"фольклор в развитии речи дошкольника"
занимательные факты (младшая группа) на тему

Хрипунова Анастасия Анатольевна

в статье представлены материалы для работы с детьми с самого раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor.docx21.67 КБ

Предварительный просмотр:

« Элементы фольклора в развитии речи дошкольного возраста».

В древние времена люди интуитивно создавали потешки, прибаутки, сказки, которые помогали в развитии речи. Родители чаще разговаривали с детьми, пели им колыбельные. Сейчас же все это ушло на второй план. Игры с мамой заменяют «безмолвные» игры в планшетах. Дети не знают сказок, да и стихотворения учат нечасто. А уж, что такое фольклор знают единицы. Поэтому знакомство детей с фольклором, считаю актуальной проблемой в современном мире.

Фольклор представляет собой словесное, устное художественное творчество, которое возникло в процессе становления, формирования речи человека. Соответственно, переоценить влияние фольклора на развитие ребенка практически невозможно.

Основная и главная цель, и задача фольклора – это развитие речи.

В этой статье мы рассмотрим  влияние сказок и потешек  в развитии речи ребенка.

Все представленные элементы фольклора характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационных нюансов - это не может не отразиться на речи ребенка. Чем раньше вы начнете знакомить малыша с фольклором, тем быстрее и лучше начнет развиваться речь у ребенка.

Одной из фольклорных форм является сказка. И она наиболее близка  и доступна ребенку.

Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.

Фольклористами выделяются 3 вида русских народных сказок. Это сказки о животных, бытовые, и волшебные.

Прекрасные и загадочные – волшебные сказки повествуют о героических подвигах, творческом труде, о внутренней и внешней красоте героев.

Издавна сказка считалась не только самым распространенным, но и необычайно любимым жанром детей. Всем хорошо известны традиционные персонажи русских сказок: Баба-яга, Василиса Премудрая, Иван-царевич, волшебные помощники (утка, заяц, медведь и другие).

Еще в утробе матери ребенок способен слышать сказки, которые родители ему рассказывают. После рождения мама поет колыбельные, потешки и, конечно, читает сказки. Сказки носят как поучительный, так и воспитательный характер.  Читая их, дети узнают о добре и зле.  Но самое главное достоинство сказок – это развитие речи. Благодаря сказкам  дети обогащают свой словарный запас, знакомятся с разными оборотами речи. Статистикой было выявлено, что у детей, которым в детстве читали сказки, речь развивалась намного быстрее и носила более благоприятный характер.

Зачастую дети, имеющие речевые нарушения в детских садах сидят на стульях и смотрят на детей, которые участвуют в драматизации сказок. На мой взгляд - это не правильно. Так у детей развиваются комплексы и просто «боязнь речи». Если грамотно подойти к образовательному процессу, то именно в обыгрывании сказок ребенок может поверить в свои силы и раскрепоститься. Ведь каждый ребенок может на утреннике выглядеть « выигрышно», если ему подобрать текс, соответствующий его развитию речи. И тем более, если он произнесет, хотя бы слово, или предложение, но от имени героя сказки, положительного результата не стоит долго ждать.

В  русско-народных сказках  обязательно присутствуют потешки и присказки. Которые очень просты в заучивании. И состоят из легко произносимых звуков. Поэтому овладеть ими могут даже самые маленькие дети.

Развитие речи напрямую зависит от той среды,  в которой воспитывается ребенок. И очень важно на самых ранних этапах развития ребенка познакомить его с потешками и прибаутками. Потешки можно подбирать подходящие к режимным моментам  жизни ребенка. Текст можно видоизменять, упрощать, делать более доступным к заучиванию и проговариванию ребенком. Так как они являются народными.  Это актуально для детей имеющих задержку или недоразвитие речи. Малыш даже может договаривать только один слог, вслед за мамой. И это уже будет хорошим стимулом к запуску речи.

Преимущества потешек:

  • Простые слоги и простая рифма:

Ва-ва-ва, ва-ва-ва

Вот вода.

  •  Присутствует ритмичность и музыкальность:

Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду

Сидит ворон на дубу.

Он играет на дуду.

Терапевтические цели:

 1.оказывают лечебный эффект

В старину, мамы  умели заговаривать болезни своих детей.

  • режутся зубки:

Раз зубок, два зубок —
Скоро Мишеньке  годок!

  • от любой боли:

У кисы заболи,
У Кати  не боли!

  • в профилактических целях.

На нашей ладони расположены проекции внутренних  и артикуляционных органов, массируя которые мы запускаем работу всего организма и  процесс развития речи.

 «Сорока-белобока».

Сорока-белобока (рисуем круги на ладони, спиралевидные движения)

Кашку варила, 

Деток кормила.
Этому дала, 
(разминаем каждый пальчик, начиная от мизинца)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала: (собираем пальцы в кулак, оставляя большой палец)
— ты  дров не пилил!
Воду не носил!

«Ладушки-ладушки» 

Когда ребенок хлопает в ладоши, то улучшается его эмоциональное состояние и  его настроение.

— Ладушки, ладушки, (хлопаем в ладоши)
Где были?
— У бабушки 
— Что ели?
— Кашку
 
— Что пили?
— Бражку. Попили, поели,
Домой, полетели!
На головку сели! (малыш дотрагивается до своей головы, тем самым знакомится  со своими частями тела)
Ладушки запели. (поем любые звуки: а-а-а)

2. развитие мелкой моторики

Малыш пальчиками выполняет простейшие комбинации, тем самым развиваем речь и умственную деятельность.)

Топ-шлеп, топ-шлеп,

То ямка, то пенек,

А вот и ручеек.

3. развитие  ритма и рифмы, что оказывает помощь ребенку в  дальнейшем освоении слоговой структуры слова и  в развитии фонематического слуха.

Главная мысль статьи – все новое, хорошо забытое старое. Давайте вспоминать наши истоки, рассказывать и придумывать сказки, потешки и прибаутки вместе с детьми. И тогда родители не будут искать «волшебной таблетки», чтобы запустить речь ребенка. Все  будет происходить естественным путем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль фольклора в развитии речи дошкольников

Мой опыт работы ро развитию речи дошкольников...

Использование фольклора в развитии речи дошкольников

     Фольклор по - английски означает: народная мудрость, народное знание. это традиционное искусство. фольклорные богатства - песни, сказки, былины, пословицы, загадки - это бог...

Консультация "Роль фольклора в развитии речи дошкольников."

1) Фольклор как средство развития речи.2) Воспитание звуковой культуры речи с помощью различных русского фольклора.3) Формирование заучной речи с помощью озвучивания и обыгрывания фольклорного текста....

Роль фольклора в развитии речи дошкольников.

Детский фольклор — это особенная часть народной культуры, которая играет важнейшую роль в жизни каждого народа. Произведения фольклора имеют важнейшее значение в становлении и развитии личности каждог...

Влияние малых форм фольклора на развитие речи дошкольников

Фольклор – это народное творчество, душа русского искусства, музыки. Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями устного народного творчества.Цель работы: формирование г...

Беседа с родителями на тему: «Народный фольклор в развитии речи дошкольников»

Фольклор – уникальная самобытная культура наших предков, благодаря которой осуществляется преемственность поколений, их приобщение к национальным жизненным истокам. Это бесценный дар памяти поко...