Авторское дидактическое пособие "Волшебный цветок"
методическая разработка по теме
В материале обобщён опыт совместной работы, мой и воспитателя младшей группы Пушкиной Светланы Сергеевны над созданием и использованием авторского дидактического пособия "Волшебный цветок". Рассказывается об идеи создания пособия, её воплощении в практику, а также приводятся разработанные нами в совместной деятельности дидактические игры к данному пособию и рассказывается о результатах применения пособия в воспитательно-образовательной работе с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Авторское дидактическое пособие "Волшебный цветок" | 644.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта работы старшего воспитателя Романычевой Т.В. и воспитателя 2-й младшей группы МДОУ д/с №15
Пушкиной С.С.
Подготовила старший воспитатель Романычева Т.В.
«волшебный
цветок»
Авторское дидактическое
пособие
- Идея создания пособия
С самого начала мы определили для себя:
- Систематически планировать проведение дидактических игр в целях развития познавательной активности детей;
- Использовать в работе игры с различными усложнениями;
- Организовывать игры с целью обучения детей мыслить логически, правильно формулировать вопросы, делать простые умозаключения, а также с целью углублять и конкретизировать знания детей;
- Использовать наглядный материал; привлекать родителей к изготовлению наглядного материала для дидактических игр.
Зная, что у малышей преобладает наглядно – образное мышление, мы понимали, что вся работа должна строиться на наглядности. Причём эта «наглядность» должна быть яркой, красочной и эстетически привлекательной. Учитывая это, и приняв во внимание всё выше изложенное, мы пришли к выводу о необходимости создания своего собственного авторского дидактического пособия с набором игр к нему. Так появился наш «Волшебный цветок».
Почему именно цветок? Он стал прообразом Катаевского «цветика – семицветика». Но поскольку малыши ещё не знакомы с этим произведением, то мы его назвали просто волшебным цветком
«Волшебный цветок» стал поистине нашим коллективным «детищем». Ведь в его изготовлении принимали участие и воспитатели, и родители, и дети.
Никогда не следует считать, что воспитатель как профессионал лучше понимает и знает ребёнка. Родители наши помощники и союзники, если найти к ним правильный подход. Мы не считаем зазорным обратиться за советом к родителям – это только укрепляет их доверие к нам. Совместно с ними мы обсудили, как и из чего лучше изготовить макет цветка. Семья Лизы с живостью откликнулась на нашу просьбу о помощи. В короткое время ими был изготовлен непосредственно сам цветок. А также и многие другие родители совместно с детьми приняли самое активное участие в изготовлении атрибутов для игр. Эта работа очень сблизила педагогический коллектив группы с родителями.
Пособие представляет собой большой цветок, с прикручивающимся соцветием, окрашенным в семь ярких цветов. Когда пособие было готово, на родительском собрании мы показали и рассказали родителям, как собираемся работать на нём с детьми, «поиграли» вместе с ними. Это очень активизировало всех родителей, у них возникало много вопросов, на которые мы с удовольствием отвечали. Таким образом, наше совместное общение принесло практическую пользу родителям группы.
- Реализация опыта
«Волшебный цветок» является многофункциональным пособием, так как его можно использовать для решения различных задач в разных образовательных областях. С помощью «Волшебного цветка» можно проводить множество дидактических игр и игровых упражнений. Он стал неотъемлемой частью группы. Он сразу вызвал интерес у малышей и очень полюбился им. Дети всегда очень охотно занимаются с этим пособием, проявляя при этом большое старание.
Утром, посмотрев на цветок, дети могут узнать, чем будут заниматься сегодня (на лепесток цветка помещаются картинки с изображением кисти и карандашей, музыкальных инструментов, раскрытой книги, геометрических фигур, домика из «строителя» и т.д.).
