Определение и функции семьи.
статья на тему

Яземова Юлия Викторовна

Семья – неповторимый общественный институт, в котором соединяются интересы людей, всех участников семьи и каждого из них в отдельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opredelenie_i_funktsii_semi.docx24.03 КБ

Предварительный просмотр:

Ростовская область

г. Новошахтинск

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

детский сад общеразвивающего вида № 4 «Аленка»                                    

 города Новошахтинска

г. Новошахтинск, улица Воровского, 15 Тел: (86369) 20719

Определение и функции семьи.

Воспитатель: Яземова Ю.В.

Одним из существенных причин формирования характера дошкольника при развитии базовых черт его личности, начальной форм связей и отношений с внешним миром, понимаемых предпочтительно через отношения с близлежащими взрослыми, является его семья. Семья – неповторимый общественный институт, в котором соединяются интересы людей, всех участников семьи и каждого из них в отдельности. На нынешнем этапе формирования педагогики семьи имеются ряд обозначений этого социального института.

Воспринимается семья как сформированная на браке (кровном родстве) небольшая социальная группа. Участники которой объединены общим проживанием, ведением домашнего хозяйства, чувствительной связью, общими функциями по отношению друг к другу.

Социальный институт называющийся семьей, характеризуется надежной моделью отношений между людьми, в пределах которого разворачивается ключевая часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение, начальная социализация детей, большая часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания.

Зарубежные социологи обсуждают семью как общественный институт при условии существования трех главных видов семейных отношений: супружество, родительство, родство. При нехватке одного из показателей употребляется понятие «семейная группа».

В сегодняшнем обществе в развитии семейных отношений выделяют нормативную модель - известную традиционными брачно-семейными отношениями. Квазисемейные модель - с другими формами брачно-семейных отношений. И особые модели, обладающие нетрадиционными формами брачно-семейных отношений (Р. Зидер, В.В. Бойко, И.С. Кон).

С.И. Голод, квалифицируя виды развития российских семей на нынешнем этапе, указывает, что семья – это «нуклеарная семья, с занятыми супругами, регулируемым числом детей. Воспитание, которых исполняется как семьей, так и обществом, но в большей степени разумными контактами с родственниками, при неизбежной ориентации всех ее членов  на другие социальные институты». По взглядам Л.Б. Шнейдера, семейная система продолжает разделяться и вызывает разнообразие ясных моделей по направлениям: материальное благосостояние, культура, детородность и технологизация.

Для всех ее членов семья является предназначенным жизненным местом, в котором течет значительная часть жизни каждого из них. Это непосредственно маленькая группа людей (в которой каждый пытается удовлетворить свои интересы, реализоваться, развивать себя) и одновременно существовать в непосредственной связи со всеми членами семьи. Для этой «экологической» системы свойственно то, что несогласованность психологических потребностей и несовместимость способов их удовлетворения ведет к распаду семьи.

Образно говоря, каждый член семьи занимает явную «экологическую нишу» (проделывает четко обязательные функции для сохранения баланса системы). Семья – развивающий коллектив, и никто функций семьи сменить не может. «Наша семья, - говорил А.С.Макаренко, - не является закрытым коллективом. Она основывает неотъемлемую часть советского общества...» Характерность семьи замечается в ее общественной ориентации. Общественная ориентация семьи в явной мере зависит от направленности личности родителей. В психологии под направленностью личности понимают главные важнейшие интересы, установки, взгляды, замыслы, желания, мечты, идеалы и др. Иначе говоря, направленность семейного коллектива обозначает то, к чему тяготеет семейный коллектив, что стимулирует его активность.

В сущности осознанных и неосознанных мотивов поведения семейного коллектива находятся те или иные интересы, которые являются основой активности любой деятельности людей. В семейном коллективе могут выявиться стихийные побуждения в воспитании детей, или осознанные мотивы. В первом случае воспитание детей примет случайное направление (может сопровождаться упущениями, неудачами). Во втором случае больше признаков рассчитать, что воспитание примет верное направление, дающее положительные результаты.

Признанные основания в семье обнаруживаются в том, что дошкольники вместе с взрослыми членами семьи, кроме исполнения собственных трудовых обязанностей принимают участие и в общественной деятельности.

Почти всегда родители жалуются на то, что у них не хватает времени на воспитание дошкольника, так как они изредка бывают дома. Сразу припоминаются слова А.С.Макаренко: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка дошкольника только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его во всякий момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома... Актуальная сущность воспитательной работы состоит совсем не в прямом влиянии на дошкольника, а в организации вашей семьи, вашей личной и общественной жизни, и в формировании жизни дошкольника».

