Развитие каллиграфических умений у детей
статья на тему
Начало обучения письму – очень важный момент в жизни ребёнка. От того, насколько оно будет успешным, во многом зависит эффективность обучения в последующие годы. Одна из причин трудностей в овладении письмом кроется в неподготовленности мелкой мускулатуры кистей рук к выполнению графических упражнений. В период дошкольного детства дети приобретают графические навыки на занятиях рисованием, а мелкие движения рук развиваются в процессе конструирования и при выполнении трудовых действий и бытовых операций. Однако часто этого оказывается недостаточно. Даже если ребёнок много и увлечённо рисует, лепит, занимается конструктором, но при этом нет руководства со стороны взрослого, графический навык может развиваться неправильно и ребёнок приходит в школу неготовым приступить к обучению письму.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_kalligrafichekih_umeniy.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие каллиграфических умений у детей
Начало обучения письму – очень важный момент в жизни ребёнка. От того, насколько оно будет успешным, во многом зависит эффективность обучения в последующие годы. Одна из причин трудностей в овладении письмом кроется в неподготовленности мелкой мускулатуры кистей рук к выполнению графических упражнений. В период дошкольного детства дети приобретают графические навыки на занятиях рисованием, а мелкие движения рук развиваются в процессе конструирования и при выполнении трудовых действий и бытовых операций. Однако часто этого оказывается недостаточно. Даже если ребёнок много и увлечённо рисует, лепит, занимается конструктором, но при этом нет руководства со стороны взрослого, графический навык может развиваться неправильно и ребёнок приходит в школу неготовым приступить к обучению письму.
Отсутствие целенаправленной работы в детских садах с такими детьми приводит к низкому уровню развития у них каллиграфических навыков. Это может привести к возникновению следующих проблем при обучении письму: низкий темп письма, быстрая утомляемость при письме, неровная «дрожащая линия», «угловатое» письмо, трудности в написании овалов, слишком сильный нажим, трудности в воспроизведении формы графических элементов, несоблюдение размера, наклона письма, большое количество помарок и исправлений, сползание букв со строки и масса других ошибок. Неуспеваемость в освоении навыков письма оказывает негативное влияние на формирование личности ребёнка. Такие дети отличаются от сверстников неуверенностью, раздражительностью, а порой и агрессивностью или замкнутостью.
Для формирования у ребёнка каллиграфического навыка в должной мере необходимо обучать его с помощью системы специальных игр и упражнений. Следует помнить, что у младшего школьника потребность писать выражена слабо, и без побуждения и поддержки со стороны взрослого ребёнок 6-7 лет практически не усваивает навык письма. Физиологические основы графической стороны письма развиты ещё очень слабо, ребёнку трудно, и следовательно, неинтересно. Поэтому формирование интереса к графическим упражнениям следует начинать в игровой деятельности, ставя перед ребёнком игровые и практические задачи. Очень важно не отделить письмо от речи. В процессе письма участвуют двигательный и зрительный контроль.
Анализ литературы по развитию каллиграфических навыков указывает на то, что в настоящее время нет необходимого программно-методического обеспечения для комплексной подготовки письменной речи ребёнка. Исходя из вышеизложенного, появилась необходимость создания разработки по развитию у детей каллиграфических умений.
Разработка представляет собой набор росчерков и пальчиковых упражнений по лексическим темам. Упражнения носят игровой характер, т.е. детям присуще играть, творить, рисовать. Целью нашей разработки является развитие каллиграфических умений у детей с общим недоразвитием речи. Реализация данной цели осуществляется через поставленные задачи. Образовательные: учить детей различным способам манипулирования с предложенным материалом; развивать координацию движений; работать над развитием способности согласовывать движения со словом; развивать творческое воображение; развивать чувство ритма и темпа. Коррекционные: развивать мелкую моторику; развивать слуховое внимание; использовать поставленные звуки в речи. Воспитательные: формировать эмоционально-волевые качества детей. Коррекционная деятельность по развитию каллиграфических навыков у детей опирается на следующие педагогические принципы: принцип системности. В работе над формированием пальцевой моторик осуществляется постепенный переход от простых заданий к сложным. Принцип доступности. Упражнения с росчерками отобраны с учётом возрастных физиологических возможностей и уровня их развития. Принцип комплексного подхода. Материал включает задания на всестороннее развитие ребёнка. Деятельностный принцип. Познавательный процесс строится на практическом выполнении заданий. Здоровьесберегающий принцип. Количество и время занятий соответствует возрасту детей ( для детей 5-6 лет 7-10 минут, для детей 6-7 лет 10-12 минут).
