Вам, будущие мамы!
консультация на тему

Ивкина Галина Ивановна

Полезная информация для будуших родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл budushchey_mame.docx22.47 КБ

Предварительный просмотр:

      Все родители хотят видеть ребенка здоровым, сильным, добрым, успевающим. Но когда и что для этого надо делать, знают немногие. С нужной литературой и с нужными людьми мы сталкиваемся тогда, когда многое упущено. Чаще всего мысль об интеллектуальном развитии ребенка приходит, когда ребенок должен идти учиться или уже учится в школе. Тогда родители не жалеют времени и денег на кружки, секции, курсы и индивидуальные занятия с преподавателем. Но это локальное воздействие. Чем бы ребенок не занимался – музыкой или математикой, спортом или шахматами – он осваивает новые модели поведения в данном, конкретном направлении социальной деятельности. Но есть и должно быть еще общее развитие, развитие носителей этих моделей поведения – психических, познавательных процессов – внимания, восприятия, памяти, мышления. Чем лучше организованы эти процессы, тем легче и быстрее человек осваивают любую конкретную деятельность, тем ярче проявляется успех в выбранном деле, тем интереснее жизнь.

Далее представлен примерный комплекс упражнений, позволяющий развить в ребенке наилучшие качества, таланты и способности.

        Первое «упражнение», которое должны выполнять родители для своего будущего малыша – это общение с произведениями искусства и литературы. Если они найдут книгу, которая увлечет их обоих – прекрасно, если они посетят театр и музей – замечательно, но ничто не обладает такой силой воздействия, как музыка. Эксперименты показывают, что, если на человека воздействовать изменяющимся ритмом, то при определенных обстоятельствах у него улучшается работа памяти, активизируется мышление, увеличивается скорость чтения. Музыка – это комплекс разных ритмов. Воздействуя на родителей, этот ритм передается и ребенку. Музыка, которую мы слушаем, создает предпосылки для возникновения соответствующих этим частотам мыслей и чувств и наоборот, характерные для нас мысли и чувства определяют музыку, которую мы больше всего желаем слушать.

Исходя из того, что ребенок «записывает» информацию на клеточном уровне, что все, испытываемое матерью, испытывает и ребенок, психологами и педагогами был разработан комплекс упражнений для родителей, которые желательно выполнять в период созревания плода.

   «Что я чувствую? Какие эмоции переживаю?» – вот основные вопросы, которые должны заботить будущую маму в первые три месяца. Ей необходимо научиться сознательно уходить от отрицательных эмоций. Все ее внимание должно быть сосредоточено на чувстве красоты, на состоянии счастья и восторга.

Упражнение 1. Старайтесь зримо представить себе качества, которые вы хотели бы видеть у ребенка. С помощью воображения вы можете нарисовать себе картины проявления этих качеств в детском возрасте, в период полового созревания и в момент зрелости. Подобная визуализация – это осознанное влияние на внутренние силы, и здесь необходимо избегать навязывания ребенку своих скрытых желаний.

Упражнение 2. Культивируйте в себе состояние счастья и внутренней свободы, как бы передавая его своему ребенку. Для этого регулярно вспоминайте события из собственной жизни, когда вы испытывали подобное состояние. Стимулируйте возникновение этого состояния с помощью внешних факторов – природы, поэзии, пения, музыки.

Упражнение 3. Природа дает нам покой и свободу. Стремитесь к достижению этого состояния, любуйтесь дивными пейзажами в лесу, у реки, на озере, старайтесь запомнить эти ощущения красоты и подарить их своему ребенку.

Упражнение 4. Читайте стихи вслух и «про себя», но постоянно контролируйте: «А какое чувство вызывает у меня это стихотворение?» отбирайте и повторяйте стихи, которые вызывают у вас ощущение прилива энергии. Мысленно представляйте, что вы заряжаете своего ребенка этой энергией.

Упражнение 5. Два – три раза в день по 10 – 20 мин. вы слушаете лучшие произведения мировой классической музыки (примерный репертуар дан в приложении). Помните: основная ваша задача – фиксировать свое внимание на том чувстве, которое вызывает у вас эта музыка, представляя, что это чувство вы переживаете вдвоем. Нахождение в состоянии красоты благотворно сказывается на здоровье матери и ребенка, стимулирует его рост и заряжает энергией, способствует общему интеллектуальному развитию.

Следующий период от 3 до 6 месяцев характеризуется развитием органов чувств и соответствующих центров мозга. Следуя принципу обучения от общего к частному, необходимо перейти от уровня чувств к уровню ощущений. Продолжая выполнять предыдущие упражнения, добавьте следующие упражнения.

