Вам, будущие мамы!
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Все родители хотят видеть ребенка здоровым, сильным, добрым, успевающим. Но когда и что для этого надо делать, знают немногие. С нужной литературой и с нужными людьми мы сталкиваемся тогда, когда многое упущено. Чаще всего мысль об интеллектуальном развитии ребенка приходит, когда ребенок должен идти учиться или уже учится в школе. Тогда родители не жалеют времени и денег на кружки, секции, курсы и индивидуальные занятия с преподавателем. Но это локальное воздействие. Чем бы ребенок не занимался – музыкой или математикой, спортом или шахматами – он осваивает новые модели поведения в данном, конкретном направлении социальной деятельности. Но есть и должно быть еще общее развитие, развитие носителей этих моделей поведения – психических, познавательных процессов – внимания, восприятия, памяти, мышления. Чем лучше организованы эти процессы, тем легче и быстрее человек осваивают любую конкретную деятельность, тем ярче проявляется успех в выбранном деле, тем интереснее жизнь.
Далее представлен примерный комплекс упражнений, позволяющий развить в ребенке наилучшие качества, таланты и способности.
Первое «упражнение», которое должны выполнять родители для своего будущего малыша – это общение с произведениями искусства и литературы. Если они найдут книгу, которая увлечет их обоих – прекрасно, если они посетят театр и музей – замечательно, но ничто не обладает такой силой воздействия, как музыка. Эксперименты показывают, что, если на человека воздействовать изменяющимся ритмом, то при определенных обстоятельствах у него улучшается работа памяти, активизируется мышление, увеличивается скорость чтения. Музыка – это комплекс разных ритмов. Воздействуя на родителей, этот ритм передается и ребенку. Музыка, которую мы слушаем, создает предпосылки для возникновения соответствующих этим частотам мыслей и чувств и наоборот, характерные для нас мысли и чувства определяют музыку, которую мы больше всего желаем слушать.
Исходя из того, что ребенок «записывает» информацию на клеточном уровне, что все, испытываемое матерью, испытывает и ребенок, психологами и педагогами был разработан комплекс упражнений для родителей, которые желательно выполнять в период созревания плода.
«Что я чувствую? Какие эмоции переживаю?» – вот основные вопросы, которые должны заботить будущую маму в первые три месяца. Ей необходимо научиться сознательно уходить от отрицательных эмоций. Все ее внимание должно быть сосредоточено на чувстве красоты, на состоянии счастья и восторга.
Упражнение 1. Старайтесь зримо представить себе качества, которые вы хотели бы видеть у ребенка. С помощью воображения вы можете нарисовать себе картины проявления этих качеств в детском возрасте, в период полового созревания и в момент зрелости. Подобная визуализация – это осознанное влияние на внутренние силы, и здесь необходимо избегать навязывания ребенку своих скрытых желаний.
Упражнение 2. Культивируйте в себе состояние счастья и внутренней свободы, как бы передавая его своему ребенку. Для этого регулярно вспоминайте события из собственной жизни, когда вы испытывали подобное состояние. Стимулируйте возникновение этого состояния с помощью внешних факторов – природы, поэзии, пения, музыки.
Упражнение 3. Природа дает нам покой и свободу. Стремитесь к достижению этого состояния, любуйтесь дивными пейзажами в лесу, у реки, на озере, старайтесь запомнить эти ощущения красоты и подарить их своему ребенку.
Упражнение 4. Читайте стихи вслух и «про себя», но постоянно контролируйте: «А какое чувство вызывает у меня это стихотворение?» отбирайте и повторяйте стихи, которые вызывают у вас ощущение прилива энергии. Мысленно представляйте, что вы заряжаете своего ребенка этой энергией.
Упражнение 5. Два – три раза в день по 10 – 20 мин. вы слушаете лучшие произведения мировой классической музыки (примерный репертуар дан в приложении). Помните: основная ваша задача – фиксировать свое внимание на том чувстве, которое вызывает у вас эта музыка, представляя, что это чувство вы переживаете вдвоем. Нахождение в состоянии красоты благотворно сказывается на здоровье матери и ребенка, стимулирует его рост и заряжает энергией, способствует общему интеллектуальному развитию.
Следующий период от 3 до 6 месяцев характеризуется развитием органов чувств и соответствующих центров мозга. Следуя принципу обучения от общего к частному, необходимо перейти от уровня чувств к уровню ощущений. Продолжая выполнять предыдущие упражнения, добавьте следующие упражнения.
