Музыкатерапия
консультация на тему
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МУЗЫКОТЕРАПИИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ДЕТСКОГО САДА,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykaterapiya.rar | 738.89 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Савельева Е.В. -музыкальный руководитель.
с. Новая Заимка
Любая деятельность обеспечивается работой мозга, связанной с восприятием и переработкой информации. Парадоксом нашего времени является то, что функциональные возможности человеческого организма остаются неизменными с древних времен, а знать и уметь надо несоизмеримо больше, чем раньше. А значит, неизбежно увеличение нагрузок. Вследствие увеличения нагрузок возникают проблемы - стрессы, повышенное состояние тревожности, утомление, ухудшение детского здоровья в целом.
Работая в детском саду, мы с вами именно это и наблюдаем. Многие дошкольники не могут самостоятельно справиться с нервно-психическими нагрузками, которые они испытывают в ДОУ и дома. И наша с вами задача всеми доступными средствами помочь детям решить эти проблемы. Одним из таких средств является музыкотерапия.
Музыка – источник особой детской радости. В раннем возрасте ребёнок открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал. Раннее общение с музыкой, занятия основными видами музыкальной деятельности способствуют полноценному психическому, физическому и личностному развитию ребенка.
Задача по раннему музыкальному воспитанию дошкольника – это развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. На этом фундаменте ярких музыкальных впечатлений, образов, характеров базируется и развитие активности в детском музыкальном исполнительстве, и музыкально-творческие проявления детей. Сила музыки в том, что она способна передавать смену настроений, переживаний – динамику эмоционально-психических состояний человека.
Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно; достаточно только сыграть грустную мелодию, и малыши начинают понимать состояние печали с первых тактов. Музыка помогает им осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний. Установлено, что музыка воздействует на многие сферы жизнедеятельности человека через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психический. Звуковые вибрации являются стимулятором обменных процессов в организме на уровне клетки. Эти вибрации способны изменять различные функции организма (дыхательную, двигательную, сердечнососудистую). Благодаря ассоциативным связям, возникающим в процессе восприятия и исполнения музыки, меняется и психическое состояние ребенка. Исследователи рекомендуют использовать в работе с детьми широкий спектр музыкальных инструментов и виды музыки, воздействующие на различные функции организма.
Например, для укрепления и оздоровления дыхательной функции можно использовать духовые инструменты (глиняные свистульки, свирели, игрушечные дудочки, губные гармошки, блок-флейты и др.), при слабой мелкой моторике пальцев - клавишные инструменты (игрушечное пианино или детский синтезатор), при эмоциональных проблемах, для снятия стресса или, напротив, активизации эмоциональной сферы личности ребенка - прослушивание музыки для релаксации, а также записей-шумов природы (звуков моря, леса, грозы и др.).
Дыхательная музыкотерапия, включающая игру на духовых музыкальных инструментах, дыхательную гимнастику под музыку и различные упражнения для развития певческого дыхания, позволяет детям заниматься оздоровлением, не замечая процесса лечения. Дыхательная музыкотерапия – это тренинг дыхательной функции человеческого организма. Особое место в ней отводится пению. Тембр голоса, манера говорить, интонации, наряду со смыслом слов, много могут рассказать о чувствах и характере говорящего, о его настроении и внутреннем состоянии. Голос «говорящий музыкальный инструмент». Голос является составляющей различных психофизиологических процессов, происходящих в организме. На тембр, громкость и другие качества голоса влияют такие факторы как эмоциональный тонус, мышечный тонус и др. Таким образом, изучение и использование основ музыкальной терапии, подбор репертуара, слушания музыки является важным фактором повышения психолого - педагогической эффективности курса в дошкольных образовательных учреждениях.
Так что же это такое – музыкотерапия?
Музыкотерапия - метод, использующий музыку как средство нормализации эмоционального состояния, устранения страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях.
Еще в древности люди знали о влиянии музыки на человеческий организм. Пифагор подчеркивал глубочайшее воздействие музыки на человека, его чувства и эмоции. Пифагор свидетельствует, что «этот мир основан посредством музыки и может управляться ею». Пифагор использовал лечение музыкой и излечивал многие болезни души и тела, играя составленные им специальные композиции. Сам же Пифагор начинал и заканчивал свой день пением: утром для того, чтобы очистить ум ото сна и возбудить активность для дневной жизни, а вечернее пение должно было успокоить и настроить на отдых.
