Мастер-класс для родителей по развитию речи детей
методическая разработка (старшая группа) на тему
Мастер -класс для родителей поможет разнообразить совместные вечера, также позволит маме больше времи потратить на общение со своим ребенком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_dlya_roditeley.docx | 21.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для родителей
«Игра вокруг нас».
Цель. Формировать педагогическую компетентность родителей в вопросах развития связной речи. Знакомить с речевыми играми.
Задачи:
- развивать речь и воображение ребёнка,
- активизировать словарь,
- расширять кругозор ребёнка,
- привлекать его к выполнению простейших поручений,
- развитие мелкой моторики,
- создание благоприятного внутрисемейного взаимоотношения.
Ход мастер-класса.
Здравствуйте, уважаемые родители! Часто слышу от вас вопрос – когда позаниматься с ребенком? Работа и домашние хлопоты отнимают много времени и сил, однако не секрет, что значительную часть времени, вы проводите на кухне. Постарайтесь использовать его для общения с ребенком и развития его речи.
В общении с детьми мы часто слышим: «Маме было некогда, она готовила суп». Сегодня мы будем учиться играть с детьми на кухне.
Игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук.
1.Макаронные изделия (с дырочкой внутри) – хороший материал для изучения формы, длины. Возьмите шнурок и нанизывайте их. Так получатся отличные бусы для куклы. Их также можно раскрасить.
Из макаронных изделий разных форм, размеров и цветов можно выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, буквы, цифры попутно изучая формы и цвета.
2. Играем с крышечками. Полезно для развития мелкой моторики. Надеваем их на бутылочки (вращательные движения). Возьмите баночки, кастрюльки разного размера. Снимите с них крышечки и перепутайте, пусть ребенок подберет к каждой баночке свою крышечку.
3. Игры с магнитами. Безделушки на магнитах, которыми принято украшать кухню, помогут взрослым придумать много интересных заданий и игр. Например, мама просит ребенка расположить их на дверце холодильника в определенном порядке: сначала только фрукты, потом только круглые предметы, потом только желтые и т. д.
4. Играем с крупами.
Насыпьте в любые емкости разные крупы. Спрячьте в них какой-либо предмет (например, ложку или игрушку) Пусть малыш перебирает крупу пальчиками, прячет руки или игрушки в крупе. Ребенок определяет наощупь, что это за предмет.
Дайте ребенку несколько пустых емкостей, пусть пересыпает крупу. Для игры можно использовать тарелки разных цветов. Насыпьте фасоль в них, считайте – в какой больше всего, в какой меньше всего.
Для ребят постарше смешайте несколько круп – поиграйте в «золушку» – отберите одну крупу от другой.
Можно насыпать крупу на поднос и проявить фантазию рисовать по ней пальчиками.
Развиваем слуховое внимание, слуховые дифференциации.
Развитие слухового восприятия обеспечивается устойчивыми ориентировочно-поисковыми слуховыми реакциями, способностью к сличению и дифференциации контрастных неречевых, музыкальных звуков и шумов, гласных, соотнесение с предметными образами. Развитие акустической памяти направлено на удержание объёма воспринимаемой на слух информации.
Такие игры можно легко организовать с привлечением обычных предметов, которые окружают нас на кухне.
1. Слушаем звуки.
Послушай и запомни звуки: размешать сахар в чашке, хлопнуть крышкой по кастрюле, прошуршать пакетиками со специями, погреметь горохом или манкой в стеклянной банке и т. д.
Ребенок отгадывает, закрыв глаза или отвернувшись, что может издавать эти звуки.
2.«Звучащие баночки», «Что звучит?», «Найди пару».
Насыпать в баночки разные крупы. Потрясти баночку, отгадать, что там звучит.
Определить одинаковые наполнители, составить пары.
Ребенок выполняет действия, называет крупы.
Развитие фонематического слуха. Подготовка к звуковому анализу слов.
«Покупки. Найди звук»
Покажите ребенку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии, которых есть загаданный вами звук. Если ребёнок затрудняется ответить, предложите наводящие вопросы.
Игры на развитие грамматического строя
1.«Помощники»
Назови одним словом прибор, с помощью которого:
варят кофе, режут овощи, чистят картофель, моют посуду, выжимают сок, убирают в квартире.
Ребёнок: Кофеварка, овощерезка, картофелечистка, посудомоечная машина, соковыжималка, пылесос.
2. «Большой –маленький»
Цель: Учим использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы.
Мама: Ребёнок
Я называю большие предметы,
а ты их будешь уменьшать.
Булка- булочка
апельсин- апельсинчик
кастрюля- кастрюлечка
3. «Великаны»
Мама: Ребёнок:
Я буду называть обыкновенный предмет,
а ты «предмет великан».
