«Построение партнерских взаимоотношений музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения с родителями в контексте ФГОС ДО»
методическая разработка

Глотова Алевтина Витальевна

Создание единого пространства для гармоничного развития личности ребенка между семьей и дошкольным образовательным учреждением, является приоритетной задачей в системе дошкольного образования. В соответствии с требованиями ФГОС, родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса в ДОУ.    

      Взаимодействие ДОУ и семьи по музыкально-эстетическому воспитанию дошкольников заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребёнка, раскрытии и развитии в нём лучших качеств и способностей. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и терпимости по отношению друг к другу. Так был создан семейный клуб «Волшебный граммофон», который помогает педагогам и родителям объединить свои усилия для формирования у ребёнка творческой активности, самостоятельности, способности к самовыражению.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_rmo.docx32.92 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ромашка»

Сообщение из опыта работы

«Построение партнерских взаимоотношений музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения с родителями в контексте ФГОС ДО»

на районном методическом объединении музыкальных руководителей Советского района

 

Автор:

Глотова

Алевтина Витальевна

музыкальный руководитель

г. Советский, 2020 г.

        Аннотация

              Создание единого пространства для гармоничного развития личности ребенка между семьей и дошкольным образовательным учреждением, является приоритетной задачей в системе дошкольного образования. В соответствии с требованиями ФГОС, родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса в ДОУ.    

      Взаимодействие ДОУ и семьи по музыкально-эстетическому воспитанию дошкольников заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребёнка, раскрытии и развитии в нём лучших качеств и способностей. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и терпимости по отношению друг к другу. Так был создан семейный клуб «Волшебный граммофон», который помогает педагогам и родителям объединить свои усилия для формирования у ребёнка творческой активности, самостоятельности, способности к самовыражению.

Введение

Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро.

Сухомлинский В. А.

       

         Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его обитания, со всем многообразием отношений между ее членами, богатством и непосредственностью чувств, обилием форм их проявления – всем тем, что создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.

        Ребенок подрастает и поступает в детский сад. Теперь в его окружении появляются новые люди – взрослые и дети. И от того, как встретят ребенка взрослые, новые для него люди, от их стараний и усилий зависит эмоциональный комфорт и защищенность малыша, его своевременное развитие, умение общаться со сверстниками и взрослыми. Как бы ни были хороши педагогические методики образовательного учреждения, решающим фактором становления личности является семья. Ценностные установки и атмосфера семьи, ее традиции, культура взаимоотношений становятся почвой для созревания личности и основой ее жизненных ориентиров. Все выше сказанное подкреплено исследованиями выдающихся педагогов: Т.Н. Дороновой, Е.А. Флериной, А.В. Суровцевой и др., которые указывали на необходимость оказания помощи родителям и эффективность педагогического воздействия в зависимости от семейного микроклимата. При этом, родители должны стать активными и равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса. Вместе с тем, семья  сама нуждается в психолого-педагогической поддержке и повышении компетенции родителей (законных представителей) в вопросах развития  и образования, охраны жизни и здоровья детей (п. 1.6 ФГОС ДО).  

       Гармоничное развитие личности ребенка - одна из ведущих целей федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, в которых также говорится о необходимости создания современной модели взаимосвязи  участников образовательного процесса, при условии наличия двух составляющих: семьи обучающегося и детского сада. Поэтому тесное сотрудничество с семьей является обязательным  для всех дошкольных учреждений, родители должны быть непосредственными участниками образовательного процесса в ДОУ.

       Меня заинтересовала идея пересмотра работы с родителями воспитанников,    по нахождению  таких точек   взаимодействия,  которые позволят вовлечь их в активную деятельность вместе с детьми. И я решила создать клуб для родителей «Волшебный граммофон», как модель творческого взаимодействия родителей, музыкального руководителя, педагогов дошкольного образовательного учреждения и дошкольников.

Педагогическая проблема: Построение партнерских взаимоотношений музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения с родителями в контексте ФГОС ДО должно соответствовать  требованиям современного дошкольного  образования.

       Суть проблемы состоит в том, чтобы вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ и создать условия для формирования и развития творческих способностей каждого воспитанника, побуждая их к активному участию в музыкальной деятельности.

