Воспитание самостоятельности и ответственности
консультация на тему
Советы представленные в статье помогут родителям формировать самостоятельность своего малыша начиная с раннего детства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samostoyatelnost.doc | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание самостоятельности и ответственности
Самостоятельность – это качество необходимое человеку в жизни.
Обычно самостоятельность понимают примерно так: "это умение человека лично, без посторонней помощи управлять и распоряжаться своей жизнью"; "это умение самому принимать решения и нести ответственность за их последствия". Для дошкольников – "это способность себя занять, способность чем-то заниматься самому какое-то время, без помощи взрослых".
- умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;
- умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;
- умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности;
- умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);
- умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;
- умение переносить известные способы действий в новые условия.
Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности своего ребенка, когда тот начинает ходить в школу. Однако начинать воспитывать это качество нужно гораздо раньше – и чем раньше, тем больших успехов можно достичь. Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны. Очень часто стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддерживать их в этом.
• Приучайте ребенка к самостоятельности в выполнении домашних обязанностей. Пусть он помогает вам по хозяйству, постепенно у него появиться его личная обязанность, за которую отвечает только он (поливать цветы, накрывать на стол, выносить мусор, ходить за хлебом - выберите то, что наиболее соответствует вашему укладу жизни).
• Предоставьте ребенку возможность самому себя обслуживать. Предъявляемые к сыну или дочери требования должны быть адекватны их возрасту и последовательны. Не стоит делать за ребенка то, что он может сделать сам. Иначе он привыкнет к тому, что после нескольких напоминаний, вы все равно все сделаете за него, и просто не будет реагировать на ваши слова.
• Еще один шаг к целому комплексу очень полезных во взрослой жизни навыков: умение подготовить одежду и обувь с вечера. Вместе поинтересуйтесь прогнозом погоды, решите, что завтра надеть, посвятите время чистке обуви и верхней одежды с вечера. Действуйте собственным примером - вам самому утром тоже собраться будет намного проще, если одежда, обувь, сумка будут готовы с вечера.
• Как можно чаще привлекайте ребенка к обсуждению общих планов, выслушивайте и принимайте во внимание его мнение.
Родители должны запомнить важное правило: ребенок не умеет лениться. Если он чего-то не хочет делать в данную минуту, значит, у него есть на это важные причины.
Он не хочет надевать свитер? Может быть, он ему не нравится, а может быть, свитер «кусается». Ребенок не хочет убирать игрушки самостоятельно? Вероятно, он устал и не в состоянии сделать это самостоятельно, а может, ему просто хочется вашего внимания.
- Ни в коем случае нельзя силой заставлять ребенка что-то делать. Встаньте на его позицию, попытайтесь понять, в чем дело, и помогите ему. Если он увидит, что вы ему доверяете, он через некоторое время все будет делать сам.
- Не следует ограждать ребенка от проблем: позволяйте ему встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия).
- Не бойтесь доверять своему малышу, оставляйте ему поле деятельности для самостоятельности, но постоянно контролируйте (безопасность на первом месте).
Прежде всего, надо создать необходимые условия для проявления самостоятельности.
Приспособить к росту ребёнка вешалку для одежды, выделить индивидуальное место для хранения предметов туалета (носовых платков, лент, носков) постоянное и удобное место для полотенца, для одежды и т.д. Но создание условий ещё недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей.
Прежде чем ожидать от ребёнка самостоятельности в самообслуживании, его нужно научить действиям, которые необходимы в процессе одевания, умывания, приёма пищи в этом хорошо помогает художественно слово: стихи, потешки.
«Что взяла, клади на место»
Это Оленьке известно:
Что взяла, клади на место!
Только девочка мала:
Забывает, где взяла.
На кроватку ставит кружку,
На паркет кладет подушку,
Прячет ботики в буфет.
Всё на месте или нет?
Если мама промолчала,
Надо делать всё сначала:
На буфет нести подушку,
На паркет поставить кружку,
Сунуть ботики в кровать …
Кажется, не так опять?
Оля смотрит виновато:
Нет, стояло всё не там …
Помогите ей, ребята,
Всё расставить по местам.
(З. Александрова)
Но, пожалуй, главная задача взрослого – приучить ребенка к мысли, что для него, как и для всех в семье, существуют определенные правила и нормы поведения, и он должен им соответствовать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Воспитание у детей самостоятельности и ответственности в процессе организации хозяйственно-бытового труда»
Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость; плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной....
Формирование самостоятельности, инициативности, ответственности у детей или как воспитать успешного ребёнка.
Статья о том, как не загубить самостоятельность детей в раннем детстве, данную им от природы, а помочь её развить, создав необходимые условия, и реализовать. И, как следствие этого, появление ин...
СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ ВЫБОРА КАК ОДНО ИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Мастер-класс смотра-конкурса профессионального мастерства среди воспитателей ДОУ г.Саянска 2014 г. по теме:СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ ВЫБОРА КАК ОДНО ИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ОТВЕ...
Формируем у детей самостоятельность и ответственность.
Самостоятельность - это умение действовать отдельно, независимо от чьей-либо помощи, способность проявлять инициативу и реализовывать задуманное без посторонней помощи. Принципиальным считаем предо...
Консультация для родителей «Воспитание самостоятельности и ответственности в младшем возрасте»
Самостоятельность является ценным качеством человека, которое воспитывается с ранних лет. Так как дети сами по себе очень активны, такие качества как аккуратность, воля, упорство, уверенность в себе, ...
"Воспитание самостоятельности, ответственности и в общем человечности у детей"
quot;Воспитание ответственности, самостоятельности и в общем человечности у детей"Уважаемые родители! Хочу поделиться публикацией, опубликованной на страничке сайта коллеги-педагога. Очень позна...
"Воспитание самостоятельности и ответственности у детей 2-3 лет»
Если мы хотим, чтобы наши дети выросли самостоятельными, то нам надо учить их не только бытовой самостоятельности, т.е. умению самостоятельно одеваться, есть, застилать кровать и выполнять несложную д...