ДОУ и семья – партнерство ради будущего
статья (подготовительная группа) по теме
Сообщение на родительском форуме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dou_i_semya_-_partnerstvo_radi_budushchego.docx | 38.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Югорка»
Тема «ДОУ и семья – партнерство ради будущего»
(сообщение на родительском форуме)
2017
ФГОС ДО, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 определяет современные ориентиры построения взаимоотношений дошкольной образовательной организации с семьей. К важнейшим задачам, решаемым ФГОС ДО, относятся обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития, образования, охраны и укрепления здоровья детей. Эти задачи по-новому определяют работу ДОУ с семьей: от традиционной помощи семье в процессе воспитания детей - к формированию компетентного родителя и осознанного родительства - основных факторов успешной социализации ребенка.
У педагогов и родителей дошкольников - единые цели и задачи:
- сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными;
- чтобы они в будущем успешно учились в школе и смогли реализоваться как личности.
Правовой основой взаимодействия ДОУ с родителями являются следующие документы:
- Декларация прав ребенка — это первый международный документ, в котором родители призываются к признанию и соблюдению прав детей на образование, физическое, умственное, нравственное и духовное развитие в условиях свободы и достоинства;
- Конвенция о правах ребенка — признает за каждым ребенком юридическое право на воспитание, развитие, защиту, активное участие в жизни общества; увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие, защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее;
- Конституция РФ, п. 4, ст. 43 — право ребенка-дошкольника на образование гарантируется государством;
- Семейный кодекс РФ, ст. 63: в нем оговариваются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей; подчеркивается ответственность за воспитание, здоровье, физическое, психическое, духовное и нравственное м развитие ребенка. В нем указано, что обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей;
- Закон «Об образовании в РФ»: в нем указано, что родители являются первыми педагогами ребенка-дошкольника и именно они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития его личности;
- Закон «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации», где изложены основные гарантии прав ребенка.
Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогами условий семейного воспитания, а родителями - условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.
Цель такого взаимодействия – установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада.
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в рамках социально-коммуникативного развития представлены в содержательном разделе основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ ДСКВ «Югорка», г. Покачи.
Взаимодействие с семьями в процессе реализации программы - значимое направление работы детского сада наряду с непосредственно-образовательной деятельностью и деятельностью, осуществляемой в режимные моменты.
Работа детского сада с семьей была и остается одним из наиболее важных и вместе с тем сложных аспектов педагогической деятельности практически в каждом дошкольном учреждении.
Это объясняется рядом причин:
- низким уровнем социально-психологической культуры участников взаимодействия (родителей и воспитателей), а значит, неумением общаться, налаживать деловое и личное сотрудничество;
- неумением родителей анализировать собственную воспитательную деятельность;
- непониманием воспитателями того, что в определении содержания, форм и методов работы детского сада с семьей социальными заказчиками выступают семья, родители, а не дошкольное учреждение;
- недостаточной информированностью родителей об особенностях жизни и деятельности детей в дошкольном учреждении, а воспитателей - об условиях и особенностях семейного воспитания каждого ребенка.
Принципы взаимодействия ДОУ с семьями по социально-коммуникативному развитию:
Принцип гуманизации обеспечивает установление подлинно человеческих, равноправных и партнерских отношений в системе «ДОУ – семья».
Принцип индивидуализации ориентирован на глубокое изучение особенностей семей воспитанников, а так же создание управляемой системы форм и методов индивидуального взаимодействия;
Принцип открытости предполагает, что родители могут иметь возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, стилем общения воспитателя с дошкольниками, включаясь в жизнь группы.
Принцип психологической комфортности заключается в снятии всех стрессовых факторов образовательно-воспитательного процесса, в создании в детском саду эмоционально-благоприятной атмосферы.
Требования ФГОС ДО к организации работы с родителями:
В соответствии с ФГОС ДО дошкольная организация обязана:
- информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе;
- обеспечить открытость дошкольного образования;
- создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
- поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
- обеспечить вовлечение семей в непосредственно образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
- создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.
