Тема родительского собрания: Техника активного слушания (АС).
классный час на тему
Авторские разработки занятий, классных часов, лекториев по вопросам психолого-педагогического просвещения педагогов, родителей детей с ограниченными возможностями; создания атмосферы сотворчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kretova_tv_prosveshchenie_roditeley_detey_s_ogranichennymivozmozhnostyami.docx | 27.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Номинация: Авторские разработки занятий, классных часов, лекториев по вопросам психолого-педагогического просвещения педагогов, родителей детей с ограниченными возможностями; создания атмосферы сотворчества.
Тема родительского собрания: Техника активного слушания (АС).
Форма проведения: тренинг.
Ф.И.О.:Кретова Татьяна Викторовна.
Электронный адрес: tatusya.73@mail.ru
Должность: педагог - психолог.
Место работы: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 17" Коркинский муниципальный район Челябинской области.
Ребенок с ограниченными возможностями всегда испытание для семьи. Часто в работе возникает проблема, родители не сомневаются в собственной компетентности, пользуясь современным потоком информации, и даже при правильном рассуждении и понимании проблемы они достаточно редко могут применить на практике полученные знания. Особенностью работы психолога с родителями детей с ограниченными возможностями является не столько выявление проблемы в воспитании и развитии ребенка, сколько передачи навыков применения полученных знаний на практике в общении с ребенком. Очень удобной формы работы при наработке навыков является не индивидуальное занятие или консультирование, а групповая работа в форме тренинга, которую достаточно легко организовать на родительском собрании. Данная форма работы также позволяет сплотить родительский коллектив, и в непринуждённой обстановке делится позитивным родительским опытом.
Целью проведения родительского собрания в форме тренинга является получения родителями навыка позитивного общения с детьми.
Задачи:
- познакомить родителей с приемами реагирования на определенную линию поведения детей;
- научить использовать полученные знания на практике;
- выработать навык реагирования на определенные ситуации связанные с общением и воспитанием детей.
Предполагается, что при посещении таких собраний у родителей разовьется интерес использования полученных знаний на практике и произойдет закрепление результатов в общении с ребенком.
Собрание проводится в просторном зале, стулья расставлены по кругу. Родители предварительно надевают бейджи. Собрание проводит психолог.
Психолог: Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы с вами собрались все вместе для того, что бы провести родительское собрание. Но наше собрание пройдет не совсем в обычной форме. Сегодня мы проведем тренинг, на котором вы не только узнаете, как можно общаться с нашими особыми детьми, но у вас будет возможность поделиться своим опытом и получить навык общения в игровой ситуации.
Для начала, что бы наша работа была более продуктивной, давайте знакомиться. Сейчас по кругу мы будем передавать мячик. Ваша задача, когда к вам попадает мячик – представиться, сказать, чьи вы родители и закончить фразу: «Я пришел сюда…»
Выполняя данное задание, участники по очереди представляются и говорят, с какой целью они пришли на собрание, что хотят узнать, что получить, чему научиться. Психолог для себя делает соответствующие заметки.
Психолог: Очень приятно, что мы с вами познакомились. Каждый из вас поставил цель, что он хочет получить от сегодняшней встречи. Наша общая цель – это научиться общаться с нашими особыми детьми. Ни для кого не секрет, что наши дети не всегда могут выразить свои чувства, мысли и эмоции словами. Они бывают более капризными, чем обычные дети. И признаемся, что мы не всегда их понимаем. Можем ли мы как то исправить ситуацию? Давайте разберемся в имеющихся трудностях в общении и попробуем вместе найти правильный способ реагирования на ситуацию.
Но прежде чем приступить к работе, давайте настроимся на совместную продуктивную деятельность. И поможет нам в этом разминка.
Игровая разминка – это важная часть тренинга. Именно на этом этапе участники получают возможность взаимодействовать друг с другом, у них снимаются барьеры, напряжение.
«Здравствуй, добрый человек!» направо, налево, в центр круга.
«Хвасталки». Каждый родитель должен похвастаться про своего ребенка, рассказать всем о нем.
«Ласковые слова» Обращаясь к соседу, говорит: « ты …(3 ласковых слова)». Так по кругу все высказываются.
После проведения игр становиться заметно, что участники взбодрились, напряжение ушло и участники готовы к работе.
