Значение эмоций и чувств в жизни ребенка дошкольника.
статья на тему

Иванова Ксения Валерьевна

 Материал  для педагогов ДОУ,  раскрывает  тему  развития эмоциональной сферы детей дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsii.docx19.32 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Подготовила: воспитатель ГДОУ ЦРР – д/с № 45 Иванова К.В.

Значение  эмоций и чувств, в жизни ребенка дошкольника.

Современное общество все больше внимание  обращает на личность человека, его индивидуальность, на эмоциональное благополучие и факторы  от которых оно зависит. Особенно важным с этой точки зрения является дошкольный возраст, в котором формируются основы личности, складываются устойчивые механизмы реагирования на различные средовые воздействия.

 Эмоциональная сфера является одной из основных  регуляторных систем, обеспечивающих активные формы жизнедеятельности организма (ПК.Анохин, В.К.Вилюнас, К.Е.Изард, С.Л.Рубинштейн). У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря им мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состоянии друг друга и лучше  преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Люди принадлежащие к разным  культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определяя базовые эмоц. состояния. Это относится и к тем народам, которые  никогда не находились в контакте друг с другом. Этот факт доказывает  врожденную функцию эмоций, но не все, некоторые из них  приобретаются в процессе жизни путем обучения и воспитания.

Важно отметить определенное влияние  эмоций на психические процессы.

Например, хорошее настроение улучшает запоминание. Человек быстро забывает то, что для него  эмоционально нейтрально и не имеет большого значения, и то, что ему непереносимо тяжело вспоминать. Счастье имеет тенденцию способствовать выполнению познавательной задачи, тогда как несчастье, тормозит ее выполнение. Волевые процессы тесно связаны с эмоциями. Настроение отражается на всех этапах волевого акта: на осознании мотива, принятия решения и развертывания процесса достижения цели, завершающегося принятием решения.  Но не только эмоции  воздействуют на волевые процессы, но и сам процесс достижения цели может вызвать целую гамму чувств в т. ч.и отрицательных (досада, обида).

Эмоциональная сфера человека имеет сложное многоуровневое строение и включает в себя  эмоциональный тон, собственно эмоции, эмоциональные свойства  личности и чувства.

Чувствами или эмоциями называют  переживания человеком своего отношения к тому, что он познает или делает, к другим людям и  самому себе. Эмоции -  более простое, непосредственное переживание в данный момент. Чувства – это высшая форма эмоциональных состояний, отражающая  отношение  человека к объекту его устойчивых потребностей, закрепленная в направленности личности. Они характеризуются длительностью и устойчивостью; имеют предметный характер: их вызывают факты, события, люди и обстоятельства, по отношению к которым у человека сформировались устойчивые мотивы.  

Эмоции не могут возникать сами собой без причины. Источник эмоций объективная действительность, они носят социальный характер.  В основе чувств лежат, прежде всего  потребности, возникшие в процессе общественного развития человека и связанные с отношением между людьми: потребность во взаимном общении, потребность в трудовой деятельности, потребность поступать в соответствии с моральными нормами, принятыми в обществе и т.д.

Чувства дошкольника непроизвольны. Они быстро вспыхивают и быстро гаснут. Бурное веселье сменяется слезами. Вся жизнь  ребенка раннего и дошкольного возраста подчинена его чувствам. Управлять своими переживаниями он еще не может.

Настроение ребенка во многом зависит  от взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Если взрослые внимательны к ребенку, уважают его как личность, то он испытывает эмоциональное благополучие. Проявляются и закрепляются положительные качества ребенка, доброжелательное отношение к другим людям.

Если  взрослые приносят ребенку огорчения, то он остро переживает чувство неудовлетворения, перенося, в свою очередь, на  окружающих его людей, свои игрушки негативное отношение.

Наблюдая определенные игровые ситуации, воспитатель может понять, какие эмоции испытывает ребенок, и какое влияние могут иметь обнаруженные эмоциональные состояния на развитие личности. В процессе наблюдения за детской  игрой необходимо обращать внимание на следующее. Хотят ли дети  поиграть вместе или стараются избегать друг друга? Как включаются в игровое обучение? Понимают ли чужую инициативу или сопротивляются ей? Кто всегда находится в центре игры, а кто молча наблюдал издали? Какие отношения преобладают в игре – доброжелательные или конфликтные? Какие эмоции преобладают – положительные или отрицательные?

Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении, может привести к различным типам поведения у детей.