Организуя взаимодействие с родителями воспитанников ДОУ по социально-коммуникативному развитию мы выделяем 4 этапа:
Первый этап | Трансляция родителям положительного образа ребенка. |
Второй этап | Трансляция родителям знаний о ребенке, которых они не могли бы получить в семье |
Третий этап | Ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах воспитания ребенка. |
Четвертый этап | Определение перспектив дальнейшего сотрудничества |
Первый этап - трансляция родителям положительного образа ребенка. Беседа с родителями проходит под девизом «Ваш ребенок лучше всех» Благодаря этому с самого начала между воспитателем и родителями складываются доброжелательные отношения с установкой на будущее сотрудничество. Оправданность данного этапа определяется тем, что в повседневном общении с детьми родители часто фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях. К этому добавляются и тревожные ожидания в отношении поведения ребенка в детском саду. Педагог никогда не жалуется на ребенка, даже если он что-то натворил. Поэтому первый этап может быть обозначен как этап «перестановки акцентов».
Второй этап - трансляция родителям знаний о ребенке, которых они не могли быполучить в семье. Об успехах и особенностях развития ребенка в ДОУ, особенностях общения его с другими детьми, результатах образовательной деятельности. При этом соблюдается принцип «ваш ребенок лучше всех» - каждое его достижение представляют родителям как исключительное, даже если им самим так не кажется.
Третий этап - ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах воспитания ребенка. На данном этапе главная роль принадлежит родителямТолько на основе достигнутого доверия в общении с воспитателем (в первые два этапа) у родителей возникает потребность рассказать об индивидуальных проявлениях ребенка (его вкусах, поведении, привычках), причем не только положительных, но и отрицательных. Воспитатель только поддерживает диалог, не давая оценочных суждений.Важно помнить, что полученной от родителей информацией не следует делиться с коллегой по группе и в целом использовать ее только для организации позитивного взаимодействия. Позиция воспитателя в диалоге партнерская, без нравоучений и наставлений (общение на равных).
Благодаря этому становится возможным переход к четвертому, заключительному этапу, определяющему перспективы дальнейшего сотрудничества по формированию личности ребенкаи выработку согласованных действий и взглядов на воспитание. Только на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей при успешном проведении предыдущих этапов может начинать давать советы родителям.
Сотрудничество с семьями по вопросам социально-коммуникативного развития мы делим на информационный и практический блоки
Информационный блок включает ознакомление родителей с задачами социально-коммуникативного развития, его значением в жизни ребенка, порядком создания необходимых условий в семье для решения данных задач. Неотъемлемой частью такой работы является выявление отношения родителей к воспитанию вообще и социально-коммуникативному в частности, их положительного опыта и типичных трудностей, а также потребностей в получении помощи от специалистов в приемлемых для них формах по вопросам организации социально-коммуникативного развития в семье.
Практический блок. Цель – организация продуктивного общения всех участников образовательных отношений (педагогов, детей, родителей).
Формы работы с родителями по социально-коммуникативному развитию дошкольников:
Массовые:
1. Собрания-беседы на воспитательные темы: «Совместный труд с детьми дома», «Игра как средство воспитания»,«Защита прав и достоинства ребенка», «Знаете ли вы своего ребенка?»
2. Собрания по обмену опытом воспитания детей в семье «В каждом доме – свои традиции»; «Детские праздники в семье»,
3. Собрания-консультации«Чем и как занять ребенка дома», «Какие игрушки нужны вашим детям», «Как отвечать на детские вопросы», «Готовимся к школе»
4. Собрания в форме «круглого стола»: «Зачем учиться быть родителем?», «Родительство: искусство или призвание?», «Современный родитель – образованный родитель»; «Воспитаниеребенка начинается с себя», «Учимся вместе в интересах детей», «Родителями не рождаются, а становятся»;
5. Тематические выставки «Профессии наших родителей» «Давайте познакомимся», «Наша улица».
