Эмоциональное развитие ребенка среднего дошкольного возраста.
статья на тему
Предварительный просмотр:
В возрасте 3-4 года ребенок начинает особенно проявлять свою индивидуальность. Он четко знает, что ему нравится, а что не нравится. Дети в этом возрасте чаще используют слова, чтобы выразить свои эмоции, меньше устраивают истерики. Настроение и эмоциональное состояние ребенка в возрасте 3-5 лет может резко меняться, но малыш скорее предпочтет сказать о своих чувствах, чем просто расплачется.
Главенство эмоций
В возрасте 3 лет дети начинают осознавать эмоции, которые они испытывают. Но они еще плохо умеют их контролировать. Если ребенка что-то рассмешит, то его смех будет больше истеричным, чем нормальным. Если же малыша что-то расстроит, то он расплачется, как будто произошло великое горе.
Поведением детей в этом возрасте правят эмоции и импульсные желания. Если ребенок увидел игрушку у другого малыша и захотел ею поиграть, то он, не задумываясь, начнет ее отбирать. Если малыш захотел печенье, и ему сказали, что он должен подождать до обеда, то он может расплакаться или закатить истерику. Дети еще не понимают отложенного во времени поощрения. Если ребенок что-то хочет, то он хочет это сейчас.
Дети 3-4 лет при возникновении конфликтов могут начать драться, пинаться, кусаться или толкаться. Они еще не понимают разницы между подходящим и неприемлемым поведением и взаимодействием с окружающими. Поэтому задачей родителей является объяснять ребенку, как можно и как нельзя выражать свои эмоции и решать конфликты.
По мере взросления дети начинают видеть связь между своим поведением и последствиями. Например, что истерика приведет к тому, что родители заберут на некоторое время его любимую игрушку. Такие последствия дадут ребенку понять, что истерика не является приемлемым способом выражения эмоций.
В возрасте 4 лет у детей начинает развиваться чувство юмора, им нравится дурачиться и веселить других. Ребенок может подшучивать над другими или смешно их называть.
В возрасте 4 лет ребенок начинает сочувствовать другим. Малыш начинает осознавать, что у других людей тоже есть чувства, и может сопереживать, когда кому-то плохо.
В возрасте 5 лет дети лучше контролируют свои чувства и могут выразить их словами. Они также лучше справляются с импульсными желаниями. Ребенок может терпеливо ждать своей очереди или спросить, можно ли взять что-то, что принадлежит другому.
Если ребенка что-то расстроит, то он скорее скажет об этом, чем закатит истерику. Обратной стороной этого является то, что дети могут начать говорить обидные или плохие слова.
Примерно в возрасте 5 лет ребенок начинает интересоваться сексуальностью. Он может начать задавать вопросы, такие как, откуда берутся дети. Ребенку становится интересно свое тело, и он может начать трогать и играться со своими гениталиями. Он также может заинтересоваться гениталиями других. Это абсолютно нормально. Важно отметить, что родителям необходимо объяснить ребенку, что можно делать, а что — неприемлемо.
Скажите малышу, что интересоваться своими интимными местами — нормально, но ненормально играть с ними или показывать в публичном месте. Также объясните ребенку, что ненормально, когда кто-то другой трогает его гениталии, кроме мамы и папы во время принятия ванны, или в случае, если что-то там болит.
Воображение ребенка
В возрасте 3 лет у детей начинает развиваться буйное воображение. Ребенок начинает создавать свой собственный выдуманный мир. У всех кукол и мягких игрушек появляются имена и свой характер. Ребенок может начать разговаривать с воображаемыми друзьями. Родители часто обеспокоены, если такое происходит. Они ошибочно думают, что ребенок так делает, потому что чувствует себя одиноким и изолированным. На самом деле, все наоборот. Когда дети играют и общаются с воображаемыми друзьями, они учатся взаимодействовать с реальными людьми. Это своего рода тренировка перед реальным общением и взаимодействием с другими. В этом возрасте ребенок мало контролирует свою жизнь, зато в воображаемом мире он – главный.
Бурное развитие воображения также может привести и к определенным страхам. Например, ребенок может нафантазировать себе чудовище, которое живет под кроватью. Этот тип страха является очень распространенным среди детей. Дети воспринимают свои страхи всерьез, поэтому не подшучивайте над ними по этому поводу. Родителям в этой ситуации следует сказать ребенку, что он в безопасности, что никто и ничто не причинит ему зла.
По мере взросления и развития ребенка воображение будет играть значительную роль в жизни ребенка, но он начнет лучше различать выдуманный мир и реальность. Фантазии ребенка станут более красочными и продуманными, и не удивляйтесь, если в них иногда будет присутствовать насилие. Многие дети в этом возрасте начинаю проявлять интерес к насилию и оружию. Это считается нормальным и не является признаком того, что ребенок будет злым и агрессивным, когда вырастет.
Независимость
Чем старше становится ребенок, тем более независимым он хочет быть. Самым лучшим способом воспитать чувство независимости и уверенности в своих силах является структурирование жизни ребенка. Давайте ребенку выбор, но выбор должен быть ограничен. Дайте ребенку выбрать одеть, в чем пойти, между джинсами и шортами. Либо спросите, что ребенок хочет съесть на ужин, жареную курицу или мясо с подливкой. Если ребенок спросит Вас, можно ли сделать что-то, чего Вы не одобряете, будьте тверды. То, что у ребенка будет выбор в пределах структурированного распорядка жизни, разовьет в ребенке одновременно и уверенность в себе, и чувство безопасности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованные игры направленные на социально-эмоциональное развитие ребенка. Младший дошкольный возраст.
Театрализованные игры направленные насоциально-эмоциональное развитие ребенка.Младший дошкольный возраст. Побуждать детей эмоционально откликаться на воспринимаемое содержание, включаться в ра...
Тезисы по теме ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Взаимодействие с родителями, как условие социально-эмоционального развития детей среднего дошкольного возраста...
Интерактивные формы работы с родителями в дошкольной образовательной организации как средство социально-эмоционального развития детей среднего дошкольного возраста
Выпускная квалификационна работа по теме: Интерактивные формы работы с родителями в дошкольной образовательной организации как средство социально-эмоционального развития детей среднего дошко...
Программа по самообразованию "Роль русской народной сказки в эмоциональном развитии ребенка младшего дошкольного возраста"
Через русские народные сказки ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту....
Программа по самообразованию Тема : "Роль русской народной сказки в эмоциональном развитии ребенка младшего дошкольного возраста"
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искаже...
Буклет для родителей " О важности эмоционального развития ребенка в дошкольном возрасте"
Буклет для родителей " О важности эмоционального развития ребенка в дошкольном возрасте"...
План работы по проектной деятельности на 2022-2023 учебный год воспитателя средней группы. Тема: «Социальное и эмоциональное развитие детей среднего дошкольного возраста средствами пластилинографии»
Формирование эстетического отношения к окружающему миру посредством развития умения понимать и создавать художественные образы, отличающиеся оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью; р...