Мы знаем, что в практике нужно избегать публичных негативных оценок детей. Это лишает их перспективы занять достойное место в детском сообществе, настраивает против них сверстников, понижает самооценку. Мы помещаем на лепесток цветка карточку с изображением грустного настроения, подводим к нему ребёнка и, держа его за руку, заглянув ему в глаза, говорим, что огорчило нас в его поведении. Взглянув на цветок, дети могут понять, какое настроение вызвал у воспитателя тот или иной их поступок, а также поместить на нём карточку с изображением своего настроения в определённый момент.
Большинство детей раннего и младшего дошкольного возраста болезненно переносят поступление в детский сад, или переход в другую группу, к новым воспитателям. Родители тоже очень переживают это событие и нервничают. С поступлением в детский сад в жизни ребёнка происходят большие перемены, которые далеко не всегда бывают радостными и желанными для него. В детском саду всё не так, как дома: более строгий распорядок дня, незнакомые взрослые и дети. Всё это может вызвать у малыша напряжённость, неуверенность и даже тревожность. Такой неблагоприятный эмоциональный фон отрицательно сказывается на первых впечатлениях ребёнка о детском саде, затрудняет привыкание к нему. Многие дети сопротивляются подобным переменам в жизни, не хотят приходить в группу. Как показывают наблюдения, для большинства детей, начинающих посещать дошкольное учреждение, характерно проявление аффекта разлуки (плач, крик и другие негативные эмоции). Такими реакциями стрессового характера дети сигнализируют о появлении угрозы для своей жизни, для удовлетворения ключевой витальной потребности в безопасности. Эмоциональные реакции и высказывания детей свидетельствуют об утрате прежнего позитивного смысла жизни, когда близкие люди были всегда рядом. Бесконечные вопросы («Где моя мама? Мама за мной придёт? Где мой папочка?), отрицательные реакции растерянности, напряжённости, конфликтности, а в некоторых случаях выраженного страха подчёркивают сложность осмысления ребёнком сложившейся ситуации, переживания их кризиса жизненных отношений и неясности новых условий, которым он поначалу активно сопротивляется. Чаще всего это происходит в тех случаях, когда в семье не проводилась предварительная работа по подготовки ребёнка к новым условиям, а также в тех случаях, когда родители не пытаются облегчить стрессовое состояние ребёнка и в негативной форме проявляют нетерпение, оставляя его в детском саду: «Как тебе не стыдно! Мама опаздывает на работу, а ты не понимаешь этого!»
Значительная роль в преодолении аффекта разлуки принадлежит воспитателю, который в этот период выполняет функции заместителя матери и других близких ребёнку взрослых. Благодаря своим человеческим и профессиональным качествам мы можем превратить (и превращаем) стрессовую ситуацию в ситуацию, приемлемую для маленького ребёнка. И в первую очередь помогает не противопоставление детского сада семье (часто можно слышать: «Здесь вам не дом. Здесь надо вести себя по-другому»), а наоборот, поиск преемственных, по отношению к семейным, форм организации жизни и деятельности детей. Новые взрослые, пришедшие на смену мамы, должны своим поведением, эмоциональным отношением создать для маленького ребёнка атмосферу такой преемственности.
Как облегчить детям привыкание к новым условиям жизни. Мы понимали, что расставание с мамой, даже на короткое время, это большой стресс для ребёнка. Для того чтобы ребёнку было легче привыкнуть к новым условиям, мы помещали на цветке фотографию его мамы, чтобы он мог «поговорить» с ней, рассказать о том, как ему грустно, как он скучает, выразить своё желание поскорее с ней увидеться и даже поплакать. У ребёнка создавалось ощущение присутствия мамы рядом. Он не чувствовал себя таким одиноким и покинутым ею. Таким образом, процесс адаптации проходил быстрее и был менее болезненным для ребёнка.
