Учимся играть вместе
консультация на тему

Самойлова Татьяна Викторовна

Игра  в  дошкольном  возрасте  – главный  способ  познания  мира.
В игре  ребенок  принимает  на  себя  определенную  роль, т.е. действует так, как должен поступать выбранный им  персонаж.
Одним   из    главных   сюжетов  дошкольника является его собственная жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_uchimsya_igrat_vmeste.docx22.19 КБ

Предварительный просмотр:

                                «Учимся играть вместе»

      Сейчас многие  дети  не  играют  и  родители  не  видят   в   этом   ничего плохого. Они считают, что  есть  масса других полезных занятий, что  важнее научить  ребенка  читать и считать, а  игра - это пустое  развлечение  и играть вовсе не обязательно. Однако, в дошкольном возрасте  именно игра – главная развивающая    деятельность. Ни   одно  другое  занятие  в этом   возрасте   не способствует развитию так, как игра.
       Игра  в  дошкольном  возрасте  – главный  способ  познания  мира. Через проигрывание   разных  сюжетов   и  ситуаций, ребенок   начинает   понимать отношения     между    людьми,  правила     этих   отношений,   разбираться   в многообразном мире человеческих эмоций и желаний. Игра это единственная деятельность,  которая   делает  видимой   для   ребенка   внутреннюю   жизнь других. В результате формируется и собственный мир малыша, и  понимание этого своего мира.
        В игре  ребенок  принимает  на  себя  определенную  роль, т.е. действует так, как должен поступать выбранный им  персонаж. Таким образом, ребенок учится    действовать   в    соответствии   с    определенными     правилами,   и добровольно подчинять  свое  поведение   этим   правилам. Эта   способность просто необходима в дальнейшем, прежде всего в школе.
        В   игре    зарождается    и    развивается    воображение,    складываются представления   ребенка о добре и  зле, красивом  и  некрасивом,  хорошем  и плохом.   Мышление      дошкольника   из   сферы    практических    действий переходит во внутренний план, и становиться образным. Ребенок  уже  может сравнивать предметы и  ситуации,  замечать  изменения, сочинять  истории  и небылицы. Так,  игра  для    ребенка   3-4 лет   очень   важное,   интересное   и полезное занятие.
        Однако   не    всякое   занятие   с   игрушками   можно    назвать    игрой. Настоящая  развивающая  игра – это  принятие роли (доктора, шофера и т.д.), придумывание  или   воспроизведение    сюжета  (бытового  или  сказочного), создание воображаемого  пространства  (больницы,  дома,  леса  и  т.д.). Увы, играть умеют не все.
         Как же  научить  ребенка  играть? Очень  просто – надо чтобы родители играли  вместе с   ним. Именно  взрослый   впервые   «оживляет»  куклу   или любимую игрушку ребенка. Именно  взрослый  впервые  предлагает: давай  я буду   мамой, а  ты   мой  сынок-щенок, после   чего   изображает  настоящую собаку, и если   надо, то   становится  на  четвереньки  и лает (т.е.  показывает малышу,   как    надо   действовать, принимая  определенную   роль). Все   это необходимо    делать    эмоционально,   по     возможности   естественно   и   с удовольствием. Такие совместные игры очень сближают родителей и детей, а также повышают авторитет взрослого в глазах ребенка.
       Игра   начинается  с   того,  что   кукла,  мишка   или  зайчик   становятся живыми, говорят   человеческим  голосом. Естественно   это голос взрослого, т.е. ваш. Только  взрослый  или старший ребенок может оживить  игрушку  и сделать  ее  партнером  по  общению и  персонажем  игры. Такое   оживление игрушки    свидетельствует    о   появлении   образного   мышления,   которое формируется и развивается в игре.
       Детям  в этом  возрасте  очень  нравятся  игры с небольшими игрушками (10-30см.). Ребенок   может   выступать  одновременно  как  режиссер  и   как исполнитель ролей.
        Важный и имеющий   непосредственное   отношение к ребенку сюжет – семья. В такой игре малыш может отыграть радостные и неприятные эмоции, связанные с собственной жизнью.
        Для    обустройства     пространства    игры   можно   использовать    уже имеющиеся  в  доме  игрушки. Например,  колечки  от пирамидки могут быть клумбами, стульями, собранная  пирамидка - елкой  и т.д. Пригодится,  могут тряпочки, платочки, бумага и картон.
         Игрушка ребенка 3-4 лет может стать  не  только предметом игры, но и партнером по общению. Часто можно видеть, как несколько  детей общаются друг с другом через игрушки.
        Очень  хороши   также    перчаточные   куклы.   Такие    игрушки   очень нравятся детям и легко  становятся  « выразителями» их желаний и фантазий.                    
        Три  года –  это   сложный  этап  жизни  ребенка. Кроме положительных моментов     развития,    родители    зачастую   сталкиваются  с   капризами  и упрямством. И как это не удивительно любая игрушка, которая «общается» с ребенком    имеет   большое   влияние  на  него. То, что малыш ни в какую не хочет   делать   по   просьбе   мамы, он   с   удовольствием сделает по просьбе зайчика или мишки, вместе с  ним  и  для   него. Такая  игра   имеет   большие воспитательные   возможности   по   сравнению  с  требованиями,  криками  и шлепками.
        3  года  также  традиционный возраст, когда детей отдают в детский сад. Это   период, который  не  всегда  проходит    легко – период   привыкания   к совершенно новым условиям жизни, когда все незнакомо и поэтому страшно. И  здесь   может   помочь игрушка. Предложите малышу пойти в детский сад вместе  с  его  любимой  мягкой  игрушкой. Такая  игрушка  в детском саду – кусочек дома. Она даст малышу защиту,  добавит  уверенности  в чужом пока для него месте.
         Родители  часто  тревожатся  из-за  сильной  привязанности  малышей к какой-нибудь игрушке. Однако, ничего страшного здесь нет. В этот сложный период,     когда     дети     отрываются     от       дома     и    становятся    более самостоятельными,   им просто  необходимо чувствовать себя защищенными. Игрушка   как   что-то   близкое   и   знакомое,   как   возможность  о  ком – то заботиться и с кем-то общаться предоставляет ребенку такую защиту.
       3-х    леткам   еще    трудно   принимать    на   себя   роль,  поэтому  здесь необходима   помощь   взрослого. Например,   предложите   ребенку   хорошо знакомое животное, с характерными чертами. Предложите сюжет – во что вы будете    играть. Он    может    быть   сказочным, придуманным или взятым из реальной   жизни   ребенка: поход   на   прогулку,   в   гости, поездка  на дачу. Например, так: давай ты будешь котенок, а я твоя мама. Мама может вместе с котенком играть, ловить мышей, заниматься домашними делами.
        Принять на себя какую-нибудь роль и  действовать в соответствии с ней помогают  и  некоторые  характерные  атрибуты.  Например,   набор   доктор, парикмахер, магазин.
        Сначала дети осваивают действия, соответствующие той или иной роли. Например, зайчик  должен прыгать, грызть  морковку  и  прятаться от лисы, а доктор спрашивать что болит, ставить градусник и давать лекарство. На этом этапе  ролевыми  действиями  часто  весь  сюжет и исчерпывается. Малыши с большим    энтузиазмом    включаются   в    игру   и    готовы  по   много    раз проигрывать   одно   и  то  же  действие,  что  раздражает  и  пугает взрослых, однако ничего страшного тут нет. Просто это эмоционально привлекательная деятельность, с которой малыши успешно управляются.
       После   4-х лет   при   освоении   ролевых  действий  и соответствующего включения   в   игру   взрослого,   на  первый  этап  в  игре  выходят  характер персонажей   и  их  отношения. Доктор   может  быть   добрым  или   строгим, веселым   или  грустным,  а  пациент  может  слушаться,  а  может, по разным причинам    капризничать  и   т.д.   В   общем,   учитывая   все     разнообразие эмоциональной жизни, сюжетных ходов просто бесконечно множество.    
        Одним   из    главных   сюжетов  дошкольника является его собственная жизнь,  ребенок  сходил  к  врачу,  после  этого к  врачу  идет  мишка. Малыш пошел в детский сад, и все  куклы теперь  туда ходят. Малыши могут брать за основу не только  жизненные  сюжеты, но и понравившиеся  сказки,  которые им   читают и  конечно   мультфильмы.  Однако  современные   мультфильмы иногда не рассчитаны на  маленьких детей. Поэтому, прежде  чем показывать что-то ребенку заранее посмотрите сами и убедитесь в том, что ему это стоит смотреть.
         Очень хороши  для разных игр простые  предметные картинки, которые можно использовать, придумывая  разнообразные игры и задания. Например, предложите  малышу  поселить  диких   животных  в зоопарк, а  домашних  в квартиру.     По – разному     раскладывая    картинки,   можно     по    очереди придумывать забавные истории.
       Очень      важно     сохранить      и     развивать    дальше      естественную познавательную   активность    малыша.   В 3-4 года ребенок уже более менее знаком  с  окружающим  миром.  Важно,  чтобы малыш научился сам ставить вопросы  и  искать  на  них   ответы.  Старайтесь  отвечать   на  бесчисленные вопросы   ребенка,  даже   если   они  кажутся   вам   глупыми,   поддерживать познавательные    эмоции:  удивление,   любопытство,   интерес   к   явлениям окружающей жизни и радость от получения нового знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Учимся играть вместе"

