Красавица матрёшка!
консультация (младшая группа) по теме
Сообщение к консультации для педагогов и родителей о том, как использовать эту традиционную игрушку в воспитательных и развивающих целях при работе с детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krasavitsa_matreshka_soobshchenie_azarovoy_n.v.doc | 659 КБ |
Предварительный просмотр:
Красавица Матрёшка.
Эта русская красавица покорила сердца любителей народной игрушки и красивых сувениров по всему миру. Сейчас она - не просто народная игрушка, хранительница исконной русской культуры: она и сувенир для туристов - памятная кукла, на фартучке которой тонко прорисованы игровые сценки, сюжеты сказок и пейзажи с достопримечательностями; она - и драгоценный объект коллекционирования, который может стоить не одну сотню долларов; а над ее образом могут поэкспериментировать юные художники, купив специальные "болванки". Матрёшки бывают не только деревянные и вставляющиеся друг в друга, но и крошечные стеклянные расписные матрёшки, соединённые одной ниточкой, брелоки, кулоны и подвески с фигурками "неделимых" матрёшек, которых мы во множестве видим на лотках в Сергиевом Посаде - столице русской игрушки…
Первая матрёшка - круглолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье - появилась на свет отнюдь не в древности, как считают многие. Прообразом для этой куклы послужила фигурка буддийского мудреца Фукурумы, привезенная в Абрамцево в конце 19 века с острова Хонсю (Япония). У деревянного мудреца была вытянутая голова и добродушное лицо – и, вдохновившись обаятельной игрушкой (по преданию, такие фигурки впервые начал вырезать русский монах, живший на острове Хонсю!), в начале 1890-х годов токарь-игрушечник Василий Звёздочкин выточил первую русскую матрёшку. Из стен мастерской "Детское воспитание", основанной меценатом Саввой Мамонтовым, вышла расписанная гуашью румяная девица-красавица с петухом в руках, ставшая первой матрёшкой, изготовленной в России. Эскиз для ее росписи создал художник Сергей Малютин, самолично матрёшку и расписавший. Первая матрёшка была восьмиместной - внутри большой девочки помещался мальчик поменьше, и так далее - мальчики и девочки чередовались, а самой маленькой, "неделимой", была матрёшка - спеленатый младенец.
Но откуда взялось это имя - матрёшка? Одни историки утверждают, что имя это произошло от любимого и распространённого на Руси имени Маша, Маня; другие - что это название ведет происхождение от женского имени Матрёна (в переводе с латыни mater - мать), а третьи считают, что название "матрешка" связано с именем индуистской богини-матери Матри… Матрёшка быстро получила широкую известность и заслужила народную любовь. Вскоре после матрёшек, расписанных цветочными орнаментами, появились матрёшки, украшенные живописными сюжетами из сказок и былин. Такие матрёшки "рассказывали" целые истории. Есть в России и целые музеи, посвящённые матрёшкам. Первый в России - и в мире! - музей матрёшки открылся в 2001 году в Москве. Совсем недавно, в 2004 году, открылся свой музей матрёшек и в Нижегородской области - он собрал под своей крышей более 300 экспонатов. Самая большая матрёшка в этом музее - метровая: в неё входит 40 кукол. А самая маленькая - размером всего с рисовое зерно! Сейчас на улицах Петербурга и Москвы можно купить разнообразные сувениры на любой вкус - матрёшек, изображающих политиков, известных музыкантов, гротескных персонажей… Но всё равно, каждый раз, когда мы говорим "матрёшка", то сразу представляем себе весёлую русскую девушку в ярком народном костюме.
А ведь матрешка не только украшение или сувенир, прежде всего это игрушка для детей. Причем очень полезная игрушка. Ее педагогической ценности может позавидовать любое современное пособие. Эта замечательная народная игрушка имела заслуженное признание у русских педагогов и рассматривалась как классический дидактический материал, как подлинный народный дар маленьким детям. С помощью матрешки можно научить детей выделять разные качества, величины, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему. Все это, конечно же, способствует координации руки и глаза, развивает восприятие и мышление маленьких детей. Но чтобы матрешка имела развивающий эффект, недостаточно ее приобрести и дать в руки ребенку. Необходимо открыть ее замечательные свойства и научить малыша играть с ней.
