Влияние системы Ф.Фребеля на развитие дошкольников
консультация на тему

Мандыбура Наталия Александровна

Короткий обзор теоретических положений педагогической системы Ф.Фребеля

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние системы Фридриха Фребеля на развитие детей дошкольного возраста

Мандыбура Н.А.

Воспитатель МАДОУ д/с № 42

Наш сад является региональной площадкой осуществления инновационной деятельности, а именно – мы участвуем в проекте  «Развитие творческого потенциала личности дошкольников в контексте внедрения ФГОС дошкольного образования .

Одной из основных образовательных программ дошкольного образования, реализующих концепцию инновационного, развивающего образования, является программа «Тропинки» (под ред Владимира Товиевича Кудрявцева).

Творческое воображение – центральное психологическое «завоевание» дошкольного детства (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов). Поэтому его формирование внутри различных видов детской деятельности обеспечивает становление психики ребенка в целом. Это и служит отправным пунктом программы. Как показывают исследования разработчиков программы (В.Т. Кудрявцев и др.), следствия развития воображения у дошкольников весьма разнообразны. Это не только высокие творческие достижения в изобразительной, музыкально-исполнительской деятельности или конструировании, но и полноценная готовность к школьному обучению и даже высокие эффекты психолого-коррекционной и оздоровительной работы с детьми, а также многое другое. Воображение - универсальное свойство, пронизывающее всю жизнь ребенка, включая такие сферы жизни, как повседневное общение со взрослыми и сверстниками, игры, элементарное детское экспериментирование, чтение художественной литературы, обязательно – учение. Таким образом определяются образовательные эффекты работы по развитию воображения не как специальной, а как универсальной способности.

Одним из наиболее эффективных и полных средств развития творческого воображения дошкольника является дидактический материал «Дары Фребеля».

Фридрих Фребель – немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания, создатель понятия «детский сад».

Детские сады заняли ведущее положение в системе дошкольного воспитания во многих странах. Ф. Фребель впервые в истории дошкольной педагогики дал целостную, методически детально разработанную, оснащённую практическими пособиями систему общественного дошкольного воспитания. Способствовал выделению дошкольной педагогики в самостоятельную область знания.

Фребель является основателем первых детских садов, задача которых, в отличие от детских приютов, заключалась в обучении и воспитании детей. Основная цель детских садов Фребеля состояла в содействии развитию природных способностей ребенка: дети растут как цветы (отсюда термин «детский сад») и задача воспитателей в том, чтобы заботиться о них и способствовать их наиболее полному раскрытию. В системе Фребеля главный акцент делается на активности самого ребенка, на необходимости побуждения и организации его собственной деятельности. Поэтому в воспитании детей дошкольного возраста подчеркивается огромное воспитательное и образовательное значение игры. 

Образовательная область «Физическое развитие»

  1. Развитие аккуратности в движениях и перемещениях.
  2. Развитие игровой деятельности.
  3. Развитие интереса к совместным подвижным игра.
  4. Развитие основных движений и двигательной активности
  5. Развитие самостоятельности , инициативности.
  1. Профилактика психосоматических нарушений.
  2. Развитие эмоционального опыта.
  3. Развитие игровой деятельности.
  4. Развитие мелкой моторики, мышления, воображения.
  5. Развитие представлений о себе, о своем теле.
  6. Формирование первичных представлений о здоровье и здоровом образе жизни.

Образовательная область «Познавательное развитие»

  1. Развитие восприятия, мышления, речи, внимания, памяти.
  2. Развитие игровой деятельности.
  3. Развитие познавательно-исследовательской деятельности.
  4. Развитие сенсорных навыков.
  5. Расширение кругозора.
  6. Развитие элементарных математических представлений.

Образовательная область«Социально-коммуникативное  и речевое развитие »

  1. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.
  2. Развитие всех компонентов устной речи детей  в различных формах и видах детской деятельности.
  3. Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
  4. Знакомство с безопасным поведением на дороге.
  5. Развитие координации движений, мышления.
  6. Создание условий для освоения способов безопасного поведения в стандартных и нестандартных опасных ситуациях.
  7. Формирование предпосылок экологического сознания.
  8. Формирование первоначальных  представлений о необходимости соблюдения правил дорожного движения.
  9. Развитие мелкой моторики, воображения, мышления.
  10. Развитие гендерных представлений.
  11. Развитие интереса к совместным играм.
  12. Развитие коммуникативных навыков.
  13. Развитие представлений о себе, о своей группе.
  14. Развитие умений выполнять действия, придумывать и развивать игровые сюжеты.
  15. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие »

  1. Знакомство с основами композиции.
  2. Обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира.
  3. Обучение элементарным способам сотрудничества, коммуникации.
  4. Развитие аккуратности.
  5. Формирование у детей интереса к изобразительному творчеству.
  6. Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений.
  7. Развитие литературной речи.
  8. Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
  9. Развитие внимания, зрительской культуры, координации движений, мелкой моторики.
  10. Развитие и обогащение умения импровизировать с простейшими музыкально-художественными образами в музыкальных играх и танцах в  процессе совместной деятельности педагога и детей.

