Какие игрушки полезны детям?
статья на тему
Предварительный просмотр:
Какие игрушки полезны детям?
На вопрос, что больше всего любят делать дети, любой из нас, не сомневаясь, ответит: «Играть!»
Наблюдая окружающий мир, людей вокруг себя, ребенок хочет стать участником происходящих вокруг него событий. Но в полной мере, как взрослый, он этого сделать пока не может. А вот в игре он может сделать все. В игре он «вдруг» становится мамой или папой, капитаном корабля или командиром полка, врачом или учительницей. В игре по-настоящему, а не «понарошку» работает воображение малыша, память, мышление, речь, надо строить отношения с партнерами (даже если их роль выполняют неодушевленные предметы), решать возникающие проблемы.
Сегодня от изобилия игрушек голова идет кругом — куклы всех размеров, машины, динозавры, конструкторы, трансформеры, монстры, гигантские мягкие зайцы... постепенно все они перебираются в наши дома, к нашим детям. И вот уже вчерашний добрый мальчик Сашенька, напялив на лицо кровавую маску, купленную «ради смеха» его папой, чуть не до смерти пугает родную бабушку, искренне радуясь ее испугу. А в магазине продавщицы спокойно смотрят, как пятилетняя Леночка с воплями требует у мамы детскую косметику. И мама покупает, потому что купить проще, чем объяснять.
Что несут эти новые игрушки? Они развлекают детей? Приобщают их к современности? Или они несут с собой опасность для их человеческого и психического развития?
Работая над проблемой детские психологи составили список бесполезных, вредных игрушек для развития детей.
Рейтинг бесполезности игрушки возглавляют
Интерактивные куклы и мягкие игрушки
Чем вредны: говорящие и движущиеся собачки и кошечки, куклы, вступающие в диалог со своими хозяйками, разрушают иллюзорное пространство ролевой игры, превращая малыша из активного творца в пассивного наблюдателя. Зачем создавать, выдумывать, разыгрывать ситуации, если кукла или зверушка все делает сама?
Гигантские плюшевые игрушки
Чем вредны: монстрообразные зайцы и медведи, вдвое больше крохи, практически не годятся для ролевой игры, а значит, не выполняют основной предназначенной им функции. Зато они служат отличными пылесборниками. Чистить их при этом крайне сложно. Кроме того, маленький ребенок может легко наглотаться длинного синтетического ворса. А пугливый, ранимый малыш может и по-настоящему испугаться «домашнего любимца».
Игрушечные музыкальные инструменты
Чем вредны: игрушки, имитирующие внешний вид музыкальных инструментов, как правило, практически не соответствуют им по звучанию и неправильно настроены, то есть не способствуют развитию музыкального слуха и даже тормозят его формирование. Детские синтезаторы, хотя и имитируют звучание того или иного музыкального инструмента, создают искусственный, неестественный звук, далекий от реальности.
Современное электрифицированное оружие и военные игрушки
Чем вредны: футуристические бластеры, современные лазерные автоматы и т. д. не только создают у крохи вредный образ агрессора и завоевателя, но и перевозбуждают его нервную систему благодаря обилию световых и шумовых спецэффектов.
Электронные интерактивные панели со звуковыми и световыми эффектами
Чем вредны: удачно выполнив ту или иную операцию (нажав на кнопочку, повернув рычажок и т. д.) малыш получает поощрение в виде светового или звукового сигнала, который доставляет ему удовольствие. То есть познавательная, исследовательская деятельность подменяется своего рода условным рефлексом: правильно нажал на кнопочку — послушай песенку. К тому же избыток цветовых и звуковых стимуляторов может привести к перевозбуждению, нарушению внимания и регуляции. Помимо этого, привыкнув с младенчества манипулировать забавными кнопочками, кроха может отказаться играть в развивающие и ролевые игры, требующие более серьезных интеллектуальных и моторных усилий.
Куклы типа Барби и Братц
Чем вредны: куклы, изображающие молодую женщину или девушку-подростка, могут быть полезны для коллективной ролевой игры девочек старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Вред в том, что куклы Барби на глазах обрастают имуществом - к ним прилагаются не только обувь и одежда, но и расчески, помады, велосипеды, нижнее белье, собачки, младенцы и пр. Уже не нужно ничего изобретать и придумывать - все прилагается в готовом виде. Пожалуй, вершиной такой игрушечной конкретности на сегодняшний день является «беременная» Барби, которая «наглядно моделирует» процессы беременности и родов: открыв дверцу в кукольном животе, девочка может легко достать из него младенца, а потом вернуть его назад.