Очень важен момент первого знакомства с матрешкой, открытие ее главного секрета. Этот момент вы должны сделать радостным и сюрпризным. Например, так.
Усевшись за столик вместе с ребенком, вы торжественно достаете большую матрешку и восхищаетесь ее красотой: «Посмотри, какая красавица к нам пришла! Ее зовут Матреша. Какой у нее платочек, какие щечки!» Полюбовавшись ею, вы берете игрушку в руки и удивленно говорите: «Что-то она тяжелая и гремит. Может, там что-то есть внутри? Давай посмотрим!» Открывая матрешку, вы вместе с малышом как заклинание произносите слова: «Матрешка-матрешка, откройся немножко!» Процесс открывания матрешки можно слегка растянуть, чтобы усилить ожидание и любопытство ребенка.
Открыв большую матрешку и обнаружив в ней другую, вы естественно удивляетесь и рассматриваете ее вместе с ребенком, как и первую. Поставив две матрешки рядом, предложите малышу сравнить их. Спросите, какая выше, а какая ниже, какой платочек у маленькой, какого цвета фартук у большой. Объясните, что по форме обе матрешки одинаковые, а по размеру разные. После этого предложите узнать, не спрятался ли в новой матрешке еще кто-нибудь. Под те же слова («Матрешка-матрешка, откройся немножко!») пускай появится следующая, третья матрешка. Поставьте ее рядом и сравните с предыдущими. Так продолжайте до тех пор, пока все матрешки не выйдут.
Выстроив их в ряд по росту, обратите внимание ребенка на то, что каждая матрешка одета по-своему и что каждая следующая меньше предыдущей на целую голову. После такого знакомства начинается игра «в детский сад».
Объясните малышу, что матрешки, как и дети, ходят в детский сад, но только большие идут в старшую группу, а маленькие — в младшую. Отгородите место на столе (чертой или палочкой) для старшей и младшей группы и предложите ребенку отвести каждую из матрешек в подходящую группу, а в какую — пусть решает он сам. Если малыш перепутает, поставьте две матрешки рядом и спросите, какая больше. Когда все матрешки попадут в соответствующие группы, подведите итог, т. е. подчеркните, что высокие матрешки оказались в старшей группе, а ростом поменьше — в младшей. Они еще маленькие. Вот подрастут и тоже пойдут в старшую.
«А теперь отправим наших матрешек на прогулку, — предлагаете вы. — Пусть старшие поведут своих подружек из младшей группы». Попросите ребенка сначала построить по росту старших матрешек, а затем для каждой старшей матрешки найти соответствующую пару в младшей группе. Предложите малышу взять самую большую матрешку, пойти с ней в младшую группу и найти ей подходящую пару — самую большую среди маленьких. Когда он выберет подходящую пару для большой, попросите отвести обеих матрешек на другой край стола, где у вас будет детская площадка. Первая пара уже пошла гулять, а вам нужно подобрать следующую, т. е. выбрать вторую по величине матрешку в старшей и младшей группах. Когда все 5 или 6 пар будут готовы, матрешки начинают гулять по столу: прыгать, петь и т. д.
На «прогулке» можно устроить игру в прятки. Маленькие матрешки пусть попросят более крупных спрятать их, а остальные ищут пропавших подружек. Убедитесь вместе с ребенком, что в матрешке спрятаться может только та, что меньше ростом, а более крупная в маленькую не поместится.
После прогулки матрешки с помощью малыша опять выстраиваются парами и возвращаются в «детский сад», где их зовут измерять рост. В качестве ростомера используйте, к примеру, пирамидку с одним колечком, которое свободно перемещается по стержню. Пусть малыш ставит матрешек на ростомер, начиная с самой маленькой, а вы опускаете над их головами колечко и отмечаете, какого роста каждая из них. Для отметок можно использовать цветные карандаши, подбирая их в соответствии с цветом каждой матрешки. Почаще спрашивайте ребенка, какая из них самая высокая, какая чуть-чуть пониже, какая намного меньше, где самая маленькая и др.
