Консультация для родителей "Как побороть чувство зависти у ребенка"
консультация (подготовительная группа) на тему

Парипса Марина Владимировна

Полезные советы и методы борьбы с завистью у детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_poborot_zavist.docx16.81 КБ

Предварительный просмотр:

Как помочь ребёнку побороть зависть

Каждый родитель иногда замечает признаки зависти у малыша. Некоторые взрослые говорят, что их дети не очень завистливы и не беспокоятся по этому поводу. Но если малыш завидует всему и мы постоянно слышим: «У Вани красная машинка, у меня нет!», «Маша умеет танцевать, я нет», как помочь ему бороться с завистью?

Отчего появляется зависть

Это чувство выражает внутренний страх быть менее значимым в глазах других — он возникает и у детей, и у взрослых. Можно завидовать вещам других или их успехам.

Почему некоторые малыши более завистливы? Всё просто: чем увереннее ребёнок в себе, тем меньше зависти он испытывает. И наоборот: дети с низкой самооценкой завидуют постоянно. Поэтому нельзя стыдить завидующего. Такой подход ещё больше снизит самооценку, усугубит проблему.

Объяснять четырёх- или шестилетнему человеку, что завидовать плохо — пустая трата времени. Он просто перестанет говорить о своих чувствах, продолжая их испытывать. Как же побороть зависть, если нельзя прямо сказать, что завидовать плохо?

Что делать, если малыш завидует чужим вещам

В 2–3 года дети начинают понимать, что существуют «свои» и «чужие» вещи. Все мы встречали кроху, вцепившегося мёртвой хваткой в игрушку и голосящего на весь двор: «Моё!». При этом вещь необязательно принадлежит ему. В этом возрасте родителям необходимо научить маленького человека уважать чужие вещи. Но уважение чужого рождается из уважения к собственности.

Сначала ребёнок должен осознать, что существуют его вещи. Любые увещевания двухлетки: «Не будь жадиной, дай машинку мальчику, надо делиться!» приведут к негативному результату. Наоборот, обозначайте, что новая игрушка — собственность малыша и никто не имеет права покушаться на неё без разрешения.

Когда первый этап пройден и ребёнок знает, что существуют его личные вещи, гораздо проще объяснить, что у других могут быть их вещи, к которым надо проявлять уважение и не брать без спросу.

Если у малыша возникло желание поиграть с чужой вещью, научите, как договариваться с владельцем:

  • вежливо попросить;
  • предложить временный обмен на свою игрушку;
  • предложить играть вместе всеми игрушками;
  • играть по очереди.

Применение такой схемы с раннего возраста снижает вероятность возникновения зависти к чужим вещам. Ведь малыш знает, что у него самого есть прекрасные игрушки, а если хочется поиграть чужой, можно договориться.

Дети постарше могут завидовать тем, у кого есть какая-то особенная вещь. Предложите одолжить её ненадолго. Возможно, интерес сойдёт на нет. Если же ребёнок продолжает мечтать о ней, подумайте, когда сможете приобрести вещь. Может, это станет подарком на день рождения или на Новый год. Малыш должен знать: особые мечты осуществимы.

Если покупка желанной вещи недопустима, объясните причину. Посочувствуйте, что не можете осуществить мечту: «Ты хочешь мобильный телефон как у Максима, но мы с папой считаем, что шестилетние дети не могут пользоваться гаджетами. Мне очень жаль, что решение тебе неприятно. Когда ты станешь старше, мобильник появится и у тебя! Подумай, какой другой подарок на день рождения доставит тебе радость?»

Что делать, если ребёнок завидует другим детям и их достижениям

Чувство зависти к достижениям других обычно появляется после четырёх лет. Дети начинают осознавать, что кто-то более успешен в определённых сферах, и остро воспринимать поражения в играх, неуспешность в чём-либо.

Как уже говорилось, завидуют из-за неуверенности в своих силах.

Если вы заметили, что дети остро завидуют успехам других, в повседневной жизни обратите внимание на следующее:

  • Постоянно говорите и показывайте малышу, что ваша любовь безусловна и не зависит от успехов.

