Консультация для родителей "Сохранение здоровья ребенка через родительское понимание"
консультация на тему
Наши дети часто наполняют свою жизнь и, соответственно, жизнь окружающих в детком саду различными негативными проявлениями. Даже не подозревая истинных причин этому, взрослые пытаются вразумить ребенка, наказать. Но чаще причины такого деструктивного поведения ребенка находятся далеко внутри семейных отношений. Прежде, чем изливать свое недовольство на малыша, родителям и педагогам необходимо проанализировать понимание внутренних переживаний маленького человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_sohranenie_zdorovya_cherez_roditelskoe_ponimanie.docx | 17.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Сохранение здоровья ребенка через родительское понимание.
Расхожая фраза «Счастье – это когда тебя понимают», говорит, что понимание не такое уж часто встречаемое явление. Лозунг «Детство – лучшая, счастливая пора» скорее самоуспокоение для взрослых, чем реальность для детей. Бремя ответственности создаёт у взрослых иллюзию беззаботности и безответственности периода детства. Но насколько порой ребёнку живётся труднее, чем взрослому! Он ещё не знает, что в жизни «всё проходит», и оттого обостреннее и непосредствен-нее его отклик, выше внушаемость и доверчивость к словам и поступкам окружающих. Ребёнку труднее реагировать и удовлетворять свои желания, он ещё не умеет, как взрослые находить им замену или компенсацию; ребёнок всё время оценивается: дома, в саду, в школе. При этом нередко наказывают ребёнка за то, что сами взрослые делают безнаказанно. («Мама, я тебя редко не слушаюсь, а ты меня часто!»)
Детские слёзы – часто слёзы обиды и непонимания. Нередко они имеют адресата («Я не тебе плачу, а маме!»). Эти отрицательные эмоции разрушают детское здоровье.
Из чего складывается понимание?
- Понимание обязательно включает знания возрастных особенностей: что можно ожидать от ребёнка 1 года, 3 лет, 5 лет и чем такое поведение объясняется.
- Включает знание индивидуальных особенностей ребёнка и мужество взрослого эту уникальность в ребёнке сохранять и поддерживать.
- Знание жизни, мудрость (это то, чем часто обладает старшее поколение, и родители иногда).
- Обижаются: «Вот бы ты меня так воспитывал в своё время, как сейчас внука!»).
Родители дают ребёнку модель отношений с миром и друг с другом. Какие это отношения: спокойные, доброжелательные, активные или оценивающие, не доверяющие, наказывающие – в каком состоянии пребывает ваш малыш?
М.М.Жванецкий однажды сказал, что родитель должен не вкладывать в ребёнка совесть, а показать ему, что она, совесть, у него, родителя, есть. А иначе где ещё ребёнок это увидит? Совесть нам подсказывает, где мы не правы: обидели, нарушили закон человеческого общежития – пожелали не своё, позаимствовали нам не принадлежащее, не помогли, обманули и т.п. От таких поступков и ошибок никто не застрахован, но ребёнок должен видеть, что это больно и что родитель признаётся в этой боли, страдая. Взрослый, понимающий душу ребёнка, страдает и в том случае, если причинил страдания ребёнку.
Итак, понимание – это обязательно ещё самопонимание и самовоспитание.
Часто детей воспитываем не по науке (а кто её знает?), а по вере, той вере, которая сформировалась из убеждений в детстве: надо воспитывать так, как нас воспитывали. И нередко в таких программах желание взять реванш, отыграться (ведь теперь я царь и бог!). За такой установкой трудно разглядеть индивидуаль-ность ребёнка. Нужно стремиться избегать мелкого педагогического корыстолю-бия, цель которого: «Я хочу, чтобы обо мне хорошо думали!» Ребёнок это всегда чувствует, ведь его интересы остаются на задворках. Вырастить же детей, ничем не поступаясь, невозможно. Постоянное непонимание приводит к агрессии или депрессии.
Но бывают дети, которые столь любимы и властны в семье, что верховодят родителями, легко управляя ими. Это тоже вариант непонимания ребёнка. Непонимания, которые ведут к неуправляемости и к тому, что ребёнок плохо ориентируется в ролях: кто есть кто, кто главный и за что ответствен, где наступают ограничения. Он не понимает себя, потому что его не захотели понять близкие.
Приведём высказывание по этому поводу Симона Соловейчика «Родители, которые для ребёнка являются источником напряжения, неудовольствия, неудобств, опасности, похожи на радиостанцию, которую никто не ловит, хотя она тратит огромную энергию». На держит развивающийся организм в постоянном напряжении и спрятаться ребенку от нее невозможно.
Воспитание – это работа без гарантийного результата. Силы родителя должны распределяться разумно: на своё счастье и счастье ребёнка. Ребёнок научится быть счастливым, если наблюдает это умение у родителей; он будет отзывчивым, если отзывчивы родители к своим родителям и другим людям; он будет смелым, совестливым, порядочным…
Но при этом он будет ещё и самим собой, ибо понимание означает терпимость к непохожему. Следует понять, что ребёнок хоть и является продолжением родителей, всё же не их точная копия. Порой он берёт какие-то качества от обоих родителей, иногда – не самые лучшие. Но это как раз ваше – что ж на ребёнка сердиться? Теперь ему надо помогать!
Ребёнок не довесок и не придаток к жизни родителей. Он – самостоятельная судьба. Родители временно его в этой жизни сопровождают, любовью и терпением открывая в ребёнке всё лучшее талантливое, способное. Но за это ребёнок не обязан жить жизнью родителей и реализовывать их несостоявшиеся мечты!
Любовь родительская должна сочетаться с требовательностью, проистекающей из понимания себя, целей воспитания, понимания характера и души ребёнка, понимания жизни. Ребёнка важно не только понимать, но и уметь выразить своё понимание, чтобы ребёнок понимание чувствовал словом, паузой, интонацией, поступком, скоростью отклика, смехом, плачем. Главное – неравнодушием и трудом. Тогда он будет здоровой и целостной личностью! И как вознаграждение родителям – успешность его в будущем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Забота о здоровье ребенка" Групповое родительское собрание
«Хорошее здоровье, ощущение полноты, неистощимости физических сил – важнейший источник жизнерадостного мировосприятия, оптимизма, готовности прео...
"Растим здорового ребенка" . Материалы "Родительского клуба"
Ознакомление с возрастными особенностями воспитанников 5-6 лет. Практическое занятие для родителей с детьми. Буклет...
«Забота о здоровье ребенка». Групповое родительское собрание
План подготовки собрания - Подготовка приглашений каждой семье с текстом. - Оформление выставки методической литературы по теме родительского собрания. - Оформление папки-передвижки «Режим дошкол...
Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»
Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...
Перспективное планирование по теме: «Здоровье ребенка через познание себя».
Перспективное планирование по теме:«Здоровье ребенка через познание себя»....
Проектирование и реализация эффективных путей укрепления здоровья ребенка через приобщение его к здоровому образу жизни
Проект региональной инновационной площадки ...
«Проектирование и реализация эффективных путей укрепления здоровья ребенка через приобщение его к здоровому образу жизни»
Проект региональной инновационной площадки Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан...