для него, для его блага, а иногда и за него, ведь он должен быть лучшим, ведь он и есть лучший, самый красивый, самый умный и, самый  талантливый. Высокий уровень тревоги у ребенка не позволяет ему проявить хотя бы малую толику своих талантов, он постоянно сосредоточен на своих чувствах и ощущениях, требует безоговорочного внимания со стороны педагога, постоянно жалуется и ищет оправдания своим неудачам, обвиняя в них всех, кроме себя.

Эмоциональное отвержение ребенка способствует формированию неадекватной заниженной самооценки, непомерные требования к ребенку и постоянное его несоответствие им, формируют личность глубоко неуверенную в себе, сомневающуюся,  постоянно оценивающую себя, как неудачника, неспособную сопротивляться негативной родительской оценке.

Непоследовательное воспитание деформирует отношение ребенка к окружающим людям. При использования непоследовательного воспитания у ребенка  отсутствует  самоконтроль и чувство ответственности, отмечаются незрелость суждений, неадекватныя искаженная самооценка.

На основании изученного материала нами было проведено исследование готовности ребенка и его родителей к поступлению ребенка в школу.

Экспериментальной базой  исследования явилось МБДОУ № 18 детский сад «Рябинушка» г. Кулебаки. В эксперименте приняли участие 39 детей посещающих старшие подготовительные группы.

В ходе исследования нами были использованы следующие методики:

  1. тест  «Определение школьной зрелости» Керна – Йирасека;        
  2. тест родительско-детских отношений (тест РДО), разработанный А.Я.Варгой и В.В.Столиным;
  3. Проективный рисуночный тест «Дом-Древо-Человек» (Дж.Бук)[1].

         В экспериментальную вошли 19 детей подготовительной группы, в возрасте 6-7 лет, из них 9 девочек и 10 мальчиков.

  1.   Анализ результатов первичной диагностики в экспериментальной группе по тесту «Определение школьной зрелости» Керна – Йирасека показал следующие результаты.  Из  результатов заданий № 1 – «Рисование мужской фигуры по представлению», задания № 2 – «Графическое копирование фразы из письменных букв», задания № 3 – «Срисовывание точек в определенном пространственном порядке», было выявлено, что:

 1)  высокая готовность к школьному обучению выявлена у  3 детей           (15 % из группы).  Они получили в сумме,  за выполнение трех заданий данного теста  3 – 5 баллов. У изображенных фигур были нарисованы голова, туловище, конечности. Голову с  туловищем соединяет шея. На голове – волосы, уши, на лице – глаза, нос, рот. Верхние конечности заканчиваются рукой с пятью пальцами. Умственное развитие этих детей         считается выше среднего.

      2) у  9  человек (45 %) из контрольной группы выявлен средний уровень готовности к школьному обучению. У нарисованных  ими фигур, есть голова, туловище, конечности. Присутствуют все части лица. Отсутствует шея, руки прикреплены сразу к голове. Уровень развития тонкой моторики руки, координация зрения, а также интеллект, в целом у детей в норме.

       3)  низкий уровень готовности к школьному обучению по результатам теста выявлен у 8 детей из группы (40 %). Этим детям необходимо выполнение развивающих упражнений, направленных на формирования представлений, внимания, памяти и тонкой моторики руки.

Анализируя результаты изучения стиля родительского воспитания, использующегося в отношении детей старшего дошкольного возраста по методу РДО можно сделать вывод, что большинство тестируемых родителей находятся в зоне принятия своих детей. Родители принимают своего ребенка таким, какой он есть; уважает его индивидуальность, симпатизируют ему, стремится проводить больше времени с ним, одобряют его интересы и планы.

Характеризуя результаты по шкале отвержения (1 семья), нужно отметить, что данная семья относится к социальной категории «неполная», где мама одна воспитывает двоих детей. При опросе психолога выяснилось, что ребенок «трудный», с низкой учебной мотивацией. Хотя высокие показатели по спортивной подготовке и ручному труду.