Упражнение 6. Возьмите в руки предмет, например, ручку, повертите его в руках, осознайте ощущения – вес, материал, форма, функция. Положите ручку на стол и, глядя на нее, мысленно проделайте ту же операцию. Осознайте ощущения. Закройте глаза, вспомните ощущения, которые вы испытывали до этого предмета и как бы передайте эти ощущения своему ребенку. Возьмите следующий предмет (иголку, лампочку, стеклянную вазу и т.д.) и проделайте ту же операцию. Будущая мать постоянно должна помнить, что она не одна, что она вместе со своим ребенком познает окружающий мир и что они друзья, а она – старший друг. Трогайте как можно больше предметов, осознавайте разницу в ощущениях от холодного и горячего и т.д. представьте, что вы как ребенок заново познаете окружающий мир, и вам это чрезвычайно интересно, и вы любопытны, как младенец.

Упражнение 7. Возьмите цветную бумагу. а) Посмотрите на красный цвет, закройте глаза, вспомните ощущение от этого цвета и передайте это ощущение ребенку. То же с другими цветами.

б) Старайтесь осознать разницу ощущений между синим и красным, желтым и зеленым цветами и т.д.

в) Возьмите красный цвет и сравните его всеми другими цветами. Красный – синий, красный – желтый и т.д.

г) То же, но за основу возьмите зеленый цвет, затем др. и т.д.

д) Разложите цвета в ряд по следующему принципу: 1. Из всех цветов выбирайте самый приятный цвет, затем самый привлекательный из оставшихся и т.д. 2. То же, но первым кладете самый неприятный цвет и т.д.

Работа с цветом стимулирует психическое и физическое развитие, развитие полушария, ответственного за невербальное мышление. Этому же способствуют и занятия со звуками музыкального ряда.

Упражнение 8. а) Подойдите к пианино и нажмите на любую клавишу в центре клавиатуры. Осознайте, какие ощущения вызывает у вас это звук. Отпустите клавишу, вспомните ощущение. Затем то же проделайте с другой клавишей и т.д.

б) Нажмите на одну из клавиш справа и затем одну из клавиш слева по клавиатуре. Осознайте разницу в ощущениях и мысленно как бы объясните эту разницу ребенку. Продолжайте сравнивать звуки, но каждый раз сдвигайтесь на одну клавишу к центру.

в) Если у вас есть музыкальное образование, то слушайте ощущение от интервалов.

Упражнение 9. Слушайте ощущения от человеческого голоса. Прислушайтесь к голосам двух разговаривающих женщин, сравните. Прислушайтесь к голосам двух мужчин – сравните. Сравните мужской и женский голос – осознайте разницу в ощущениях. Слушайте звонкие голоса детей, радуйтесь им.

Упражнение 10. а) гуляя, ведите с ребенком беседу о том, что вы видите, обращая особое внимание на то, что вам кажется интересным, красивым, эстетичным.

б) в то время, как вы занимаетесь делами, необходимо помнить о том, что ребенок внимательно следит за вами, он любопытен и хочет узнать, чем вы занимаетесь. Поэтому негромко, но отчетливо рассказывайте ему, чем вы занимаетесь, как вы собираетесь выполнять свое дело. Помните, что ребенок воспринимает три потока информации: ваше эмоциональное состояние, речь и отношение к нему. Уважайте в нем своего молчаливого собеседника.

Упражнение 11. Положите руку на живот, читайте ребенку книжку вслух. Остановите ваше внимание на картинке и расскажите, что на ней нарисовано. Время занятий (от 5 мин. и более) определите самостоятельно. Не утомляйте ребенка излишним старанием. Помните, что занятия должны приносить радость вам и вашему ребенку.

Упражнение 12. Слушайте музыкально оформленные сказки, старайтесь переживать события, о которых идет речь, с позиции ребенка. По окончании прокомментируйте вслух свое отношение к героям сказки.

Упражнение 13. В этот период развития важную роль начинает играть общение с отцом. Его отношение к жене, беременности и ожидаемому ребенку – чрезвычайно важный фактор. Положите руку на живот и расскажите, с каким нетерпением вы ожидаете его появления на свет, какой он здоровый, красивый, благородный, энергичный, великодушный и сильный (безотносительно к полу).

