Родительское собрание
материал (подготовительная группа) на тему
В настоящее время встал вопрос о том, что современный человек должен быть всесторонне развитым. Поэтому проблема экономического воспитания актуальна уже в дошкольном возрасте, так как ребенок с малых лет соприкасается с такими экономическими категориями, как деньги, вещи, труд, стоимость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.docx | 42.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В настоящее время встал вопрос о том, что современный человек должен быть всесторонне развитым. Поэтому проблема экономического воспитания актуальна уже в дошкольном возрасте, так как ребенок с малых лет соприкасается с такими экономическими категориями, как деньги, вещи, труд, стоимость.
Начиная с дошкольного возраста детям необходимо давать знания о том, что является залогом правильного «ведения хозяйства», а не только формировать представления об экономических категориях. То есть, необходимо познакомить детей с взаимоотношениями экономических и этических категорий: «труд», «деньги», «стоимость», «цена», с одной стороны, и нравственными - «бережливость», «честность», «экономичность», «достоинство», «щедрость» - с другой.
Цель экономического воспитания - формирование разумных потребностей и бережного отношения к окружающей природе и миру вещей.
Наиболее раннее упоминание об экономическом образовании детей дошкольного возраста можно проследить в работах Коменского Я.А. («Материнская школа»), Макаренко А.С. («Семейное хозяйство»), а также в трудах Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г., Крупской Н.К., Сухомлинского В.А., в практике М. Монтессори.
Таким образом, в классической педагогике идея экономического образования представлена в неразрывной связи с нравственным воспитанием.
Актуальной задачей дошкольной педагогики является поиск эффективных путей развития личности дошкольника, в том числе и его нравственно-экономического воспитания. Общепризнанным в отечественной дошкольной педагогике и психологии является тот факт, что развитие ребенка осуществляется в процессе его активной деятельности.
Для того, чтобы ребенок в школе хорошо разбирался в сложнейших экономических понятиях, начинать работать в этом направлении нужно с 5-7 -летнего возраста в тесном сотрудничестве с родителями. Решающая роль семьи в воспитании детей общепризнанна. Возложение законом ответственности за результаты воспитания своих детей (ст. 63 Семейного кодекса РФ) опирается на положение о том, что семья является ведущим институтом воспитания, а детский сад может и должен стать «продолжением жизни ребёнка в семье» (Е. Е. Кравцова, Г. Г. Кравцов).
В соответствии с требованиями ФГОС ДО, в образовательную программу ДОУ включена образовательная область «Познавательное развитие» раздел «Ознакомление детей дошкольного возраста с социальным миром», в котором отражается формирование первоначальных представлений о себе, о ближайшем социальном окружении («Я и взрослый», «Я в семье», «Я в детском саду», «Я на улице»), о простейших родственных отношениях (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра и т. д.); формирование первоначальных представлений о макросоциальной среде (двор, магазин, аптека, поликлиника, школа, транспорт и пр.), о деятельности людей, явлениях общественной жизни.
Стандарт дошкольного образования решает задачи сохранения и поддержки индивидуальности ребенка, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой и ориентирует педагога на формирование у ребенка:
- активности
- любознательности
- инициативности
- уверенности в своих силах
- умения взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
В заключении можно сделать вывод, что период дошкольного детства с его активной экономической социализацией является сензитивным для нравственного становления личности. А так как нравственные аспекты присущи всем видам деятельности, можно утверждать, что экономическое воспитание по-настоящему эффективно только при рассмотрении нравственных сторон экономической и трудовой деятельности человека. Особенно важно это учитывать в процессе экономического воспитания детей дошкольного возраста, так как многие значимые личностные качества, ценностные ориентации и нормы поведения, не сформированные в этот период, в дальнейшем сформировать будет гораздо сложнее.
В качестве средства формирования основ экономической культуры и нравственных качеств использую в своей педагогической практике работу с родителями (родительские собрания, круглые столы, семинары-практикумы, индивидуальные беседы, и т.д.).
Данные мероприятия с родителями проводилось в рамках реализации образовательной программы и направлено на доступное освоение дошкольниками содержание экономических и нравственно-экономических представлений.
