Консультация для родителей детей подготовительной группы "Готовимся к школе" (информация для родительского собрания, проводимого в начале учебного года)
консультация (подготовительная группа) по теме
Материал состоит из презентации и послайдового текста к ней. Основные пункты: понятие готовности ребёнка к школе; уровни физического, психологического и познавтельного развития ребёнка 6-7 лет; физиологическая, интеллектуальная, личностная и социальная, а также эмоционально-волевая и познавательная готовность; критерии готовности к школе; советы по выбору школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для родителей детей 6-7 лет по подготовке к школе | 1008.67 КБ |
текст к слайдам презентации по подготовке к школе | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» Венгер Л.А .
ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ
Психологическая готовность к школе: Интеллектуальная: развитие памяти, внимания; логическое запоминание; - аналитическое мышление; ориентировка во времени и пространстве; умение работать по образцу; уровень речевого развития. Личностная и социальная: умение общаться со сверстниками и взрослыми желание принять новую социальную роль – школьника мотивы учебной деятельности. Эмоционально-волевая: способность ставить цель, принимать решение; умение длительно выполнять не очень привлекательную работу; развитие произвольности наличие интереса к учению и получению новых знаний.
Познавательная готовность ребенка к школе: внимание м атематические представления память м ышление мелкая моторика р ечь представления об окружающем мире
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ в текущем учебном году: создать ребёнку общую положительную установку по отношению к школе и учению; приучать ребёнка к самообслуживанию; развивать познавательные способности; развивать мелкие мышцы рук; развивать речь ребёнка.
Ребенка считают неготовым к школе, если он: - настроен исключительно на игру; - недостаточно самостоятелен; - чрезмерно возбудим, импульсивен, неуправляем; - не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию; - мало знает об окружающем мире, не может сравнить предметы, не может назвать обобщающее слово для группы знакомых предметов и др.; - имеет серьезные нарушения речевого развития; - не умеет общаться со сверстниками; - не хочет контактировать со взрослыми или, наоборот, слишком развязен.
При любом уровне готовности Ваш ребёнок будет принят в первый класс. Но, вполне возможно, что при поступлении в школу повышенного уровня образования (гимназия, лицей и т. п.) ребёнку предстоит тестирование.
ТЕСТЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ ГОТОВНОСТИ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ https://solnet.ee/school/01
БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
К презентации на сентябрьское собрание
2 СЛАЙД
Действительно, прав в этом советский психолог Леонид Абрамович Венгер, не столько запасом знаний, сколько умением их приобретать и использовать определяется успешность дошкольного и школьного периодов обучения человека. Именно Венгер впервые разработал диагностические методики, определяющие уровень развития дошкольника, которые применяются до сих пор. Его основная гипотеза, подтверждённая дальнейшими исследованиями, заключалась в следующем: дети не рождаются способными или неспособными. Все зависит от воспитания. Если его правильно строить, то способными становятся все.
3 СЛАЙД
Наши дети сейчас подошли к очень важному периоду дошкольного детства – последнему году перед поступлением в школу. С одной стороны, кажется, что до школы еще целый год, с другой - только один год, а сколько еще нужно сделать, успеть, если хотим, чтобы ребенок легко учился, и при этом был здоров. Каждая семья, отправляя впервые ребенка в школу, желает, чтобы ребенок учился хорошо и вел себя отлично. Но, как известно, не все дети учатся хорошо и не все добросовестно относятся к своим обязанностям. Во многом причина зависит от недостаточной подготовки ребенка к школе.
Готовность ребёнка к школе определяется уровнем его физического, психологического и познавательного развития.
4 СЛАЙД
Физиологическая готовность ребенка к школе подразумевает, что состояние его здоровья позволяет успешно проходить образовательную программу. О физиологической не готовности ребёнка к школе говорит:
- Заболеваемость (часто болеет)
- Быстрая утомляемость
- Чрезмерная подвижность
- Эмоциональность
- Нарушение режима
- Отклонения в росте, весе
- Малоподвижность
- Нарушение осанки
- Нарушение зрения
Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку; соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм.
5 СЛАЙД
Психологический аспект, включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая.
1. Интеллектуальная готовность к школе означает, что:
-к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний (речь о них пойдет ниже);
- он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее;
- ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен;
- должно соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.
2. Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:
- ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;
- ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;
- должен быть нравственно, т. е. ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;
-ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.
Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:
положительных представлений о школе;
желание учиться в школе, чтобы узнать, уметь много нового;
сформированной позиции школьника.
Мотивационная готовность включает в себя такое психологическое качество,
как самооценка. Ребенок к концу дошкольного возраста должен иметь адекватную самооценку, понимать свои удачи и промахи.
3. Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:
Эмоционально-волевая готовность – важное звено школьной готовности. По сути, это умение управлять своими эмоциями, настроениями и контроль над своими желаниями. В вечном компромиссе между “хочу” и “надо” у старшего дошкольника должно преобладать “надо”. От того насколько ребёнок сможет заставить себя быть внимательным, когда хочется отдохнуть и поиграть; от того насколько ребёнок будет упорным при возникновении трудностей, будет зависеть его успешность.
6 СЛАЙД
Познавательная готовность ребенка к школе означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?
1) Внимание
• Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.
• Находить сходства и отличия между предметами, картинками.
• Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.
• Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции.
2) Математика. Ребёнок должен знать:
• Цифры от 0 до 10.
• Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.
• Арифметические знаки: « », «-«, «=».
