Многофункциональное дидактическое пособие «Волшебный цветок»
методическая разработка по теме

Авторская разработка описывает дидактическое пособие для развития  интереса к познавательной деятельности, компенсироваия отставания в речевом развитии и подготовке ребенка к поступлению в общеобразовательную школу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дошкольный возраст является основным периодом развития личности.

Однако развитие ребёнка дошкольника не всегда происходит в соответствии с возрастными нормами и правилами. На сегодняшний день, в связи со сложными социальными и экономическими условиями, увеличился рост числа детей с нарушениями речи.

Если своевременно не провести коррекционную работу по речевому развитию с детьми данной категории, то в последующем это может привести к устойчивой не успешности ребёнка в школе. Так как у детей с нарушением речи слабо развита мелкая моторика рук, дети испытывают трудности в запоминании оттеночных тонов, у них вялая артикуляция, нарушена звукопроизносительная сторона, испытывают трудности в дифференциации звуков, бедный словарный запас, недостаточная  сформированность грамматического строя речи, ошибки в употреблении предлогов, а также трудности в овладении звукобуквенным анализом, в подборе слов с противоположным значением, образовании существительных во множественном числе. Для того, чтобы вызвать у ребёнка интерес к познавательной деятельности, компенсировать отставание в речевом развитии и подготовить его к поступлению в общеобразовательную школу, мною было разработано и изготовлено многофункциональное дидактическое пособие «Волшебный цветок».

В него можно играть как с одним ребёнком, так и с подгруппой детей сидя и стоя у стола, сидя на ковре. Цветок имеет разборную и сборную конструкцию: сам «цветок» можно снимать со «стебля» и также легко надевать обратно. С помощью прищепок к середине «цветка» прикрепляются 8 лепестков: одна сторона  которых  разного цвета с кармашками для предметных картинок, другая сторона лепестков покрыта различными тканями и материалами: гофрированной бумагой, мехом, наждачной бумагой, крупами, фольгой, парчой, вискозой.

При правильном выборе ребёнком предметной картинки, в середину цветка взрослым ставится фишка - «улыбающийся» смайлик, которая подсказывает ребенку на то, что он правильно выбрал нужную картинку. Если ребёнок ошибается и выбирает неверную картинку, то фишка - «улыбающийся» смайлик заменяется на фишку - «грустный» смайлик и ребёнку предлагается подумать и исправить свою ошибку, т.е. заменить «грустного» смайлика на «улыбающегося». К пособию прилагаются игрушки: стрекоза, бабочка; конверты с наборами предметных картинок, разрезных букв.

Перечень дидактических логоигр с применением

многофункционального дидактического пособия « Волшебный цветок»:

1.Дидактическая игра: «Назови, какого цвета лепесток».

Задачи: развивать мелкую моторику рук, закреплять в речи названия основных и оттеночных цветов.

Ход игры.

Детям предлагается прикрепить к «Волшебному цветку» разные лепестки с предметными картинками и рассказать, что они сделали. Дети, прикрепляя лепестки с картинками к прищепкам, проговаривают свои действия:«Я прикрепляю голубой лепесток с лошадкой»; «Я прикрепляю фиолетовый лепесток с конфеткой» и т. д.

2.Дидактическая игра: «Волшебные лепестки».

Задачи: упражнять детей в умении тактильным путем устанавливать различия тканей и материалов каждого лепестка, развивать умение рассказывать о своих чувственных впечатлениях.

Ход игры.

Ребёнку предлагается пощупать лепестки «Волшебного цветка» из различных видов тканей и материалов. Ребенок тактильным путем должен установить различия тканей и материалов и  рассказать о своих чувственных впечатлениях.

3.Дидактическая игра: «Назови одним словом».

Задачи: закрепить обобщающие понятия: мебель, транспорт, посуда, фрукты, одежда и другие.

Ход игры:

Логопед  предлагает найти  среди разных предметных картинок - предметы мебели. Ребёнок (подгруппа детей) находит, называет  и вставляет картинки  в кармашки лепестков. После того, как все картинки будут вставлены правильно, логопед просит назвать все выбранные картинки одним словом, например, «мебель».

4. Дидактическая игра: «Стрекоза и бабочка».

Задачи: закрепить в речи предлоги -  на, с, под, за, около, над;

ориентироваться в пространстве, используя слова пространственного отношения:

сзади, впереди, слева, справа.

Ход игры:

Двое  детей  играя с игрушками -  стрекозой и бабочкой, составляют предложения, используя в речи предлоги, например:

«Стрекоза летает над цветком, а бабочка спряталась под цветком».

«Бабочка сидит около цветка, а стрекоза сидит на цветке».

Далее дети составляют предложения, используя в речи слова пространственного отношения:

«Слева от цветка сидит бабочка, а справа- стрекоза».

«Впереди цветка находится стрекоза, а сзади цветка находится бабочка».

  1. Дидактическая игра: «Один - много».

Задачи: научить правильно образовывать  имена существительные именительного падежа во множественном числе; чётко проговаривать окончания слов.

Ход игры:

Дети рассаживаются перед логопедом на ковре, у каждого ребенка картинка, на которой  изображен предмет в единственном числе (и в именительном падеже). Дети  вставляют свою картинку в кармашек лепестка и проговаривают слово, например: яблоко, мост, чашка.  Каждый ребёнок (по очереди) берёт вторую картинку и уже называет  то же самое слово во множественном числе, чётко проговаривая окончание своего слова: яблоки, мосты, чашки и т.д.

