музыкатерапия
консультация на тему

Михайлова Ксения Викторовна

доклад о музыкетерапиии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_terapiya_v_detskom_sadu.docx234.58 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Музыка терапия в детском саду.

        Для чего, скажи мой друг, музыка нужна?

Чтоб печаль и горе, пенье соловья!http://bashmachki.com.ua/wp-content/uploads/2014/06/%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B8%D0%BA%D0%B0.jpg

Чтобы в понять радостном порыве петь и танцевать!

Чтобы чувства, настроение, мы без слов могли понять!

Музыка не только фактор облагораживающий,воспитательный. Музыка – целитель здоровья.
                                        (В.М.Бехтерев)

Любая деятельность обеспечивается работой мозга, связанной с восприятием и переработкой информации.    

Парадоксом нашего времени является то, что функциональные возможности человеческого организма остаются неизменными с древних времен, а знать и уметь надо несоизмеримо больше, чем раньше. А значит, неизбежно увеличение нагрузок. Вследствие увеличения нагрузок возникают проблемы - стрессы, повышенное состояние тревожности, утомление, ухудшение детского здоровья в целом.

 Многие дошкольники не могут самостоятельно справиться с нервно-психическими нагрузками, которые они испытывают в ДОУ и дома. И наша с вами задача всеми доступными средствами помочь детям решить эти проблемы. Одним из таких средств является музыкотерапия. 

  Музыкотерапия - Термин  имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «лечение музыкой».  Метод, использующий музыку как средство нормализации эмоционального состояния, устранения страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях.

Музыкальная терапия в группе детей может быть выражена в следующих формах:

  • прослушивание музыки;
  • хоровое пение;
  • танцы;
  • создание собственных музыкальных произведений и запись их на аудионосители;
  • игра на простых музыкальных инструментах и т.п.

Музыка – источник особой детской радости. В раннем возрасте ребёнок открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал. Раннее общение с музыкой, занятия основными видами музыкальной деятельности способствуют полноценному психическому, физическому и личностному развитию ребенка.

Сила музыки в том, что она способна передавать смену настроений, переживаний – динамику эмоционально-психических состояний человека.

 

Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно; достаточно только сыграть грустную мелодию, и малыши начинают понимать состояние печали с первых тактов. Музыка помогает им осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний. Установлено, что музыка воздействует на многие сферы жизнедеятельности человека через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психический. Звуковые вибрации являются стимулятором обменных процессов в организме на уровне клетки. Эти вибрации способны изменять различные функции организма (дыхательную, двигательную, сердечнососудистую). Благодаря ассоциативным связям, возникающим в процессе восприятия и исполнения музыки, меняется и психическое состояние ребенка. Исследователи рекомендyют использовать в работе с детьми широкий спектр музыкальных инструментов и виды музыки, воздействующие на различные функции организма.

 

Например, для укрепления и оздоровления дыхательной функции можно использовать духовые инструменты (глиняные свистульки, свирели, игрушечные дудочки, губные гармошки, блок-флейты и др.), при слабой мелкой моторике пальцев - клавишные инструменты (игрушечное пианино или детский синтезатор), при эмоциональных проблемах, для снятия стресса или, напротив, активизации эмоциональной сферы личности ребенка - прослушивание музыки для релаксации, а также записей-шумов природы (звуков моря, леса, грозы и др.).

 

Дыхательная музыкотерапия, включающая игру на духовых музыкальных инструментах, дыхательную гимнастику под музыку и различные упражнения для развития певческого дыхания, позволяет детям заниматься оздоровлением, не замечая процесса лечения. Дыхательная музыкотерапия – это тренинг дыхательной функции человеческого организма. Особое место в ней отводится пению. Тембр голоса, манера говорить, интонации, наряду со смыслом слов, много могут рассказать о чувствах и характере говорящего, о его настроении и внутреннем состоянии. Голос «говорящий музыкальный инструмент». Голос является составляющей различных психофизиологических процессов, происходящих в организме. На тембр, громкость и другие качества голоса влияют такие факторы как эмоциональный тонус, мышечный тонус и др. Таким образом, изучение и использование основ музыкальной терапии, подбор репертуара, слушания музыки является важным фактором повышения психолого - педагогической эффективности курса в дошкольных образовательных учреждениях.

 

Музыкальное восприятие – сложный творческий процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание. Музыкальное звучание воспринимается как процесс, во время которого сменяются и взаимодействуют различные образы, происходят подъемы и спады, противопоставления, трансформации, смены динамики и статики, напряжения и покоя. Слушая музыку, ребенок «вживается» в музыкальные образы, которые пробуждают ассоциации, почерпнутые из его личной жизни.