Сценарий родительского собрания в нетрадиционной форме «Учимся играть вместе» во 2 младшей группе....

Сценарий родительского собрания "Учимся играть вместе"

Цель: Обобщить и закрепить представления родителей об игре детей как о ведущем виде деятельности в дошкольном возрасте. Формировать взаимоотношения родителей с детьми в процессе игры. Дать понять...

Родительское собрание в нетрадиционной форме "Учимся играть вместе"

Данный маткриал содержит подробный план проведения родительского собрания в нетрадиционной форме "Учимся играть вместе", для родителей малышей 2-3х лет....

Сценарий родительского собрания «Учимся играть вместе» во 2 младшей группе (нетрадиционная форма)

Обобщить и закрепить представления родителей об игре детей как о ведущем виде деятельности в дошкольном возрасте. Формировать взаимоотношения родителей с детьми в процессе игры. Дать понять родителям,...

Родительское собрание: «Значение игры в познавательном развитии ребенка. Учимся играть вместе с ребенком».

Сценарий родительского собрания: «Значение игры в познавательном развитии ребенка.  Учимся играть вместе с ребенком»....

Мастер-класс для педагогов коммуникативные игры, как средство развития личности ребенка «Давайте учиться играть вместе с детьми»

Согласно новым требованиям государственного стандарта образования в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса, так как формирование ли...

МАСТЕР-КЛАСС «ДАВАЙТЕ УЧИТЬСЯ ИГРАТЬ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ» КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА С УЧАСТИЕМ ДЕТЕЙ C ОВЗ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ И РОДИТЕЛЕЙ.

коммуникативные игры помогут родителям лучше понять своих детей. детям войти в социальный мир,  помогут сформировать у них социальную уверенность....