Вокруг «Волшебного цветка» мы с удовольствием проводим хороводные игры, такие как: «Мы на луг ходили», «Раздувайся пузырь», «Колпачок», «Карусели», «Солнышко и дождик», «Лови-лови!», «Ножки» и т.д. Такие игры удовлетворяют потребность малышей в движении, в общении и в образном поэтическом слове. Сочетание движений со словом помогает ребёнку осознать содержание игры, что, в свою очередь, облегчает выполнение действий. Воспитателю такие игры помогают завоевать симпатию детей, их доверие и разумное послушание. Ведь они делают ребёнка открытым для общения. Такая открытость создаёт важные предпосылки для формирования личности ребёнка и является его основой.
Прикрутив диск вместо соцветия, можно использовать его как мишень для метания мешочков с песком или мячиков, в групповой комнате, тренируя у ребят ловкость, меткость, глазомер и технические навыки метания в цель.
Можно использовать «Цветок» в качестве подставки для картин при их рассматривании.
«Волшебному цветку» можно рассказать по секрету о своих обидах и переживаниях, о своём заветном желании. Это тоже помогает развивать коммуникативные способности, тренирует умение формулировать свои мысли, правильно выражать их в речи.
Но, конечно, основное его предназначение – в другом. Нами были разработаны и изготовлены следующие игры - задания:
- «Спрячь фигуру» на закрепление знаний цвета и формы, на умение классифицировать, объединять в группы на основании определённого признака, одного или нескольких (в зависимости от возраста и возможностей ребёнка);
- «Птицы зимой» на формирование знаний о зимующих птицах, о необходимости подкармливать их, о том. Как и чем нужно кормить птиц;
- «Овощи и фрукты» на закрепление и систематизацию знаний об овощах и фруктах;
- «Что за птица?» на уточнение и закрепление знаний о внешнем виде птиц, их повадках, местах обитания, знакомство с понятиями «зимующие» птицы и «перелётные»;
- «Отгадай загадку, найди отгадку» на обучение детей отгадыванию загадок с опорой на наглядность;
- «Транспорт на службе у человека» на уточнение и закрепление понятия «транспорт», знакомство с различными видами транспорта, формировать знания о том, какую пользу транспорт приносит людям;
- «Учимся готовить» на знакомство со способами приготовления некоторых блюд, с их составными компонентами, на уточнение и конкретизацию знаний об овощах и фруктах и блюдах из них;
- «На скотном дворе» на закрепление знаний о домашних животных, Условиях их содержания, труде человека по уходу за ними, пользе, которую они приносят;
- «Юные садоводы» на закрепление знаний об уходе за растениями, о создании условий, необходимых для их нормального роста и развития;
- «Птичий двор» на уточнение и конкретизацию знаний о домашних птицах, условиях их содержания, о том, как человек за ними ухаживает;
- «Что растет на нашей даче» на закрепление знаний о культурных растениях, произрастающих в нашей местности, об инвентаре, используемом садоводами и огородниками, о значимости их труда;
- «Овощной магазин» на формирование знаний о существовании специализированного магазина по продаже овощей и фруктов, закрепление знаний овощей и фруктов;
- «Собираемся на прогулку» на закрепление знаний о сезонной одежде, о необходимости одеваться по погоде, знание предметов гардероба и последовательности одевания;
- «Когда это бывает» на закрепление знаний времён года, сезонных изменений, происходящих в природе, занятий людей в определённое время года, развлечений и т.д.;
- «Поможем малышу найти маму» на узнавание и правильное называние животных и их детёнышей;
- «Все работы хороши, выбирай на вкус» на уточнение и закрепление знаний о профессиях, их представителях и профессиональной атрибутике.
Каждая из разработанных нами игр решает целый ряд задач обучающего, развивающего и воспитательного характера. Их можно использовать в различных вариантах, как игры, или как дидактические упражнения.