Актуальность. Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Педагоги понимают, что без согласования с семьёй педагогические воздействия теряют всякую силу. Только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Приобщение детей к музыкальному искусству может успешно осуществляться при условии непосредственного взаимодействия педагогов дошкольного учреждения и семьи. Очень важно, с первых дней посещения ребёнком детского сада, установить контакт с родителями, чтобы и в семье, так же, как и в ДОУ, были созданы благоприятные условия для музыкального развития и воспитания дошкольника. Педагогически грамотные родители понимают важность музыкального воспитания в развитии ребенка, и стремятся обогатить эмоциональными впечатлениями, расширить его музыкальный опыт, посещая с ним концерты и музыкальные спектакли. Стараются заинтересовать ребенка занятиями музыкой в кружках, студиях, музыкальной школе. Поиск форм сотрудничества музыкального руководителя с родителями детей, является важнейшим направлением обеспечения качества музыкального образования дошкольников.

Новизна опыта состоит в обеспечении наиболее благоприятных условий и возможностей для развития музыкальных способностей, творческой деятельности и дарований каждого воспитанника.

Цель и задачи.

Цель:

Создание условий для художественно-эстетического развития дошкольников путем использования инновационных подходов взаимодействия музыкального руководителя с родителями в рамках ФГОС ДО.

Задачи:

  • Разработать систему инновационных подходов работы музыкального руководителя с родителями.
  • Обеспечить пространство и создание особой творческой атмосферы для личностного роста участников образовательного процесса.
  • Повысить уровень развития музыкально-художественного творчества воспитанников.
  • Привлечь родителей к активному участию в организации различных мероприятий, проводимых в ДОУ.

Ожидаемые результаты реализации проекта

  • Наличие разработанной системы инновационных подходов работы музыкального руководителя с родителями.
  • Создание особой творческой атмосферы для личностного роста участников образовательного процесса.
  • Повышение уровня развития музыкально-художественного творчества дошкольников под воздействием положительного влияния совместной деятельности музыкального руководителя и родителей на воспитанников.
  • Повышение инициативы родителей, участвующих в образовательном процессе и мероприятиях ДОУ.

Практическая значимость педагогического опыта состоит в разработке и применении нестандартных форм организации взаимодействия с родителями по совершенствованию музыкальной деятельности дошкольников с использованием: праздников, развлечений, конкурсов, викторин, музыкальных дидактических игр, мастер – классов, семинаров – практикумов, «Музыкальных гостиных», «Встреч у рояля», квест – игры. Данный опыт может быть использован музыкальными руководителями дошкольных учреждений в своей практике.

Содержание педагогического опыта.

Представленный педагогический опыт рассчитан на работу с детьми и родителями воспитанников дошкольного возраста 4 -7 лет. План перспективный разработан на 3 года. (Приложение 1)

Формы и методы организации работы по проблеме.

Использую разнообразные формы работы: активные и пассивные, групповые и индивидуальные, традиционные и нетрадиционные.

Нетрадиционные формы работы с родителями: познавательные («Семинар – практикум», «Родительский клуб», «Педагогическая лаборатория»);  информационно – аналитические («Почта доверия», консультации); досуговые (совместные мероприятия); наглядно – информационные (папки – передвижки, информационный стенд).

Особенности реализации.

        Работу по проблеме начала с того, что организовывала с родителями совместные праздники, основанные на материале русского фольклора «Осенние посиделки», «Колядки», «Масленичные гуляния» и т.д. Почему фольклор? Да потому что возраст дошкольного детства – это период, когда ребенок особенно привязан к дому, семье. Для него важным являются те ценности, которые признаются его родителями. Сумеют ли наши воспитанники продолжить традиции отцов, насколько им будут близки исторические корни народа – всё это зависит от воспитания в семье и от того, как мы совместными усилиями разовьём в них, жажду творчества и искру таланта.   Поэтому, я считаю, что эффективность проводимой в детском саду работы зависит от взаимодействия семьи и детского сада.

      Назначение любого праздника всегда и для всех людей - создание атмосферы веселья, радости, общего удовольствия. Важно то, что такие праздники, как Новый год, 8 марта, Масленица, все люди отмечают в одно и тоже время, одним и тем же образом из года в год. Так ребёнок получает возможность пережить свою сопричастность с жизнью окружающих его взрослых. Повторяемость из года в год ритуала праздника даёт возможность предвкушать его приход, готовиться к нему вместе со взрослым близким человеком, и ждать его как совершенно определённое событие. Поэтому отмечая праздники вместе с детьми и родителями, мы  по возможности воспроизводим основные элементы соответствующего ритуала, которые являются общепринятыми и сложились в нашей культуре.  

