«Трудности общения, способы построения конструктивных взаимоотношений»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Решающую роль для развития ребенка, играют отношения с близким взрослым, которые, к сожалению, зачастую нарушаются и приводят к трудностям в общении между детьми и их родителями. В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ее членами система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudnosti_obshcheniya.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Трудности общения, способы построения конструктивных взаимоотношений»
В настоящее время для каждого человека, имеющего дело с детьми, будь то специалисты-педагоги или родители, очевидна чрезвычайная значимость отношений между родителями и детьми. Решающую роль для развития ребенка, играют отношения с близким взрослым, которые, к сожалению, зачастую нарушаются и приводят к трудностям в общении между детьми и их родителями.
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ее членами система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Выделяются четыре наиболее общие тактики воспитания в семье и отвечающие им четыре типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат (или авторитарный стиль воспитания), опека, "невмешательство" (или попустительский стиль воспитания) и сотрудничество.
Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, желают утвердить собственное превосходство на ощущении зависимости другого, более слабого существа, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, подавление, принуждение, а, в случае сопротивления ребенка порой еще и эмоциональное или физическое насилие над ним, издевательство, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач формирования его личности.
Опека в семье - это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема - удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются наиболее неприспособленными к жизни в коллективе. По данным психологических наблюдений именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым казалось бы не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека - заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более, общих проблем семьи.
Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой "невмешательства". При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей, а порой и их эмоциональная холодность, безразличие, неумение и нежелание учиться быть родителями, учиться родительству.
Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, где родители общаются в детьми на равных, где каждый может обратиться к другому с вопросом или просьбой и получить помощь обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития - коллективом.
Построение в своей семье именно такого типа взаимоотношений и является решением проблем воспитания «трудного» ребенка. Чтобы добиться этого, необходимо соблюдать следующие принципы конструктивного общения внутри семьи:
- Принимать активное участие в жизни семьи;
- Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
- Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
- Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
- Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
- Уважать право ребенка на собственное мнение;
- Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
- Быть последовательным в своих решениях, принципах, установленных правилах;
- Прийти к согласию всех членов семьи относительно воспитательных воздействий по отношению к ребенку;
- С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.
- Внимательно и с должной критичностью к себе анализировать свои воспитательные принципы и уметь пересмотреть их и сменить на более конструктивные.
Соблюдение предложенных выше принципов потребует терпения и времени, но при настойчивости и твердости в принятых решениях поможет построить здоровое общение между всеми членами семьи и избежать возникновения трудностей в будущем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей " Способы построения эффективного общения педагогов с родителями"
В консультации приводятся способы и примеры эффективного общения педагогов и родителей....
Реализация ФГОС: построение партнерских взаимоотношений между семьей и дошкольной образовательной организацией
Реализация ФГОС: построение партнерских взаимоотношений между семьей и дошкольной образовательной организацией...
Статья «Построение партнерских взаимоотношений музыкального руководителя ДОУ с родителями в контексте ФГОС ДО»
Полезно для родителей. Советую прочитать....
Построение партнерских взаимоотношений музыкального руководителя ДОУ с родителями в контексте ФГОС.
Итоговая аттестационная работа....
Тема: "Современные технологии построения партнерских взаимоотношений семьи и ДОУ".
Выписка из протокола №4.Заседание городского методического объединения воспитателей групп раннего и дошкольного возраста....
Консультация «Современные технологии построения партнерских взаимоотношений семьи и детского сада»
Включение родителей в образовательный процесс ДОУ;Объединение усилий по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста;Психолого-педагогическое просвещение родителей....
«Построение партнерских взаимоотношений музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения с родителями в контексте ФГОС ДО»
Создание единого пространства для гармоничного развития личности ребенка между семьей и дошкольным образовательным учреждением, является приоритетной задачей в системе дошкольного образования. В соотв...