Музыка может выступать как метод стимуляции, который направлен на пробуждение интереса к излагаемому материалу, удивлению, любопытству. Именно гармоничная музыка способна сосредотачивать внимание школьников, дошкольников и помогает быстрее запомнить новый материал.

 

Положительные эмоции увеличивают работоспособность на 20-40%.

 

Но всегда ли влияние музыки на человеческий организм является положительным? Голландские ученые провели эксперимент: три разных поля засеяли одним и тем же растением. После того как ростки взошли и вытянулись, одно поле стали «озвучивать» рок-музыкой, второе — классической, третье — фольклорной. Через некоторое время на первом поле часть растений полностью пропала, остальная часть поникла. На втором и третьем полях растения развивались нормально. Ученые сделали вывод: рок-музыка убивает живую клетку. Кстати, мало кто из известных рок-музыкантов дожил до 50 лет.

Например, дельфины с удовольствием слушают классическую музыку, особенно Баха; растения и цветы под классическую музыку быстрее расправляют свои листья и лепестки.

  История возникновения музыкотерапии

Звукотерапия(музыкотерапия)– психотерапевтический метод воздействия на больного для достижения терапевтического эффекта при лечении его болезни. http://workroom.com.ua/upload/pics/tribe19.jpg

Первые упоминания о музыкальной (звуковой) терапии найдены в описаниях культуры древней Греции. Уже тогда было замечено, что звуки способны расслаблять или, наоборот, возбуждать человека. Гомер рассказывал об исцелении музыкой раненых воинов, а Гиппократ практиковал звукотерапию в качестве лечения. Древние китайцы убедились в целительной силе звуков, при прослушивании которых больными, отмечалось сокращение сроков болезни.

Более тщательно музыкой как альтернативным методом лечения стали заниматься в начале XX века, хотя ранее (в XIX веке) приятные, тихие и расслабляющие мелодии уже использовались в своей практике европейскими психологами и психотерапевтами во время проведения сеансов гипноза.

Основоположником звукотерапии считается швейцарский композитор и педагог Эмиль Жак-Далькроз (1865–1950).

В 30-х годах в Европе начали проводиться эксперименты по лечению болезней звукотерапией, при добавлении которой к традиционным методам воздействовали на заболевания сердца, туберкулез, язву желудка. Использовали как обезболивание при хирургических и стоматологических вмешательствах, во время родов.

Еще в древности люди знали о влиянии музыки на человеческий организм. Пифагор подчеркивал глубочайшее воздействие музыки на человека, его чувства и эмоции. Пифагор свидетельствует, что «этот мир основан посредством музыки и может управляться ею». Пифагор использовал лечение музыкой и излечивал многие болезни души и тела, играя составленные им специальные композиции. Сам же Пифагор начинал и заканчивал свой день пением: утром для того, чтобы очистить ум ото сна и возбудить активность для дневной жизни, а вечернее пение должно было успокоить и настроить на отдых.

  Все древнейшие учения земных цивилизаций содержат в себе подобные утверждения и накопленный тысячелетиями опыт воздействия музыки на животных, растения и человека. История сохранила сведения о том, что многие исторические личности пользовались приемами музыкотерапии.

  Как звучит предание царь Давид своей игрой на арфе вылечил от депрессии царя Саyла. В III в. до н.э. в Парфянском царстве был выстроен специальный мyзыкально-медицинский центр. Здесь музыкой лечили от тоски и душевных пережива-ний. Эскулап лечил pадикyлит громкими звуками тpyбы, однажды он своей музыкой возвратил «безyмномy благоpазyмие».

Со временем стало возможно более детальное изучение воздействия звуков на глубокие физиологические процессы организма. Было подтверждено, что музыка благотворно воздействует на многие системы и органы, способна влиять на гормональные и биохимические реакции.

В настоящее время звукотерапия (музыкотерапия) достаточно широко используется в крупных медицинских центрах Америки и Европы. Там занимаются подготовкой специалистов-музыкотерапевтов, работающих в дальнейшем по разработанным для каждого заболевания специальным программам.

Зарубежные страны очень серьезно относятся к изучению и использованию звуков в лечебных целях. Важен не только подбор определенной мелодии, но и ее жанра, тональности и громкости звучания. Также нужно учитывать, что звучание разных музыкальных инструментов по-разному влияет на человека. Например, на сердечно-сосудистые болезни благотворно воздействуют струнные инструменты, а на заболевания дыхательной системы – духовые. Так, флейта помогает в лечении болезней легких.

Предварительные итоги голландских специалистов подтверждают, что для улучшения состояния больных сердечными патологиями нужно слушать музыку в мажорных тональностях. Во время проведения операций во французском Национальном институте подбирается музыка не только в зависимости от характера заболевания, но и с учетом предпочтений самого пациента. В США (штат Аризона) открыт институт музыкотерапии, где при помощи музыки отращивают волосы у рано облысевших людей.