Все древнейшие учения земных цивилизаций содержат в себе подобные утверждения и накопленный тысячелетиями опыт воздействия музыки на животных, растения и человека. История сохранила сведения о том, что многие исторические личности пользовались приемами музыкотерапии.
Как звучит предание царь Давид своей игрой на арфе вылечил от депрессии царя Саyла. В III в. до н.э. в Парфянском царстве был выстроен специальный мyзыкально-медицинский центр. Здесь музыкой лечили от тоски и душевных переживаний. Эскулап лечил pадикyлит громкими звуками тpyбы, однажды он своей музыкой возвратил «безyмномy благоpазyмие».
Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности. Такой метод дает возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка: снятие напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, коррекцию отклонений в личностном развитии ребенка и его психоэмоциональном состоянии.
Музыкальная деятельность вызывает усиление межцентрального и межполушарного взаимодействия, т.е. интеграцию мозга. Причем восприятие музыки может происходить как на сознательном, так и на подсознательном уровне, т.е. может быть активным или пассивным.
Музыкальное восприятие – сложный творческий процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание. Музыкальное звучание воспринимается как процесс, во время которого сменяются и взаимодействуют различные образы, происходят подъемы и спады, противопоставления, трансформации, смены динамики и статики, напряжения и покоя. Слушая музыку, ребенок «вживается» в музыкальные образы, которые пробуждают ассоциации, почерпнутые из его личной жизни.
Музыка может выступать как метод стимуляции, который направлен на пробуждение интереса к излагаемому материалу, удивлению, любопытству. Именно гармоничная музыка способна сосредотачивать внимание дошкольников и помогает быстрее запомнить новый материал.
Положительные эмоции увеличивают работоспособность на 20-40%.
Но всегда ли влияние музыки на человеческий организм является положительным? Голландские ученые провели эксперимент: три разных поля засеяли одним и тем же растением. После того как ростки взошли и вытянулись, одно поле стали «озвучивать» рок-музыкой, второе — классической, третье — фольклорной. Через некоторое время на первом поле часть растений полностью пропала, остальная часть поникла. На втором и третьем полях растения развивались нормально. Ученые сделали вывод: рок-музыка убивает живую клетку. Кстати, мало кто из известных рок-музыкантов дожил до 50 лет.
Если под воздействием классической музыки увеличивается количество молока y млекопитающих животных, то под воздействием рок-музыки оно резко снижается. Вообще, растения и животные предпочитают гармоничную музыку.
Например, дельфины с удовольствием слушают классическую музыку, особенно Баха; услышав классические произведения, акулы собираются со всего океанского побережья (что случилось в ходе эксперимента); растения и цветы под классическую музыку быстрее расправляют свои листья и лепестки. Под звуки современной музыки коровы ложатся и отказываются есть, растения быстрее вянут, а человек загромождает свое жизненное пространство хаотическими вибрациями.
Японскому исследователю Масару Эмото удалось сфотографировать фрактальные структуры воды под воздействием различной музыки и слов. Говорились слова, а впечатления воды фиксировались с помощью её стремительного замораживания в криогенной камере. Под воздействием злых слов и "тяжелой" музыки структура воды разрушалась. Под воздействием молитвы и музыки Баха та же самая вода приобретала форму чрезвычайно красивого кристалла. Таким образом, влияние музыки на организм очень широко.
Виды музыкотерапии.
Музыкотерапия организуется в индивидуальной и групповой формах.
Каждая из этих форм может быть представлена в видах:
- активной,
- рецептивной,
АКТИВНАЯ МУЗЫКОТЕРАПИЯ
(танцетерапия, вокалотерапия, инструментальная музыкотерапия)
Активная музыкотерапия предполагает активное включение ребенка в музыкотерапевтический процесс посредством пения или движения и игры на музыкальных инструментах. Активное участие в музыкотерапевтическом сеансе самого ребенка, получающего возможность выразить себя, свое непосредственное эмоциональное состояние пением, движением, игрой на инструменте, приводит к разрешению внутреннего конфликта и, как следствие, к стабилизации психоэмоционального состояния, к регуляции функций организма.
Суть танцетерапии заключается в том, чтобы посредством танцевальной импровизации выразить своё настроение, состояние.
Занятия танцетерапией способствуют улучшению обмена веществ, работе сердечнососудистой и дыхательной систем, повышается иммунитет к различным заболеваниям, нормализуют вес, улучшают фигуру, осанку, самочувствие, снимают утомление. Движения под музыку обеспечивают также коррекцию нарушений коммуникативной сферы, помогают установить контакт в групповом танце.