Целью проведения родительского собрания: обогатить педагогические знания родителей по экономическому воспитанию детей, привлечь к обмену опытом.
Задачи:
- Способствовать укреплению преемственности в воспитании детей в семье и в детском саду, школе;
- расширять убеждения родителей о важности экономического воспитания;
- воспитывать желание развития положительных взаимоотношений между детьми и родителями.
Участники: родители воспитанников, воспитатель.
Оборудование:
ИКТ, тематическая презентация; тематические развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста.
Предварительная работа:
- Оформление приглашений на беседу для родителей;
- Разработка буклетов с рекомендациями для родителей «Дети и деньги»;
- Создание мультимедийной тематической презентации;
- Организация выставки развивающих игр по теме.
План мероприятия:
- Приветствие. Введение в тему мероприятия (собрания)
- Вводная беседа
- Презентация
- Рассуждения родителей по теме, обмен опытом
- Решение проблемных ситуаций
- Итог: игровое упражнение «Чего нельзя купить за деньги»
Ход собрания:
Слайд № 1 «Тема беседы»
1. Вступительная беседа.
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые мамы и папы! Я очень рада видеть Вас! Спасибо, что Вы нашли время и пришли к нам для беседы.
Учитывая то, что семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья является источником, дающим ребёнку первые знания и умения, я призываю Вас к сотрудничеству и взаимодействию. Только вместе с Вами мы можем решить любые задачи в воспитании и развитии наших детей! Сегодня я хочу с Вами побеседовать на интересную и актуальную в наше время тему. Как Вы думаете, в каком возрасте у человека закладываются основы экономического воспитания? Предполагаемые ответы родителей: 6-7 лет; с того момента, как ребёнок увидел деньги, узнал, что за покупки в магазине надо платить и др.
Воспитатель: Совершенно верно, я согласна с Вами, каждый из Вас прав. Действительно, интерес к деньгам и экономическим отношениям возникает у детей с момента знакомства с деньгами.
А сейчас давайте вспомним, когда в вашей семье родился ребёнок, как Вы радовались первым проявлением его активности! Как через несколько месяцев после его рождения он начал произносить первые слова, среди которых было слово… (родители продолжают фразу: «Дай…»). Слово «Дай» – психологически самое важное, отвечающее за денежную гармонию.
Слайд № 2 «Фазы развития денежной гармонии»
Воспитатель: По мнению психолога Валерии Сергеевны Мухиной, у ребёнка до трёх лет главная потребность – это брать и получать от жизни всё, что он пожелает – родительскую любовь, внимание, игрушки… Но, мы, как «правильные родители», не желая воспитывать эгоиста, недолго получаем удовольствие, глядя на его (ребёнка) единоличные наслаждения жизнью. Мы с Вами стремимся привить ребёнкунекоторые правила культуры, выражающиеся фразой… (родители добавляют: «…надо делиться»).
Оказывается, по мнению современных учёных, данную фразу использовать нельзя. Если бы Вы только знали, сколько удачливых людей могло вырасти на планете, если бы не эта фраза, прозвучавшая слишком рано! Психологом Дмитрием Борисовичем Элькониным выявлено, что у ребёнка до трех лет нет психологической потребности делиться. Этот возраст просто не предполагает такой потребности.
Уважаемые родители, ни в коем случае не пытайтесь привить ребёнку навык отдавания, пока ему не исполнится три года. Этим Вы не только нарушите порядок его психологического развития, но и заложите основы денежного неуспеха в дальнейшей жизни. Потребность искренне поделиться формируется у детей в возрасте с 3-х до 7 лет. Здесь есть некоторые проблемы. Ребёнок может отдать «по доброте душевной» очень дорогую игрушку, поэтому уважаемые родители, постарайтесь решать такие проблемы очень тонко, не обижая его, потому что умение – отдавать – не менее важно для гармонии с жизнью и с деньгами, чем умение брать.
