Памятка для родителей "Если в семье растет ребенок с ограниченными возможностями здоровья"
материал на тему
Памятка для родителей "Если в семье растет ребенок с ограниченными возможностями здоровья"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_esli_v_seme_rastet_rebenok_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami_zdorovya.docx | 75.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Каждый ребенок имеет право на особую заботу и помощь от нашего общества. Но есть дети, у которых физическое и умственное состояние требует повышенного к ним внимания. Это дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Ребенок, не такой как все. Сложно описать чувства, отношения родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями. Постоянная забота, надзор, поддержка, в которой нуждаются не только дети, но и сами родители.
Проблема не только в адаптации ребенка, страдающего какой-либо патологией, но и в семье, где он воспитывается.
Инвалидность ребенка, чаще всего, становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Действительно, рождение малыша с отклонениями в развитии, независимо от характера и сроков его заболевания или травмы, изменяет, а нередко нарушает весь привычный ритм жизни семьи. Обнаружение у ребенка дефекта развития и подтверждение инвалидности почти всегда вызывает у родителей тяжелое стрессовое состояние, семья оказывается в психологической сложной ситуации. Родители впадают в отчаяние, кто-то плачет, кто-то несет боль в себе, кто-то становится агрессивным и озлобленным, родители такого ребенка могут полностью отдалиться от друзей, знакомых, часто и от родственников. Это время боли, которую небходимо пережить, время печали, которая должна быть излита. Только пережив горе, человек способен рассмотреть ситуацию спокойно, более конструктивно подойти к решению своей проблемы.
ЭТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ
Психологи выделяют четыре фазы психологического состояния в процессе становления их позиции к ребенку-инвалиду.
Первая фаза — «шок», характеризуется состоянием растерянности родителей, беспомощности, страха, возникновением чувства собственной неполноценности.
Вторая фаза — «неадекватное отношение к дефекту», характеризующаяся негативизмом и отрицанием поставленного диагноза, что является своеобразной защитной реакцией.
Третья фаза — «частичное осознание дефекта ребенка», сопровождаемое чувством «хронической печали». Это депрессивное состояние, являющееся «результатом постоянной зависимости родителей от потребностей ребенка, следствием отсутствия у него положительных изменений».
Четвёртая фаза — начало социально-психологической адаптации всех членов семьи, вызванной принятием дефекта, установлением адекватных отношений со специалистами и достаточно разумным следованием их рекомендациям.
Родители должны понимать, что жизнь не останавливается с рождением ребёнка с ОВЗ, она продолжается, и надо жить дальше, воспитывать ребёнка, любить его таким, какой он есть, не проявляя излишнюю ненужную жалость.
Следует научиться воспринимать ребенка с ограниченными возможностями, как ребенка со скрытыми возможностями.
ПСИХОЛОГИ РЕКОМЕНДУЮТ
В трудных жизненных ситуациях, как минимум, всегда есть три варианта:
- оставить все как есть, или что-то изменить;
- изменить свое поведение, привычки, взгляды, установки или изменить обстоятельства, в которых возникла проблема;
- если нельзя изменить обстоятельства, то можно изменить отношение к обстоятельствам, то есть принять их:
- как необходимую данность;
- как урок, который необходимо пройти;
- как катализатор внутриличностных ресурсов и возможностей;
- как нечто позитивное, которое содержится в том, что пока воспринимается как негатив.
СМИРИТЬСЯ И СУЩЕСТВОВАТЬ ИЛИ ДВИГАТЬСЯ И ЖИТЬ?
Особые дети очень чувствительны к окружающим. Часто, многие думают, что люди им не интересны, что такие дети избегают контакта с окружающими. Напротив, эти дети нуждаются в любви и ласке, а главное в принятии их боли. Никому не стоит брать вину на себя с рождением такого ребенка. Семьей выбирается стратегия: либо смирения и принятия, либо борьбы и поиска решения, в задействовании своего чада с окружающим миром, в поиске выстраивания связей с обществом. Такие детки - лакмусовая бумажка, индикатор для определения реакции нашей среды.
Дефицит социального взаимодействия сказывается на семье в целом. Мы все в той или иной мере зависим друг от друга. Такие дети не приспособлены к самостоятельному обслу-живанию своих потребностей. Приходится затрачивать немало сил и энергии всем, кто окружает это дитя. Такие дети живут чувст-вами, а не разумом. Они не умеют лгать, а если любят, то по-настоящему. Они тоже любят и хотят быть любимыми, а не покинутыми. В наших силах и возможностях быть ближе к тем, кто в нас очень нуждается.
Функции, которые должны реализовы-ваться в любой семье:
- рождение и воспитание детей;
- осуществление связи между поколениями, сохранение и передача детям ценностей и традиций семьи;
- удовлетворение потребности в психологичес-ком комфорте и эмоциональной поддержке, тепле и любви;
- создание условий для развития личности всех членов семьи;
- удовлетворение сексуально-эротических потребностей;
- удовлетворение потребности в общении с близкими людьми.
Семья, готовая выполнять все вышепе-речисленное, поможет тем самым ребенку справляться с трудностями, напряжениями, нарушениями и чувствовать себя полно-правным членом семьи. Это значит, что и привилегии и ограничения, и поощрения и наказания – все на общих основаниях – «всем или никому». У ребенка и мысли не будет о том, что он другой, если близкие научатся, незаметно для него, оберегать его и при этом создавать все доступные возможности освоения и постижения окружающего мира. Родители научатся сами и научат других членов семьи вместе жить, трудиться, играть, вместе прео-долевать трудности и оказывать друг другу поддержку, радоваться жизни, уступать и настаивать на своем – то есть жить полно-ценной жизнью.
Есть замечательные слова, которые следует вспоминать чаще: «Если я не могу изменить мир – я меняю мысли о нем и становлюсь счастливым».
Рекомендации родителям,
имеющим детей с ОВЗ:
- Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.
- Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
- Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.
- Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.
- Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений.
- Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.
- Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными.
- Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.
- Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками.
- Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости.
- Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.
- Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.
- Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.
- Не изводите себя упрёками. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты!
- Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите с ребенком о ней.
И всегда помните о том, что рано или поздно Ваши усилия, стойкое терпение и непомерный труд в воспитании ребенка с ОВЗ будут обязательно вознаграждены!
Памятка для родителей
«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».
Антуан де Сент-Экзюпери.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация эффективного взаимодействия участников образовательного процесса в работе с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Необходимо помнить о важности преемственности между обучающими(падагогами), обучающимися( детьми) и родителями. Семья является слепком структуры общества, первым окружением человека. И поэтому о...
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в семье
Родителям детей с ограничеными возможностями здоровья просто необходимо знать, как правильно воспитывать и развивать ребенка в семье. Данный материал поможет вам ответить на интересующие вопросы по эт...
Взаимодействие с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Семья является основой воспитания и становления личности. Только во взаимодействии с семьей ребенка, возможно добиться положительных результатов....
Консультация «Если у Вас в семье растет ребенок с ограниченными возможностями здоровья»
Консультация для родителей...
Коррекционная программа психолого-педагогического сопровождения семей воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, направленная на развитие конструктивных детско-родительских отношений семей "Счастливы вместе"
Пояснительная записка:В нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья. В России частота появления на свет таких детей за десяти...
Характеристика семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Характеристика семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья...
Памятка для родителей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Памятка для родителей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями здоровья...