Особенности развития ребенка в дошкольном возрасте.
консультация (старшая группа) на тему
Развитие ребёнка в дошкольном возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_razvitiya_rebenka_v_doshkolnom_vozraste.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка для родителей, чьим детям от 2 до 3 лет
- Знать цвета: красный, синий, желтый, зеленый. Назови, покажи, найди, что такого же цвета.
- Знать формы предметов: круг (шарик), квадрат (кубик), треугольник (крыша), прямоугольник (кирпичик). Назови, найди.
- Развитие речи:
- начинает употреблять сложные придаточные предложения
- проговаривает почти все звуки
- появляются вопросы: Где? Куда? Почему? Когда?
- Деятельность:
- собирают пирамидку с учетом величины
- находят «домики» фигуркам, используя зрительное сравнение («Вкладыши»)
- с помощью пластилина и карандаша изображает простые предметы по показу, может нарисовать «головонога»
- С предметами быта:
- самостоятельно одевается
- застегивает пуговицы и завязывает шнурки с небольшой помощью взрослого
- ест самостоятельно, аккуратно.
- Игра: появляются элементы сюжетно-ролевой игры
- Двигательная сфера: поднимается и спускается с лестницы самостоятельно
- Память: выполняет 4-5 действий по памяти
- Общение: любознателен, любопытен, доволен, когда хвалят, переживает, когда ругают, получает удовольствие от общения с взрослыми, эмоционально отзывчив.
Уважаемые мамы и папы, помните!
- Развитие речи – главное в этом возрасте. Для этого необходимо делать ежедневно и многократно:
- пальчиковую гимнастку, зарядку для язычка и губ
- повторять звуки и слова, четко проговаривая и глядя ребенку в лицо
- читать стихи и сказки, рассматривать и называть предметы, игрушки, картинки
- следить за своей речью, не подделываться под детскую речь
- отвечайте на все вопросы ребенка, но конкретно и коротко.
- Ведущим процессом является восприятие. Для этого необходимо:
- окружать ребенка яркими, красивыми игрушками, предметами, с которыми можно действовать – катать, кидать, разбирать, собирать, складывать, трогать, нюхать, слушать, пробовать.
- Ведущий вид деятельности – игра. Обыгрывайте с ребенком разные ситуации, предлагайте выполнить то или иное задание от лица игрушки, для игрушки, например, пусть свое недовольство поведением ребенка высказывает любимый медвежонок.
- Ребенок стремится к самостоятельности – удовлетворяйте эту потребность. Все, что ребенок может делать – пусть делает сам.
- Помните! Желания ребенка неустойчивы и быстро преходящи, он не может их контролировать и сдерживать, ограничивают их только наказания и поощрения взрослых.
- Будьте последовательны в требованиях, не бойтесь сказать «Нет».
- Хвалите ребенка за хорошее поведение.
- Ребенка можно отвлечь, берегите его нервную систему.
- Любви и терпения!
- Памятка для родителей, чьим детям от 1,5 до 2 лет
- Знать цвета: красный, синий, желтый, зеленый. Сличение - "покажи такой же".
- Знать формы предметов: круг (шарик), квадрат (кубик), треугольник (крыша), прямоугольник (кирпичик). Сличение - "дай такую же".
- Речь:
- обозначает свои действия словами и предложениями из двух-трех слов
- отвечает на вопросы взрослого
- активный словарь более 40 слов.
- Предметы: показывает по просьбе взрослого 4-5 знакомых картинок, игрушек.
- Деятельность:
- снимает кольца с пирамидки
- собирает пирамидку без учета величины
- находит "домики" фигурам, используя силовые пробы (игра "Вкладыши").
- С предметами быта:
- в 1.5 года снимает варежки, носки
- в 2 года надевает носки, туфли, штанишки, шапку
- листает книгу
- самостоятельно ест
- кормит и баюкает куклу, возит машинку
- умеет воспроизводить часто наблюдаемые в жизни действия.
- Игра: манипулирует предметами, воспроизводит ряд последовательных действий.
- Двигательная сфера:
- поднимается и спускается по лестнице, держась за поручень
- перешагивает через препятствие на полу
- встает на лавку – 20 см от пола
- подпрыгивает, бегает
- бросает и ловит мяч
- в 2 года повторяет штрихи, рисует круги.
- Память: выполняет 3 действия по памяти.
- Общение: контактирует со сверстниками, рад общению со взрослыми, сопереживает плачу ребенка, плачет при испуге, обиде, ищет помощи у взрослого.
Уважаемые мамы и папы! Помните!
