Консультация "Развитие мелкой моторики детей"
консультация (подготовительная группа) на тему

Сокольникова Вера Вадимовна

Мелкая моторика- способность манипулировать мелкими предметами.....

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsidlya_roditeley.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

на тему

«Развитие мелкой моторики детей»

«Истоки способностей и дарований детей

находятся на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,

которые питают источник творческой мысли ».

В.А.Сухомлинский

       Пожалуй, каждый современный родитель знает о необходимости развития мелкой моторики. Но далеко не все находят время и желания серьезно заняться этим забавным и полезным процессом. Наши дети, идя в школу, знают английские слова, но не умеют держать ручку. На одежде и обуви — липучки вместо пуговиц или шнурков, и наши дети не умеют  завязывать шнурки.

       Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны,  отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность.

        Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на  уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.

         Уровень развития мелкой моторики - один из показателей  интеллектуальной готовности к школьному  обучению.

Ребёнок, у которого достаточно хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, у него высокий уровень развития памяти, внимания и связной речи.

         Зачем нужно развивать мелкую моторику?

 Мелкая моторика – это основа психических процессов: внимания, восприятия, мышления и речи, пространственных представлений.

Трудности при недостатках развития мелкой моторики

    - Дети не способны провести прямую линию

(вертикальную, горизонтальную).

    -  Испытывают трудность формирования

правильно траектории движений

   - При выполнении графического элемента

(цифры, геометрической фигуры).

    - Отсутствует желание рисовать, лепить,

заниматься ручным трудом.

Как развивать мелкую моторику

    Массаж кистей рук.

 * Пальчиковая гимнастика,     физкультминутки.

 * Пальчиковые игры со стихами, скороговорками.

 * Пальчиковый театр.

    Шнуровка.

 * Игры с мелкими, сыпучими предметами

 * Пазлы.

 * Мозаика.

 * Аппликация, лепка из пластилина, соленого теста с использованием природного материала

 Предлагаем вашему вниманию игры  и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься и дома.

Пальчиковые игры.

Для  формирования тонких движений пальцев рук могут быть успешно использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов - потешек. Эти игры создают благоприятный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, учат улавливать ритм речи. Игры эти очень эмоциональные, их можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности.

Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

    Они увлекательны и способствуют развитию речи и творческого воображения. У детей,   повторяющих движения взрослых, вырабатывается умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде  деятельности. При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой.

Массаж пальчиков.

Очень полезное и приятное занятие, великолепно активизирующее речевые центры мозга. Кроме того, такой массаж имеет позитивное влияние на иммунитет, на общее развитие и контакт между мамой и ребенком. Особенно важно уделять много внимания массажу, если у ребенка явные отставания в речевом развитии. Он дает отличные результаты.

Игры с мелкими предметами( пуговицы, мозаика, сыпучие материалы – песок, крупы, соль, мука).

Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Таких игр огромное множество. Вот несколько таких игр.

Игры с пуговицами
Развитию пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но  и разнообразные действия с предметами. Например различные виды мозаик или игры с  пуговицами, которые развивают внимание, восприятие. Подберите   пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте выложить рисунок, а затем попросить ребенка сделать такой же. После того, как ребенок научится выполнять задание,  предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, домик, машину и т.д.  

Игры с сыпучими материалами     
Игры с крупами не только развивают мелкую моторику, но и помогают совершенствовать сенсорное познание предметов и веществ, развивает чувственное восприятие, эффективно стимулируют работу мозга и умственное развитие ребенка. И, наконец, это просто весело. Детям можно предложить поиграть в игру «Золушка» - перебирать крупы. Для этого в кастрюлю (миску) помещаем  горох и фасоль. Попросите ребенка помочь Вам перебрать и разложить по разным баночкам или бутылочкам фасоль и горох. Можно даже устроить соревнование “Кто быстрее наберет бутылочку”. Или попробовать на ощупь определить и достать только горох или только фасоль. Затем можно выложить узор, чередуя по цвету и форме.

Податливость крупы, муки, песка провоцирует желание создать из него миниатюру реального мира. Для детей это не только отличное развлечение, но и способ узнать о мире и его свойствах больше. Созданная ребенком картина из этих сыпучих материалов является творческим продуктом. Основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития, развивается чувственное восприятие, фантазия и воображение.

Нанизывания
Отлично развивает пальчики рук разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все,  что нанизывается: пуговицы, бусы, макаронные изделия, и т.п.

Собирание разрезных картинок, пазл, кубиков        

Игры развивают зрительное восприятие, пространственную ориентировку, зрительно-двигательную координацию.
Можно использовать пазлы или взять две одинаковых картинки, одну из них разрезать на несколько частей. Предложите ребенку глядя на образец  собрать разрезанную картинку.

Лепка, аппликация и рисование.