Психолог: давайте с вами определимся, какие сложные ситуации встречаются у нас в общении с нашими особыми детьми (родители называют ситуации, которые их интересуют):
- дети ссорятся, дерутся;
- дети отказываются одеваться;
- ребенок отказывается от пищи;
- ребенок рвет и ломает игрушки, вещи;
- ребенок кричит и ругается и т.д.
Все эти ситуации нам очень хорошо известны. Давайте вспомним, как же мы на них реагируем, что говорим, что делаем? (родители делятся своим опытом)
Как вы думаете, что же от нас ждет ребенок в эти минуты? Или почему дети так себя ведут? (родители высказывают свои предположения, психолог подводит родителей к пониманию эмоциональной сферы ребенка).
Вы совершенно правы, ребенок ждет от нас понимания, а не назидательных лекций и нотаций, а порой и угроз. Причины трудностей ребенка, зачастую, скрываются в сфере его чувств. Поэтому если просто что-то сказать, чему-то научить или как то направить ребенка – мы ему не поможем.
В таких случаях лучше всего ребенка выслушать. Но как же быть когда наши особые дети не всегда способны говорить, а тем более выражать собственные мысли и чувства. В этом случае нам может помочь метод активного слушания(АС), но немного адаптированный для особых детей.
Игра «Что мы делали, не скажем, а что делали, покажем».
Упражнение «Угадай эмоцию».
Итак, активно слушать ребенка – это значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам рассказал, при этом обозначив его чувства.
Например:
Ребенок: Она взяла мою куклу!
Мама: Ты расстроилась, потому что она взяла твою куклу. Ты очень огорчена и рассержена на нее.
Ребенок: Я больше не пойду в садик!
Мама: Тебя обидели в садике. Ты больше не хочешь идти в садик.
Ребенок: Я не буду носить сандалии.
Мама: Тебе не нравятся сандалии.
Сейчас я предлагаю вам разыграть сценку, где будет ярко продемонстрирован этот способ общения.
Мама занята деловым разговором. В соседней комнате играют ее пятилетняя дочь и десятилетний сын. Вдруг раздается громкий плач. Плач приближается к маминой двери, и со стороны коридора начинает дергаться ручка. Мама открывает дверь, перед ней стоит, уткнувшись в косяк, плачущая дочь, а сзади – растерянный сын.
Дочь: У-у-у!
Мама: Миша тебя обидел… (пауза)
Дочь: (продолжает плакать) Он меня уронил!
Мама: Он тебя толкнул, ты упала и ушиблась…
Дочь: (перестает плакать, но все еще обиженным голосом) Нет, он меня не поймал.
Мама: Ты откуда-то прыгала, а он тебя не удержал, и ты упала … (пауза).
Миша, который с виноватым видом стоит сзади, утвердительно кивает головой.
Дочь: (уже спокойно) Да, Я к тебе хочу (забирается к маме на колени).
Мама: (через некоторое время). Ты хочешь побыть со мной, а на Мишу все еще обижаешься и не хочешь с ним играть…
Дочь: Нет, он там в свои игры играет, а мне не интересно.
Миша: Ладно, пойдем, я тебе поставлю твою игру.
Психолог: Вы только что увидели, как мама использует технику активного слушания в общении с ребенком. Давайте попробуем составить алгоритм действия этой техники.
(Вывешивается чистый лист.)
Представьте, что вы общаетесь с ребенком. Что вы будете делать в первую очередь?
(Родители высказывают свое мнение).
Вначале нужно занять правильное положение по отношению к ребенку. Для особых детей это правило должно действовать при каждом обращении к ребенку. Вспомните сценку. Какое положение мама заняла по отношению к плачущему ребенку?
(Участники должны заметить, что глаза матери и глаза ребенка были на одном уровне.)
Вы заметили совершенно верно. Это на самом деле очень важный шаг при общении с ребенком. И это очень важно. Психологические исследования показали, что человек воспринимает преимущественно невербальную информацию, поэтому поза родителя по отношению к ребенку является прямым сигналом к общению, к тому, что мы готовы его слушать и услышать.
(На листе появляется первая запись: Занять правильное положение по отношению к ребенку (глаза взрослого и глаза ребенка должны находиться на одном уровне).)
Вспомните, в какой форме беседовала мама?
(Участники должны прийти к мнению, что мама говорила в утвердительной форме.)
Совершенно верно, речь родителя должна отражать сочувствие (обозначать чувства ребенка) и звучать в утвердительной форме. Во время разговора очень важно и полезно повторить, что вы поняли, что случилось с ребенком.