Конечно, родители ежеминутно должны быть озадачены тем, как необходимо организовать жизнь дошкольника, какие привычки и убеждения мы будем у него формировать.

Всегда родители пытаются все лучшее отдавать детям. Но часто переходим границы! Требовать от дошкольника надо, чтобы он считался с желаниями других, чтобы он привыкал видеть, что приятные вещи предназначены не только ему, но и другим.

Семья - это школа чувств. Психологами отмечено, что дети, воспитанные с ранних лет без ласки, внимания, при нехватке между родителями любви и согласия, вырастают эмоционально ущербными. Мир их чувств – неполный и замедленный даже в подростковом и юношеском возрасте (в те годы, когда перед молодежью раскрывается богатый и жизнеутверждающий мир чувств и переживаний). Чем раньше, тем лучше, именно с детства нужно научить любить и ненавидеть. Ребенок с первых шагов не должен быть безразличным. Не можете вы научить дошкольника, как действовать во всех случаях жизни, но если вы его научили чувствовать и переживать, он, подумавши, найдет точный выход.

Характерное значение структуре семьи как воспитательному коллективу придавал А.С.Макаренко. Он ввел понятие «полная семья». Понимая под этим такую семью, которая имеет отца и мать, несколько детей, все они живут дружно, заботясь, друг о друге. От того какая семья, полная или не полная, зависит и воспитание. К примеру, воспитывать одного ребенка гораздо тяжелее, чем нескольких детей. Все дело в том, насколько родители готовы к такому воспитанию, чтобы избежать возникновения у ребенка самолюбия, индивидуализма и других качеств. Которые могут сформироваться при воспитании всего одного ребенка в семье. Если в семье несколько детей, то старшие могут выступать в роли пособников родителей в воспитании младших детей.

Более трудные условия воспитания детей начинаются, когда в семье не имеется кто-то из родителей. Главным образом, если уход из семьи отца или матери сопровождается скандалами. Подобные конфликты всегда оставляют незабываемый след в душе ребенка, губительно сказываясь на его формировании.

Есть достаточно семей, где матери необходимо одной воспитывать детей. При сосредоточенном и серьезном подходе к воспитанию она зачастую показывает высокие идеалы этого воспитания.

Не каждый раз, получается, скрыть расхождения между родителями. Но все трудности можно определить, сохраняясь близкими, любящими друг друга людьми. В таком случае не пугающе, если вы «на виду» у ребенка решите свои противоречия. Вероятно, исход не будет плохим. И собственно эти минуты станут для вашего ребенка в частности и не простым, но важным уроком зрелости, нравственности в человеческих отношениях.

Кроме родителей и детей в семейный коллектив, могут входить и другие члены семьи: бабушка, дедушка и др. Глобальности семейных отношений не возможно там, где к самому старшему поколению - дедушке, бабушке - не отзываются с уважением дети и внуки. Позволительно,  сказать, что наши дети будут обращаться к нам так же, как мы обращаемся со своими родителями.

Нужно отводить ребенку дошкольнику место младшего члена семейного коллектива. Характер семейных отношений должен с самых ранних лет формировать в ребенке ощущение ответственности за свое поведение перед семейным коллективом.

Дошкольник должен чувствовать, что семья переживает вместе с ним его радости и неудачи, а не ждет от него хорошего поведения. В таком случае, что все будет учтено и ничто не пройдет мимо внимания членов его семьи. Конечно, и в этом случае потребности семьи должны найти помощь в мотивах ребенка.

Будучи первоначальной ячейкой общества, семья исполняет функции, ценные для общества и нужные для жизни каждого человека. Осуществляют разные функции воспитания мать и отец. Которые определены большим рядом причин образованными социальными нормами поведения, исторического и культурного свойства. Под функциями семьи понимают направления деятельности семейного коллектива или отдельных его членов, показывающие социальную роль и содержание семьи.

На функции семьи воздействуют такие факторы, как потребности общества, семейное право, нормы морали, реальная помощь государства семьи. В связи с этим на протяжении истории человечества функции семьи не сохраняются неизменными: со временем возникают новые, исчезают или заполняются другим содержанием ранее возникшие. В настоящий момент нет установленной классификации функций семьи. Ряд авторов, основываясь на концепцию системного подхода (И.С. Кон, Л.В. Попова, Э.Г. Эйдмиллер, А.А. Короник, В.В. Столин и другие), выдвигают функционально-ролевую структуру семьи, супружеские отношения, жизненный цикл семьи. Зато исследователи единогласны в определении таких функций семьи, как продолжение рода (репродуктивная), хозяйственная, восстановительная (рекреативная), воспитательная.