Вместо «Ты не хочешь ходить в бассейн! Ты никогда не научишься плавать, мы с папой расстроились!» скажите: «Тебе не нравится бассейн? Расскажи почему. Даже если я расстроюсь, попробую понять, ведь я тебя очень люблю».

  • Избегайте сравнений. Чем больше вы указываете на успехи других детей, тем больше зависти вызываете.

Вместо «Ваня плавает лучше тебя!» скажите: «Ты плаваешь лучше, чем в прошлом месяце».

  • Спортивные соревнования и игры с проигравшими и победителями лучше предлагать детям с 4–5 лет. Не стоит поддаваться ребёнку, но в случае проигрыша посочувствуйте. Помните: нормально, если в 4–5 лет дети плачут проигрывая.
  • Избегайте постоянной деструктивной критики. Старайтесь критиковать конструктивно, объясняя, как добиться лучшего результата.

Вместо: «Что за закорючки вместо букв?!» скажите: «Попробуй написать буквы, не выходя за строчку».

  • Подчёркивайте положительные качества детей. Чтобы быть уверенным в себе, маленький человек должен знать свои сильные стороны! Поэтому не забывайте говорить о них. Старайтесь использовать конкретные фразы.

Вместо «Ты у меня вообще молодец» скажите: «Ты уже так хорошо считаешь».

  • Показывайте пример, признавая успехи других людей. Не стоит восхищаться друзьями сына или дочери (это может быть воспринято как сравнение). Лучше обращать внимание на успехи других взрослых, членов семьи или друзей. Видя ваше восхищение, малыш поймёт, что у каждого человека свои таланты.

Вместо того чтобы говорить мужу: «Наконец ты починил утюг!», скажите: «Как здорово, что ты починил утюг! Папа замечательно чинит любые вещи, я так не могу!»

Как побороть чувство зависти: первая помощь

Советы выше — общие, их нужно применять изо дня в день. Но как помочь малышу, который испытывает зависть прямо сейчас? Родителям пригодятся следующие рекомендации:

  • Не стыдите. Восклицание «Как ни стыдно завидовать!» точно не поможет справиться с ситуацией.
  • Проговорите чувства. «Да, у Кати красивая кукла. Тебе хочется, чтобы у тебя была такая же. Понимаю!»
  • Вспомните, какие игрушки или ценные вещи есть у завидующего. «У тебя есть похожая кукла, с косичками».
  • Попробуйте превратить конфликтную ситуацию в дружескую, учитывая успехи каждого. «Максим отлично играет на пианино, а ты здорово поёшь. Устроим совместный концерт?»

Даже следуя всем советам, приготовьтесь к тому, что дети временами будут завидовать. Ведь и взрослые часто испытывают подобное. Помните, родители должны свести к минимуму именно негативные проявления зависти, а не исключить чувство полностью. Пытайтесь научить детей испытывать «белую зависть» — смесь радости за другого человека и здорового желания добиться самостоятельно подобных успехов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Какие подвижные игры положительно влияют на развитие чувств и эмоций ребенка.

Подбор игр, положительно влияющих на развитие чувств и эмоций ребенка....

Консультация для родителей:"Шестое чувство- чувство природы"

Консультация для родителей:"Шестое чувство- чувство природы"...

Консультация"КАК УЗНАТЬ,ЧТО ЧУВСТВУЕТ И ДУМАЕТ РЕБЕНОК?"

Консультация"КАК УЗНАТЬ,ЧТО ЧУВСТВУЕТ И ДУМАЕТ РЕБЕНОК?"...

Значение эмоций и чувств в жизни ребенка дошкольника.

Материал  для педагогов ДОУ,  раскрывает  тему  развития эмоциональной сферы детей дошкольников....

Консультация для родителей "Воспитание чувств у ребенка".

Данный материал поможет показать как важно развивать и воспитывать чувства у дошкольников с самого раннего детства....

Консультация для родителей " О чувствах ребенка"

Дать представлениеродителям об общении, показать важность и значимость общения для полноценного развития ребенка....

Консультация для родителей "Каким образом улучшить чувство психологической безопасности ребенка в семье"

Для ребенка семья-оберег,кладовая знаний и трамплин во взрослую жизнь.Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире....