"Развитие мелкой моторики по средствам пальчиковых игр" Автор Лялене Н.А.
методическая разработка (старшая группа) на тему
Организуя коррекционную работу в группе детей с задержкой психического развития (далее ЗПР), я предаю большое значение использованию упражнений помогающих развитию речи и координации движения. Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка в развитии речи. Именно поэтому, здесь особенно хочу показать огромное значение и необходимость использования, так называемых, «пальчиковых» игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка в помощь родителям для занятий с детьми.
Автор разработки воспитатель ДО Лялене Н.А.
Развитие мелкой моторики по средствам «пальчиковых игр»
Организуя коррекционную работу в группе детей с задержкой психического развития (далее ЗПР), я предаю большое значение использованию упражнений помогающих развитию речи и координации движения. Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка в развитии речи. Именно поэтому, здесь особенно хочу показать огромное значение и необходимость использования, так называемых, «пальчиковых» игр.
Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. Пальчиковые игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке или загибает пальцы партнёра по игре, важны для формирования чувства уверенности у ребёнка. Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук (под термином мелкая моторика понимаются координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук), которое не только оказывает благоприятное развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скаванное движение, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.
Рекомендации по проведению пальчиковых игр у детей:
Перед игрой с ребёнком можно обсудить её содержание, сразу
при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации
пальцев, движения.
Это не только позволит подготовить малыша к правильному
выполнению упражнения, но и создаст необходимый
эмоциональный настрой.
При повторных проведениях игры дети нередко начинают
произносить текст частично (особенно начало и окончание
фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети
произносят его целиком, соотнося слова с движением.
Выбрав два или три стихотворения, постепенно заменяйте
их новыми.
Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём
репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.
Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре.
Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться
в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их
(например, изменив задание) или поменяйте игру.
Стимулируйте подпевание детей, "не замечайте", если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.
Тренировку движений пальцев рук можно начать с простого упражнения: сжимать пальцы в кулак и разжимать их. Ребенку не надоест показывать, какой он сильный. Попросите его сильно сжать папину или мамину руку, сжать одну руку другой.
Не лишним будет и массаж ладошек и пальчиков, который избавит маленького человечка от такого зажатия, ребенок будет лучше управлять своими ручками и пальчиками, ему будет легче рисовать, легче держать карандаш, легче лепить. Развивается гибкость и координация пальчиков. Развивается всем нам знакомая мелкая моторика. Ребенок лучше заговорит, только помните, что занятия нужно проводить регулярно.
Еще упражнения: растягивать в стороны руки, положенные пальцы в пальцы - «открыть замок»;
Переплетать пальцы обеих рук - сделать «ѐлочку». Тренируйте движение каждого пальца: поочередно сгибать и разгибать каждый палец.
А теперь можно и поиграть: «Кто быстрее прибежит?» - правая и левая руки , перебирая пальчиками по столу, стараются обогнать друг друга. При выполнении упражнений нужно стараться вовлекать все пальчики,выполнять упражнения как правой так и левой рукой.
Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения не только с краткой инструкцией, но и с речевым стихотворным сопровождением. Стихи сопровождающие фигурки из пальчиков, нужны для того, чтобы у ребенка возникал не только зрительный, но и слуховой образ предмета. Это могут быть потешки:
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — я.
Читая потешку, детям предлагается загибать пальчики в кулачок и разгибать пальчики правой и левой руки. Можно изображать руками хорошо знакомые предметы, животных.
Например:
1) Бабушка очки надела
И внучонка разглядела. (При этом большой палец правой и левой руки с остальными образует колечко. «Колечки» поднести к глазам.) 2) У стола четыре ножки,
Сверху крышка как ладошка. (Левая — рука в кулачок, сверху на неѐ распускается раскрытая ладошка. Положение рук можно менять.)
3)У собаки острый носик,
Есть и шейка, есть и хвостик. (Правая ладонь — на ребро, на себя. Большой палец — вверх. Указательный средний и безымянный — вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.)
4)Ушки длинные у зайки,
Из кустов они торчат.
Он и прыгает. И скачет,
Веселит своих зайчат. (Пальцы в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить в стороны и вперѐд.)
5)Идѐт слоник по дорожке,
У него устали ножки. (Средний палец выставлен вперед, указательный и безымянный идут по столу, большой палец лежит на мизинце. При выполнении каждого упражнения надо стараться вовлекать все пальчики.Упражнения выполнять как правой, так и левой рукой. )
6) «Кулачок»
Этот пальчик — маленький, (загибаем мизинчик)
Этот пальчик — слабенький, (загибаем безымянный пальчик)
Этот пальчик — длинненький, (загибаем средний пальчик)
Этот пальчик — сильненький, (загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик — толстячок, (загибаем большой пальчик)
Ну а вместе — кулачок!