Упражнение 6. Возьмите в руки предмет, например, ручку, повертите его в руках, осознайте ощущения – вес, материал, форма, функция. Положите ручку на стол и, глядя на нее, мысленно проделайте ту же операцию. Осознайте ощущения. Закройте глаза, вспомните ощущения, которые вы испытывали до этого предмета и как бы передайте эти ощущения своему ребенку. Возьмите следующий предмет (иголку, лампочку, стеклянную вазу и т.д.) и проделайте ту же операцию. Будущая мать постоянно должна помнить, что она не одна, что она вместе со своим ребенком познает окружающий мир и что они друзья, а она – старший друг. Трогайте как можно больше предметов, осознавайте разницу в ощущениях от холодного и горячего и т.д. представьте, что вы как ребенок заново познаете окружающий мир, и вам это чрезвычайно интересно, и вы любопытны, как младенец.
Упражнение 7. Возьмите цветную бумагу. а) Посмотрите на красный цвет, закройте глаза, вспомните ощущение от этого цвета и передайте это ощущение ребенку. То же с другими цветами.
б) Старайтесь осознать разницу ощущений между синим и красным, желтым и зеленым цветами и т.д.
в) Возьмите красный цвет и сравните его всеми другими цветами. Красный – синий, красный – желтый и т.д.
г) То же, но за основу возьмите зеленый цвет, затем др. и т.д.
д) Разложите цвета в ряд по следующему принципу: 1. Из всех цветов выбирайте самый приятный цвет, затем самый привлекательный из оставшихся и т.д. 2. То же, но первым кладете самый неприятный цвет и т.д.
Работа с цветом стимулирует психическое и физическое развитие, развитие полушария, ответственного за невербальное мышление. Этому же способствуют и занятия со звуками музыкального ряда.
Упражнение 8. а) Подойдите к пианино и нажмите на любую клавишу в центре клавиатуры. Осознайте, какие ощущения вызывает у вас это звук. Отпустите клавишу, вспомните ощущение. Затем то же проделайте с другой клавишей и т.д.
б) Нажмите на одну из клавиш справа и затем одну из клавиш слева по клавиатуре. Осознайте разницу в ощущениях и мысленно как бы объясните эту разницу ребенку. Продолжайте сравнивать звуки, но каждый раз сдвигайтесь на одну клавишу к центру.
в) Если у вас есть музыкальное образование, то слушайте ощущение от интервалов.
Упражнение 9. Слушайте ощущения от человеческого голоса. Прислушайтесь к голосам двух разговаривающих женщин, сравните. Прислушайтесь к голосам двух мужчин – сравните. Сравните мужской и женский голос – осознайте разницу в ощущениях. Слушайте звонкие голоса детей, радуйтесь им.
Упражнение 10. а) гуляя, ведите с ребенком беседу о том, что вы видите, обращая особое внимание на то, что вам кажется интересным, красивым, эстетичным.
б) в то время, как вы занимаетесь делами, необходимо помнить о том, что ребенок внимательно следит за вами, он любопытен и хочет узнать, чем вы занимаетесь. Поэтому негромко, но отчетливо рассказывайте ему, чем вы занимаетесь, как вы собираетесь выполнять свое дело. Помните, что ребенок воспринимает три потока информации: ваше эмоциональное состояние, речь и отношение к нему. Уважайте в нем своего молчаливого собеседника.
Упражнение 11. Положите руку на живот, читайте ребенку книжку вслух. Остановите ваше внимание на картинке и расскажите, что на ней нарисовано. Время занятий (от 5 мин. и более) определите самостоятельно. Не утомляйте ребенка излишним старанием. Помните, что занятия должны приносить радость вам и вашему ребенку.
Упражнение 12. Слушайте музыкально оформленные сказки, старайтесь переживать события, о которых идет речь, с позиции ребенка. По окончании прокомментируйте вслух свое отношение к героям сказки.
Упражнение 13. В этот период развития важную роль начинает играть общение с отцом. Его отношение к жене, беременности и ожидаемому ребенку – чрезвычайно важный фактор. Положите руку на живот и расскажите, с каким нетерпением вы ожидаете его появления на свет, какой он здоровый, красивый, благородный, энергичный, великодушный и сильный (безотносительно к полу).
