СТАТЬЯ НА ТЕМУ: «Творческие основы музыкально-ритмического и танцевального творчества в условиях ДОУ»
статья на тему
СТАТЬЯ НА ТЕМУ:
«Творческие основы музыкально-ритмического и танцевального творчества в условиях ДОУ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_temu_tvorcheskie_osnovy_muzykalno-ritmicheskogo_i_tants_tvorchestva.docx | 23.47 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
СТАТЬЯ НА ТЕМУ:
«Творческие основы музыкально-ритмического и танцевального творчества в условиях ДОУ»
Подготовила Уткина Л.П.
Музыкальный руководитель ГБДОУ №7
Московского района СПб.
г. Санкт-Петербург
«Творческие основы музыкально-ритмического и танцевального творчества в условиях ДОУ»
Музыкально-ритмическое и танцевальное творчество, его формирование и развитие - одна из интереснейших проблем, привлекающая внимание педагогов.
Изучение этой проблемы, насущно в связи с тем, что главное условие творческого развития общества - человек, способный к творческом) созиданию.
У
я о
Обучение детей музыкально-ритмическим движениям и развитие них на этой основе творческих способностей требуют от педагога не только знания соответствующей методики, но и предполагают наличие у него правильного представления о танце как художественной деятельности, виде искусства. Как всякий вид искусства, танец отражает окружающую жизнь в художественных образах. С древни> времен народ выражал, осмысливал в движениях свои представлении природе, жизни, взаимоотношениях между людьми.
ко
Известно, что в повседневном общении люди пользуются не толь языком слов, но и языком движений.
По движениям, их характеру, динамике, размаху, по осанке человека можно судить о его эмоциональном состоянии, отношении к окружающим. Каждая «единица» языка движений несет какую-либо; информацию, т.е. имеет некоторое значение.
Возможность раннего знакомства детей с танцем и их первого активного приобщения к этому виду художественной деятельности предоставляется в детском саду. Здесь предусматривается достаточно широкое использование музыкально-ритмических и танцевальных движений в эстетическом воспитании детей и формировании у них творчества. И действительно, в музыкально-ритмических и танцевальных движениях становление творческих способностей у дошкольников может проходить чрезвычайно плодотворно. Это обусловлено сочетанием в единой деятельности музыки, движения и игры (драматизации) - трех характеристик, каждая из которых способствует развитию у детей творчества и воображения.
На развитие творческого воображения особое воздействие может оказывать музыка. Это связано с ее природой: высокой эмоциональностью «повествования», абстрактностью языка, позволяющей широко толковать музыкальный художественный образ.
Специфика танца в том, что художественные образы воплощаются с помощью выразительных движений исполнителей, без каких-либо словесных пояснений. Это в полной мере отвечает двигательной природе детского воображения, для которого характере действенное воссоздание образов детьми «при посредстве собственного тела». Из этого следует, что в танце творческое воображение может развиваться эффективнее, чем: в других видах детской музыкальной деятельности. Игровые особенности танца также характеризуют его как деятельность, благоприятную для развития у дошкольников творческих способностей.
Формирование у дошкольников творчества в музыкальноритмических движениях предусмотрено «Программой музыкального воспитания в детском саду» (по разделу «Музыкально-ритмические движения»). При этом в качестве средства подготовки детей к творчеству призвано выступать обучение.
Наблюдения выявляют, что дошкольники, которых обучают по традиционной методике, несмотря на средний уровень развития у них музыкальности и двигательных навыков, тем не менее, в подавляющем большинстве случаев оказываются неспособными к выполнению творческих заданий: либо отказываются от таких заданий, либо пытаются выполнить их, не показывают творчества.
В таких случаях детские двигательные импровизации бедны и однообразны, движения, которые в них используются, стереотипны и неоригинальны.
Вероятно, причина подобных явлений заключается, прежде всего, в том, что в процессе обучения дети механически заучивают движения, выразительные значения которых им не разъясняют.
В результате дети оказываются лишенными той содержательной «опоры», которая способствует осмыслению и яркой выразительности исполнения творческих композиций.
Кроме того, несмотря на относительное соблюдение дидактического принципа «от простого к сложному», обучению не достает продуманной систематичности.