- Развитие речи – главное в этом возрасте. Для этого необходимо делать ежедневно и многократно:
- пальчиковую гимнастку, зарядку для язычка и губ
- повторять звуки и слова, четко проговаривая и, глядя ребенку в лицо
- читать стихи и сказки, рассматривать и называть предметы, игрушки, картинки
- следить за соей речью, не подделываться под детскую речь
- развивать мелкую моторику, используя для этого пуговицы, шнурки, пластилин, горох, конструктор, краски, прищепки и т.п.
- Ведущим психическим процессом в раннем возрасте является восприятие. Для этого необходимо:
- окружать ребенка яркими, красивыми игрушками, предметами
- давать пробовать на вкус и запах, катать, кидать, разбирать, собирать, складывать, трогать, слушать, разглядывать все, что можно (что нельзя, лучше на время убрать из поля зрения ребенка)
- обязательно называть предмет, его основные признаки (мяч круглый, катится, прыгает), побуждать ребенка к повторению.
- Развивайте крупную моторику, создавая условия для двигательной активности:
- бегать за мячом, за каталкой, за папой, за мишкой, от медвежонка, вместе с зайчиком
- прыгать как зайчик, как кошечка, как мишка, выше мамы, к кукле Кате и т.п.
- перелазить, залазить, пролазить как котенок под стол, за стол, на стул и т.п.
- ходить по узкой дорожке, толкать паровозик, везти машинку с зайкой, пинать мяч.
- Ребенок стремится к самостоятельности – удовлетворяйте эту потребность. Все, что ребенок может делать сам, пусть делает сам.
- Помните, ребенка в этом возрасте легко отвлечь, берегите его нервную систему!
Памятка для родителей, чьим детям от трех до четырех лет
- Развитие речи к 4-м годам:
- активный словарь: 1000 – 1500 слов
- усваивает основные грамматические конструкции родного языка
- словотворчество - ребенок сам придумывает слова
- речь становится орудием мышления
- ребенок задает вопросы.
- Память:
- выполняет 4-5 действий по памяти
- запоминание и восстановление происходит в деятельности и зависит от ее характера
- быстро запоминает стихи, сказки.
- Сенсорное развитие:
- идет активное усвоение эталонов (цвет, форма, размер, запахи, звуки)
- ребенок знает, называет и выбирает по названию: 7 цветов радуги, формы - шарик (круг), кубик (квадрат), кирпичик (прямоугольник), крыша (треугольник), 3 – 4 размера.
- Самостоятельно одевается, застегивает пуговицы, завязывает шнурки с небольшой помощью взрослого.
- Ребенок наилучшим образом постигает и осознает:
- реальные предметы и объекты, к которым можно приблизиться, рассмотреть, подержать в руках
- те события и явления, в которых он сам был непосредственным свидетелем и активным участником.
- Малыш подражает близким людям, перенимает их опыт, интересы, взгляд на мир.
- Игра: активное освоение ролевой игры, игровое взаимодействие со сверстниками.
Что ждет ваш ребенок от вас
- Любви и терпения!
- Будьте последовательны в требованиях.
- Хвалите ребенка за хорошее поведение, отмечайте и поддерживайте все успехи ребенка.
- Не бойтесь сказать «нет».
- Развивайте речь ребенка :
- главное условие – это общение взрослого и ребенка
- следите за своей речью, не подделывайтесь под детскую речь
- не оставляйте без ответа вопросы ребенка, но отвечайте конкретно и коротко
- развивайте мелкую моторику через: пальчиковые игры, рисование, лепку, конструирование, аппликацию, игры с мозаикой, мелкими предметами, крупой и т.п.
- читайте стихи, сказки, рассказы, пересказывайте.
- Не делайте за ребенка то, что он может делать сам – думать за него, когда он сам может додуматься (мышление развивается в практической деятельности и из практической деятельности), бросаться на помощь, когда вас об этом не просят, не ограждайте ребенка от трудностей, человек развивается в поиске и решение проблем.
- Помните! Желания ребенка неустойчивы и быстро приходящи, ему их трудно контролировать, ограничивают их только наказания и поощрения взрослых.
- Играйте на улице и дома, в транспорте и по дороге в детский сад, по любому поводу и для удовольствия своего и ребенка.
- Создавайте окружающую среду – необходимо обеспечить ребенку широкие возможности пользоваться каждым из пяти чувств – знакомясь с миром, он должен видеть, слышать, пробовать на вкус и запах, трогать руками, собирать, разбирать и т.п.
- Не заблуждайтесь в отношении того, что ребенок мал, и в дальнейшем все можно будет исправить. Подправить - да, но изменить в корне – нет.
Условия успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду и не только
В последние годы родители вновь стали отдавать детей в детский сад в раннем возрасте, начиная с 10 – 11 месяцев, в детских садах вновь стали открываться группы для малышей. И основной проблемой для родителей при поступлении ребенка в детский сад является благоприятная адаптация малыша к новым условиям. Каждая мама и каждый папа хочет, чтобы этот процесс прошел без особых трудностей.
