Как предупредить нарушения речи
статья (младшая, средняя, старшая группа) на тему
В статье приводятся аргументы для родителей в пользу своевременного обращения к логопеду для квалификации дефекта речи и организации помощи ребёнку .
Скачать:
Предварительный просмотр:
Как предупредить нарушения речи ( советы логопеда)
Не все дети-дошкольники могут самостоятельно освоить правильное произношение отдельных звуков , а взрослые не всегда улавливают на слух искажённое произношение того или иного звука или не придают ему особого значения , полагая , что с возрастом эти недостатки сами собой исправятся . Если ребёнок искажает звуки ( произносит , например , свистящие звуки меж зубно , или заменяет звуки л , р ,на звук в , звук р произносит искажённо-горловое , носовое ,боковое произношение и т.д. ) такое произношение с возрастом самостоятельно само не проходит , а только закрепляется . Определить есть ли у ребёнка нарушения речи можно только обратившись к помощи логопеда .
Часто родители пытаются самостоятельно оказывать помощь ребёнку прибегая к услугам интернета и делают следующие ошибки : предлагают детям упражнения не соответствующие тяжести дефекта ; упражнения не соответствующие возрасту ; не соответствующие индивидуальности ребёнка . Во всех этих случаях они терпят поражение и загоняют проблему вовнутрь . Необходимо знать , что логопед , прежде , чем приступить к коррекции нарушений , проводит всестороннее обследование речи , памяти , внимания , мышления , моторики . В случае необходимости подключает к работе таких специалистов , как : психолог , невропатолог . Нужно помнить , что формирование речи , её успешная реализация зависят от работы центральной нервной системы ( речевых зон коры головного моста и проводящих путей к органам речи ) . Неграмотные действия родителей формируют неправильный уклад звуков . Логопеду в таком случае приходится переучивать ребёнка . Родители, при самостоятельной работе над речью ребёнка , жалуются , что он не употребляет звук в самостоятельной речи , произносит его только в начале слова . Они не знают , что при постановке звук закрепляется постепенно по принципу» от простого к сложному « . Закрепление происходит в такой последовательности : автоматизация в слогах ; автоматизация в словах ; автоматизация в предложениях ; автоматизация в связной речи . Причём работа на каждом этапе имеет свои особенности . Кроме этого ведётся работа над развитием фонематического слуха , при его недоразвитии ребёнок и употребляет звук только в начальной позиции , или не употребляет в связной речи , или путает с другим звуком .
Нередко дети с неправильным произношением многих звуков несколько отстают в развитии , так как их речь бывает малопонятной . что нарушает контакт с окружающими , мешает формированию фразовой речи , а следовательно , сказывается и на логическом мышлении .
Чтобы не пропустить различные недостатки речи , а также предупредить их появление ,каждый ребёнок должен пройти диспансеризацию у логопеда в 3 года , 5 и перед поступлением в школу : в 3 года – чтобы не пропустить задержку развития речи ( бедность словарного запаса , малопонятная речь , неправильная фраза ) и первые признаки заикания ; в 5 лет – чтобы не пропустить патологического косноязычия ( искажённого произношения звуков ) . Есть нарушения произношения , требующие как можно более раннего начала работы над ними .Это искажённое произношение звуков : л , например , произносится губами , свистящие звуки – меж зубно , горловое произношение звука р и т.п . Такое произношение закрепляется на всю жизнь , если своевременно его не устранить .
При профилактическом осмотре в 3 и 5 лет логопед укажет , каким путём нужно помочь ребёнку : порекомендует занятия с логопедом или отдельные упражнения в игровой форме , проводимые родителями с детьми дома . Многие дети сейчас плохо воспринимают печатный материал в виде альбомов для закрепления звуков , домашних логопедических тетрадей , поэтому логопед может порекомендовать наряду с ними и интерактивные игры , предлагаемые, например сайтом « Мерсибо « , которые очень хорошо поддерживают интерес детей к речевым занятиям .
Следует уделять внимание не только детям с поздним развитием речи , но и детям с ранним развитием речи . Родители любят демонстрировать окружающим речь таких детей , а это может привести к тяжёлым осложнениям ( заиканию ) .
Неправильное произношение приносит детям много огорчений и трудностей в детском саду , а в школе эти трудности возрастают . Недостатки в устной речи очень часто влияют на письменную речь .Ребёнок плохо справляется со звуковым анализом слов , часто вместо одной буквы пишет другую , пишет так как говорит .
Поэтому перед поступлением в школу необходимо пройти диспансеризацию у логопеда , чтобы проверить , как ребёнок произносит и различает сходные звуки ( дифференциация звуков ) , что так важно для предупреждения ошибок на письме .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Как предупредить нарушение осанки и плоскостопия»
Формирование у родителей представлений о физических упражнениях и способах профилактики плоскостопия и нарушения осанки, практических умений в области физического воспитании ребенка ...
Как предупредить нарушения в поведении детей
Лекция для родителей на тему: «Как предупредить нарушения в поведении детей»....
Консультация для родителей "Как предупредить нарушение осанки у детей"
Очень полезный комплекс физзарядки для старших дошкольников и младших школьников....
Статья для родителей "Как предупредить нарушение осанки"
Статья для родителей: «Как предупредить нарушение осанки» Правильную осанку необходимо вырабатывать у ребенка с первых лет его жизни. Нужно научить ребенка держать свое тело красиво и правильно, ...
Памятка для родителей. Как предупредить нарушения речи.
Краткая консультация для родителей о речевом развитии детей 3-4 лет....
Как предупредить нарушения речи.
Чтобы предотвратить нарушения речи ребенка, нужно устранить из его жизни причины, способные привести к их возникновению. Главное - сделать это своевременно. На каждо...
Консультация для родителей старших дошкольников «Как предупредить нарушение осанки у детей»
Нарушение осанки не считается заболеванием, однако требует обязательного лечения. Отклонения в формировании скелета приводят к патологиям позвоночника, неправильному распределению нагрузки на суставы,...