Исходя из сказанного - одним из главных условий развития у дошкольников творчества в танце является осознанное отношение детей к средствам танцевальной выразительности, овладение языком пантомимических и танцевальных движений. Такое овладение предполагает, прежде всего понимание значений этих движений, умение с их помощью выражать отношение, настроение свое собственное или изображаемого персонажа.
Однако самостоятельно дошкольники не могут подойти к осознанию языка движений и освоить его.
ку,
Следовательно, требуется целенаправленное обучение их этому язы в процессе которого дети должны познакомиться не только с отдельными движениями, но и с принципами их изменения, варьирования, а также простейшими приемами композиции танца
не
Другим немаловажным условием формирования и развития у детей творчества в музыкально-ритмических движениях является оптимальное сочетание в едином процессе обучающих и творчески* моментов. При этом творчество должно рассматриваться в качестве столько итога обучения, сколько его своеобразного «метода». Относительная кратковременность периодов обучения не позволяет заучивать образцы движений до «жестких» стереотипов.
При переходе к творческим заданиям эти образцы остаются еще достаточно пластичными, что облегчает детям их произвольное изменение. В то же время самостоятельные пробы, варьирующие учебный материал, становятся дополнительным путем его изучения,
о с
Б.В.Асафьев, говоря о музыкальном творчестве детей, считал, чт ними необходимо начинать импровизировать, как только у них накопится некоторое количество слуховых впечатлений.
се
Аналогичный подход может быть применим и к танцевальному творчеству дошкольников, к которому их необходимо побуждать у| на самых ранних этапах обучения музыкально-ритмическим и танцевальным движениям.
Детским исполнительским творчеством в ритмике называется выразительность, индивидуальная манера исполнения музыкальнопластических, танцевальных образов.
Заключение
- Развитие творческих способностей детей возрастает и приводит к положительным результатам, если педагогическая деятельность в музыкально-ритмическом и танцевальном направлении реализуется в соответствии с их подготовленностью.
- Данный подход к обучению музыкально-ритмической и танцевальной деятельности оказался эффективным, что выразилось в достоверно высоких показателях при оценке уровня овладения и продвижения в освоении программного материала.
- Критерии оценки диагностики существенно помогают в уточнении направления и характера работы с детьми по развитию музыкально-ритмического и танцевального творчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкально-ритмическое развлечение для танцевального кружка "Тик - Так" "Приходи, сказка"
В этом занятии-развлечении используется музыка из знакомых детям мульфильмов и сказок. Движения упражнений и танцев взяты из программы Бурениной "Ритмическая мозаика", "Коммуникативные танцы-игры".Дан...
«Творческие основы музыкально-ритмического танцевального творчества в условиях ДОУ»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 Кировского района Санкт-Петербурга Статья«Творческие основы музыкально-ритмичес...
Творческие основы музыкально-ритмического танцевального творчества в условиях ДОУ
Музыкально-ритмическое и танцевальное творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших проблем, привлекающая педагогов.Изучение этой проблемы, насущно в связи с тем, что главное условие...
Презентация "Музыкально-ритмические движения и танцевальная деятельность, как способ развития творческих способностей дошкольников в рамках реализации ФГОС ДО"
Использование сюжетных игр в музыкальной деятельности....
Музыкально-ритмические занятия в танцевально-ритмическом кружке «Карусель» как процесс эстетического воспитания и развития детей с нарушением слуха
Обобщение педагогического опыта музыкального руководителя по кружковой работе с детьми с нарушением слуха в условиях специализированного детского дома....
Мастер-класс по теме «Особенности изучения музыкально-ритмических движений и элементов творчества и у детей дошкольного возраста.»
Выступление на РМО музыкальных руководителей в рамках Единого Методического Дня «Влияние музыки на познавательно-речевое развитие, двигательную активность детей дошкольного возраста&r...
План по самообразованию Тема: «Развитие музыкально-ритмических движений и танцевального творчества у детей дошкольного возраста»
План по самообразованиюТема:«Развитие музыкально-ритмических движений и танцевального творчества у детей дошкольного возраста»...