Воспитание самостоятельности и ответственности
консультация на тему

Советы представленные в статье помогут родителям формировать самостоятельность своего малыша начиная с раннего детства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samostoyatelnost.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание самостоятельности и ответственности

Самостоятельность – это качество необходимое человеку в жизни.

Обычно самостоятельность понимают примерно так: "это умение человека лично, без посторонней помощи управлять и распоряжаться своей жизнью"; "это умение самому принимать решения и нести ответственность за их последствия". Для дошкольников – "это способность себя занять, способность чем-то заниматься самому какое-то время, без помощи взрослых".

- умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;

- умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;

- умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности;

- умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);

- умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;

- умение переносить известные способы действий в новые условия.

Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности своего ребенка, когда тот начинает ходить в школу. Однако начинать воспитывать это качество нужно гораздо раньше – и чем раньше, тем больших успехов можно достичь. Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны. Очень часто стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддерживать их в этом.

•   Приучайте ребенка к самостоятельности в выполнении домашних обязанностей. Пусть он помогает вам по хозяйству, постепенно у него появиться его личная обязанность, за которую отвечает только он (поливать цветы, накрывать на стол, выносить мусор, ходить за хлебом - выберите то, что наиболее соответствует вашему укладу жизни).

• Предоставьте ребенку возможность самому себя обслуживать. Предъявляемые к сыну или дочери требования должны быть адекватны их возрасту и последовательны. Не стоит делать за ребенка то, что он может сделать сам. Иначе он привыкнет к тому, что после нескольких напоминаний, вы все равно все сделаете за него, и просто не будет реагировать на ваши слова.

•    Еще один шаг к целому комплексу очень полезных во взрослой жизни навыков: умение подготовить одежду и обувь с вечера. Вместе поинтересуйтесь прогнозом погоды, решите, что завтра надеть, посвятите время чистке обуви и верхней одежды с вечера. Действуйте собственным примером - вам самому утром тоже собраться будет намного проще, если одежда, обувь, сумка будут готовы с вечера.

•  Как можно чаще привлекайте ребенка к обсуждению общих планов, выслушивайте и принимайте во внимание его мнение.

Родители должны запомнить важное правило: ребенок не умеет лениться. Если он чего-то не хочет делать в данную минуту, значит, у него есть на это важные причины.

Он не хочет надевать свитер? Может быть, он ему не нравится, а может быть, свитер «кусается». Ребенок не хочет убирать игрушки самостоятельно? Вероятно, он устал и не в состоянии сделать это самостоятельно, а может, ему просто хочется вашего внимания.

  • Ни в коем случае нельзя силой заставлять ребенка что-то делать. Встаньте на его позицию, попытайтесь понять, в чем дело, и помогите ему. Если он увидит, что вы ему доверяете, он через некоторое время все будет делать сам.
  • Не следует ограждать ребенка от проблем: позволяйте ему встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия).
  • Не бойтесь доверять своему малышу, оставляйте ему поле деятельности для самостоятельности, но постоянно контролируйте (безопасность  на первом месте).

Прежде всего, надо создать необходимые условия для проявления самостоятельности.

Приспособить к росту ребёнка вешалку для одежды, выделить индивидуальное место для хранения предметов туалета (носовых платков, лент, носков) постоянное и удобное место для полотенца, для одежды и т.д. Но создание условий ещё недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей.

Прежде чем ожидать от ребёнка самостоятельности в самообслуживании, его нужно научить действиям, которые необходимы в процессе одевания, умывания, приёма пищи в этом хорошо помогает художественно слово: стихи, потешки.

«Что взяла, клади на место»

Это Оленьке известно:

Что взяла, клади на место!

Только девочка мала:

Забывает, где взяла.

На кроватку ставит кружку,

На паркет кладет подушку,

Прячет ботики в буфет.

Всё на месте или нет?

Если мама промолчала,

Надо делать всё сначала:

На буфет нести подушку,

На паркет поставить кружку,

Сунуть ботики в кровать …

Кажется, не так опять?

Оля смотрит виновато:

Нет, стояло всё не там …

Помогите ей, ребята,

Всё расставить по местам.

(З. Александрова)

Но, пожалуй, главная задача взрослого – приучить ребенка к мысли, что для него, как и для всех в семье, существуют определенные правила и нормы поведения, и он должен им соответствовать. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание у детей самостоятельности и ответственности в процессе организации хозяйственно-бытового труда»

Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость; плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной....

Формирование самостоятельности, инициативности, ответственности у детей или как воспитать успешного ребёнка.

Статья о том, как не загубить самостоятельность детей в раннем детстве, данную им от  природы, а помочь её развить, создав необходимые условия, и реализовать. И, как следствие этого, появление ин...

СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ ВЫБОРА КАК ОДНО ИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Мастер-класс смотра-конкурса профессионального мастерства среди воспитателей ДОУ г.Саянска 2014 г. по теме:СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ ВЫБОРА КАК ОДНО ИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ОТВЕ...

Формируем у детей самостоятельность и ответственность.

Самостоятельность - это умение дей­ствовать отдельно, независимо от чьей-либо помощи, способность про­являть инициативу и реализовывать за­думанное без посторонней помощи. Принципиальным считаем предо...

Консультация для родителей «Воспитание самостоятельности и ответственности в младшем возрасте»

Самостоятельность является ценным качеством человека, которое воспитывается с ранних лет. Так как дети сами по себе очень активны, такие качества как аккуратность, воля, упорство, уверенность в себе, ...

"Воспитание самостоятельности, ответственности и в общем человечности у детей"

quot;Воспитание ответственности, самостоятельности и в общем человечности у детей"Уважаемые родители! Хочу поделиться публикацией, опубликованной на страничке сайта коллеги-педагога. Очень позна...

"Воспитание самостоятельности и ответственности у детей 2-3 лет»

Если мы хотим, чтобы наши дети выросли самостоятельными, то нам надо учить их не только бытовой самостоятельности, т.е. умению самостоятельно одеваться, есть, застилать кровать и выполнять несложную д...