После рождения ребенка родителям необходимо продолжать в том же стиле общение с ребенком, беседовать с ним, пояснять вслух свои действия, развивать его творческие способности. Если родители хотят развить у ребенка те или иные качества, то им нужно стараться относиться к нему так, словно они у ребенка уже есть.
Психический «багаж», накопленный в периоды внутриутробного развития и рождения, достаточно значителен, чтобы во многом определять психологическую структуру будущей личности и влиять на всю последующую жизнь, в том числе и на физическое здоровье.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Бертин А. Воспитание в утробе матери, или рассказ об упущенных возможностях. – СПб, 1996.
- Ильин А. М., Ильина Л. П. До «0» и старше // Дошкольное воспитание.
- Коваленко Н. П. Комплексный метод психофизической подготовки женщин к родам «Глория» // Сб. материалов международной конференции «Перинатальная психология в родовспоможении». СПб., 1997. С. 72 – 73.
- Лазарев М. Сонатал. Школа дородовой педагогики. М. 1993. 68 с.
- Никитин Б. П. Первые уроки естественного воспитания, или Детство без болезней. Л.: Лениздат, 1990. 191 с.
- Обухова Л., Шиграева О. Знакомтесь: народная психология // Наш малыш. 1996. № 6. С. 15 – 18.
- Энкин М., Кэйрс М. Дж. Руководство по эффективной помощи при беременности и родах. Перевод с английского Л. П. Симбирцевой. СПб: Нордмед – Издат., 1999. 544 с.
- Юсфин А. Г. Музыка и роды // Сб. материалов международной конференции «Перинатальная психология в родовспоможении». СПб., 1997. С. 79 – 80.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Музыкальные произведения, рекомендуемые
для прослушивания беременным женщинам:
- И. Брамс. Венгерский танец № 5 фа диез мажор.
- Э. Григ. «Песня Солвейг», «Танец Анитры» из музыкальной драмы по пьесе Г, Ибсена «Пер Гюнт».
- Ш. Гуно. Прелюдия.
- М.И. Глинка. Увертюра, марш Черномора, хор «Ах, ты свет, Людмила» из оперы «Руслан и Людмила».
- М.П. Мусоргский. «Рассвет на Москва-реке» из оперы «Хованщина»; фортепианный цикл «Картинки с выставки» («Балет невылупившихся птенцов», «Богатырские ворота», «Тюильрийский сад»).
- Н.А. Римский-Корсаков. Оркестровое сочинение «Шехерезада»; сюита № 35.
- А.Г. Рубинштейн. Мелодия фа мажор.
- П.И. Чайковский. «Времена года»; «Вальс цветов», «Танец феи Драже» из балета «Щелкунчик»; вальс ля минор из балета «Спящая красавица».
- Я. Сибелиус. «Грустный вальс».
- Ф. Шопен. Мазурка ми мажор; вальс № 7.
- Ф. Шуберт. Вальс си минор, «Вечерняя серенада».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ДЛЯ МАМЫ И ПАПЫ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА
1. Начинайте "забывать" о том, что ваш ребенок маленький. Дайте ему посильную работу в доме, определите круг обязанностей. Сделайте это мягко: "Какой ты у нас уже большой, мы уже можем доверить теб...
Консультация для родителей будущих воспитанников: «Школа молодой мамы» «Адаптационный период в детском саду»
Адаптация к детскому саду – тяжёлое время для каждого ребёнка. Это не только процесс привыкания к новой обстановке, к новому режиму дня, к новым отношениям, но и выработка новых умений и навыков...
календарно -тематическое планирование работы с будущими мамами "Оказание консультативной помощи будущим мамам"
№тема, цельматериалы, оборудованиеформа проведенияЦель: формировать представление будущих мам о психологической составляющей беременности, помочь расслабиться, погрузиться в свою беременность, н...
10 ЗАПОВЕДЕЙ ДЛЯ МАМЫ И ПАПЫ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА
Уважаемые родители!Вам предлагается 10 заповедей, которые помогут Вашей семье успешно адаптироваться к будущей школьной жизни....
Консультация для родителей "Десять заповедей для мамы и папы будущего первоклассника"
Как подготовиться родителям к поступлению ребенка в школу...
ЗАПОВЕДИ БУДУЩИМ МАМАМ,
ЗАПОВЕДИ БУДУЩИМ МАМАМ,...
Советы будущей маме по использованию различных методик и техник, способствующих рождению здорового ребенка»
quot;Советы будущей маме по использованию различных методик и техник, способствующих рождению здорового ребенка»...