Затем наступает время обедать. Вы достаете набор тарелок — кружочков разной величины — в соответствии с количеством матрешек и предлагаете ребенку подобрать для каждой подходящую тарелочку: самую большую для самой высокой матрешки, чуть поменьше для следующей и т. д. Здесь уместны разные шутки — например, маленькая матрешка захотела поесть из большой тарелки, а большая, жалуясь на отсутствие аппетита, предпочитает маленькую порцию. Возле одной тарелки могут оказаться сразу 3 матрешки, а кто-то из них может забрать себе две порции. В конце концов вы вместе с малышом всё же наводите порядок и каждая матрешка съедает свой обед. После обеда, естественно, нужно поспать. В качестве кроваток можно использовать бумажные полоски или прямоугольники разной величины, соответствующие размерам матрешек. Матрешек опять делят на две группы — старшую и младшую. Ребенок отводит каждую группу в свою спальню, где выбирает для них кроватки. Сначала нужно уложить младших, а потом старших. Здесь опять же матрешки могут покапризничать и показать свой характер. Две из них могут поспорить из-за одного места, а большая захочет лечь в маленькую кроватку. С вашей помощью матрешки иногда могут исчезать. Обнаружив вместе с малышом пустую кроватку, подскажите ему, что кто-то из матрешек спрятался и что он должен догадаться кто. Сравнив размер пустой кроватки с остальными, ребенок сам должен определить рост пропавшей матрешки — из какой она группы, ближе она к самой большой или самой маленькой, где самые близкие к ней по росту. Когда он приблизительно определит рост исчезнувшей матрешки, она вдруг появится и извинится за непослушание.
Проснувшись, матрешки опять выстраиваются и отправляются парами на прогулку, где снова бегают, резвятся и прячутся.
Если вы играете двумя одинаковыми наборами, можно подбирать пары одинаковых матрешек из каждого набора. В этом случае ребенок должен найти для каждой матрешки подругу того же роста. Перемешайте оба набора матрешек и предложите построить их парами по росту. Говоря от имени каждой матрешки, просите ребенка найти ей пару. Сначала он будет сравнивать с помощью рук, а потом научится делать это на глаз. Вы можете придумать и другие сюжеты. Важно показать, что все матрешки, с одной стороны, похожи, что они «родственники» или подружки, а с другой, что они разные и могут вступать в различные отношения (дружить, ссориться, мириться старшие могут заботиться о младших или, наоборот, обижать их, а младшие демонстрировать свою неопытность и наивность).
После игры не оставляйте матрешку для свободного пользования, пока малыш не научится играть с ней осмысленно. Если эта замечательная игрушка будет просто валяться в ящике, ребенок быстро утратит к ней интерес, а ее отдельные части будут разбросаны и быстро потеряются.
В первых играх с матрешкой ваше участие совершенно необходимо. Вы должны оживить маленьких неподвижных кукол, сделать веселыми и озорными. Очень многое зависит от выразительности ваших слов и действий. Именно они должны вызвать у малыша интерес к игре и вовлечь его в воображаемую ситуацию.
И еще один совет: постарайтесь предоставить ребенку больше свободы и почаще побуждайте его думать. Не торопитесь говорить за него то, что он может сказать сам. Если он допускает ошибку, задайте ему наводящий вопрос или организуйте забавную ситуацию. Помогите ему построить свой «матрёшечный» мир, в котором он будет высшим судьей и полным хозяином.
Мастер-класс в детско-родительской группе по теме: «Наряд для матрёшки».
Пояснения.
После различных игр с матрёшкой на последующих занятиях можно предложить родителям и детям расписать матрёшку. Рассмотреть вместе с детьми матрёшек, сравнить их не только по росту и размеру, но и цвету, элементам рисунка попросить детей назвать, во что одета куколка (платье, фартучек, платок), сказать о том, что у всех матрёшек разные узоры на одежде. Хорошо бы рассказать, что каждая матрёшка имеет своё лицо, свой наряд, который может быть похож на другие, но всё же имеет сои отличия. Предложить детям тоже побыть художниками и придумать наряд для матрёшки. Можно предложить несколько вариантов украшения наряда на бумажной основе:
- разрисовать красками или цветными карандашами с использованием различных приёмов и техник:
- оформить пластилином;
- украсить аппликацией из цветной бумаги, крупы и др.
Можно расписать деревянные заготовки, сделать коллаж.
А можно для плоскостной картонной матрёшки создать целый гардероб разнообразной одежды по типу бумажных кукол и затем использовать в различных игровых сюжетах. Для детей старшего дошкольного возраста, например, предложить сделать костюмы по сезонам (весна, лето, осень, зима), для праздников и повседневных случаев, в старшем возрасте, особенно мальчикам, не испытывающим желание расписывать кукол, можно рассказать о Японии и Фукуруме предложить придумать и нарисовать одежду для него, нарисовать лицо.