6. Информационные бюллетени, памятки, листовкина темы: «Любите своего ребенка», «Создание благоприятной семейной обстановки», «Как правильно общаться с детьми», «Ребенок и компьютер», «Как воспитать ребенка оптимиста»
7. Настольная тематическая информация «Приобщение детей к игре», «Учите детей трудиться», «Возрастные особенности детей», «Наши верные друзья – полезные привычки»;
8. Анкетирование «Какие мы родители», «Познакомимся поближе», «Воспитание чувств», «Ваши отношения с детьми», «Совместный досуг»
9. Дискуссии «Мой родительский стаж», «Идеальный родитель: какой он?
Групповой формой сотрудничества с родителями является работа с родительским комитетом. Родительский комитет помогает детскому саду: в организации педагогической пропаганды среди родителей, в организации общих родительских собраний, в благоустройстве и озеленении участка, в изготовлении пособий.
К индивидуальным формам работы с родителями относятся:
1. Беседы «Воспитание культуры поведения дошкольников», «Этот сложный возраст» (кризис 3-лет);
2. Консультации (исходя из запросов родителей), например: «С кем и как дружит мой ребенок»;
3. Педагогические поручения;
4. Посещение семьи на дому на тему «Психологический климат в семье»
Переходя от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний к равноправному общению, совместному приобретению опыта мы используем также и новые формы взаимодействия педагогов и родителей:
Презентация дошкольного учреждения: активизация родителей за счет включения их в различные виды деятельности; организации экспертизы со стороны родителей; принятие во внимание предложений семей «Один день из жизни 2-й младшей группы», «Дом, в котором мы живем».
Педагогические ситуации целесообразны при условии решения типичных для конкретной семьи ситуаций и при участии семей воспитанников: «Игра с ребенком в жизни вашей семьи», «Внутрисемейные отношения и эмоциональное самочувствие ребенка»
Конференции с родителями. На конференции в занимательной форме педагоги, специалисты и родители моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и способствует установлению доверительных отношений с педагогами и специалистами
«Зачем человеку детство», «Развитие игровой деятельности детей в семье»
Игровые тренинги: «Мир оптимистов», «Больше позитива», «Давайте поиграем»
Семейные газеты на темы: «Я и моя семья», «Наши достижения», «Коллаж интересов. Родители оформляют информацию о семье, о ребенке, его достижениях, увлечениях и т. д.
Организация взаимодействия с семьей – работа, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.
Взаимодействуя с родителями по социально-коммуникативному развитию, мы помогаем им:
- в процессе общения увидеть отличие мира детей от мира взрослых
- знакомя с правами детей, помогаем преодолеть авторитарное отношение к ребёнку;
- раскрывая нравственные основы и аспекты воспитания, помогаем формировать отношение к ребенку, как к равному себе; открываем сильные и слабые стороны ребёнка, чтобы учитывать их в дальнейшем в решении задач воспитания;
- учим проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребёнка и быть готовым к эмоциональной поддержке.
Педагогу важно создать необходимые условия для взаимодействия детского сада и семьи:
• выработать единые требования, предъявляемые к ребенку дома и в ДОУ;
• согласовать требования с педагогическими установками родителей;
• выработать общий подход к решению проблем развития дошкольников по социально-коммуникативному развитию;
• обобщение и согласование педагогических методов и приемов на основе изучения опыта семейного воспитания и передачи родителям информации о технологиях образовательного процесса
Чтобы лучше узнать семьи наших воспитанников, родителям было предложено: заполнить «социальный паспорт семьи»; ответить на вопросы анкет; обозначить проблемы, которые они испытывают в воспитании детей.
Сбор информации показал, что родители некомпетентны в вопросах развития детей. Анкетирование и наблюдения за стилем общения родителей с детьми показали, что для родителей представляют интерес такие проблемы, как воспитание послушания у детей, культуры поведения, проблемы детской игры, страхов, агрессивности, раннего обучения. Родители младших дошкольников испытывают трудности, связанные с кризисом трех лет, а родители старших дошкольников говорят о проблемах, связанных с ранней подготовкой их к школе.