Разыгрывается ситуация:
Ребенок (с трагичным видом). Я не играю больше с Машей.
Родитель. Ты не хочешь с ней больше дружить.
(Вторая запись на листе: Повтор услышанного от ребенка.)
Особое внимание стоит обратить, что в сценках, после каждой реплики, мама молчала, делала паузы. Это помогает ребенку почувствовать, что рядом с ним мать и одновременно разобраться в своих переживаниях.
(На листе появляется третья запись: Делать паузы между фразами.)
Самый главный момент-обозначение чувств ребенка.
(Четвертая запись на листе: Обозначение чувств ребенка.)
Короткий вариант этой техники звучит так: чувства-в утвердительной форме.
(Пятая запись: Чувства - в утвердительной форме).
Психолог: Давайте зачитаем, что у нас получилось. Это алгоритм действий по применению техники активного слушания.
(На этом этапе участники могут задавать вопросы, по алгоритму, обсуждать технику АС друг с другом и психологом.)
Психолог: А теперь давайте потренируемся использовать технику АС. Вы получаете карточки с описанием ситуации. Ваша задача - понять, какие чувства испытывает в данной ситуации ребенок.
Работа с карточками в группах.
Например: ребенку сделали прививку, и он плачет «Доктор плохой».(5 ситуаций).
Психолог: Я прошу по желанию зачитывать карточку и говорить, какие, по вашему мнению чувства испытывает ребенок. Посмотрим, что у нас получилось.
А теперь, разбиваемся на пары, и, стараемся записать одну из типичных жизненных ситуаций, с которыми вы сталкиваетесь каждый день в общении с ребенком. Записываем ситуацию и отдаем мне.
(После этого каждая пара вытягивает карточку, знакомится с описанной ситуацией и показывает ее, используя технику АС.)
(В ходе работы выяснилось, что родителям достаточно сложно применять полученные знания на практике. Многие оказались в затруднительном положении и не смогли применить технику АС. Причина сводилась к тому, что родители не всегда могли понять, почему ребенок ведет себя так, а не иначе.)
Психолог: вы только что попробовали использовать технику АС, убедились, что это непросто. Хочется задать ребенку вопрос и прокомментировать ситуацию, прочитать нравоучения. Это совершенно нормально. Давайте теперь попробуем ответить на вопрос: что может нам дать техника АС для общения с ребенком?
Лист и доска (родители высказывают свое мнение, записываем).
- Исчезает или сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка (разделенная радость удваивается, разделенное горе уменьшается).
-Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать и принимать, готов больше рассказывать о себе.
-Ребенок сам учится решать свои проблемы, приобретать свой опыт.
-Ребенок начинает активно слушать родителей.
-Родители становятся более чувствительными к нуждам и горестям ребенка, легче принимают его «отрицательные» чувства, т. Е. изменяются чувства и самих родителей.
Психолог: Я прошу всех по очереди ответить на вопросы:
-Готовы ли вы использовать технику АС в повседневной жизни.
-Считаете ли вы полезной данную информацию?
Все участники ответили что информация полезна, что они готовы применять данную технику.
Конец собрания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Техники активного слушания. Семинар-практикум для педагогов
Семинар-практикум для педагогов ДОУ. Знакомство с правилами и техниками активного слушания....
«Использование техник активного слушания, как способа организации эффективного общения педагогов с родителями»
обмен опытом...
Консультация для родителей и педагогов «Техники активного слушания»
Консультация для родителей и педагогов «Техники активного слушания» «Психологическое консультирование субъектовобразовательного процесса в ДОО»...
Презентация к родительскому собранию Тема родительского собрания: «Начало учебного года – начало нового этапа в жизни детского сада и его воспитанников»
Тема родительского собрания: «Начало учебного года – начало нового этапа в жизни детского сада и его воспитанников»...
Конспект родительского собрания с элементами деловой игры по правилам дорожного движения с участием родителей подготовительной группы. Тема родительского собрания: «Дети, дорога, безопасность»
Создание условий для организации родителей по профилактике дорожно-транспортного травматизма....
родительское собрание "двигательная активность детей 3-4 лет"
- Ознакомить родителей воспитанников с аспектами организации двигательной активности ребенка, основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашн...
Практикум "Техника активного слушания"
Техника активного слушания - способ эффективного общения с детьми, с родителями и окружающими людьми.Активное слушание — техника, помогающая быть понятым и услышанным и способствующая улучшению ...