- Первый - это неуравновешенные дети, импульсивное поведение, характерное  для быстро возбудимых детей. При  возникновении конфликтов со сверстниками эмоции этих детей проявляются во вспышках гнева, громком плаче, отчаянной обиде. Негативные эмоции в этом случае могут быть  связаны как с серьезными причинами, так и  самыми незначительными.  Быстро вспыхивая, они так же быстро угасают. Их эмоциональная несдержанность и импульсивность приводят к разрушению игры, к конфликтам и дракам. Однако эти проявления ситуативны, представления о других детях остаются положительными и не препятствуют общению.

- Второй тип поведения характеризуется устойчивым негативным отношением к общению. Обида, недовольство, неприязнь надолго задерживаются в памяти, но  они более сдержанны, чем дети первого типа. Они избегают общения и как будто равнодушны к окружающим. Однако они пристально, но незаметно  следят за событиями в группе и за отношениями воспитателей и детей. Эмоциональное неблагополучие этих детей связано с неудовлетворенностью отношением к ним воспитателя, недовольством детьми, не желанием идти в сад.

- Основной чертой поведения  детей третьего типа является наличие у них многочисленных страхов. Следует отличать нормальное поведение страха, от страха как свидетельства эмоционального  неблагополучия. Страх детей с эмоциональным неблагополучием, как правило, не связан с какими-то  предметами или ситуациями и проявляются в форме тревоги,  беспричинного, беспредметного страха.

 Чем сильнее эмоциональное  неблагополучие ребенка, тем  больше возможность возникновения ситуаций, вызывающих трудности взаимодействия ребенка с внешним миром. Ребенок становится малоконтактен, тревожен, испытывает разнообразные стойкие страхи, снижается самооценка. Другие дети, наоборот, начинают проявлять агрессивное поведение, которое проявляется в физической форме (драка, разрушение, нанесение повреждений себе или другим), либо в словесной.

Важный момент в воспитании эмоций и чувств у дошкольников – дать представление  об  эмоциях и чувствах, для чего они нужны людям. Необходимо научить детей к концу дошкольного детства узнавать на картинках основные эмоции. (страх, гнев, радость, грусть, удивление, спокойствие). Научить детей определять как свои так и чужие эмоции и чувства. Быть внимательным к самому себе и окружающим. Помочь ребенку научиться управлять своими эмоциями, сдерживать гнев, бурное недовольство а иногда и бурное веселье.

Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы дети обогащались эмоциональными переживаниями, которые имеют положительное значение. Это возможно с помощью специальных упражнений, игр, заданий и не только.  Специалистами давно подтверждено, что  развитие эмоций и чувств у дошкольников зависят от ряда условий.

  1.  Эмоции и чувства формируются в процессе  общения ребенка со сверстниками.

(При недостатке эмоциональных контактов может возникнуть задержка эмоционального развития, которая сохраняется на всю жизнь. Воспитатель должен стремиться к установлению телесных эмоциональных контактов с каждым ребенком.

  1. При специально организованной деятельности (музыкальные занятия, чтение книг, ИЗО - творчество)
  2. В соответствующей возрасту деятельности (в дошк. в. - игра)
  3. В процессе  выполнения совместных трудовых занятий (уборка группы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Значение этикета в жизни ребенка-дошкольника"

Консультация для воспитателей семейного детского сада...

Консультация на тему: Особенности образовательной деятельности в приобщении дошкольников к лего-конструированию. Значение Лего-конструирования в жизни ребенка дошкольника.

Среди разных видов технического конструирования- конструкторы Лего вызывают особый интерес и популярность у детей дошкольного возраст. Конструирование из конструкторов Лего полностью отвечает их интер...

Консультация для родителей "Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с окружающим миром"

Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с окружающим миром...

Статья на тему: "Значение игры в жизни ребенка-дошкольника"

Блестящий исследователь игры Д.Б. Эльконин полагает, что игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению и спроецирована на отражение мира взрослых. Называя игру «арифметикой социа...

Значение музыкальных игр в жизни ребенка - дошкольника.

Значение музыкальных игр в жизниребенка - дошкольника....

Значение режима дня в жизни ребенка-дошкольника

Правильный режим –основа жизни ребенка,главное условиесохранения его здоровья. Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня. Постоянное время для еды, сна...

Значение режима дня в жизни ребенка-дошкольника

Значение режима дня в жизни ребенка-дошкольника. Режим дня – это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и с...