Рассмотрим, для примера, игру «Все работы хороши, выбирай на вкус»
Вариант игры. Участвуют шесть человек. Каждый игрок получает карточку с изображением определённой профессии, а рядом на столе разложены карточки с изображением атрибутов разных профессий. Педагог читает загадку о профессии, к «цветку» должен выйти ребёнок, у которого в руках карточка с изображением этой профессии. Если загадка отгадана правильно, то картинка помещается в центр цветка, а ребёнок, который её принёс – водящим. Остальные дети, каждый по очереди, подходят к столу и выбирают картинку с атрибутом к данной профессии. Затем подходят к водящему и спрашивают его, например, «Повару нужен половник?». Водящий отвечает: «Да, нужен», берёт изображение и помещает его на лепестке цветка. Если водящий ошибается, то его место занимает ребёнок, принёсший изображение. Так происходит до тех пор, пока все изображения атрибутов профессии не будут собраны. Затем игра повторяется с другой профессией.
Варианты дидактических упражнений.
- На лепестках цветка прикреплены изображения атрибутов профессии. Ребёнку предлагается назвать представителю какой профессии они необходимы и найти карточку с его изображением.
- «Что лишнее?». На лепестках находится среди правильных атрибутов один, который не принадлежит данной профессии. Задача ребенка - отыскать его.
- «Кем работает твоя мама?». Ребёнок должен выбрать карточку с нужной профессией и рассказать, чем занимается мама и что ей нужно для работы, для чего нужен её труд.
- «Кем я стану, когда вырасту». Ребёнку предлагается рассказать о своей мечте и почему он хочет стать кем – то, что привлекает его в данной профессии.
Игра «Поможем малышу найти маму»
Вариант игры.
- Воспитатель делит детей на две группы: одним раздаёт картинки взрослых животных, другим – их детёнышей. Ребята рассматривают свои картинки, не показывая, их друг другу. Воспитатель читает загадку о животном. А дети (и мама, и детёныш) должны выйти к цветку. Затем они называют себя (например, «Я – коза», «А я – козлёнок») и прикрепляют карточки на один лепесток. Игра продолжается до тех пор, пока все животные не соберутся вместе со своими детёнышами.
- Дети делятся на две группы: одни – мамы, другие – детёныши (в руках у них карточки). Ребёнок – «мама» выходит к цветку и зовет (голосом животного) своего «детеныша».
- Тот узнает голос «мамы» и спешит к ней. Педагог задает вопрос: «Ты кто?» («Я корова»), «Кого ты звала?» («Своего сыночка – теленочка»), 2А ты кто?» («Я телёнок»), «К кому ты прибежал?» («К маме корове»). Дети прикрепляют карточки на один лепесток. Игра продолжается пока все «мамы» не воссоединятся со своими «детёнышами».
Варианты дидактических упражнений.
- «Детишки потерялись». К лепесткам цветка прикреплены карточки с изображениями взрослых животных, а карточки с изображением «детенышей» разложены на столе. Ребёнок должен «вернуть» каждого детеныша его маме.
- «Путаница». На лепестках цветка прикреплены животные с детенышами, но все детеныши «перепутались». Ребенку нужно вернуть каждого детеныша к своей маме. При этом дети должны правильно назвать животное и его детеныша.
Таким же образом каждая наша игра имеет несколько вариантов игр и дидактических упражнений.
При помощи нашего пособия мы можем решать задачи разного характера. Помимо того, что мы формируем, уточняем и закрепляем какие – то определенные знания у детей, мы также развиваем их речь, их умение общаться со взрослыми и друг с другом, умение задавать вопросы и отвечать на них, умение правильно строить предложение, использовать в речи различные слова и обороты. Правильно и четко произносить звуки. Кроме этого, мы решаем и множество задач воспитательного характера: умение слушать другого, умение терпеливо ждать, желание помогать, сопереживать успехам и неудачам, умение работать сообща. В процессе занятий с нашим «Волшебным цветком» у ребят формируются такие психические процессы как память, внимание, умение сосредотачиваться, терпение, желание добиваться результата, самостоятельность. Активность, целеустремленность.
- Результаты опыта
С тех пор как «Волшебный цветок» появился в группе, ребята стали проявлять больше интереса к занятиям, стали более внимательными, организованными. Даже обычно мало активных детей захватила работа на нашем пособии.