       Приглашая родителей на детские праздники, привлекая их к участию, поняла, что  требуется проводить и другие тематические мероприятия. Провела  анкетирование, из которого узнала интересы родителей. Стала подбирать материал на интересующие их темы. Несколько лет подряд, традиционно в ноябре, в старшей и подготовительной группах проводится праздник День матери. Использование на мероприятиях презентаций с привлечением фотографий родителей - было своеобразным сюрпризом и для детей, и для родителей. Уже вошло в традицию вовлекать родителей в творческий процесс. В ходе мероприятий, проходили такие конкурсы как «Мода с мусорным оттенком», где родители изготовляли костюмы из бросового материала; в ходе осеннего праздника состоялся «Парад зонтиков», где ни один зонтик не был похож на другой; также был «Шляпный вернисаж», где все увидели беспредельную фантазию наших родителей.

         Празднование дней рождения (1 раз в квартал), проведение мастер-классов для родителей по изготовлению шумовых инструментов из бросового материала, совместно с родителями театрализация сказок и творческие лаборатории  по изготовлению реквизита и костюмов к театрализованным постановкам, концерты с музыкальными номерами от родителей, демонстрация положительного опыта семьи по проведению семейных досугов – все это позволило внести нечто новое в работу с родителями, обеспечив более тесный контакт «Воспитатель-ребенок-родитель». Это способствует укреплению взаимоотношений в семьях   воспитанников, повышает их целостность и эмоциональное благополучие..

     Любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, сравнить его с другими детьми, увидеть трудности во взаимоотношениях, посмотреть, как делают это другие, т. е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом.

         Хотелось бы сказать об одном важном  моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-либо работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», – писал Ф. Ларошфуко. В конце праздничных мероприятий  всем родителям вручаются благодарственные письма, почётные грамоты, дипломы участников, медали победителей, небольшие сюрпризы, изготовленные руками детей, дети получают сладкие призы, воспитатели – слова благодарности от родителей за проведенное мероприятие. В результате получают удовольствие все: и дети, и воспитатели, и родители.

Результативность опыта.

           Таким образом, совместные мероприятия способствовали установлению доверительных отношений детей с родителями, что оказало положительное влияние на состояние педагогического процесса.

Систематическая, целенаправленная работа педагогического коллектива с семьями воспитанников, затрагивающая различные аспекты воспитания и развития дошкольников, дала ощутимые положительные результаты.

За последние три года, участие родителей в праздниках (участники театрализованного представления) увеличилось с  65% до  100%. Родители, которые выбрали активную позицию, стали нашими соратниками, у них появилась мотивация, интерес к различным воспитательным направлениям, которые мы предлагаем. В итоге, повысилась эффективность музыкального воспитания детей, наблюдается улучшение показателей по диагностике музыкальных способностей. Дети стали более активными, самостоятельными, способны к самовыражению.  Показатель участия в мероприятиях вырос до 100 %. (Приложение 2). Большая часть выпускников, выходя из стен детского сада, продолжает заниматься музыкой, хореографией, живописью, театральным искусством.

С разработками по данной теме приняла участие в конкурсах:

  • II Всероссийский конкурс «Семья  - основа государства» заочный региональный этап, в направлении «Социально – просветительское» - Диплом лауреата (2012 г..);
  • Всероссийский конкурс культурологических, образовательных, социально – просветительских, информационно – медийных проектов» муниципальный этап в направлении «Культурологическое» - Диплом 1 степени (2015 г.)
  • IV открытый районный фестиваль замещающих семей «Семейная радуга» фотоконкурс «В объективе семья» - Диплом участника (2015 г.)
  • Международный конкурс «Учитель года по версии сайта WWW.MLDV.RU»  номинация «Когда мы вместе» - Диплом 3 степени (2016 г.)
  • Международный творческий конкурс на сайте «Солнечный свет» номинация «Сценарии праздников и мероприятий» работа «Югорская красавица» - Диплом 1 степени (2016 г.)  
  • Международный педагогический портал «Солнечный свет» конкурс «День защитников Отечества» сценарий «Концерт для пап» - Диплом 1 степени (2018 г.)
  • Открытый городской конкурс военно–патриотической песни в номинации «Вокальные ансамбли» подготовительная группа «Лапушки» (с участием родителей) Диплом 3 степени (2018 г.)
  • VII  Международный конкурс «Гордость России» подготовительная группа «Лапушки» (с участием родителей)  в номинации «За честь Родины» - Диплом 1 степени (2018 г.)

      Системный подход в процессе совместной деятельности по музыкальному воспитанию с семьей позволил педагогам и родителям приобрести ряд необходимых компетенций:

  • мотивационная компетенция: развитие потребности в обогащении эмоционального мира детей и родителей за счет организации праздников на основе русских народных традиций;
  • коммуникативная компетенция: обогащение опыта взаимодействия и общения между всеми участниками педагогического процесса, развитие навыков сотрудничества в совместной деятельности во время подготовки мероприятий  и их проведения;
  • информационная компетенция: содействие осознанию значимости создания и сохранения народных традиций, их воспитательных влияний на развитие детей дошкольного возраста и основ организации семейных праздников.