• Деление круга, квадрата напополам, четыре части.
• Ориентирование в пространстве и на листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т. п.
3) Память
• Запоминание 10-12 картинок.
• Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.
• Пересказ текста из 4-5 предложений.
4) Мышление
• Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» и т. п.
• Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.
• Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом.
• Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.
• Складывать пазлы без помощи взрослого.
• Сложить из бумаги вместе со взрослым, простой предмет: лодочку, кораблик.
5) Мелкая моторика
• Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.
• Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.
• Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.
• Выполнять аппликации.
6) Речь
• Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть.
• Понимать и объяснять смысл пословиц.
• Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.
• Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.
• Различать в словах буквы и звуки.
7) Окружающий мир
• Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.
• Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, а также разные виды профессий.
7 СЛАЙД
На современном этапе дошкольного образования и требований, выдвигаемых школой перед первоклассником акцент знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность.
В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155), оформились Требования к результатам освоения образовательной Программы и они представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.
Эти целевые ориентиры представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Они не являются обязательными, поскольку специфика дошкольного детства - это гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность.
И особенность дошкольного образования сейчас – это, прежде всего, необязательность уровня дошкольного образования в РФ, а также отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат.
Итак, целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования вкратце представлены на слайде.
- ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;
- ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
- ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;
- у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т.
- ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело;
- ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? Зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.
8 СЛАЙД
Здесь особенное внимание хочется уделить самообслуживанию: в школе детям многое придётся делать самим, да ещё и в ограниченное переменой время, например: убрать за собой в столовой, собрать портфель, завязать шнурки, переодеть спортивную форму. Им будет гораздо легче справляться с новыми школьными обязанностями, если элементарные действия по самообслуживанию заранее станут у них навыком.
Как ещё можно сейчас помочь ребёнку легко и безболезненно пережить в будущем году адаптационный к школе период?
- Поощрять общение со сверстниками, пусть у него будут друзья, свой круг общения.
- Учить ребенка управлять эмоциями (лучше всего - на примере своего поведения)
- Не надо сильно перегружать ребенка дополнительными занятиями.
- Больше хвалить.
9 СЛАЙД
Ребенка считают неготовым к школе, если он:
- настроен исключительно на игру;
- недостаточно самостоятелен;
- чрезмерно возбудим, импульсивен, неуправляем;
- не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию;
- мало знает об окружающем мире, не может сравнить предметы, не может назвать обобщающее слово для группы знакомых предметов и др.;
- имеет серьезные нарушения речевого развития;
- не умеет общаться со сверстниками;
- не хочет контактировать со взрослыми или, наоборот, слишком развязен.
10 СЛАЙД
Практически всем родителям хочется, чтобы их ребёнок попал в хорошего уровня школу, часто это школа с углублённым изучением ряда предметов и для поступления в неё требуется пройти тестирование. Родители могут присутствовать на собеседовании с ребенком или на тестировании.
Мы советуем заранее узнать, есть ли у выбранной Вами школы особые требования к поступающему: умение бегло читать и т. д., чтобы не было неожиданностей. Стоит заранее подготовить ребёнка. Для многих эта проверка готовности к школе - настоящее испытание. Даже если у ребенка хороший интеллектуальный уровень и он многое умеет, в ситуации экзамена он может растеряться. Можно узнать у школьного психолога, какого рода тесты предлагаются поступающим детям и, найдя аналогичные в интернете, прорешать их вместе с ребёнком. Лучше, если он будет готов к самым разным заданиям и вопросам.
11 СЛАЙД
На просторах интернета можно найти множество методик диагностирования степени готовности ребёнка к школе, в частности, по этому электронному адресу есть неплохая подборка основных, используемых для этой цели, тестов.
Благодарю Вас за внимание.
12 СЛАЙД
Желаем успехов вам и вашим детям!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к родительскому собранию на тему "Начало учебного года. Возрастные и индивидуальные особенности развития детей 4-5 лет"
Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год.Задачи:-рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности детей 4-5 лет;-познако...
Выступление учителя-логопеда на родительском собрании ДОУ в начале учебного года + буклет (памятка) о выполнении домашних заданий учителя-логопеда
Выступление на родительском собрании ДОУ в начале года, на котором я рассказала о своей деятельности по исправлению речевых нарушений у детей и о правилах работы в домашних логопедических тетрадях. За...
Общее родительское собрание на тему: «Начало учебного года – начало нового этапа в жизни детского сада, родителей и его воспитанников».
Добрый вечер уважаемые родители. Наступил новый учебный год. И мы рады приветствовать Вас в стенах нашего дошкольного учреждения. Наши дети стали на год взрослей и теперь они будущие школьни...
Родительское собрание на тему"Начало учебного года -начало нового этапа в жизни детского сада . родителей и воспитанников".
Родительское собрание на тему"Начало учебного года -начало нового этапа в жизни детского сада . родителей и воспитанников"...
Конспект родительского собрания «Подготовка к новому учебному году». «Возрастные особенности детей 6-7 лет»
Ознакомление родителей с особенностями развития детей 6-7 лет....
Протокол родительского собрания «Подготовка к новому учебному году. Возрастные особенности детей 5-6 лет».
Протокол родительского собр. 27.08.19«Подготовка к новому учебному году. Возрастные особенности детей 5-6 лет»....
Родительское собрание на тему "Начало учебного года " в подготовительной группе
Родительское собрание на тему "Начало учебного года " в подготовительной группе...