Проект «Пропедевтика речевых нарушений в дошкольном возрасте»
проект по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему
Число речевых нарушений год от года все возрастает, и эта проблема становится все актуальней. Необходимо обращать внимание на следующие виды профилактики, которые помогут снизить количество речевых нарушений и, возможно, даже предотвратить некоторые из них.
Логопедическая работа в детском дошкольном учреждении включает в себя несколько направлений. Это и преодоление имеющихся нарушений речи у детей, и предупреждение возможных вторичных нарушений речи, и профилактика (пропедевтика) речевых нарушений до их возникновения, и совершенствование разных сторон и качеств речи при отсутствии нарушений, и параллельная коррекция и доразвитие других психических функций, таких как слухоречевое и зрительное внимание, зрительная и речевая память, словесно логическое мышление.
Речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его взрослыми. В этом смысле большая роль в формировании правильной речи детей принадлежит воспитателям детских дошкольных учреждений. Одной из задач логопеда является коррекция, исправление дефектов речи при неправильном речевом развитии ребенка. Программа воспитания и обучения в детском саду предусматривает развитие всех сторон устной речи: словаря, грамматического строя, связной речи, звукопроизношения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пропедевтика речевых нарушений в дошкольном возрасте | 38.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Городского округа Балашиха
«Детский сад комбинированного вида №18 «Золотая рыбка»
Телефакс 525 50 58 Телефон 525 51 32
Проект:
«Пропедевтика речевых нарушений в
дошкольном возрасте»
Подготовила: учитель-логопед Пучкова Н.А.
2016 г.
Актуальность темы.
Число речевых нарушений год от года все возрастает, и эта проблема становится все актуальней. Необходимо обращать внимание на следующие виды профилактики, которые помогут снизить количество речевых нарушений и, возможно, даже предотвратить некоторые из них.
Логопедическая работа в детском дошкольном учреждении включает в себя несколько направлений. Это и преодоление имеющихся нарушений речи у детей, и предупреждение возможных вторичных нарушений речи, и профилактика (пропедевтика) речевых нарушений до их возникновения, и совершенствование разных сторон и качеств речи при отсутствии нарушений, и параллельная коррекция и доразвитие других психических функций, таких как слухоречевое и зрительное внимание, зрительная и речевая память, словесно логическое мышление.
Речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его взрослыми. В этом смысле большая роль в формировании правильной речи детей принадлежит воспитателям детских дошкольных учреждений. Одной из задач логопеда является коррекция, исправление дефектов речи при неправильном речевом развитии ребенка. Программа воспитания и обучения в детском саду предусматривает развитие всех сторон устной речи: словаря, грамматического строя, связной речи, звукопроизношения.
Проблема:
Дети с речевой патологией составляют наиболее многочисленную категорию среди контингента детей дошкольного возраста. Педагоги, работающие с детьми 5 – 7 лет, отмечают заметное возрастание числа не говорящих и плохо говорящих детей.
Психологическая диагностика сформированности психических функций и речевого развития детей данной возростной группы показала у них низкий уровень развития психических процессов, и не соответствие развития речи их возрастной норме.
Именно в этот период, когда получение логопедической помощи затруднено, на педагогов ложится задача использовать невербальный уровень речевого развития для создания пускового механизма появления эспрессивной речи. Лингвисты указывают на огромное значение невербальных средств для дальнейшего развития коммуникации, утверждая, что именно они являются первичными составляющими, на базе которых формируется предпосылки речевого общения. Поэтому на сегодняшний день актуальность проблемы выявления детей группы риска по формированию общего недоразвития речи и создания условий, способствующих стимулированию их речевого развития, очевидна.
Цель работы:
Разработка, апробация и внедрение системы пропедевтической работы по предупреждению речевых нарушений и развитию речевой активности детей, которая основана на интеграции специалистов ДОУ и взаимодействии с семьёй.