Рисование, аппликация, лепка – эффективные пути для подготовки руки ребёнка к письму.

* Лепка из пластилина, глины и соленого теста.

С детьми можно сделать единичные детали или сразу несколько и объединять их в композиции. Вы можете лепить мелкие детали сами, а малыш может собирать готовую композицию.

- лепим колбаски, колечки, шарики;

- выкладывание из пластилина заданного рисунка шариками, колбасками на фанере или листе картона.

- оклеивание пластилином стеклянной бутылки и придание ей формы вазы, чайника и т. д.

- лепим геометрических фигур, цифр, букв.

Аппликация
 При помощи аппликаций развивается не только мелкая моторика, это еще увлекательный и познавательный процесс.  Ребенок, выполняя аппликации, сможет сравнивать фигуры большие и маленькие, широкие и узкие, длинные и короткие, темные и светлые. Он определяет, как расположены фигуры (высоко, низко, в центре, слева, справа).

Игры-шнуровки (прошнуровать яблоко к спине ежика, детали одежды и другие сюжетные шнуровки). 

Эти игры быстро надоедают малышу. Поэтому лучше, если у Вас будет кукла, у которой ботиночки или одежда завязываются с помощью шнурка. Надевая эту куклу в игре и раздевая ее, малыш будет легко и с удовольствием тренироваться шнуровать.

Оригами

Еще один из способов развития мелкой моторики рук ребенка – это оригами – конструирование из бумаги, который к тому же, может стать еще и по-настоящему интересным семейным увлечением. Оригами развивают у детей способность работать руками под контролем сознания. Ребенок учится общаться с бумагой, угадывать ее качества, развиваются творческие задатки у ребенка, ребенок знакомится с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), происходит развитие глазомера. Складывание фигурок благотворно действует на развитие движений пальцев и кистей рук, внимания, памяти, логического мышления, творческих способностей. Занятия оригами способствуют воспитанию усидчивости, аккуратности, самостоятельности, целеустремленности.

Игры с прищепками
Можно использовать игры с прищепками для развития у детей творческого воображения, логического мышления, закрепления цвета, счёта. Чтобы игра была интересной для ребёнка, можно прикреплять прищепки по тематике (лучики к солнцу, иголки к ёжику, лепестки к цветку, ушки к голове зайчика) Для этого нужно, соответственно, сделать заготовки солнца, ёжика, цветка, зайчика на картонной основе.

Рисование и раскрашивание карандашами, штриховка.

Особое место здесь  занимает штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов, с использованием простого и цветного карандаша. Трафареты на разную тематику: овощи, фрукты, посуда, одежда, животные и т.д. Для штрихования используются книжки для раскрашивания. Однако следует помнить, что эти упражнения представляют собой значительную нагрузку на зрение и их продолжительность должна быть не более 5-7 минут.  Помимо подготовки руки к письму  штриховка способствует развитию глазомера – формирование умения видеть контуры фигур, при штриховании не выходить за их пределы, соблюдая одинаковое расстояние между линиями.

Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Стоит заметить, что ни одна игрушка, ни одно упражнение не станут развивающими, если не будут интересны ребенку. И тут  задача взрослых, наша с вами задача, поддержать ребенка, при необходимости оказать помощь, и конечно быть терпеливыми и спокойными. Ведь умелыми пальцы станут не сразу. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

       Надеюсь, мы смогли Вас убедить в значимости развития мелкой моторики  и в том, что совместными усилиями мы поможем  нашим детям тренировать пальчики рук. Ведь систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей способствует формированию речи, интеллектуальных способностей, положительно влияет на развитие речи, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи" (консультация для воспитателей общеразвивающих групп)

   Специалисты в области детской психологии и логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находиться в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки....

Развитие мелкой моторики детей с речевыми нарушениями в различных видах деятельности.

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста, с речевыми нарушениями, в различных видах деятельности....

Опыт работы по теме "Развитие мелкой моторики детей через художественный труд"

Средства развития мелкой моторики пальцев рук:- массаж пальцев рук, массажёры,- пальчиковая гимнастика,- упражнения с мячами,- рисование,- игры с пуговицами,- игры - шнуровки.- игры с конструктором,- ...

упражнения ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ детей раннего возраста

Материал для использования педагогами  на занятиях, для игр дома с родителями...

Развитие мелкой моторики детей нетрадиционными методами (из опята работы)

Развитие мелкой моторики с помощью дидактических игр, тестопластики, пластилинографии и т. д....

Роль пальчиковых игр в развитии речи и мелкой моторики детей.

Почему пальцы помогают говорить.Когда начинать заниматься.Как играть в пальчиковые игры.Группы пальчиковых игр....

Развитие мелкой моторики детей 3-4 лет у детей с нарушением зрения.

Консультация для родителей имеющих детей с нарушением зрения...