Итак, что необходимо знать вам, уважаемые родители, для того, чтобы процесс адаптации ребенка к детскому саду прошел безболезненно не только для ребенка, но и для вас.
Адаптация и прогноз адаптации
Во-первых, что такое адаптация? Адаптация – это приспособление организма к новым или к изменившимся условиям жизни. Адаптация имеет два аспекта – биологический и психологический. Важно помнить, что в период адаптации снижаются факторы местной защиты (поэтому дети раннего возраста часто болеют).
Во-вторых, существует такое понятие как прогноз адаптации.
- Медицинский прогноз – составляется в поликлинике перед поступлением ребенка в дошкольное учреждение, отражается в медицинской карте;
- Психолого-педагогический – составляется в дошкольном учреждении психологом и педагогами группы через наблюдение за психо-эмоциональным состоянием ребенка в различных ситуациях в течение трех-пяти дней, отражается в индивидуальном листе адаптации, также учитывается группа здоровья, диагнозы неврологического характера (ЗРР, анемия, аллергия, диатез)
Составляя прогноз адаптации самостоятельно, вам необходимо учесть следующие неблагоприятные факторы для детей раннего возраста:
- частые заболевания матери
- несоответствие домашнего режима ясельному
- токсикоз 2-ой половины беременности
- заболевания матери во время беременности
- вредные привычки
- недостаток эмоционального общения в первый год жизни
- резкие отношения между родителями
- раннее искусственное вскармливание
- вторая и третья группа здоровья
- заболевания ребенка в первый год жизни
- отставание в нервно-психическом развитии (например, диагноз задержка речевого развития - ЗРР).
При наличии 4 – 5 и более факторов риска, особенно с 1 по 6, наиболее вероятен прогноз неблагоприятного течения адаптации.
Типы адаптации
Существует три типа адаптации:
- благоприятный – психо-эмоциональный статус составляет от + 13 баллов до +49 (баллы по листу адаптации считают медицинские работники в детском саду), группа здоровья - 1, 2, отсутствие диагнозов неврологического характера, анемии, задержки речевого развития, диатеза;
- условно-благоприятный - психо-эмоциональный статус составляет от - 20 баллов до + 13, группа здоровья - 2, 3, диагнозы неврологического характера, анемия, задержка речевого развития, диатез;
- неблагоприятный - психо-эмоциональный статус составляет от - 20 баллов до- 59, группа здоровья - 2, 3, диагнозы неврологического характера, анемия, задержка речевого развития, диатез.
Вы можете сами оценить течение адаптации вашего ребенка:
- благоприятное – отсутствие невротических реакций, стабилизация психо-эмоционального состояния в течение 20-30 дней в рамках графика адаптации;
- условно-благоприятное – легкие невротические реакции в течение 1-2 недель, умеренная потеря в весе, однократное ОРЗ, отставание в нервно-психическом развитии на один эпикризный период (например, уровень развития речи на 2 года, а вашему малышу 2,6 года), стабилизация психо-эмоционального состояния в течение 30 – 75 дней (до2,5-ой месяцев);
- неблагоприятное – длительные невротические реакции, потеря в весе, частые ОРЗ, отставание в нервно-психическом развитии на два эпикризных периода, стабилизация психо-эмоционального состояния более 75 – 80 дней (до3-х месяцев).
Адаптация закончена, если:
- у ребенка стабильное положительное психо-эмоциональное состояние в течение недели, т.е. ваш ребенок в основном пребывает в хорошем настроении, активно играет, взаимодействует со взрослыми и сверстниками, соблюдает режим дня, хорошо кушает и спокойно спит;
- у него отсутствуют заболевания;
- есть динамика массы тела;
- и динамика психомоторного развития.
Но самое главное условие успешной адаптации не столько ребенка, сколько всей семьи – это готовность родителей к тому, что ребенок пойдет в детский сад (государственный или частный), или как-то изменяться условия его жизни, например с ним будет сидеть няня, или на длительное время ребенок переедет к бабушке и т.п.
Готовность родителей
- Самое главное – положительный настрой на детский сад, если вы верите, что детский сад самое лучшее место на земле для вашего ребенка, так же будет считать и ваш ребенок, пусть пока на уровне внутренних ощущений. Если вы так не считаете, займитесь аутотренингом - возьмите листочек и напишите в ответ на вопрос «Зачем мне нужен детский сад?» все позитивное, что вы знаете по этому поводу (например, «У моего ребенка расширится круг общения, а это очень полезно для его развития» - да-да, даже негативный опыт полезен, так как ребенок развивается только преодолевая препятствия, как, впрочем, и любой человек, или «Я могу спокойно ходить в магазин, не отдирая орущего ребенка от ярких коробок» и т.п.