Наличие контингента детей с задержкой речевого развития среди детей данных возрастов, ставит перед педагогами задачу включения в общеобразовательную программу коррекционных составляющих, что обеспечит возможность при ежедневном контакте с ребенком стимулировать его речевое развитие при одновременном воздействии на все стороны психического развития с целью создания эффективных условий для формирования полноценной речевой базы. В связи с этим в качестве основных задач по развитию речи у детей с 5 до 7 лет, выступают следующие:
Задачи:
- создание педагогами такой предметной среды, которая способствовала бы максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению у них трудностей в речевом развитии;
- повышенное внимание к детям с высокой степенью риска формирования речевых недостатков составляют основное содержание деятельности педагога в рамках профилактического направления.
- формирование невербальных форм коммуникации;
- развитие потребности в общении (на невербальном, а затем и на вербальном уровне);
- создание предпосылок к продуцированию речевого высказывания;
- совершенствование импрессивной речи;
- активизация словарного запаса;
- формирование элементарной фразовой речи;
- обучение родителей методам и формам коррекционной работы
- формирование активной позиции родителей в развитии ребенка;
- развитие навыков взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- развитие психических функций (речи, памяти, восприятия, мышления, внимания);
Возникновение трудностей проведения диагностики у детей данного возраста, вызывает необходимость обеспечения процесса длительного наблюдения за ходом речевого развития в динамике. Такую возможность имеют педагоги, которые по результатам диагностики могут планировать учебно- воспитательный процесс, включив в него элементы коррекционной работы с детьми с использованием современных методик и технологий развивающего обучения, комплектовать подгруппы по уровню развития речевых способностей детей, создавать пространство предметно-развивающей среды, имеющей огромное значение для развития игровой деятельности - ведущей для данного возраста. Применение игры во время обучения, основанного на использовании как традиционных, так и внедрении элементов передовых информационных технологий на музыкальных, физкультурных занятиях, занятиях по развитию речи, где решаются задачи по развитии фонематического слуха, развитию словарного запаса, грамматических категорий, интонационной выразительности, связной речи делает обучение эффективным и интересным, что способствует правильному формированию полноценного базиса психоречевого развития и дает возможность создания условий для нормального функционирования органов речевого аппарата: речедвигательного, речеслухового, дыхательного и голосового, способствуя профилактике общего недоразвития речи. Именно педагоги могут вовремя заметить наличие тяжелой речевой патологии у ребенка и вовремя начать работу с ним наметив пути её исправления.
В соответствии с примерной основной программой воспитания и обучения, планирование работы по развитию речи происходит в определенной последовательности, повторяющей основные этапы становления речевой функции в онтогенезе. Педагогам в современных условиях принадлежит огромная роль в деле формирования базы полноценной речевой деятельности у детей от 5 до 7 лет, стимулировании ее развития при задержках темпов развития речи, что является важным профилактическим направлением возникновения общего недоразвития речи, начиная с первых этапов обучения и воспитания в ДОУ, что, несомненно, приведет к повышению качества дошкольного образования и включению категории детей с задержкой речевого развития в процесс дальнейшего образования как полноценных участников.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап.
- Анализ проблем, связанных нарушением речевого развития детей;
- Создание условий для взаимодействия участников воспитательно- образовательного процесса;
- Подбор методических материалов в рамках предложеной темы;
- Посвящение родителей в тему проекта.
Содержательно-практический этап.
- Реализация условий для взаимодействия участников воспитательно- образовательного процесса.
- Психолого-педагогическое сопровождение детей и их семей.
- Создание методических рекомендаций по организации сопровождения проекгной деятельности;
- Психолого-педагогическое обследование в динамике (психолог);
- Разработка рекомендаций для родителей по дальнейшему развитию ребенка.
Рефлексивный этап:
- Совместное обсуждение достигнутых результатов за определенный период.
- Этап постановки новых задач.