6 . Дидактическая игра: «Наоборот».

Задачи: расширение словарного запаса, упражнять в подборе слов - антонимов.

Ход игры:

Логопед показывает  картинку  одному - двум детям, называя её, например:

«толстая книга»  и  предлагает детям  выбрать из всех предложенных такую  картинку, чтобы слово было - наоборот. Например: «тонкая книга».  

Примеры:

длинная лента – короткая лента;

высокий дом - низкий дом;

широкое полотенце – узкое полотенце и т. д.

7. Дидактическая игра: «Послушный язычок».

Задачи: вырабатывать у детей точные, координированные движения речедвигательного аппарата, запоминать и правильно называть артикуляционные упражнения; правильно их выполнять.

Ход игры:

Перед постановкой любого звука логопед проводит комплекс артикуляционных упражнений, знакомит и учит детей выполнять их перед зеркалом.

Логопед просит детей вспомнить и назвать упражнения, которые он покажет им. Детям необходимо назвать это упражнение, найти картинку с этим названием и повторить его. На постановку звука «р» выполняют следующие упражнения: «Приклей конфетку», «Вкусное варенье», «Фокус», «Лошадка», «Грибок», «Маляр», «Гармошка», «Барабанщики».

8. Дидактическая игра: «Где звук?».

Задачи: развивать фонематический слух, учить правильно и чётко произносить поставленный логопедом звук «р»; развивать умение определять место звука в3-х позициях: в начале слова, в середине слова, в конце слова.

Ход игры:

Перед детьми разложены разные предметные картинки.

Логопед: «Назовите картинки, в названиях которых есть звук «р». Дети из всех разложенных картинок выбирают только те, где они услышали звук «р»: радуга, ворона, сыр и т.д.

Логопед: «Где находится звук [р] в слове – радуга? В слове - ворона? В слове - сыр?»

Ребёнок:  «В  слове – радуга  звук [р] находится в начале слова».

Ребёнок:  «В  слове – ворона звук [р] находится в середине слова».

Ребёнок:  «В  слове – сыр  звук [р] находится в конце слова».

Можно использовать эту игру для изучения разных звуков.

9. Дидактическая игра: «Повтори, не ошибись!»

Задачи: автоматизация и дифференциация свистящих, шипящих и сонорных звуков; дифференциация звонких и глухих звуков; развивать фонематический слух. 

Ход игры:

Логопед называет ребёнку слова, отличающиеся одним звуком и предлагает показать соответствующие им картинки: «Покажи, где бочка, а где почка?». «Где дрова, а где трава?».

Затем ребёнку предлагается самостоятельно назвать картинки парами, которые он вставил как «лепестки у цветка».

10. Дидактическая игра: «Волшебные буквы».

Задачи: развивать умения соотносить название картинки с буквой, развивать фонематический слух.

Ход игры:

На столе разложены предметные картинки. Ребёнок берёт одну картинку, называет её: жираф. Логопед спрашивает: «Какой первый звук ты услышал в слове жираф?». Ребёнок отвечает:«Звук [ж]». Логопед просит перевернуть картинку и вставить её в середину «цветка», как «лепесток». Логопед продолжает: «На письме  звук [ж] обозначается буквой «Ж». Повтори, какая это буква?(Буква «Ж»- жираф).

11. Дидактическая игра: «Составь слоги».

Задачи: развивать умения составлять из знакомых букв слоги и самостоятельно читать их.

Ход игры:

На столе разложены знакомые ребёнку буквы. Ребёнок берёт одну букву, кладёт её на середину «цветка». На «лепестки цветка» он раскладывает  остальные знакомые буквы. Далее самостоятельно (или с помощью логопеда) ребёнок правильно и чётко произносит слоги. Далее из слогов можно придумать слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторское дидактическое пособие "Волшебный цветок"

В материале обобщён опыт совместной работы, мой и воспитателя младшей группы Пушкиной Светланы Сергеевны над созданием и использованием авторского дидактического пособия "Волшебный цветок". ...

Презентация дидактического пособия "Волшебный цветок"

Данная презентация создана для демонстрации педагогам опыта работы по использованию дидактического пособия "Волшебный цветок" с целью ознакомления с пособием  и методикой работы с ним, в рамках о...

Презентация многофункционального дидактического пособия "Волшебный цветок"

Данная презентация  - авторская разработка дидактического пособия по развитию всех сторон речи с детьми, имеющими различные речевые нарушения....

дидактическое пособие "Волшебный цветок"

laquo;Использование нетрадиционного дидактическогоигрового материала для сенсорноговоспитания детей раннего дошкольного возраста»         Актуальнос...

дидактическое пособие "Волшебный цветок"

Дидактическая игра (пособие) «Волшебный цветок»Автор: учитель-логопед Гришатова Мария Вячеславовна, МБДОУ д/с № 17 «Ягодка»    «Быть может, кто-то скажет: ...

Дидактическое пособие "Волшебный цветок"

Цель разработки пособияСоздать многофункциональное педагогическое пособиеС учетом принципа интеграции образовательных областей,В соответствии с возрастными возможностямиИ особенностями воспитания....

Дидактическое пособие "Волшебный цветок"

Дидактическое пособие по развитию речи у дошкольников...