Из бумажных и деревянных заготовок можно создать игры «Собери половинки», «Дорисуй узор», «Построй по росту» и др.
Такие занятия позволяют просто привлечь внимание и симпатии к народной игрушке, но и способствовать развитию воображения, творческого мышления, аналитико-синтетических процессов. А для родителей с детьми ещё и опыт приятного взаимодействия, которое укрепит доверие друг к другу, навыки принятия, позволит узнать друг друга лучше, научит подстраиваться.
Цель: познакомить с техникой объемной аппликации из цветных бумажных полосок, показать способы склеивания полос и составления из них растительных форм – цветов, листьев, насекомых, пояснить, как доступно организовать выполнение работы в домашних условиях для занятий с ребенком.
Рекомендуемый возраст: 3 – 7 лет, детско-родительская группа.
Подготовительная работа: беседа о русских традиционных игрушках, рассматривание и обсуждение игрушки-матрёшки или иллюстрации с изображением матрёшки.
Оборудование: силуэты матрешек с наклеенными лицами и фартуками, наборы разноцветных полосок бумаги, клей, бумажные круги диаметр 2-3 см, блестки, стразы, наклейки, ножницы, клеёнки для стола.
Ход работы:
Готовим необходимые материалы:
Разрезаем цветную бумагу на полоски. От длины полосок зависит размер цветка. Удобно сложить лист бумаги вдоль пополам и разрезала поперек. Ширина полос 1 – 2см
Из каждой полоски аккуратно склеиваем петельку.
Когда все петли готовы, вырезаем из картона круг и начинаем от края к середине приклеивать петельки по кругу. Сначала один ряд, потом второй и так столько сколько необходимо.
Когда ряд петель приближается к середине можно использовать для помощи карандаш. Добавляем листочки.
Таких цветов может быть несколько. Можно выбрать бумагу разного цвета, размера. Можно использовать их для оформления открыток, ваз и т.д. А можно прикрепить их на тесьму и сделать каскад из таких лент для оформления стены, окна.
Педагог предлагает приступить к выполнению творческой работы: «Сегодня мы с вами украсим фартук для матрешки, т.е. бумажный силуэт. Для этого нам понадобится силуэт матрешки из картона с наклеенными лицом матрешки и цветным бумажным фартуком и контрастные по цвету полоски. Сначала мы соберем цветы, а затем уже готовые детали приклеим на фартук».
- Проявите творчество и фантазию, например можно изменить количество рядов у цветка, дополнить работу дополнительными деталями (блестки, стразы, наклейки и т.д.). После выполнения работы предлагается поделиться своим мнением о мастер-классе и творческих работах.
Образец готовой работы
-Полюбуйтесь на свои работы. Понравилось ли вам?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: "Русская красавица - Матрёшка"
Цель:формирование патриотических чувств детей посредством знакомства с исконно русской игрушкой – матрёшкой. Задачи:Расширять представления о многообразии предметов декоративно-прикладного искусства....
Конспект НОД в старшей группе « Красавица- матрёшка».
Конспект поможет педагогу познакомить детей с историей возникновения, видами, особенностями росписи Семеновской, Загорской, Полхов-Майданской матрешек, учить рисовать элементы роспи...
Презентация к конспекту НОД "Красавица-матрёшка"
Приложение к конспекту НОД "Красавица- матрёшка"...
Русская красавица-матрёшка.
Проект носит краткосрочный характерВид проекта информационно-творческий, игровой ,фронтальный ( с группами детей и их семьями.)...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по теме «Красавица матрёшка» в группе компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом.
Цельзанятия: формирование интереса к русской народной игрушке - матрешке....
Конспект непосредственно образовательной деятельности детей второй младшей группы по познавательному развитию «Красавица-матрёшка»
Конспект непосредственно образовательной деятельности детей второй младшей группы по познавательному развитию «Красавица-матрёшка»...
Конспект непосредственно образовательной деятельности детей второй младшей группы по познавательному развитию «Красавица-матрёшка»
Конспект непосредственно образовательной деятельности детей второй младшей группы по познавательному развитию«Красавица-матрёшка»...