Ожидаемые результаты (по ФГОС):
Со стороны педагогов: Повышение компетентности в рамках заявленной темы, преобретение практических навыков по формированию и коррекции речи детей;
Со стороны родителей: Знают речевую возрастную норму, обладают навыками по коррекции речевых недостатков в условиях семьи.
Со стороны детей: Ребенок владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек; стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях.
Способы и пути реализации поставленных задач:
Анализируя анамнестические данные и данные речевого обследования детей, посещающих детский сад, мы, выявили тенденцию к увеличению количества детей с дизонтогенезом развития, в частности, с речевой патологией.
В связи с сокращением специальных (коррекционных) групп для детей с тяжёлыми нарушениями речи, возрастает нагрузка на логопедов ДОУ.
Для нас стало актуальным организовать логопедическую работу таким образом, чтобы сократить количество детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Основные направления работы:
Пропедевтика (от греч. предварительно обучаю) - предварительный, вводный курс, систематически изложенный в сжатой элементарной форме.
Реализацию пропедевтической работы мы осуществляем по двум направлениям:
- диагностическое;
- непосредственно пропедевтическое.
Диагностическое направление:
Раннюю речевую диагностику мы осуществляем через профессионально организованную работу по выявлению детей группы риска, непосредственно с момента поступления ребёнка в ДОУ.
Специфика диагностики детей раннего дошкольного возраста заключается в необходимости отличать следующие нарушения:
- темповую задержку речевого развития (ЗРР) от случаев раннего проявления системного нарушения всех сторон речи (ОНР);
- речевой негативизм, вызванный либо ситуацией обследования, либо периодом адаптации или иной причиной, от патологических нарушений (алалия, аутизм, умственная отсталость);
- патологические нарушения произношения от физиологических трудностей, связанных с возрастными особенностями формирования звуковой системы в онтогенезе.
В своей практике мы использовали методики обследования различных авторов: Громова О.Е, Серебрякова Н.В.:, Фархутдиновой Н.А., Нищева Н.В.
Экспресс-диагностика в детском саду по методике Павловой Н.Н., Руденко Л.Т.
Обследовали детей осуществляется по следующим основным направлениям:
- связная речь;
- грамматический строй;
- словарный запас;
- фонематические процессы.
- развитие психических процессов
В качестве диагностических методов используется:
- наблюдение за ребёнком в свободной и организованной
деятельности в группе, что позволяет выявить уровень развития коммуникативных навыков;
- наглядный метод, позволяет одновременно исследовать связную речь и грамматический строй;
- диагностическая беседа с опорой на наглядный материал, с помощью которой проверяется словарный запас, его качественная и количественная составляющие.
Для этого мы используем стимульный материал, соответствующий возрастным особенностям детей.
Оценка детской речи осуществлялась по трём основным уровням развития: высокая, средняя, низкая.
При обследовании связной речи и коммуникативных навыков дети с высоким уровнем речевого развития легко вступают в контакт, активно общаются, на вопросы отвечают фразой, знакомую сказку рассказывают без помощи.
Дети со средним уровнем речевого развития в контакт вступают не активно, настороженно, на вопросы отвечают, используя наглядную опору, стихотворение рассказывают с помощью взрослого (подсказывание начала фразы), их речь понятна для окружающих, но имеет нарушения в звукопроизношении.
При низком уровне речевого развития речь детей не всегда понятна (иногда речь вообще отсутствует), в речевой контакт такие дети не вступают или вступают с трудом, на вопросы отвечают лепетными словами или используют мимику и жесты, стихотворение не рассказывают даже с помощью взрослого.
Ранняя речевая диагностика даёт возможность выявить тенденции к;
- системному недоразвитию речи детей;
- задержке речевого развития;
- проявлению патологического звукопроизношения (межзубное, полиморфное нарушения);
- моторной алалии;
Таким образом, ранняя диагностика позволяет
- выявить детей «группы риска»;
- организовать медико - психолого - педагогическое сопровождение ребёнка до момента начала коррекционного воздействия;
- осуществлять мониторинг речевого развития;
- выработать план деятельности по развитию речи детей в группе в целом и индивидуально с детьми группы риска;
- информировать родителей о проблемах речевого развития ребёнка и определить пути их решения.