        В процессе совместной работы специалистов ДОУ, родителей, через различные формы приобщения к истокам русской культуры, театру, современному творчеству у  детей формируются эмоционально-окрашенные чувства причастности к наследию прошлого, приобретается совокупность культурных ценностей, что способствует развитию духовности - интегрированного свойства личности, которое проявит себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно-патриотических позиций. Родители являются полноправными участники таких действ – от идеи до воплощения:

  • обмен идеями, практическими советами по поводу предстоящего праздника;
  • разучивание стихов, песен, танцев, работа над ролью, придумывание сказок, историй;
  • подготовка отдельных номеров;
  • пошив праздничных костюмов, подготовка реквизита;
  • помощь в изготовлении сюрпризов и подарков.

Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству, устраняет отчуждённость, вселяет уверенность и решает многие проблемы по музыкальному воспитанию дошкольников.

        Трансляция опыта

Опыт работы по данному направлению был представлен на Школе молодого педагога, тема «Взаимодействие с родителями воспитанников, как один из важных факторов воспитания детей дошкольного возраста» (2015 г.)

Заключение

Таким образом, использование комплексных форм взаимодействия музыкального руководителя с семьей способствует повышению эффективности работы с родителями, поэтому использование таких методов оправдано, необходимо и должно получить еще большее распространение в дошкольных учреждениях. При активном взаимодействии детского сада и семьи в работе по музыкально-эстетическому воспитанию дошкольников повышается компетентность родителей в вопросах эстетического воспитания, а так же повышается уровень доверия родителей к ДОУ. Происходит осознание родителями своей роли полноправного участника образовательного процесса, понимание своей значимости в эстетическом развитии и воспитании ребенка. Взаимодействие родителей и детского сада - это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования к цели. Главное, не останавливаться на достигнутом, продолжать искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков и мир, который он создает вокруг себя.  

       Пройдут годы, дети могут забыть музыкальные произведения, танцы, песни, которые они исполняли, но они навсегда сохранят в своей памяти тепло общения, радость сопереживания, которые они ощутили в минуты игры, творческого поиска рядом со своими родными и близкими. 

       Надеюсь, что наша творческая взаимосвязь с родителями в воспитании гармонично развитого ребенка продолжится так же успешно, как и сейчас. В моих планах продолжить вместе с родителями раскрывать детям прекрасный мир народного искусства.

Литература

  1. Арнаутова Е. П. Планируем работу ДОУ с семьей. //Управление дошкольным образовательным учреждением. 2002. № 4.
  2. Закон РФ «Об образовании». - http://www.consultant.ru/popular/edu.
  3. Кочукова И.А. Работа музыкального руководителя в семейном клубе ДОУ.// Справочник музыкального руководителя. №8 2013.
  4. Кузьмина И. Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика 2008 №4
  5. Паладьева З. Юные таланты. // Музыкальный руководитель №8 2014.
  6. Петровский А. В., Брушлинский А.Б., Зинченко В. А. Общая психология. — М.: Академия, 1996.
  7. Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. — СПб.: Детство-Пресс, 2005.
  8. Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. — М.: Академия, 1998.
  9. Свирская Л. Работа с семьёй: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.
  10. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. М.,1987 г.
  11. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. — М.: Педагогика, 1988.
  12. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избр. труды: в 2 т. — М.: Педагогика, 1985.
  13. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по проектной деятельности для музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений

Данный материал показывает как обеспечить музыкальное развитие детей, используя метод тематических проектов. В конспекте идет речь о центрах активности детей (по программе "Сообщество" - особой развив...

Консультация для музыкальных руководителей на тему: "Сотрудничество музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения с родителями"

Переход к личностно-ориентированной модели общения педагога с детьми вызвал необходимость по-новому взглянуть и на проблему взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями с целью ...

«Применение информационно - коммуникационных технологий в работе музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения в рамках реализации образовательной программы»

Статья посвящена проблеме реализации информационно-коммуникационных технологий в системе музыкального образования детей. Рассматриваются возможности данных технологий на занятиях в процессе разных вид...

Рекомендации для музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений по проведению тематического утренника, посвященного 8 Марта

Сценарий представленный ниже – это праздник, посвящённый 8 Марта на основе сказки К. Чуковского «Муха-Цокотуха», составленный в форме элементарного музыкального театра. Результа...