Развитие точных движений пальцев рук способствует развитию у детей следующих психических процессов: внимания, конструктивного мышления, логического мышления, творческого воображения. В процессе занятий развиваются следующие эмоционально-волевые качества: умение объективно оценивать свою работу, уверенность в своих силах и способностях, усидчивость, целеустремлённость, аккуратность. Это практическое пособие состоит из отдельных листов. На каждом листе рисунок-росчерк и соответствующая пальчиковая гимнастика. Все задания следует выполнять по порядку, не пропуская и не переставляя их, т.к. они расположены в порядке усложнения. Работа с росчерками должна предваряться их анализом, рассматриванием картинок, пальчиковой гимнастикой. На протяжении всего процесса обучения широко используются приёмы обводки и раскрашивания рисунков, их дорисовывания до образа, элементы логоритмики, обобщение понятий одним словом. Таким образом, на занятиях у детей работают зрительный, слуховой и двигательный анализаторы, что позволяет достичь высоких результатов в обучении. Пособие рекомендовано для детей 5-6 лет. В нём нет ничего сложного и непонятного для ребёнка. Напротив, весь материал имеет лёгкий, занимательный характер и хорошо доступен восприятию детей. Любой взрослый может самостоятельно провести с ребёнком курс домашнего обучения. Сроки преодоления недостатков моторной функции руки зависят от ряда факторов: степени сложности дефекта, индивидуальных и возрастных особенностей детей, регулярности занятий, участия и заинтересованности взрослого в этой работе.
В процессе выполнения небольших заданий ребёнок без всякого принуждения осваивает сложные движения руки. Он учится в игре писать, рисовать, думать, общаться и радоваться успеху. Если заниматься с ребёнком систематически, все трудности обучения письму в школе будут преодолены.
Росчерки помогут детям всем.
В школе избежать больших проблем.
Важно у ребёнка руку развивать,
Чтоб могли они всё правильно писать.
Когда движения и стих сливаются,
То результат отличный получается.
Развитые пальчики, память и речь
Помогут ребёнку здоровье сберечь.
Мы рекомендуем заниматься по этому пособию и воспитателям и родителям. Регулярные занятия с ребёнком обеспечат правильное и красивое письмо, принесут ему удовольствие от выполняемой учебной деятельности. Кроме того, существует тесная связь между координацией тонких движений пальцев рук и речью. Исследования показывают, что до тех пор, пока движения пальцев у ребёнка не станут свободными, полноценного развития речи не удаётся. Таким образом, развитие мелкой моторики рук – это необходимое условие для развития речи и мышления ребёнка.
Список используемой литературы:
1.Агаркова Н.Г. Графический навык. Каллиграфический навык. Начальная
Школа- 1994- №7.
2.Белова Т.В. Готовимся к школе: коррекционные игры и упражнения. – М.: Астрель; Профиздат, 2007.-63с.
3. Комарова Т.С. Как научить ребёнка рисовать. Обучение детей в детском саду и школе. М. – 1998.
4. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. Лань. С-Пт.-1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект «Развитие интеллектуальных умений у детей старшего дошкольного возраста путем решения головоломок».
Если дети научатся с удовольствием решать головоломки, можно смело говорить о том, что интеллектуальная пассивность им не грозит. Разгадывая головоломки, старшие дошкольники испытывают удовольствие от...
Взаимодействие ДОУ и семьи в развитии изобразительных умений у детей дошкольного возраста
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней р...
картотека игр на развитие ручных умений у детей конца первого начала второго года жизни
В картотеке собраны игры для детей раннего возраста , направленные на развивать координацию движений рук, умение зрительно их контролировать; формировать у детей представление о величине и цвете. ...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО РАЗВИТИЮ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
Данный перспективный план по развитию каллиграфических умений у детей старшего возраста с ОНР предназначен для педагогов по лексическим темам на полный учебный год...
Статья. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Организация физкультурно-оздоровительной работы в специализированных группах детского сада для детей с задержкой психического развития имеет важное значение в коррекции отклонений физического развития...
Развитие конструктивных умений у детей старшего дошкольного возраста с Задержкой Психического Развития в процессе занятий оригами.
Исследование заключается в изучении возможности использования оригами как вспомогательного средства в коррекции недостатков и дальнейшего развития конструктивных умений у детей старшего дошкольного в...
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Физические умения у детей с ЗПР...