Коррекционная ритмика — это вид активной музыкальной терапии и кинезитерапии, в основе которой лежит синтез му-зыко-ритмо-двигательного воздействия.
РЕЦЕПТИВНАЯ МУЗЫКОТЕРАПИЯ
Пассивная (слушание разнохарактерной музыки)
Суть пассивной музыкотерапии – научить детей различать разные чувства и настроение прослушанной музыки.
Рецептивная (пассивная) музыкотерапия характеризуется тем, что ребенок в музыко- терапевтическом сеансе участвует относительно активно в непосредственном действии. В рецептивной МТ выделяются два вида: музыкопсихотерапия, музыкосоматотерапия.
Музыкопсихотерапия решает задачи нормализации психоэмоционального состояния. В свою очередь, это направление обеспечивает психокоррекционное воздействие в трех направлениях:
- коммуникативном (установка контакта психолога, психотерапевта с пациентом);
- реактивном (достижение катарсиса, очищения от наслоившихся болезненных отрицательных состояний в процессе музыкального восприятия):
- регулятивном (снятие нервно-психического напряжения, релаксация).
Нормализация психоэмоционального состояния посредством восприятия музыки обеспечивается путем выхода человека из отрицательных переживаний, наполнения eго положительными эмоциями, реконструирования его эмоционального состояния.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МУЗЫКОТЕРАПИИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ДЕТСКОГО САДА
Утренний приём в детском саду под музыку Моцарта. Эта музыка располагает к тесному контакту между взрослым и ребенком, создает атмосферу уюта, тепла, любви и обеспечивает психологическое благополучие.
Вариантами музыки для утреннего приема могут быть и следующие произведения:
- «Утро» (музыка Грига из сюиты «Пер Гюнт»)
- Музыкальные композиции (оркестр Поля Мориа)
- Обработки для русского народного оркестра («Барыня»,
«Камаринская», «Калинка»)
- Сен-Санс «Карнавал животных» (симфонический оркестр)
Дневной сон проходит под тихую, спокойную музыку. Известно, что сон
рассматривается как проявление сложноорганизованной деятельности ряда
мозговых структур. Отсюда его важнейшая роль в обеспечении нервно-
психического здоровья детей.
Дневной сон может сопровождаться следующими музыкальными произведениями:
- Соло фортепиано (Клейдерман и симфонический оркестр)
- П.И. Чайковский «Времена года»
- Бетховен, соната № 14 «Лунная»
- Бах – Гуно «Аве Мария»
- Колыбельные мелодии
- Голоса океана
Музыка для вечернего времени способствует снятию накопившейся усталости, стрессовых ситуаций за день. Она успокаивает, расслабляет, нормализует кровяное давление и работу нервной системы детского организма.
Для этого можно использовать следующие мелодии:
- «Классические мелодии для детей и их родителей»
- Мендельсон «Концерт для скрипки с оркестром»
- Бах «Органные произведения»
- А.Вивальди «Времена года»
- Голоса природы
Музыкотерапия будет благотворно влиять на общее эмоциональное состояние детей, повысит их эмоциональный статус, если:
- будут созданы благоприятные условия для занятий с детьми музыкотерапией;
- продуманы методические приемы: специальныемузыкальные упражнения, игры, задания;
- подобраны специальные музыкальные произведения;
- задействованы все органы чувств у детей;
- установлена интеграция музыкального воздействия с другими видами деятельности.
Вот некоторые советы по использованию музыкальных композиций в различных случаях.
Они помогут как при работе с детьми, так при нормализации собственного состояния.
Как уменьшить чувство тревоги и неуверенности? В этом вам помогут мажорные мелодии, темпа ниже среднего. Народная и детская музыка дает ощущение безопасности. Хорошее воздействие могут оказать этнические композиции и классика: музыка Шопена, знаменитые вальсы Штрауса.
Как уменьшить нервное возбуждение? Гиперактивным детям полезно часто и подолгу слушать спокойную, тихую музыку. Как правило, помогают следующие произведения знаменитых классиков: Бах «Кантата 2», Бетховен «Лунная соната» и «Симфония ля-минор».
Хотите спокойствия? Расслабляющим действием обладают звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано. Успокаивающий эффект носят звуки природы (шум моря, леса), вальсы, произведения Вивальди, Бетховен «Симфония 6» - часть 2, Брамс «Колыбельная», Шуберт «Аве Мария», Шопен «Ноктюрн соль-минор», Дебюсси «Лунный свет».