С 7-летнего возраста у ребёнка наступает третья фаза формирования денежной гармонии – «фаза договорных отношений». В это время дети в детском саду начинают обмениваться игрушками, в школе получают вознаграждение от мамы и папы за хорошую учёбу. Обмениваются услугами «ты мне – куклу, я с тобой играть», – одним словом, учатся первым «товарно-денежным отношениям» и общению на языке денег. Такие отношения мы должны поддерживать. Они ведут детей к умению строить гармоничные отношения с деньгами.
Уважаемые родители, мы выяснили, что основы будущей денежной гармонии начинаются закладываться в раннем возрасте. Нашим детям предстоит жить в современных условиях, овладевать новыми профессиями, требующими новых знаний и особой экономической культуры. И мы им в этом помогаем!
Для воспитания современных и предприимчивых, в недалёком будущем детей, в нашей группе мы строим работу в трёх направлениях.
Слайд № 3 «Экономическое воспитание»
Воспитатель предлагает посмотреть родителям, как их дети размышляют на тему «Что такое деньги?.»
Слайд № 4. Демонстрация видеоролика с участием воспитанников группы
«Размышления детей на тему «Что такое деньги?.».
2. Дискуссия «Предлагаем обсудить»
Вопрос родителям: - Какие качества, на Ваш взгляд, присущи предпринимателю?
Предполагаемые ответы родителей: общительность, мобильность, честность и порядочность, предприимчивость и др.
Воспитатель: Совершенно с Вами согласна. Ваши мнения подтверждаются и экономистом Алексеем Агеевым, которые Вашему вниманию предлагаются на слайде.
Слайд № 5 «Качества предпринимателя»
3. Практическая игра «Найди предпринимателя»
Слайд № 6 «Сказочные герои»
Задание родителям: - Уважаемые родители, на следующем слайде Вы видите героев сказок и мультфильмов, подумайте и назовите, кого из них можно считать предприимчивым и почему? (Белоснежка, Кот в сапогах, колобок, Кот Базилио, Лиса Алиса, Мальчик-с-пальчик, Емеля, Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке», поросёнок Нуф-Нуф).
4. «Есть идея!»
Родителям предлагается побывать в роли предпринимателей.
Задание: Придумать несколько различных вариантов использования шариковой ручки в повседневной жизни.
Родители предлагают свои варианты. Словесно поощрить участников за проявленную смекалку, сообразительность и изобретательность.
- А сейчас вам предлагаю разобраться в ситуациях. Оцените её, предложите свой выход из ситуации.
Группы, анализируют ситуации, указанные в карточках, озвучивают выводы. На работу отводится 2-3 минуты.
Ситуации Выход из ситуации
Ваша дочь соглашается убирать свою комнату за денежное вознаграждение. | Заплатите ребёнку, раз и вы вряд ли дождётесь добровольной помощи по дому – он начнёт требовать оплаты вне зависимости от вида домашней работы. Покажите дочери, как нужно наводить порядок, и пообещайте, что, когда она закончит уборку, вы купите ей билет в кино. Сделать уборку, помыть посуду – часть наших повседневных обязанностей. |
За хорошую учёбу родители платят за каждую «5» - 50р, а за «2» - минус 20р | Нет. Учёба - это, конечно, труд. Но это ещё и время определить – в каком направлении развиваться, совершенствоваться. Ребенок, поставленный в зависимость от денег, не может, не успевает ничего совершенствовать. Он ходит в школу не ради знания, а ради оценки, «на заработки» |
Вашему сыну на день рождения подарили деньги. Вы попросили отчитаться, куда потрачены деньги. | Часто родители волнуются, что дети потратят деньги на что-то плохое. Недоверие сильно ранит. Лучше вовсе не давать ребёнку карманных денег, чем отравить его жизнь постоянными подозрениями о том, что он купил что-то запретное. |
Упражнение «Чего нельзя купить на деньги»
Есть такие вещи на земле, которые ни за какие деньги не купишь. Представьте, что мы попали на ярмарку, где продается все на свете. Но вы замечаете только то, чего нельзя купить ни за какие деньги. Например, я говорю: «За деньги можно купить кровать», а вы замечаете: «Но не сон». Понятно? Продолжим.