После рождения ребенка родителям необходимо продолжать в том же стиле общение с ребенком, беседовать с ним, пояснять вслух свои действия, развивать его творческие способности. Если родители хотят развить у ребенка те или иные качества, то им нужно стараться относиться к нему так, словно они у ребенка уже есть.

Психический «багаж», накопленный в периоды внутриутробного развития и рождения, достаточно значителен, чтобы во многом определять психологическую структуру будущей личности и влиять на всю последующую жизнь, в том числе и на физическое здоровье.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Бертин А. Воспитание в утробе матери, или рассказ об упущенных возможностях. – СПб, 1996.
  2. Ильин А. М., Ильина Л. П. До «0» и старше // Дошкольное воспитание.
  3. Коваленко Н. П. Комплексный метод психофизической подготовки женщин к родам «Глория» // Сб. материалов международной конференции «Перинатальная психология  в родовспоможении». СПб., 1997. С. 72 – 73.
  4. Лазарев М. Сонатал. Школа дородовой педагогики. М. 1993. 68 с.
  5. Никитин Б. П. Первые уроки естественного воспитания, или Детство без болезней. Л.: Лениздат, 1990. 191 с.
  6. Обухова Л., Шиграева О. Знакомтесь: народная психология // Наш малыш. 1996. № 6. С. 15 – 18.
  7. Энкин М., Кэйрс М. Дж. Руководство по эффективной помощи при беременности и родах. Перевод с английского Л. П. Симбирцевой. СПб: Нордмед – Издат., 1999. 544 с.
  8. Юсфин А. Г. Музыка и роды // Сб. материалов международной конференции «Перинатальная психология  в родовспоможении». СПб., 1997. С. 79 – 80.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Музыкальные произведения, рекомендуемые

для прослушивания беременным женщинам:

  1. И. Брамс. Венгерский танец № 5 фа диез мажор.
  2. Э. Григ. «Песня Солвейг», «Танец Анитры» из музыкальной драмы по пьесе Г, Ибсена «Пер Гюнт».
  3. Ш. Гуно. Прелюдия.
  4. М.И. Глинка. Увертюра, марш Черномора, хор «Ах, ты свет, Людмила» из оперы «Руслан и Людмила».
  5. М.П. Мусоргский. «Рассвет на Москва-реке» из оперы «Хованщина»; фортепианный цикл «Картинки с выставки» («Балет невылупившихся птенцов», «Богатырские ворота», «Тюильрийский сад»).
  6. Н.А. Римский-Корсаков. Оркестровое сочинение «Шехерезада»; сюита № 35.
  7. А.Г. Рубинштейн. Мелодия фа мажор.
  8. П.И. Чайковский. «Времена года»; «Вальс цветов», «Танец феи Драже» из балета «Щелкунчик»; вальс ля минор из балета «Спящая красавица».
  9. Я. Сибелиус. «Грустный вальс».
  10. Ф. Шопен. Мазурка ми мажор; вальс № 7.
  11. Ф. Шуберт. Вальс си минор, «Вечерняя серенада».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ДЛЯ МАМЫ И ПАПЫ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА

1. Начинайте "забывать" о том, что ваш ребенок маленький. Дайте ему посильную работу в доме, определите круг обязанностей. Сделайте это мягко: "Какой ты у нас уже большой, мы уже можем доверить теб...

Консультация для родителей будущих воспитанников: «Школа молодой мамы» «Адаптационный период в детском саду»

Адаптация к детскому саду – тяжёлое время для каждого ребёнка. Это не только процесс привыкания к новой обстановке, к новому режиму дня, к новым отношениям, но и выработка новых умений и навыков...

календарно -тематическое планирование работы с будущими мамами "Оказание консультативной помощи будущим мамам"

№тема, цельматериалы, оборудованиеформа проведенияЦель: формировать представление будущих мам о психологической составляющей беременности, помочь расслабиться, погрузиться в свою беременность, н...

10 ЗАПОВЕДЕЙ ДЛЯ МАМЫ И ПАПЫ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА

Уважаемые родители!Вам предлагается 10 заповедей, которые помогут Вашей семье успешно адаптироваться к будущей школьной жизни....

Консультация для родителей "Десять заповедей для мамы и папы будущего первоклассника"

Как подготовиться родителям к поступлению ребенка в школу...

ЗАПОВЕДИ БУДУЩИМ МАМАМ,

ЗАПОВЕДИ БУДУЩИМ МАМАМ,...

Советы будущей маме по использованию различных методик и техник, способствующих рождению здорового ребенка»

quot;Советы будущей маме по использованию различных методик и техник, способствующих рождению здорового ребенка»...