Как избавиться от напряженности в отношениях с людьми? Включите Баха «Концерт ре-минор для скрипки».
Депрессия? Помогут скрипичная и церковная музыка. Произведения Моцарта, «Менуэт» Генделя, Бизе «Кармэн» - часть 3.
У вас мигрень, головная боль? Ставьте диск с религиозной музыкой или классикой: Моцарт «Дон Жуан» и «Симфония № 40», Лист «Венгерская рапсодия №1».
Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшения самочувствия, активности нужна ритмичная, бодрящая музыка. Можно использовать различные марши: их прослушивание повышает нормальный ритм человеческого сердца в спокойном состоянии, что оказывает бодрящее, мобилизующее воздействие. Из классики «вялым» детишкам можно поставить: Чайковский «Шестая симфония» - часть 3, Бетховен «Увертюра Эдмонд», Шопен «Прелюдия 1, опус № 28», Лист «Венгерская рапсодия №2».
Для уменьшения агрессивности, непослушания подойдет опять же классика: Бах «Итальянский концерт», Бетховен «Лунная соната».
Сердечно-сосудистую систему, в том числе и кровяное давление, приведет в норму «Свадебный марш» Мендельсона, «Ноктюрн ре-минор» Шопена и «Концерт ре-минор» для скрипки Баха. Очень помогает как прослушивание русских народных песен, так и самостоятельное исполнение их. Дыхательная система любит вокальное пение. Вокальное пение избавляет даже от бронхиальной астмы. Желудочно-кишечный тракт с радостью воспринимает «Соната №7» Бетховена. А чтобы чадо быстро заснуло и видело хорошие сны, можно негромко включить музыку с медленным темпом и четким ритмом.
Как слушать?
• Продолжительность - 15-30 минут.
• Лучше всего прослушивать нужные произведения утром после пробуждения или вечером перед сном.
• Во время прослушивания (если это происходит дома) старайтесь не сосредотачиваться на чем-то серьезном, можно выполнять обычные бытовые дела (уборка игрушек, сбор учебников, подготовка постели). А еще лучше занимайтесь чем-нибудь приятным, например просмотром фотографий, поливкой цветов.
Конечно, не обязательно слушать только классику, можно выбирать и другие стили. Но, как показывает опыт психологов, работающих с музыкотерапией, «именно классическая музыка влияет «базово», глубоко и надолго, существенно ускоряя процесс лечения», а значит, гораздо лучше помогает добиться необходимого эффекта и при обычном «домашнем» применении.
Музыкотерапия – может оказать Вам большую помощь в решении проблем со здоровьем. Лечение музыкой становиться все более популярным и распространенным. Будьте осторожны, т.к. воздействие музыки на человека может быть многогранным!
Слушайте музыку! Наблюдайте, какие произведения и как на вас воздействуют…
Собирайте в свою фонотеку те, которые вам помогают, те, которые оказывают положительный эффект на детей группы.
Каждый человек волен, выбирать, что ему ближе. И, все же, только гармоничная и богатая звуковая аура способна сделать человека и мир совершенней.
Мы желаем вам удачи на трудном пути к совершенству!
Литература:
1. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия.-М.: Музыка, 1972. – 381с.
2. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия.- М.: Композитор, 1997.-162с.
3.Тарасова К.В., Рубан Т.Г. Дети слушают музыку: Методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки. – М.: Мозаика-Синтез. 2001.
4. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.: Педагогика, 1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СКАЗКОТЕРАПИЯ И МУЗЫКАТЕРАПИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ (по РАДЫНОВОЙ О.П.)
Сценарий открытого развлечения для детей средней группы «В гостях у зимней сказки» Районное методическое объединение воспитателей средних групп«Сказкотерапия и музыкотерапия как средство п...
Музыкатерапия.
Здоровьесберегающая технология "Музыкатерапия"....
Методическая разработка на тему" Здоровье ребенка в наших руках" Музыкатерапия.
Создание положительного эмоционального музыкального сопровождения, способствующее коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности....
Музыкатерапия в детском саду
Музыкатерапия в детском саду...
Консультация для родителей "Музыкатерапия"
консультация для родителей...
Музыкатерапия в работе с детьми
Учитывая, что эмоциональная регуляция поведения и деятельности является ведущей в дошкольном возрасте, именно социальные эмоции играют важнейшую роль в нравственном воспитании детей, воспитании культу...
Медитативные упражнения и игры для детей с ОВЗ. Музыкатерапия.
Представлены материалы для педагогов ДОУ по организации инклюзивного образования....