Воспитатель читает начало предложений, родители заканчивают фразы (можно хором):
– за деньги можно купить книгу… (но не мудрость)
– за деньги можно купить телохранителя… (но не друга)
– за деньги можно купить дом… (но не семью)
– за деньги можно купить положение в обществе… (но не уважение людей)
– за деньги можно купить лекарство… (но не здоровье)
– за деньги можно купить поцелуй… (но не любовь)
– за деньги можно купить развлечения… (но не счастье)
Как видим, не все на свете продается и покупается. Нам всегда следует помнить: деньги только средство. Кроме денег в жизни есть много прекрасного, что невозможно купить ни за какие деньги: крепкую дружбу, тепло родного очага, любовь близких.
Теперь я предлагаю вам обратиться к своему житейскому опыту. Представьте, что вы сейчас находитесь перед большим современным супермаркетом. В нем три этажа:
• на 1-м этаже продаются товары с заведомым браком, низкого качества;
• на 2-м этаже — обычные товары средней цены и качества;
• на 3-м этаже продаются самые лучшие, качественные, добротные, шикарные вещи.
- На каком этаже вы бы хотели приобретать товар? (Родители отвечают по очереди.)
Когда у нас появляется ребенок, мы всегда хотим, чтобы он соответствовал «третьему этажу» — был умный, добрый, посещал музыкальную школу или школу с углубленным изучением иностранного языка. Может быть, воплотил наши несбывшиеся мечты...
Но, к сожалению, в жизни так не бывает. Каждый ребенок уникален. В нем есть что-то от 1-го, 2-го и 3-го этажа. И наши дети не исключение. В них есть то, что нам нравится, и то, что мы хотели бы изменить. Но хочется добавить, что в воспитании важен личный пример. Это самое интересное и трудное. Дети наблюдают, что мы говорим о деньгах, как распоряжаемся денежными средствами. И они берут с нас пример. Дети подобны чашам. Когда эти чаши полны любви, понимания, поддержки, тогда они сами готовы отдать свою любовь, доверие вам, родители, тогда они будут любящими детьми. Но когда их чаши пусты, им нечего отдать. Я предлагаю вам, заполнить эту чашу, написать на корабликах, каким качествами вы бы хотели наполнить сердце ребенка и опустить кораблик этот в плавание. Придя сегодня домой, обнимите своего ребенка и скажите, что он у вас самый лучший.
В конце собрания я вам предлагаю послушать притчу, которая называется «Деньги – зло».
— Ребе, я не понимаю: приходишь к бедняку — он приветлив и помогает, как может. Приходишь к богачу — он никого не видит. Неужели это только из-за денег? — Выгляни в окно. Что ты видишь? — Женщину с ребёнком, повозку, едущую на базар… — Хорошо. А теперь посмотри в зеркало. Что ты там видишь? — Ну что я могу там видеть? Только себя самого. — Так вот: окно из стекла и зеркало из стекла. Стоит только добавить немного серебра — и уже видишь только себя.
Итог:
Воспитатель: Уважаемые родители! Сегодня мы с Вами выяснили, что сегодня как никогда нужно быть предприимчивым человеком. Выдающийся учёный Лев Семёнович Выготский говорил, что будущее вундеркинда в его прошлом. Поэтому очень важно предоставить детям возможность самим выбирать свою судьбу. Под Вашим чутким руководством дети смогут самостоятельно оценить происходящее, будут инициативны, независимы, предприимчивы, разумеется, в рамках своего возраста. А в этом помогут Вам наши практические советы в буклете «Дети и деньги»(вручение буклетов участникам встречи).
6. Рефлексия:
Совместное формулирование общих выводов по обсуждаемой проблеме.
Ответы на вопросы:
- Какая часть нашей беседы вызвала у Вас особый интерес?
- Ваши предложения и пожелания на будущее.
Воспитатель: Благодарю Вас за состоявшуюся беседу и активную работу!
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение
средняя образовательная школа № 6
Самоанализ
конспекта-игры организованной образовательной деятельности
образовательной области «Познавательное развитие»
по ознакомлению с основами экономики
детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Удивительный мир экономики».
(6-7 лет)
Хизбуллина Малика Минихановна
воспитатель
г. Югорск, 2018г.