В воспитании сегодняшнего малыша — будущего гражданина — должны быть заинтересованы и родители, и ДОУ. Родители должны стремиться вырастить, хорошо воспитать малыша, педагоги — помочь в этом родителям.
С целью организации просвещения родителей на официальном сайте создана колонка «Виртуальный консультативный пункт МАДОУ ДСКВ “Югорка” http://югорка.рф/virtualnyj-konsultativnyj-punkt-madou-dskv-yugorka
Вывод: Проводимая в ДОУ работа содействует тому, что родители становятся полноправными участниками образовательного процесса: вместе с детьми участвуют в проектах, конкурсах, выставках, утренниках, праздниках, развлечениях, больше внимания уделяют их социально-коммуникативному развитию, выступают инициаторами мероприятий, которые можно провести в группе и на уровне детского сада. Все это способствует обогащению семейного опыта, сплочению взрослых и детей в общих делах, а главное – созданию в семьях условий для успешной социализации дошкольников.
Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание детей, и в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие.
Литература:
ФГОС ДО.
Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей /авт.- сост. Н.М. Сертакова. – Волгоград: Учитель, 2015.
С. В. Чиркова. Родительские собрания в детском саду. - М.: «ВАКО», 2014.
Я – компетентный родитель (под ред. Л.В. Коломийченко). – М., 2013.
Социальное партнерство детского сада с родителями: Сборник материалов./ Сост. Т.В. Цветкова – М.: ТЦ Сфера, 2013.
А.В. Дронь. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. – М., 2012
О.И. Давыдова. Проекты в работе с семьей. – СПБ: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
Л.Н. Попова. Детско-родительский клуб «Веселая семейка». – М., ТЦ Сфера, 2012
А.А. Майер. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада. - М.: ТЦ Сфера, 2011.
Т. В. Иванова. Родительские собрания в ДОУ: младшая и средняя группы. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2010.
Т. В. Иванова. Родительские собрания в ДОУ: старшая и подготовительная группы. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2010.
Организация и содержание работы с родителями: из опыта работы МДОУ № 104 г. Липецка. – 2009.
О.Л. Зверева. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2006.
О.И. Давыдова. Работа с родителями в ДОУ: этнопедагогический подход. – М.: ТЦ Сфера, 2005
Е.П. Арнаутова. В гостях у директора: беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей. – М.: ООО «ЛИНКА-ПРЕСС», 2004.
Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»: 2014. - №7, с.44-52; №9, с.17-33.
2013г.- №11, с. 43-52.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Рады, рады, рады светлые березы!"
Педагогический проект к 130-летию со дня рождения К.И. Чуковского...
Преемственность ДОУ и школы-основы сотрудничества и партнерства в подготовке будущего первоклассника в условиях реализации ФГОС .
"От того ,как будет чувствовать себя ребенок,поднимаясь на первую ступеньку лестницы знания,что он будет переживать,зависит весь дальнейший путь к знаниям" ...
Конспект мероприятия "Роди патриота в День России", в рамках работы семейного клуба "Уют" МБДОУ д\с № 3 "Рябинка" г. Инза в старшей группе на тему: "Семья - лестница в будущее!"
Тренинг проводится с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями в виде игрового сеанса. Данный тренинг направлен на детей, которым уже более-менее доступен высокий уровень вербализации. Упра...
Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании будущего гражданина»
Основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться в семье. Но условий для этого сегодня, к сожалению, мал...
Родительское собрание "Мы рады знакомству. Партнерство семьи и детского сада"
Первое родительские собрание в младшей группе...
Проект "Преемственность ДОУ и СОШ - основа партнерства и сотрудничества в подготовке будущих первоклассников"
Проект по преемственности ДОУ и СОШ...
РОЛЬ СЕМЬИ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ (рекомендации для родителей)
Практический опыт работы с детьми подготовительной к школе группе. Рекомендации...