Пропедевтическое направление.
Большое значение придаётся организации совместной работы логопеда и психолога с другими педагогами и специалистами ДОУ так как это позволяет осуществлять образовательную и совместную деятельность в течение основного времени пребывания ребёнка в детском саду со специалистами обладающими мотивационной и профессиональной готовностью.
Задачи, которые реализуются в этом направлении:
- Актуализация знаний педагогов о возрастных особенностях речи детей и способах её развития.
- Обучение педагогов некоторым методам и приёмам логопедической работы.
- Освоение системы пропедевтической работы в едином образовательном пространстве.
При этом логопед
- создаёт дидактический материал для работы с детьми с речевыми нарушениями и обучает педагогов и специалистов ДОУ основным практическим навыкам логопедической работы;
- способствует эффективному взаимодействию всех участников образовательного процесса, координирует их действия;
- организует консультационную деятельность с родителями детей и членами их семей.
Для реализации поставленных задач с целью повышения профессиональной компетентности педагогов в вопросах речевого развития должна быть организована система методической работы с воспитателями и специалистами ДОУ:
- семинары-практикумы, на которых раскрываются теоретические вопросы о возрастных особенностях речи дошкольников, о методах и приёмах развития речи.
- проведение консультаций, мини-лекций, мастер-классов, на которых рассматриваются теоретические вопросы речевого развития детей.
На семинарах-практикумах педагоги получают информацию о возрастных закономерностях речевого развития, о типичных нарушениях звукопроизношения, о способах предупреждения речевых нарушений в условиях ДОУ и семьи.
На мастер-классах педагоги и специалисты обучаются определённым логопедическим приёмам, знакомятся с системой игр, упражнений направленных на развитие всех сторон речи детей с речевыми нарушениями.
У педагогов на практике отрабатываются умения:
- наблюдать за ходом речевого развития детей;
- распознавать нетипичные варианты формирования звукопроизношения;
- обеспечивать создание предметно-развивающей среды, способствующей речевой активности;
- выставки учебных и игровых пособий, смотры-конкурсы игрового оборудования и предметных зон помогают педагогам в организации полноценной предметно-развивающей среды, когда созданы условия развития сенсомоторной и физиологической основы речи.
- выставки методической литературы знакомят педагогов с инновационными методами и формами работы в области общего и коррекционного образования.
В целях оказания помощи дошкольникам, имеющих речевые нарушения, учителя-логопеды совместно с педагогами и специалистами ДОУ должны разработать «Перспективный план развития общеречевых умений и навыков детей дошкольного возраста».
Перед составлением перспективного плана на педагогическом часе педагогами и специалистами необходимо провести анализ содержания образовательной деятельности в детских группах (особое внимание необходимо уделить разделам «Коммуникация», «Познание»). Именно в этих областях наиболее полно просматривается возможность практического применения элементов логопедического воздействия. Причем эти методы и приёмы можно использовать как в организованной, гак и в свободной деятельности и режимных моментах.
План представляет собой систему специальных игр и упражнений.
Выделяются 5 направлений работы:
- Игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики.
Одной из причин несовершенства звукопроизношения детей является несовершенство движений артикуляционного аппарата (языка, губ). Поэтому большое внимание уделяется подготовке артикуляционного аппарата. При этом в дошкольном возрасте целесообразно использовать универсальные комплексы упражнений.
- Игры и упражнения по формированию просодической стороны речи (дыхание, голос, дикция)
Речевое дыхание это база для правильного развития не только звукопроизношения, но и всей речи в целом. Неправильное речевое дыхание нередко является причиной ряда речевых нарушений: нечёткое произношение слов, ускоренный темп речи, позднее освоение некоторых звуков.