Социально-желательный образ родительского отношения. Почти у всех родителей социально-положительный образ своего ребенка. Это говорит о заинтересованности родителей  данной группы в делах и планах своих детей. Родитель ценит интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Поощряет инициативу и самостоятельность, старается быть с ним на равных.

Следует отметить, что в семье, где у родителя не выявлено сформированности социально-положительного образа своего ребенка можно выявить закономерность, что наблюдается нарушения и в других сферах общения между ребенком и родителем: это нарушение симбиоза, пограничная гиперсоциализация. То есть нарушение в одной сфере общения ведет к нарушению в другой сфере, как в данном случае.

Рассматривая шкалу симбиоза, можно сказать, что по нашему обследованию 70% тестируемых родителей находятся в зоне симбиоза со своими детьми. Это значит, что при высоких баллах по данной шкале, родитель стремится к симбиотическим отношениям со своим ребенком, то есть ощущают себя с ребенком единым целым, стараются по родительски оградить ребенка от всех трудностей и неприятностей жизни.

В 3-х других случаях наблюдается, перенос ответственности на самих детей в плане решения жизненных трудностей с которыми сталкивается ребенок, тем самым, по мнению родителей, у ребенка воспитывается самостоятельность и инициатива.

Шкала гиперсоциализации показывает форму и направление контроля над поведением ребенка.

Три родителя имеют высокий балл по данной шкале, что говорит об использовании авторитарного стиля воспитания и доминирующей позиции по отношению к своим детям. Родителями осуществляется попытка воспитывать в ребенке послушание и дисциплину; родители навязывают свою волю во всем, не учитывая точки зрения ребенка. Любая инициатива ребенка расценивается, как своеволие, а проявление своеволия ребенка могут строго наказать. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, привычками, мыслями, чувствами.

Таким образом, 40% родителей экспериментальной группы демонстрируют принятие ребенка и демократический стиль общения, что может свидетельствовать о том, что в семье преобладает атмосфера понимания и равных позиций. Родители, использующие демократический стиль общения с ребенком понимают, что ребенок - это маленький человек со своими запросами и интересами, что направлять ребенка можно не прямо и категорично, а ненавязчиво и ненасильственно.

60% родителей, экспериментальной группы используют дисгармоничные стили воспитания. Интересы, мысли, чувства ребенка кажутся ему детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, неумелым. Родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролирует его действия. Серьезную травму родители наносят своим детям тем, что высказывают вслух другим мысли, что их ребенок несостоятелен, неумел и неприспособлен.

Результаты  первичной диагностики   проективной  методики           «Дом-Дерево-Человек» в экспериментальной группе   было получены следующие результаты:      

по симптомокомплексу «незащищенность» - 9 детей (45%) имеют высокий уровень выраженности незащищенности. На своих листах эти дети часто изображали рисунки  либо в верхнем углу листа, либо в нижнем. Света Ю. и Женя Ч. нарисовали дома на самом краю листа. Саша Б. изобразил дерево на горе.

         Самый высокий показатель  у симптомакомплекса «тревожность»,  10 человек (55 %) из экспериментальной группы  имеют высокий уровень тревожности. На многих рисунках дети рисовали  облака, было много штриховки и стирания, часто повторялись толстые линии. Все это свидетельствует о тревожности детей.

          По симптомокомплексу «недоверие к себе» - 8 детей (40 %) имеют высокий уровень недоверия к себе. Эти дети при рисовании постоянно прикрывали листы рукой, на своих  рисунках изображали очень маленькие дверки домов.

          Высокий уровень по сиптомокомплексу «чувство неполноценности» имеет 40 % детей (8 человек). у нарисованных людей непропорционально короткие руки и узкие плечи. Настя Б. изобразила человека с руками за спиной. Все это говорит о заниженной самооценке и чувстве неполноценности.