«Волшебный цветок сделал занятия с ребятами более интересными и увлекательными. Дети очень полюбили его и с радостью и нетерпением ждут каждой встречи – игры с ним.
Мы уже сейчас видим положительную динамику. В начале года многие дети плохо и мало говорили, их словарный запас был низким. Многие не употребляли в речи даже простые предложения (ведь основная масса детей в возрасте до 3-х лет). Сейчас дети группы стали очень активно общаться друг с другом, их словарный запас значительно пополнился. Это отражается на детской игре. Сюжетные игры ребят стали более разнообразными и содержательными. У детей развивается произвольное внимание, они стали более организованными, собранными. А самое главное, у ребят повысился интерес к организованной образовательной деятельности. Это отражается и на качестве знаний наших воспитанников. Практически все дети группы имеют достаточный уровень усвоения программы.
Сравнительный анализ усвоения детьми программы
Познавательное развитие
Речевое развитие
- Участие в опыте родителей
Не секрет, что многие педагоги большое внимание уделяют вопросам обучения, укрепления дисциплины, не придавая особого значения процессу общения с детьми и их родителями. Недооценка роли коммуникации оборачивается против самих педагогов. Часто они жалуются, что не могут добиться понимания и уважительного отношения к своим просьбам и рекомендациям, но объясняют это не своими ошибками, а недостаточной воспитанностью детей и родителей.
У нас установился тесный контакт с родителями нашей группы. Мы считаем их своими союзниками и партнёрами, держим их в курсе всех наших начинаний. Мы делаем одно общее дело и одинаково заинтересованы в его результатах.
Родители проявили большой интерес к этому пособию. Мы, на родительском собрании, рассказали и показали им, как и в какие игры можно играть с детьми, что нужно у них развивать, чему учить.
Сейчас мы объявили конкурс среди родителей: «Дидактическая игра своими руками». Уверены – результаты нас порадуют.
Игры и упражнения для нашего пособия постоянно пополняются и усложняются. Понятно, что все зависит от возраста детей, качества их знаний и потребностей группы. Здесь у нас огромное поле деятельности. Есть, где разгуляться фантазии и творчеству. Мы, конечно, будем продолжать работу в данном направлении, создавать новые игры и совершенствовать уже имеющиеся. У нас сейчас уже много планов на будущее.
Вот такое волшебство сотворил и продолжает творить наш «Волшебный цветок»!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторское дидактическое пособие для сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста "Дидактический сенсорный коврик Мальчик и Девочка"
Данное дидактическое пособие поможет малышам как адаптироваться к условиям детского сада, так и развить сенсорные способности...
Авторская дидактическая игра "Рыжий город". Конспект НОД "Звук [Р]" с использованием авторской игры.
Предлагаем Вашему вниманию авторскую логопедическую игру "Рыжий город". Идея: Г. Юдин "Букваренок". Данная игра поможет в увлекательной форме автоматизировать звук [Р]. Так же опуб...
Авторская игра "Чудо - цветок"
Возрастная группа детей: дети младшего и старшего возраста Цель: упражнение в выкладывании недостающего элемента, ориентируясь на образец. Задачи: 1. Созд...
Авторские дидактические игры по теме «Мир овощей и фруктов» Развитие сенсорного восприятия через дидактические игры.
Данный материал поможет педагогам изготовить дидактические игры п теме: "Овощи-фрукты". При помощи этих игр происходит развитие сенсорных эталонов, знакомство с овощами и фруктами....
Авторская дидактическая игра "Цветок"
Цель: дифференциация левой и правой руки, межполушарное взаимодействие....
Авторское интегрированное мероприятие "Цветок Солнца"
Совместная образовательная деятельность по области «Художественно-эстетическое развитие»в технике бумажного литья «Цветок Солнца»В старшей группе компенсирующей направленности ...
Авторское развивающее пособие Игра «Авторские дидактические игры по приобщению детей к художественной литературе»
Цель: способствовать упрощённому процессу запоминания содержаниясказочных произведений, благодаря последовательному отражению их впересказе...