Японские и китайские музыкотерапевты пошли еще дальше – они помогают своим пациентам сформировать домашнюю музыкальную коллекцию-аптеку с учетом проблем здоровья каждого больного и его индивидуальных музыкальных вкусов. Для каждой патологии подбирается определенный альбом, даются рекомендации к прослушиванию.

В XX веке известный отечественный психоневролог, академик В. М. Бехтерев первым в России начал изучать воздействие музыки на детей. Его выводы – положительное влияние на развитие малышей мелодичных колыбельных и спокойных классических произведений. В чем польза музыкотерапии для детей дошкольного возраста?музыкотерапия для дошкольников

Правильно подобранная музыка способна полностью изменить душевное и физическое состояние, как взрослого человека, так и ребенка. Мелодии, которые нравятся деткам, улучшают их настроение и избавляют от негативных эмоций, настраивают на позитивный лад, способствуют раскрепощению. Некоторые малыши перестают стесняться в процессе танцев под веселую музыку.

Кроме того, танцевальная музыка стимулирует двигательную активность, что особенно полезно для деток с различными нарушениями физического развития.

К тому же, музыкотерапия способствует сенсорному развитию ребенка и усилению активности речевых функций. Сегодня многие врачи-логопеды также стараются использовать в своей работе с детьми дошкольного возраста элементы музыкотерапии, отмечая необычайно высокую эффективность таких занятий. В музыкальной терапии существует два направления:

Первое – воспринимающая деятельность, когда малышу поют, играют на инструменте, а он слушает;

Второе – строится на методе “освобождения творческих сил”, благодаря этому ребенок творит в музыке, танцует, импровизирует мелодии голосом или на музыкальном инструменте.

Музыкотерапия может стать эффективным методом лечения детских неврозов, которые сегодня все больше поражают все больше детей. Поэтому сегодня дети должны постепенно овладевать не только хорошими навыками в области интеллектуальных операций, но и умениями и навыками жизни в современном обществе, знать, как справляться с его требованиями и преодолевать субъективные трудности, неминуемо возникающие на жизненном пути каждого человека. Одним из таких средств и является музыкотерапия.

С помощью музыкотерапии можно создать оптимальные условия для развития детей, воспитания у них эстетических чувств и вкуса, избавления от комплексов, раскрытия новых способностей.

Музыкотерапия способствует становлению характера, норм поведения, обогащает внутренний мир ребенка яркими переживаниями, попутно воспитывая любовь к музыкальному искусству и, формирует нравственные качества личности и эстетическое отношение к окружающему. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными его приумножать.

Уровень развития детей в дошкольных учреждениях будет выше, если традиционные формы, методы и средства обучения и воспитания будет сочетаться с музыкотерапией. Предлагаем схемы использования музыкотерапии в различных видах деятельности и в режимных моментах

В настоящее время применение музыки в лечении болезней только набирает обороты и становится все более популярным.

Музыкотерапия широко применяется в российских санаториях, профилакториях, реабилитационных центрах и лечебных учреждениях.

Роль терапии музыкой для детей-инвалидов велика и неоспорима. С детьми проводятся как индивидуальные, так и групповые сеансы, во время которых у них укрепляется уверенность в себе и собственных возможностях, повышается доверие и взаимопонимание с окружающими. Ребята становятся спокойными, чуткими, у них усиливается чувство порядка и внутреннего контроля.

Некоторые советы по использованию музыкальных композиций в различных случаях. Они помогут как при работе с детьми, так при нормализации собственного состояния.

 

Как уменьшить чувство тревоги и неуверенности? В этом вам помогут мажорные мелодии, темпа ниже среднего. Народная и детская музыка дает ощущение безопасности. Хорошее воздействие могут оказать этнические композиции и классика: музыка Шопена, знаменитые вальсы Штрауса.

 

Как уменьшить нервное возбуждение? Гиперактивным детям полезно часто и подолгу слушать спокойную, тихую музыку. Как правило, помогают следующие произведения знаменитых классиков: Бах «Кантата 2», Бетховен «Лунная соната» и «Симфония ля-минор».

 

Хотите спокойствия? Расслабляющим действием обладают звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано. Успокаивающий эффект носят звуки природы (шум моря, леса), вальсы, произведения Вивальди, Бетховен «Симфония 6» - часть 2, Брамс «Колыбельная», Шуберт «Аве Мария», Шопен «Ноктюрн соль-минор», Дебюсси «Лунный свет».

 

Как избавиться от напряженности в отношениях с людьми? Включите Баха «Концерт ре-минор для скрипки».