Все это преждевременно активизируют в ней интерес к тем сферам жизни, к которым она еще не готова ни физически, ни психологически (флирт, шопинг, успешная карьера).
Роботы-трансформеры
Нарочито отталкивающий, агрессивный вид этих игрушек деформирует картину мира маленького ребенка. Они могут спровоцировать самые разнообразные неврозы, стать причиной навязчивых фобий. Кроме того, однообразные манипуляции (чаще всего превращение робота в звездолет и обратно) подменяют игровую деятельность, что, естественно, тормозит интеллектуальное и творческое развитие малыша.
К этому рейтингу хочется добавить еще несколько игрушек
Набор «Мастерская»
Знакомим мальчика с инструментами, покажем, как работает дрель, научим убирать каждый инструмент в строго отведенное ему место, а вот самого главного – осуществить ремонта мы не сможем. Инструменты есть, а конструкции, которую можно отремонтировать (собрать, а затем разобрать) с помощью этих инструментов - нет.
«Расчлененные игрушки», головы кукол.
Предполагается, что с ними маленькие дети будут играть в парикмахерскую, делая различные прически. Мы малышей знакомим с профессиями, но не обучаем им. Такое пособие хорошо для колледжа сферы услуг, но не допустимо в детской игре, ведь игрушка помогает ребенку узнавать и воспринимать окружающий мир, воздействует на эстетические чувства малыша.
Игрушки которые необходимы детям.
У ребёнка должен быть определённый набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым. Игрушка должна вызывать интерес у ребенка, побуждать к любознательности.
1.Игрушки из реальной жизни.
Кукольное семейство (может быть и семья зверюшек), кукольный домик, мебель, посуда, машины, лодка, касса, весы, медицинские и парикмахерские принадлежности, часы, стиральные машины, плиты, телевизоры, мелки и доска, счёты, музыкальные инструменты, железные дороги, телефон и т.д.
2.Игрушки, помогающие "выплеснуть" агрессию.
Солдатики, ружья, мячи, надувные груши, подушки, резиновые игрушки, скакалки, кегли, а также дротики для метания и т.д.
3.Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения.
Кубики, матрёшки, пирамидки, конструкторы, азбуки, настольные игры, разрезные картинки или открытки, краски пластилин, мозаика, наборы для рукоделия, нитки, кусочки ткани, бумага для аппликаций, клей и т.д.
Самые лучшие дорогие игрушки – те, которые изготавливаются своими руками или вместе с родителями из подручных материалов.
Таким образом, с точки зрения педагогов и психологов современная игрушка должна служить средством всестороннего гармонического развития личности, а игра, в которой эта игрушка используется, должна стать формой обучения и воспитания ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Роль игрушки в жизни ребенка. Какие игрушки нужны детям" консультация для родителей
В консультации описываютя виды игрушек, даются советы по подбору игрушек, раскрывается значение игрушки в развитии ребенка....
"Влияние игрушки на развитие ребенка, какие игрушки нужны детям?"
Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, развиваясь, требует все новых и новых игрушек. Игрушка в познавательном отношении выступает для ребенка в качестве ...
"Влияние игрушки на развитие ребенка, какие игрушки нужны детям?"
Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, развиваясь, требует все новых и новых игрушек. Игрушка в познавательном отношении выступает для ребенка в качестве ...
В каком возрасте, в какие игрушки надо играть детям
В каком возрасте, в какие игрушки надо играть детям...
Сообщение на родительском собрании "Какие игрушки нужны детям"Какие игрушки нужны детям? Существуют разные виды игрушек : 1 Сюжетные или образные: куклы, фигурки, мебель, посуда, животные, предметы домашнего обихода. 2 Технические - транспорт, констру
Какие игрушки нужны детям?Существуют разные виды игрушек :1 Сюжетные или образные: куклы, фигурки, мебель, посуда, животные, предметы домашнего обихода.2 Технические - транспорт, конструктор...
Статья: "С какого возраста и какие игрушки рекомендованы детям для их полноценного развития."
Выбор игрушек для ребенка, с учетом его возрастного развития....
Консультация для педагогов к родительскому собранию «В какие игрушки в каком возрасте необходимо играть с детьми»
laquo;В какие игрушки в каком возрасте необходимо играть с детьми»Не изобилие игрушек делает ваше чадо счастливым, а правильный выбор. С умом купленная или подаренная вещь становитс...