- Игры и упражнения на развитие фонематического слуха
В процессе формирования звуковой стороны речи ребёнок учится правильно произносить звуки родного языка, чётко и внятно воспроизводить слова и фразы, говорить громко, в нормальном темпе, употреблять интонационные средства выразительности. Эти умения формируются на базе хорошо развитого слухового восприятия .
- Игры и упражнения на развитие мелкой и общей моторики.
Общеизвестно, что развитие мелкой и общей моторики положительно влияет на развитие речи, пространственных представлений и кинестетических ощущений.
- Звуковая культура речи
В этом разделе подобран речевой материал для закрепления правильного произношения звуков раннего онтогенеза.
В соответствии с планом развития общеречевых навыков собран комплект дидактических игр и упражнений по развитию речевых способностей детей, представлен в виде картотеки. Педагоги всегда могут обратиться в логопедический кабинет и в соответствии с тематическим планированием выбрать нужные игры и упражнения, тут же получить консультацию логопеда.
Таким образом, за счёт организованной, систематически проводящейся работы:
- происходит насыщение образовательного процесса элементами логопедического воздействия с минимальными затратами времени, что не перегружает образовательный процесс.
- помощь оказывается комплексно и единовременно большому количеству детей.
Сотрудничество с семьей, как одно из условий успешного речевого развития детей дошкольного возраста
Новая концепция дошкольного образования определяет, что семья и ДОУ, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. В законе РФ «Об образовании» указано, что родители являются первыми педагогами, а сеть дошкольных учреждений дана им в помощь. Согласно «Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении» одной из основных задач, стоящих перед детским садом является организация взаимодействия с семьёй и оказание консультативной и методической помощи родителям воспитанников.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом в развитии ребёнка. Происходит значительный скачок в речевой активности детей:
- улучшается звукопроизношение;
- расширяется словарь детей;
- ребёнок начинает осваивать грамматику русского языка.
В этот период дети поступают в дошкольное учреждение, общаются со сверстниками, взрослыми людьми. Родители начинают сравнивать речь своего ребёнка с другими детьми. И если речь детей не соответствует их ожиданиям и представлениям, то одни родители начинают «бить тревогу» и решать данную проблему, а другие считают, что с возрастом всё само пройдёт и не принимают никаких мер.
Задачи, которые решаются в этом проекте
- помочь родителям объективно оценить уровень развития речи ребёнка;
- помочь осознать конкретную речевую проблему ребёнка и пути её решения;
- повысить компетентность родителей в вопросах речевого развития детей;
- вовлечь родителей в пропедевтическую работу по развитию речи детей дошкольного возраста;
- обогатить детско - родительские отношения в совместной деятельности в процессе общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной образовательной деятельности по физическому развитию и ознакомлению с окружающим миром для детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста
Данная разработка представляет собой интегрированную образовательную деятельность по физическому развитию и ознакомлению с окружающим миром для детей с нарушением речи старшего дошкольного возраста. О...
Виды речевых нарушений в дошкольном возрасте
Виды речевых нарушений в дошкольном возрасте...
План коррекции речевых нарушений в дошкольном возрасте
План коррекции речевых нарушений в дошкольном возрасте...
Виды речевых нарушений в дошкольном возрасте. Особенности их преодоления.
Виды речевых нарушений в дошкольном возрасте. Особенности их преодоления....
Статья "Изучение мотивации к исправлению речевых нарушений детей дошкольного возраста."
Речь возникает из потребности высказываться, а высказывания человека порождаются определенными побуждениями. Наличие мотивации речи означает, что у ребенка есть не только мысли и чувства, которы...
Сказкотерапия, как средство коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста.
В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причём характер речевых патологий стал сложнее и, в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушают...
Значение скороговорок в коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста
Статья на тему "Значение скороговорок (чистоговорок) в коррекции нарушений детей дошкольного возраста"...