Нож - ножище
Помидор - помидорище
Батон - батонище.
4. «Готовим вместе»
Цель: Формирование и развитие навыка образования относительных прилагательных от существительных.
- Как будет называться блюдо? Варим кашу из манки,из риса и т. п.
пюре из картошки-, колеты из мяса-;суп из курицы-, из грибов –, из лука-, из рыбы- и так далее.
Из яблок получается яблочный сок, из груш -, из свеклы-.
Ребёнок образует относительные прилагательные.
5. Учим предлоги: после похода в магазин раскладываем продукты сообща: куда положить овощи, куда положить фрукты, куда положить крупу, куда положить хлеб.
- Конфеты положим в вазочку и поставим около сахарницы. Салфетки сложим в салфетницу и поставим на поднос. Порошок надо поставить в шкафчике под раковиной возле коробки…
Ребёнок выполняет поручения и объясняет свои действия.
6.«Один и много»
Взрослый называет один предмет – а ребенок много.
Перечислять можно разные предметы. Например:
Чашка – чашки, кастрюля – кастрюли, стол - столы…
7.«Чего не стало?»
Взрослый выкладывает перед ребенком несколько различных предметов– 4 – 7 штук. Затем просит ребенка запомнить все предметы и отвернуться, а сам в это время убирает один любой предмет. Ребенку предлагается посмотреть внимательно и назвать, чего не стало. Обязательно нужно обращать внимание на окончания в словах.
8.«Волшебные очки»
«Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, желтым, синим и т. д.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красный холодильник, красное полотенце, красный стол, красное окно, красная рука и прочие.
Игры на обогащение словаря ребенка.
Расширяем словарный запас и учим словообразованию.
1.«Разные слова»
В игре можно использовать любые предметы.
1.«Какой предмет?»
Эта игра для развития речи у детей похожа на предыдущую. Отличие состоит в том, что к слову-признаку дети должны подобрать как можно больше слов-предметов.
Зеленый — помидор, крокодил, цвет, фрукт, …
Красное — платье, яблоко, знамя, …
2.«Охота на слова».
Цель: Дать понятие об овощах, способствовать развитию внимательности и наблюдательности, развивать быстроту переключаемости, активизировать словарь.
Какие слова можно достать из борща? Кто больше назовет? (Картошка, укроп, свекла и т. д.) на слова можно «охотиться», которые достаем из винегрета, кухонного шкафа, плиты и на кухне вообще. Кто больше знает названий посуды, мебели, бытовой техники, продуктов и т. д.
4. «Угощаю»
Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга.
Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока все не съедите.
Можно поиграть в сладкие, кислые, соленые, горькие слова.
Развитие связной речи
«Кухонные сказки».
Можно придумывать сказки или истории про различные предметы, например про старую кастрюлю (банан, картофелину, кухонные часы и т. п.).
Если ребёнку нужны подсказки, задайте ему наводящие вопросы. Например, вот картофелина. Как ты думаешь, где она росла? Кого картофелина могла встретить, пока находилась в земле? Почему она выросла такая большая (тёмная, неправильной формы? Что из неё можно приготовить?
Ребёнок рассказывает сказочную историю.
Подведение итогов мастер-класса.
Обмен мнениями.
Обогащайте ваше общение с вами различными играми и дети обязательно в дальнейшем отблагодарят вас своими успехами. Играйте в логопедические игры на кухне да и в любом другом месте. Обязательно используйте эти идеи и придумывайте свои варианты логопедических игр, ведь регулярные занятия на развитие речи и мелкой моторики – залог успешного и своевременного овладения ребенком этой важнейшей способностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Мастер – класс «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»...
Мастер-класс "Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста"
Сухомлинский сказал «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев». Хотя задолго до этого наши наблюдательные предки заметили, что разминание, поглаживание и движен...
Мастер-класс для педагогов ДОО по развитию речи детей
Мастер-класс для педагогов ДОО по развитию речи детей...
Мастер - класс "Сторителлинг - как инновационная технология развития речи детей
Технология сторителлинг в работе с детьми старшего дошкольного возраста...
Мастер- класс " Ментальные карты как метод развития речи детей дошкольного возраста"
Для презентации использован материал по использованию мыслительных карт в развитии речи детей...
Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»
Цель мастер-класса:Ознакомление педагогов с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста.Задачи:-дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принцип...
Мастер - класс для педагогов: "игры по развитию речи детей дошкольного возраста"
В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: родители и воспитатель дошкольного учреждения. От культуры речи взрослых и от того, как они разговаривают с ребёнком, сколько времени уделяют ре...