Обучение детей в детских садах Фребеля построено на системе игр с конкретным дидактическим материалом. Фребель разработал свой дидактический материал (так наз. «дары Фребеля»), куда входили предметы, различающиеся по цвету, форме, величине и по способу действия с ними

В раннем понятийном развитии основы математики перекрещиваются с другими областями знания, особенно с языком и логикой. Мы выделяем следующие восемь математических понятий для детей раннего возраста: 
· Взаимно однозначное соответствие подразумевает размещение объектов в прямом отношении друг к другу: одна булочка для каждого ребёнка или одна подушка для каждой детской кроватки. 
· Сериация включает в себя способность устанавливать предметы по порядку, сначала по размеру (от самых маленьких до самых больших), а затем по числу. Для того, чтобы сделать последнее, ребёнок должен знать цифры и уметь приписывать им количество. 
· Счёт включает способность продемонстрировать понимание числа и количества. Он предполагает также ответить на вопрос: «Какое это число?» и «Какое идёт следующим?» 
· Вычисление – это процесс сложения и вычитания, производимый на конкретном материале. 
· Классификация включает способность сортировать предметы по их свойствам (например, по цвету, форме, размеру). Она подразумевает способность отвечать на вопрос: «Почему всё это собрано вместе?». 
· Измерение – это процесс нахождения количества стандартных единиц в предмете. 
· Сравнение подразумевает способность определять посредством измерения, что один предмет больше, меньше или равен другому. 
· Геометрия – это изучение пространственных взаимоотношений. Для маленьких детей это означает изучение объектов и их взаимоотношений, а также распознавание форм и повторяющихся последовательностей (паттернов). 
· Паттерн (повторяющаяся последовательность) – это тема, связующая разделы математики. Она помогает детям видеть связи, отношения, делать обобщения и предвидеть. Освоение понятия паттерн даёт детям понимание присущих паттернам предсказуемости и повторяемости. Паттерны представляют базовые единицы: жёлтый – красный, жёлтый – красный. Дети должны опробовать регулярность и повторяемость в действии, цвете, местоположении и количестве. Дети описывают, продолжают, переносят, переводят и создают паттерны. 
Для когнитивного развития важны три основных процесса, связанных с обработкой информации, а именно – внимание, восприятие и память.

Итак, Ф. Фребель определил свой дидактический материал отправной точкой в умственном развитии ребенка, в частности математического мышления. Разработал ряд методических правил организации игр детей с «дарами», указывая которые воспитатели могут формировать у дошкольника элементарные математические представления о пространстве, числе, геометрических фигурах, форме предметов, времени.

Таким образом, произведено теоретическиое обоснование необходимости, целесообразности и эффективности методики использования фребелевских материалов в работе с детьми дошкольного возраста. Данные действия могут быть отправной точкой в умственном развитии ребенка, а эффективность можно обеспечить следующими условиями: наличием различных материалов для использования в образовательном процессе дошкольного учебного заведения; знание методики использования фребелевских материалов в работе с детьми; подготовка специалистов-воспитателей со знанием методики использования фребелевских дидактических игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Влияние художественных средств на всестороннее развитие дошкольника»

Мы до сих пор мало знаем и, скорее всего, недооцениваем возможности индивидуального контакта человека с искусством, его влияние на отдельную личность. А ведь когда-то искусство было тесно связан...

Система заданий по математическому развитию дошкольников с ОВЗ

В современном мире проблема социального развития детей становится одной из актуальных. Педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно следить, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенны...

Игровой набор «Дары Фребеля» в развитии дошкольников

В соответствии с ФГОС ДО образовательный процесс должен строиться на эффективных формах работы с детьми дошкольного возраста. А основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом дея...

Мастер – класс для педагогов «Система работы по речевому развитию дошкольников с использованием нетрадиционных методик»

Матсер-класс для воспитателей ДОУ по речевому развитию. Презентация. Приложения....

«Система работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС ДО»

Эффективные формы работы, как компоненты, благоприятной речевой среды, способствующие содержательной жизни детей в детском саду, которые обогащают и активизируют их речь....

Консультация для родителей на тему: "Влияние подвижных игр на всестороннее развитие дошкольников". Развитие физических качеств через подвижную игру

Подвижная игра – одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста, характерная особенность которой – комплексное воздействие на организм и личность ребенка....