Тема: «Дети и деньги, или как воспитать предприимчивого ребёнка».
Цель: обогатить педагогические знания родителей по экономическому воспитанию детей, привлечь к обмену опытом.
Интеграция образовательных областей.
• Познавательное развитие
• Речевое развитие
• Социально-коммуникативное развитие
Данное мероприятие организовано в форме родительского собрания для родителей.
Особенность мероприятия в том, что в ходе его решались задачи:
- способствование укреплению преемственности в воспитании детей в семье и в детском саду, школе;
- расширение убеждения родителей о важности экономического воспитания;
- воспитывать желание развития положительных взаимоотношений между детьми и родителями.
Структура и содержание данного собрания соответствует данной тематике, целям и задачам. У родителей добавились новые знания об экономическом развитии детей дошкольного возраста. Мероприятие было подобрано в соответствии с возрастными особенностями детей.
Выбранная мною форма проведения родительского собрания - это помочь родителям понять, что их дети находятся «на пороге» школы, что дети растут и взрослеют, развиваются и добиваются новых достижений, нуждаются в больших знаниях. Необходимо общаться с детьми, учить думать, рассуждать, сравнивать.
От родителей часто возникают вопросы: как заинтересовать детей? Что сделать, чтобы….? Конечно же, самым распространенным решением проблем остаются совместные мероприятия, в которых родители принимают активное участие.
Каждый родитель был активно включен в деятельность на протяжении всего родительского собрания. Активизация проходила в виде обсуждений, рассуждений, выполнения игровых упражнений, решений проблемных ситуаций. При помощи разнообразных средств, на протяжении всего времени поддерживала интерес родителей к встрече.
Большее количество родителей данной группы откликнулись на приглашение, с удовольствием выполняли различные задания, что говорит об их заинтересованности в дальнейшем развитии и воспитании детей. Общение строили в форме диалога родитель + воспитатель, родитель + родитель, воспитатель + родитель.
Все запланированные задачи были выполнены. Родители были доброжелательны, активны, заинтересованы. Родительское собрание было результативным и имело непосредственное отношение к интересам детей и их родителей. Родители оставили положительные отзывы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Воспитание любви к родному городу и природе". В конспекте описана последовательность проведения родительского собрания: беседа о патриотическом воспитании, викторина, рассказы родителей.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «Воспитание любви к родному городу и природе»...
Родительские собрания в детском саду Общее родительское собрание в средней группе. Подготовка к школе
Ответы на вопросы родителей в течении года. Подведение итогов на ответы анкетирования на тему: "Воспитание ребенка в семье и в саду "...
Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа
Дорогие друзья! Сегодня наша встреча посвящена очень важной проблеме — воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на улицах города. Может возникнуть вопрос: зачем объяснять де...
родительское собрание "Растем играя" родительское собрание "Мастерим игрушки вместе" родительское собрание ""
влитяние игровой деятельности на психическое развитие дошкольника, в частности на интеллектуальное и волевое развитие.на вопрос, что любят дети каждый ответит - играть. А вот почему ребенок играет и п...
Родительские собрания как одна из форм поддержки психологического здоровья субъектов образовательного процесса. Конспекты родительских собраний.
В данной подборке собрана информация из психологических источников по актуальным проблемам образования и воспитания детей дошкольников разных возрастных групп (ясли, младшая, средняя, старшая, подгото...
Проект родительского собрания в рамках конкурса «Нетрадиционное родительское собрание». Тема: «Место духовно-нравственного и художественно-эстетического воспитания в развитии детей»
Цель проекта показать родителям систему поддержки одаренных детей в условиях ДОУ....
Родительское собрание «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня». Родительское собрание. (деловая игра)
ПОД МУЗЫКУ «ПОД КРЫШЕЙ ДОМА СВОЕГО» В ЗАЛ ВХОДЯТ «РОДИТЕЛИ», РАССАЖИВАЮТСЯ. ЗАТИХАЕТ МУЗЫКА, И В ЗАЛ ВХОДЯТ «ДЕТИ».1-ЫЙ РЕБЕНОК: Мама с папой – моя родня.Нет роднее родни у меня.И сестренка родня...