ВИДЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
консультация по логопедии
Консультация для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vidy_rechevyh_narusheniy_v_doshkolnom_vozraste.docx | 17.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
ВИДЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.
Полноценная речь – условие успешного общения и обучения ребенка в школе. Дошкольный возраст- наиболее благоприятный период для формирования правильной речи и устранения ее недостатков.
Отклонения в речевом развитии старших дошкольников проявляются на различных уровнях:
- Фонетическом (нарушение звукопроизношения),
- Фонематическом (нарушение восприятия звуков речи)
- Просодическом (нарушение силы, высоты голоса)
- лексико- грамматическом (нарушение словообразования, построения предложений и связной речи)
- нарушения общения.
В периоды развития ребенка, на формирование речи неблагоприятно влияют: травмы головы, воспалительные заболевания, поврежденный речевой аппарат до появления речи, наличие дефектов речи у окружающих ребенка людей или недостаточное внимание к его речевому развитию.
Родителям очень важно понять, что речь ребенка усваивается по подражанию, поэтому ему необходимо обеспечить правильный образец для подражания.
В настоящее время логопеды опираются на 2 классификации речевых нарушений:
- Клинико - педагогическую
- Психолого- педагогическую (по Левиной)
В них одни и те же расстройства рассматриваются с разных точек зрения.
Клинико-педагогическая классификация:
ДИСФОНИЯ/ АФОНИЯ/ - отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Проявляются в отсутствии, либо в нарушении силы, высоты, тембра голоса.
БРАДИЛАЛИЯ- патологически замедленный темп речи.
ТАХИЛАЛИЯ- патологически ускоренный темп речи.
ЗАИКАНИЕ- нарушение темпо- ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
ДИСЛАЛИЯ- нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
ДИЗАРТРИЯ- нарушение звукопроизношения, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
РИНОЛАЛИЯ- нарушение звукопроизношения и тембра голоса, обусловленного анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
АЛАЛИЯ- отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения коры головного мозга во внутриутробном или в раннем периодах развития.
Психолого-педагогическая классификация:
ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НАРУШЕНИЕ РЕЧИ (ФНР) – вследствие недостаточной сформированности фонематического слуха ребенок не слышит разницу между звуками и произносит их неправильно.
ФОНЕТИЧЕСКОЕ НАРУШЕНИЕ РЕЧИ (ФНР) – нарушения артикуляционной моторики или недостаточная сформированность артикуляционной моторики. Ребенок не может правильно выполнять движения органами артикуляции, особенно языком, в результате чего звук искажается. (Моторное нарушение речи).
ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НАРУШЕНИЕ РЕЧИ (ФФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы языка (звукопроизношения) у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.
ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ ( ОНР) – это сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речи( лексики, грамматики, фонетики, семантики ) при нормальном слухе и интеллекте.
Каждая группа дефектов различается по форме, степени его выраженности. От этого и зависит характер коррекционной работы, формы и методы, а также сроки.
Если не проводить коррекционную работу, то возможны переходы определенных нарушений на письменную речь (ДИСГРАФИЯ, ДИСЛЕКСИЯ). Поэтому, все речевые нарушения желательно устранять в дошкольном возрасте.
Коррекцию всех этих нарушений проводит учитель- логопед. Родители, под руководством логопеда, дома, проводят мероприятия с целью закрепления того, что выполнялось в ДОУ. Им даются рекомендации: что нужно выполнить, как нужно выполнить, на что больше обратить внимания. Для комплексной работы оформляются индивидуальные тетради на каждого ребенка, в которых прописывается артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика и т.д. Комплекс заданий зависит от особенностей речевого нарушения. Необходимо построить взаимоотношения учителя-логопеда, воспитателей и родителей под девизом «МЫ РАБОТАЕМ НЕ ВМЕСТО ВАС, А ВМЕСТЕ С ВАМИ». Коррекционная работа будет более продуктивной и своевременной, если родители займут активную позицию и в обязательном порядке будут закреплять полученные знания дома. В противном случае работа по устранению речевых нарушений у детей будет малоэффективной и продолжительной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной образовательной деятельности по физическому развитию и ознакомлению с окружающим миром для детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста
Данная разработка представляет собой интегрированную образовательную деятельность по физическому развитию и ознакомлению с окружающим миром для детей с нарушением речи старшего дошкольного возраста. О...
Виды речевых нарушений в дошкольном возрасте
Виды речевых нарушений в дошкольном возрасте...
План коррекции речевых нарушений в дошкольном возрасте
План коррекции речевых нарушений в дошкольном возрасте...
Виды речевых нарушений в дошкольном возрасте. Особенности их преодоления.
Виды речевых нарушений в дошкольном возрасте. Особенности их преодоления....
Проект «Пропедевтика речевых нарушений в дошкольном возрасте»
Число речевых нарушений год от года все возрастает, и эта проблема становится все актуальней. Необходимо обращать внимание на следующие виды профилактики, которые помогут снизить количество рече...
Статья "Изучение мотивации к исправлению речевых нарушений детей дошкольного возраста."
Речь возникает из потребности высказываться, а высказывания человека порождаются определенными побуждениями. Наличие мотивации речи означает, что у ребенка есть не только мысли и чувства, которы...
Сказкотерапия, как средство коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста.
В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причём характер речевых патологий стал сложнее и, в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушают...