Многофункциональное дидактическое пособие «Волшебный цветок»
методическая разработка по теме
Авторская разработка описывает дидактическое пособие для развития интереса к познавательной деятельности, компенсироваия отставания в речевом развитии и подготовке ребенка к поступлению в общеобразовательную школу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnogofunktsionalnoe_didakticheskoe_posobie_volshebnyy_tsvetok.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Дошкольный возраст является основным периодом развития личности.
Однако развитие ребёнка дошкольника не всегда происходит в соответствии с возрастными нормами и правилами. На сегодняшний день, в связи со сложными социальными и экономическими условиями, увеличился рост числа детей с нарушениями речи.
Если своевременно не провести коррекционную работу по речевому развитию с детьми данной категории, то в последующем это может привести к устойчивой не успешности ребёнка в школе. Так как у детей с нарушением речи слабо развита мелкая моторика рук, дети испытывают трудности в запоминании оттеночных тонов, у них вялая артикуляция, нарушена звукопроизносительная сторона, испытывают трудности в дифференциации звуков, бедный словарный запас, недостаточная сформированность грамматического строя речи, ошибки в употреблении предлогов, а также трудности в овладении звукобуквенным анализом, в подборе слов с противоположным значением, образовании существительных во множественном числе. Для того, чтобы вызвать у ребёнка интерес к познавательной деятельности, компенсировать отставание в речевом развитии и подготовить его к поступлению в общеобразовательную школу, мною было разработано и изготовлено многофункциональное дидактическое пособие «Волшебный цветок».
В него можно играть как с одним ребёнком, так и с подгруппой детей сидя и стоя у стола, сидя на ковре. Цветок имеет разборную и сборную конструкцию: сам «цветок» можно снимать со «стебля» и также легко надевать обратно. С помощью прищепок к середине «цветка» прикрепляются 8 лепестков: одна сторона которых разного цвета с кармашками для предметных картинок, другая сторона лепестков покрыта различными тканями и материалами: гофрированной бумагой, мехом, наждачной бумагой, крупами, фольгой, парчой, вискозой.
При правильном выборе ребёнком предметной картинки, в середину цветка взрослым ставится фишка - «улыбающийся» смайлик, которая подсказывает ребенку на то, что он правильно выбрал нужную картинку. Если ребёнок ошибается и выбирает неверную картинку, то фишка - «улыбающийся» смайлик заменяется на фишку - «грустный» смайлик и ребёнку предлагается подумать и исправить свою ошибку, т.е. заменить «грустного» смайлика на «улыбающегося». К пособию прилагаются игрушки: стрекоза, бабочка; конверты с наборами предметных картинок, разрезных букв.
Перечень дидактических логоигр с применением
многофункционального дидактического пособия « Волшебный цветок»:
1.Дидактическая игра: «Назови, какого цвета лепесток».
Задачи: развивать мелкую моторику рук, закреплять в речи названия основных и оттеночных цветов.
Ход игры.
Детям предлагается прикрепить к «Волшебному цветку» разные лепестки с предметными картинками и рассказать, что они сделали. Дети, прикрепляя лепестки с картинками к прищепкам, проговаривают свои действия:«Я прикрепляю голубой лепесток с лошадкой»; «Я прикрепляю фиолетовый лепесток с конфеткой» и т. д.
2.Дидактическая игра: «Волшебные лепестки».
Задачи: упражнять детей в умении тактильным путем устанавливать различия тканей и материалов каждого лепестка, развивать умение рассказывать о своих чувственных впечатлениях.
Ход игры.
Ребёнку предлагается пощупать лепестки «Волшебного цветка» из различных видов тканей и материалов. Ребенок тактильным путем должен установить различия тканей и материалов и рассказать о своих чувственных впечатлениях.
3.Дидактическая игра: «Назови одним словом».
Задачи: закрепить обобщающие понятия: мебель, транспорт, посуда, фрукты, одежда и другие.
Ход игры:
Логопед предлагает найти среди разных предметных картинок - предметы мебели. Ребёнок (подгруппа детей) находит, называет и вставляет картинки в кармашки лепестков. После того, как все картинки будут вставлены правильно, логопед просит назвать все выбранные картинки одним словом, например, «мебель».
4. Дидактическая игра: «Стрекоза и бабочка».
Задачи: закрепить в речи предлоги - на, с, под, за, около, над;
ориентироваться в пространстве, используя слова пространственного отношения:
сзади, впереди, слева, справа.
Ход игры:
Двое детей играя с игрушками - стрекозой и бабочкой, составляют предложения, используя в речи предлоги, например:
«Стрекоза летает над цветком, а бабочка спряталась под цветком».
«Бабочка сидит около цветка, а стрекоза сидит на цветке».
Далее дети составляют предложения, используя в речи слова пространственного отношения:
«Слева от цветка сидит бабочка, а справа- стрекоза».
«Впереди цветка находится стрекоза, а сзади цветка находится бабочка».
- Дидактическая игра: «Один - много».
Задачи: научить правильно образовывать имена существительные именительного падежа во множественном числе; чётко проговаривать окончания слов.
Ход игры:
Дети рассаживаются перед логопедом на ковре, у каждого ребенка картинка, на которой изображен предмет в единственном числе (и в именительном падеже). Дети вставляют свою картинку в кармашек лепестка и проговаривают слово, например: яблоко, мост, чашка. Каждый ребёнок (по очереди) берёт вторую картинку и уже называет то же самое слово во множественном числе, чётко проговаривая окончание своего слова: яблоки, мосты, чашки и т.д.
6 . Дидактическая игра: «Наоборот».
Задачи: расширение словарного запаса, упражнять в подборе слов - антонимов.
Ход игры:
Логопед показывает картинку одному - двум детям, называя её, например:
«толстая книга» и предлагает детям выбрать из всех предложенных такую картинку, чтобы слово было - наоборот. Например: «тонкая книга».
Примеры:
длинная лента – короткая лента;
высокий дом - низкий дом;
широкое полотенце – узкое полотенце и т. д.
7. Дидактическая игра: «Послушный язычок».
Задачи: вырабатывать у детей точные, координированные движения речедвигательного аппарата, запоминать и правильно называть артикуляционные упражнения; правильно их выполнять.
Ход игры:
Перед постановкой любого звука логопед проводит комплекс артикуляционных упражнений, знакомит и учит детей выполнять их перед зеркалом.
Логопед просит детей вспомнить и назвать упражнения, которые он покажет им. Детям необходимо назвать это упражнение, найти картинку с этим названием и повторить его. На постановку звука «р» выполняют следующие упражнения: «Приклей конфетку», «Вкусное варенье», «Фокус», «Лошадка», «Грибок», «Маляр», «Гармошка», «Барабанщики».
8. Дидактическая игра: «Где звук?».
Задачи: развивать фонематический слух, учить правильно и чётко произносить поставленный логопедом звук «р»; развивать умение определять место звука в3-х позициях: в начале слова, в середине слова, в конце слова.
Ход игры:
Перед детьми разложены разные предметные картинки.
Логопед: «Назовите картинки, в названиях которых есть звук «р». Дети из всех разложенных картинок выбирают только те, где они услышали звук «р»: радуга, ворона, сыр и т.д.
Логопед: «Где находится звук [р] в слове – радуга? В слове - ворона? В слове - сыр?»
Ребёнок: «В слове – радуга звук [р] находится в начале слова».
Ребёнок: «В слове – ворона звук [р] находится в середине слова».
Ребёнок: «В слове – сыр звук [р] находится в конце слова».
Можно использовать эту игру для изучения разных звуков.
9. Дидактическая игра: «Повтори, не ошибись!»
Задачи: автоматизация и дифференциация свистящих, шипящих и сонорных звуков; дифференциация звонких и глухих звуков; развивать фонематический слух.
Ход игры:
Логопед называет ребёнку слова, отличающиеся одним звуком и предлагает показать соответствующие им картинки: «Покажи, где бочка, а где почка?». «Где дрова, а где трава?».
Затем ребёнку предлагается самостоятельно назвать картинки парами, которые он вставил как «лепестки у цветка».
10. Дидактическая игра: «Волшебные буквы».
Задачи: развивать умения соотносить название картинки с буквой, развивать фонематический слух.
Ход игры:
На столе разложены предметные картинки. Ребёнок берёт одну картинку, называет её: жираф. Логопед спрашивает: «Какой первый звук ты услышал в слове жираф?». Ребёнок отвечает:«Звук [ж]». Логопед просит перевернуть картинку и вставить её в середину «цветка», как «лепесток». Логопед продолжает: «На письме звук [ж] обозначается буквой «Ж». Повтори, какая это буква?(Буква «Ж»- жираф).
11. Дидактическая игра: «Составь слоги».
Задачи: развивать умения составлять из знакомых букв слоги и самостоятельно читать их.
Ход игры:
На столе разложены знакомые ребёнку буквы. Ребёнок берёт одну букву, кладёт её на середину «цветка». На «лепестки цветка» он раскладывает остальные знакомые буквы. Далее самостоятельно (или с помощью логопеда) ребёнок правильно и чётко произносит слоги. Далее из слогов можно придумать слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторское дидактическое пособие "Волшебный цветок"
В материале обобщён опыт совместной работы, мой и воспитателя младшей группы Пушкиной Светланы Сергеевны над созданием и использованием авторского дидактического пособия "Волшебный цветок". ...
Презентация дидактического пособия "Волшебный цветок"
Данная презентация создана для демонстрации педагогам опыта работы по использованию дидактического пособия "Волшебный цветок" с целью ознакомления с пособием и методикой работы с ним, в рамках о...
Презентация многофункционального дидактического пособия "Волшебный цветок"
Данная презентация - авторская разработка дидактического пособия по развитию всех сторон речи с детьми, имеющими различные речевые нарушения....
дидактическое пособие "Волшебный цветок"
laquo;Использование нетрадиционного дидактическогоигрового материала для сенсорноговоспитания детей раннего дошкольного возраста» Актуальнос...
дидактическое пособие "Волшебный цветок"
Дидактическая игра (пособие) «Волшебный цветок»Автор: учитель-логопед Гришатова Мария Вячеславовна, МБДОУ д/с № 17 «Ягодка» «Быть может, кто-то скажет: ...
Дидактическое пособие "Волшебный цветок"
Цель разработки пособияСоздать многофункциональное педагогическое пособиеС учетом принципа интеграции образовательных областей,В соответствии с возрастными возможностямиИ особенностями воспитания....
Дидактическое пособие "Волшебный цветок"
Дидактическое пособие по развитию речи у дошкольников...
- Мне нравится (1)