Функция продолжения рода – это биологическое воспроизведение и сбережение потомства, продолжение человеческого рода. Вложенный природой инстинкт продолжения рода трансформируется у человека в необходимость иметь детей, беспокоиться о них, воспитывать.

Хозяйственная функция оснащает различные хозяйственные надобности семьи. Организованная, плодотворная хозяйственная деятельность семьи основным образом модифицирует психический климат в семье, позволяет объективно удовлетворять потребности всех ее членов. Правильное назначение функций по ведению домашнего хозяйства между членами семьи является выгодным условием для нравственного и трудового воспитания детей.

Функция организации досуга имеет своей целью возрождение и подкрепление здоровья, удовлетворение разных духовных потребностей членов семьи. Восстановительная роль семьи обеспечивается человеческими  связями, условием доверительности, вероятностью получить от близких людей глубокий комплекс сочувствия, участия, отзывчивости. Без чего не может быть насыщенной жизни. Тем более ценно для детей, наиболее сильно нуждающихся в чувствительной поддержке взрослых. Характерная роль принадлежит досугу, искусно организованному и нацеленному на содействие семьи как единой системы. Семейный досуг должен быть содержательным, совершать совершенствующее влияние на всех членов семьи, доставлять радость всей семье.

Воспитательная функция – главная функция семьи, заключающаяся в духовном выражении населения. Воспитываются в семье не только дети, но и взрослые. Так как воспитание – весьма глубокий, двусторонне ориентированный процесс.

И.В. Гребенников обращает внимание на три аспекта воспитательной функции семьи.

1. Воспитание ребенка, развитие его личности, формирование способностей. Семья выступает проводником между ребенком и обществом, служит передаче ему социального опыта. Ребенок изучает принятые в нынешнем обществе нормы и формы поведения, нравственные ценности через внутрисемейное общение. Семья действительно самый действенный воспитатель, главным образом впервые годы жизни ребенка.

2. Правильное воспитательное действие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. В каждой семье складывается своя особая система воспитания, фундамент которой составляет те или иные ценностные ориентации. Вырабатывается особое «семейное кредо» - так разумеется в нашей семье не делают, в нашей семье поступают по-другому. В зависимости от  кредо, семейный коллектив выражает требования к своим членам, производя некоторое воздействие. Постепенно воспитание принимает различные формы, но не оставляет человека в течение всей его жизни.

3. Непрерывное воздействие детей на родителей, подталкивающее их к самовоспитанию. Родителям нужно непрерывно самосовершенствоваться, заниматься самовоспитанием, чтобы быть хорошими воспитателями для своих детей. Пусть даже если они не хотят этого, дошкольник неизбежно социализирует окружающих его близких, стараясь создать удобный и приятный для себя мир, распространять социальный мир родителей и их кругозор.

Между функциями содержится сильная связь, взаимозависимость, взаимодополняемость. Из-за этого какие-либо нарушения в одной из них обнаруживаются и на исполнении других. Социально-экономические изменения, протекающие в обществе, также вносят изменения в функции семьи. Ю. Хямяляйнен (1993) делает вывод, в зависимости от этапа семейных отношений, и от периода становления и развития функция семьи постоянно меняется.

Анализ литературы свидетельствует, что главное воздействие на развитие личности ребенка оказывает семья. Ни с чем не похоже ее влияние на развитие ребенка. Не только дарит человеку жизнь семья, но это и, то место, где человек получает свой первый социальный опыт, делает первые шаги, говорит первые слова.

Воздействие  семьи на развитие личности различно в зависимости от  индивидуальных качеств членов семьи и стиля взаимодействия. Собственно семья, больше всего, призвана удовлетворить спрос своих членов в признании, уважении, оказать эмоциональную защиту психологическую поддержку. К сожалению, не каждая семья остается способной  исполнить в достаточной степени эти важные функции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательные функции семьи и ДОУ

В данной презентации представлены формы организации работы с родителями....

Анкета для родителей: Определение взаимоотношений в семье

. Ответы могут быть разными, постарайтесь ответить честно, выразить свою точку зрения, чтобы определить взаимоотношение в семье...

Анализ и определение весомости функций управления: планирования и организации. Роль каждой их них в образовательной организации.

Анализ и определение весомости функций управления: планирования и организации. Роль каждой их них в образовательной организации....

1. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ СЕМЬИ И ДОУ

Детские годы – самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, воспитателей.Детские годы – самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависи...

Роль семьи в воспитании детей. Функции семьи

Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, дру...