          По симптомокомплексу «враждебность» - 9 детей (45 %) имеют высокий уровень. На многих  рисунках были изображены дома без окон, на дверях были нарисованы большие замки. 2 ребенка изобразили людей с оскалом (нарисованы зубы) и с длинными острыми пальцами. Это свидетельствует о наличие враждебности  у этих детей.

 Высокий уровень   по симптомокомплексу  «конфликтность» имеет 40 % детей (8 человек). На рисунках видно много затертостей, перерисование объектов  с одного места на другое.

По симптомокомплексу «трудности общения» высокий уровень у 25% детей (5 человек). На рисунках человек изображен схематично, из палочек, отсутствуют основные черты лица.

По симптомокомплексу «депрессивность» - 8 детей (40%) имеют высокий уровень депрессивности, это. У этих  детей рисунки нарисованы очень маленькие,  изображены в самом низу листа, что  может свидетельствовать о депрессивности детей.

Таким образом, на основании полученных нами результатов, нами принято решение о разработке программы психолого-педагогической помощи родителям в развитии психологической готовности ребенка к школе. При составлении программы  использовали игры и упражнения таких авторов, как Л. Управителева, Н.В. Пилипко, Т.Б. Громов, М.Ю Чибисов, Р.В. Овчарова., Е.И.Рогов, Л.А Григорович, В.В. Петрушинский.

Программа состояла из 13 занятий с родителями, проходившими 1 раз в неделю. Время занятия 45-60 минут.

Основная цель программы – оптимизация влияния стиля семейного воспитания на формирование психологической готовности ребенка к школе.

Основные задачи программы: подготовить родителей к принятию новой социальной позиции ребенка – позиции школьника; повысить ответственность родителей за воспитание, выбор оптимального стиля воспитания и развитие детей; способствовать снижению уровня тревожности родителей перед поступлением детей в школу; познакомить родителей с знаниями и умениями, связанными с формированием разных аспектов готовности к школе в условиях семьи; развивать осознанность педагогического воздействия родителей на детей в процессе повседневного общения; научить родителей решать психологические и педагогические проблемные ситуации, связанные с подготовкой и обучением детей в школе.

При этом важно, чтобы в ходе такого сопровождения родителей решались и общие задачи, способствующие оптимизации процесса семейного воспитания, сплочению детей и родителей.

Литература:

1.Психологические тесты [Электронный ресурс]. URL:  http://psystudy.ru/forauthors/gost2008 (дата обращения: 11.11.2017).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Формирование готовности дошкольников к школьному обучению : особенности и проблемы.

Подготовка детей  к  обучению в начальной  школе – одна из наиболее актуальных проблем российского образования. Подготовка к школе последовательный  и многогранный процесс во...

Проектирование непосредственной образовательной деятельности по оригами «Волшебная мастерская» для детей старшего дошкольного возраста Проблема: Готовность ребёнка к школьному обучению. Подготовка ребёнка к школьному периоду развития – одна из важнейших з

Проектирование непосредственной образовательной деятельностипо оригами «Волшебная мастерская»для детей старшего дошкольного возрастаПроблема: Готовность ребёнка к школьному обучению.Подготовка ребёнка...

Психологическая готовность детей к школьному обучению глазами родителей.

Как понимают эту проблему родители?  Данные социального опроса. Анализ ответов и рекомендации психолога родителям и воспитателям...

Что включает «когнитивная готовность к школьному обучению» ребенка дошкольного возраста?

Понятие когнитивной готовности. Раскрытие разных видов готовности ребенка к школе...

ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА...

Сообщение: «Сотрудничество педагогов и родителей по проблеме готовности детей к школьному обучению»

Подготовка детей к школе является одной из главных проблем, интерес к которым со стороны исследователей разных стран не иссякает. Современные исследования показывают, что 60-70 % детей приходят в перв...