7) Сорока – белобока кашу варила, (дети на ладошке «варят» кашу)
Деток кормила.
Этому дала, (поочередно загибают пальцы с мизинца)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала! (показывают большой палец)
Ты воды не носил, (грозят указательным пальцем большому пальцу)
Дров не рубил,
Каши не варил –
Тебе нет ничего! (разводят обе руки в стороны)
Вот тебе горшок пустой, (сжимают пальцы в кулак)
Иди в угол и постой!» (указательным пальцем показывают на угол).
8) Поглаживающими движением каждого пальчика к ладошке. Каждый пальчик, каждую фалангу, от подушечки к основанию пальчиков, затем поменяйте ручки.
У девочек и мальчиков
На руке пять пальчиков:
Палец большой — парень с душой,
Палец указательный — господин влиятельный,
Палец средний — тоже не последний.
Палец безымянный — с колечком ходит важный,
Пятый — мизинец, принёс вам гостинец.
9) В сале у кота усы, (стоя показываем руками «усы»)
Кот наелся колбасы. (потираем правой рукой животик)
Сидит на стуле сытый кот (присаживаемся на корточки)
И серой лапкой ротик трет. (выполняем круговые движения ладонью около рта)
10) Зайка-заинька косой, (показываем «ушки»)
Что ты бегаешь босой? (грозим пальчиком правой рукой)
Подожди меня в лесу, (грозим пальчиком левой рукой)
Я сапожки принесу! (выставляем на пятку правую, затем левую ногу).
11) Мила в лодочке плыла ( сплести пальцы рук, покачиваем ими, будто плывет лодочка)
Лимонадик пила, (имитируем, будто пьем из бутылочки)
Также при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звуко-произношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.
Ещё хочу порекомендовать такие игры на развитие меокой моторики, как: «Крупная и мелкая мозаика», «Разрезные картинки»; «Пирамидка»; «Геометрические вкладыши»; «Узнай что в мешочке?»; «Строим из Лего»; «Пазлы деревянные и картонные»; «Прищепки».
В заключении хочу сказать, что существует прямая связь между развитием мелкой моторики и развитием мышления ребенка. Чем более ловкие пальчики – тем более гибкий ум. А пальчиковые игры как нельзя лучше помогают в развитии мелкой моторики ребенка. У пальчиковых игр есть еще одно преимущество – они помогают прочнее налаживать контакт взрослого с ребенком, а значит родители будут лучше понимать своего ребенка, что поможет им воспитать гармоничную личность в будущем.
Литература:
Маханева М.Д., Рещикова С.В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет: Методическое пособие для педагогов и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.
Самые маленькие в детском саду. (Из опыта работмосковских
педагогов)/Авт.-сост. В. Сотникова. М., ЛИНКА-ПРЕСС.
2005. – 136 с.
Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с
системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К.
Воробьева. — М.: ACT: Астрель : Транзиткнига, 2006.
158[2] с.
Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М.: ВЛАДОС, 2003.
272 с.
Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь
дошкольникам с-общим недоразвитием речи. -М.: Книголюб,
2004. — 104 с.
Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного
возраста с общим речевым недоразвитием. — М.: АРКТИ,
2002. — 144 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/07/picture-418093-1570427091.jpg)
План по самообразованию: Тема: «Развитие мелкой моторики по средствам пальчиковых игр».
Развитие мелкой моторики по средствам пальчиковых игр....
Материалы по самообразованию на тему на тему: «Развитие мелкой моторики по средствам пальчиковых игр».
Материалы по самообразованиюАлинагиевой Элеоноры Эльмановны,воспитателя первой младшей группы «Теремок» Тема: «Развитие мелкой моторики по средствам пальчиковы...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/13/picture-447399-1399965915.jpg)
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики по средствам пальчиковых игр».
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики по средствам пальчиковых игр»....
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/22/picture-1380205-1642873085.jpg)
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики по средствам пальчиковых игр»
Игра - один из лучших способов развития детей. Она доставляет ребёнку удовольствие и радость, и вместе с тем в процессе игры ребенок развивается и получает полезные навыки. Пальчиковые игры - это така...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/09/picture-1447921-1673265597.jpg)
Развитие мелкой моторики по средствам пальчиковых игр
Развитие мелкой моторики по средствам пальчиковых игр...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/21/picture-1513552-1708517352.jpg)
План по самообразованию «Развитие мелкой моторики по средствам пальчиковых игр»
План по самообразованию «Развитие мелкой моторики по средствам пальчиковых игр»...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/15/picture-526151-1416018559.jpg)
Отчёт по самообразованию на тему: «Развитие мелкой моторики по средствам пальчиковых игр» 2024 год
Отчётпо самообразованию на тему: «Развитие мелкой моторики по средствам пальчиковых игр»....