 

Депрессия? Помогут скрипичная и церковная музыка. Произведения Моцарта, «Менуэт» Генделя, Бизе «Кармэн» - часть 3.

 

У вас мигрень, головная боль? Ставьте диск с религиозной музыкой или классикой: Моцарт «Дон Жуан» и «Симфония № 40», Лист «Венгерская рапсодия №1».

 

Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшения самочувствия, активности нужна ритмичная, бодрящая музыка. Можно использовать различные марши: их прослушивание повышает нормальный ритм человеческого сердца в спокойном состоянии, что оказывает бодрящее, мобилизующее воздействие. Из классики «вялым» детишкам можно поставить: Чайковский «Шестая симфония» - часть 3, Бетховен «Увертюра Эдмонд», Шопен «Прелюдия 1, опус № 28», Лист «Венгерская рапсодия №2».

Для уменьшения агрессивности, непослушания подойдет опять же классика: Бах «Итальянский концерт», Бетховен «Лунная соната».

 

Сердечно-сосудистую систему, в том числе и кровяное давление, приведет в норму «Свадебный марш» Мендельсона, «Ноктюрн ре-минор» Шопена и «Концерт ре-минор» для скрипки Баха. Очень помогает как прослушивание русских народных песен, так и самостоятельное исполнение их. Дыхательная система любит вокальное пение. Вокальное пение избавляет даже от бронхиальной астмы. Желудочно-кишечный тракт с радостью воспринимает «Соната №7» Бетховена. А чтобы чадо быстро заснуло и видело хорошие сны, можно негромко включить музыку с медленным темпом и четким рит-мом.

 

Как слушать?

 

• Продолжительность - 15-30 минут.

• Лучше всего прослушивать нужные произведения утром после пробуждения или вечером перед сном.

• Во время прослушивания (если это происходит дома) старайтесь не сосредотачиваться на чем-то серьезном, можно выполнять обычные бытовые дела (уборка игрушек, сбор учебников, подготовка постели). А еще лучше занимайтесь чем-нибудь приятным, например просмотром фотографий, поливкой цветов.

 

Конечно, не обязательно слушать только классику, можно выбирать и другие стили. Но, как показывает опыт психологов, работающих с музыкотерапией, «именно классическая музыка влияет «базово», глубоко и надолго, существенно ускоряя процесс лечения», а значит, гораздо лучше помогает добиться необходимого эффекта и при обычном «домашнем» применении.

 

Музыкотерапия – может оказать Вам большую помощь в решении проблем со здоровьем. Лечение музыкой становиться все более популярным и распространенным. Будьте осторожны, т.к. воздействие музыки на человека может быть многогранным!

 

Слушайте музыку! Наблюдайте, какие произведения и как на вас воздействуют…

Собирайте в свою фонотеку те, которые вам помогают, те, которые оказывают положительный эффект на детей группы.

Каждый человек волен, выбирать, что ему ближе. И, все же, только гармоничная и богатая звуковая аура способна сделать человека и мир совершенней.

Мы желаем вам удачи на трудном пути к совершенству!

 

Литература:

1. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия.-М.: Музыка, 1972. – 381с.

2. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия.- М.: Композитор, 1997.-162с.

3. Ветлугина Н.А. Музыкальные занятия в детском саду. М.: “Просвещение” 1984.

4. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль “Академия развития”, 1997.

5. Музыкальное воспитание в первых общественных д/садах России. – Дошкольное воспитание, 1996 г., №11.

6. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н., Методика музыкального воспитания, М.: – “Музыка”,1990 г. ст. “Музыкальное искусство – средство воспитания детей”.

7. Шацкая В.Н. Воспитание музыкального вкуса.– М., 1947 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СКАЗКОТЕРАПИЯ И МУЗЫКАТЕРАПИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ (по РАДЫНОВОЙ О.П.)

Сценарий  открытого развлечения для детей средней группы  «В гостях у зимней сказки» Районное методическое объединение воспитателей средних групп«Сказкотерапия и музыкотерапия как средство п...

Музыкатерапия.

Здоровьесберегающая технология "Музыкатерапия"....

Методическая разработка на тему" Здоровье ребенка в наших руках" Музыкатерапия.

Создание положительного эмоционального музыкального сопровождения, способствующее коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности....

Музыкатерапия в детском саду

Музыкатерапия в детском саду...

Консультация для родителей "Музыкатерапия"

консультация для родителей...

Музыкатерапия в работе с детьми

Учитывая, что эмоциональная регуляция поведения и деятельности является ведущей в дошкольном возрасте, именно социальные эмоции играют важнейшую роль в нравственном воспитании детей, воспитании культу...

Музыкатерапия

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МУЗЫКОТЕРАПИИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ДЕТСКОГО САДА,...