- Чаще гуляйте с ребенком на детской площадке, не торопитесь вмешиваться в любой конфликт, дайте ребенку возможность поучиться самому найти выход из ситуации, а себе возможность погордиться за ребенка «Вот какой молодец, как ловко забрал свою игрушку, значит может постоять за свое имущество».
- Хотя бы раз в неделю меняйте с ребенком место для прогулок – это может быть соседский двор (а сколько их вокруг?), парк, зоопарк, центр города, просто проехать 2 остановке на транспорте, а обратно вернуться пешком или наоборот и т.д.
- Ходите с ребенком в гости и приглашайте гостей к себе, желательно с детьми разного возраста – учите ребенка общаться, вместе играть, давать играть свои игрушки, просить чужие и т.п. – показывайте, как это надо делать.
- Играйте с ребенком дома в детский сад, начиная от бытовых процессов (кормление, одевание, сон), до игр и занятий. Роль ребенка может выполнять сам ребенок или какая-нибудь игрушка. «Вот как Саша аккуратно кушает, как ребятки в детском саду», «Все ребятки спать легли в свои кроватки и Танечка тоже спать ляжет в свою кроватку».
- Если вы определились с выбором дошкольного учреждения, начинайте осваивать его территорию, приходите на утренние и вечерние прогулки (что также поможет вам и ребенку привыкнуть к режиму детского сада), познакомьтесь с воспитателями, играйте с детьми, запоминайте их имена, чтобы потом напоминать их ребенку. Посетите психолога детского сада, проконсультируйтесь с медицинской сестрой или врачом, т.е. сами получите как можно больше разнообразной информации о том месте, где ваш ребенок будет проводить большую часть времени. Самое главное – это ваше доверие и вера, что все будет хорошо.
Ваш ребенок пришел в детский сад
- Если вы учли все предыдущие рекомендации, то уже 90% самого сложного позади.
- Обязательно соблюдайте график адаптации, т.е. режим кратковременного пребывания ребенка в детском саду, начиная с 2-х часов. С графиком вас познакомит медицинский работник или психолог детского сада. Дайте ребенку возможность постепенно привыкнуть к новым условиям, к новым людям, к новым правилам, к отсутствию мамы.
- Можете дать ребенку с собой игрушку или книжку, словом «кусочек» дома.
- Ежедневно общайтесь с воспитателем, но не с целью выспросить, кто толкнул, а кто отобрал игрушку, а с целью выяснить, как вам скорректировать свои взаимоотношения с ребенком дома, чтобы он легче и быстрее привыкал к новым условиям жизни. Пусть воспитатель станет вашим помощником в воспитании ребенка.
- Поддерживайте ребенка в период адаптации, меньше обращайте внимания на его капризы, дарите ему свое тепло и любовь. Постарайтесь не менять ничего в жизни ребенка в этот период (не отучайте от соски, груди – это лучше сделать заранее, не ездите надолго в гости, не приглашайте к себе незнакомых малышу людей и т.п.). Берегите нервную систему ребенка!
Терпения вам и оптимизма!
Наблюдайте за своим ребенком, прислушивайтесь к нему и он вам сам подскажет наиболее оптимальные для него воспитательные методы и приемы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности психофизического развития ребенка младшего дошкольного возраста в условиях мегаполиса
Для развитияeребёнка важны и имеют огромноеeзначение все психическиеeфункции и процессы, протекающие в центральнойeнервной системе....
Реферат на тему «Особенности психического развития ребенка в дошкольном возрасте»
Наши дети - это наша старость.Правильное воспитание - это наша счастливая старость,Плохое воспитание - это наше будущее горе,Это наши слезы,Это наша вина перед другими людьми.А.С. Макаренко...
Консультация для родителей подготовительной группы: « Особенности психического развития ребенка старшего дошкольного возраста. Кризис 6-7 лет».
Консультация для родителей подготовительной группы:« Особенности психического развития ребенка старшего дошкольного возраста. Кризис 6-7 лет».Дети старшего дошкольного возраста отличаются еще большими...
Консультация для родителей подготовительной группы: « Особенности психического развития ребенка старшего дошкольного возраста. Кризис 6-7 лет»
Дети старшего дошкольного возраста отличаются еще большими физическими и психическими возможностями, чем дети младшего и среднего дошкольного возраста. Дети имеют необходимый для свободного общения сл...
Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте
особенности развития детей...
Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. Роль родителя в формировании личности ребенка, особенности взаимодействия с ребенком в данном возрасте.
План: 1. Новообразования дошкольного возраста. 2. Ведущая деятельность. 3. Когнитивное развитие дошкольного возраста. 4. Личностная и эмоциональная сфера. 5. Кризис 7 лет. Новообразования...