«Система работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС ДО»
материал по развитию речи
Эффективные формы работы, как компоненты, благоприятной речевой среды, способствующие содержательной жизни детей в детском саду, которые обогащают и активизируют их речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_pedagogov_po_razvitiyu_rechi_doshkolnikov_avtosohranennyy.docx | 22.75 КБ |
Предварительный просмотр:
«Система работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС ДО»
Доброе утро, уважаемые коллеги!
Целью нашей встречи является создание информационного пространства для обмена педагогического опыта и повышения мастерства педагогов по речевому развитию дошкольников.
Почему мы данной теме уделяем такое большое внимание?
Ответ очевиден, анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями. И наш детский сад не исключение.
В соответствии с этим:
Формирование правильной речи ребенка, т.е это когда ребенок свободно пользуется родным языком в непосредственном общении с окружающими людьми, правильно и понятно для слушателей выражает свои мысли в устной речи, является одной из основных задач дошкольного образования.
С целью целенаправленного поэтапного решения данной проблемы ежегодно в годовой план ДОУ включаются задачи речевого развития дошкольников. И это способствует оптимизации, совершенствованию системы работы по направлению речевого развития дошкольников, включающую в себя ряд взаимосвязанных компонентов:
Сегодня мы представляем эффективные формы работы, как компоненты, благоприятной речевой среды, способствующие содержательной жизни детей в детском саду, которые обогащают и активизируют их речь.
Для успешного и эффективного решения поставленных задач в учреждении проводится:
Речевые пятиминутки, занятия логопедические, логоримика, театральный фестиваль, литературный час, речевые газеты.
1. Речевые пятиминутки
Речевые пятиминутки в нашем детском саду является обязательным элементом режима дня, проводится ежедневно в определенное время. (видео)
2. Основной формой работы по речевому развитию детей является – занятие.
На занятиях по речевому развитию педагоги используют пособие Гербовой Валентины Викторовны «Развитие речи в детском саду» по реализации задач комплексной программы «От рождения до школы» под редакцией Вераксы, Комаровой, Васильевой.
Также проводятся занятия по речевому развитию учителем-логопедом в рамках реализации парциальной программы по профилактике и коррекции нарушений в развитии устной речи детей дошкольного возраста – 1 раз в неделю начиная со второй младшей группы.
3. Особое внимание уделяется обновлению содержания образовательной деятельности путём использования современных образовательных технологий по речевому развитию дошкольников.
В работе с детьми по речевому развитию, начиная со 2 младшей группы, используем такую технологию как Логоритмика.
Данная технология реализуется через игровую деятельность в режиме дня после сна в каждой возрастной группе 1 раз в неделю.
4. Успешному и эффективному решению поставленных задач по речевому развитию, несомненно, влияет развивающая предметно- пространственная среда.
Во всех возрастных группах учреждения оформлены речевые-развивающие уголки. Наполнение речевых центров соответствует программным задачам данной возрастной группы. Наша цель показать Вам особенности каждого речевого центра в соответствии с задачами возрастной группы и проследить как меняется содержание центров в зависимости от речевых задач.
Педагоги каждой возрастной группы проговаривают основные речевые задачи и представляют дидактические игры в речевых уголках, которые соответствуют реализуемым задачам данной возрастной группы по речевому развитию.
5. Презентация формы работы «Театральный фестиваль»
Театрализованная деятельность в нашем образовательном учреждении является неотъемлемой частью развития дошкольников и является обязательным элементом режима дня, проводится ежедневно после сна.
И в конце каждого квартала в ДОУ проводится театральный фестиваль. Этой традиции уже третий год.
Театральный фестиваль проводится в соответствии с положением один раз в квартал.
Целью фестиваля является создание условий для развития и совершенствования речи у детей дошкольного возраста, средствами театрального искусства.
Участвуют в нем все возрастные группы дошкольного учреждения, каждая группа готовит постановку. Опыт проведения театрального фестиваля показывает, что нет возрастных ограничений для фестивальных мероприятий в детском саду. Каждая возрастная группа способна показать спектакль. Главное, это соответствие выбранного произведения возрасту исполнителей.
Начинается фестиваль традиционно с открытия – общего праздника для всех, с играми, аттракционами, мини сценками. Затем каждый вечер одна из групп показывает свой спектакль, на который приглашаются дети из других групп и родители. Репертуар подбирается в соответствии с возрастом и темой фестиваля. Репертуар юных артистов (1-ая, и 2-ая младшие группы) - это короткие сказки, потешки, песенки. Старшие дошкольники представляют же не только сказки, а и художественные произведения: басни, сказы, рассказы – наполняя своё выступление музыкально-танцевальными номерами.
Замечательные выступления детей всегда сопровождаются бурей эмоций и громкими аплодисментами зрителей. В последний день вновь проводится общий праздник для всех детей, вручаются медальки, сертификаты. Длится обычно наш фестиваль 3-4 дня.
Особенностью фестиваля является то, что исполнителями главных ролей являются дети с нарушениями речи, тем самым это помогает детям раскрепоститься, формирует у них коммуникативные умения, повышает самооценку, эффективнее развивается речь.
6. Формы взаимодействия с семьями воспитанников по речевому развитию детей:
В детском саду мы ежедневно читаем детям, очень хотелось, чтобы и родители ежедневно читали детям сказки, рассказы и другие художественные произведения, находили, несмотря на всю свою занятость, на это время.
Ни для кого не секрет, что формирование стойкого интереса к слушанию, а затем и к чтению начинается с раннего детства в семье и основа его – привычка родителей читать ребенку.
Удачной находкой в работе с родителями в этом направлении является такая форма как «Литературный час» по приобщению дошкольников к художественной литературе.
Родителям была предложена такая форма работы, и они все с удовольствием откликнулись на приглашение и приняли участие в «Литературном часе».
Воспитатели заранее договариваются с одной из мам или бабушкой о том, что она придёт в детский сад и проведет с детьми вечер. Педагоги помогают маме, бабушке выбрать наиболее приемлемую для неё форму проведения: рассказывание сказки с использованием фланелеграфа, настольного театра, чтение сказки с рассматриванием иллюстраций или показ кукольного спектакля за ширмой или инсценировка произведения.
С мамами проводится предварительная работа: вместе с педагогами обсуждается сказка, какие интересные методы и приёмы можно использовать при ее воспроизведении.
Такие вечера планируются один раз в месяц в каждой возрастной группе, это мероприятие проводится после сна.
Дети ждут этих встреч, а как ждут этих вечеров мамочки, чтобы окунуться в атмосферу детства, побыть рядом со своим ребенком.
7. С этого учебного года мы начали использовать новую для нас продуктивную форму общения с семьёй.
Речевая газета - эта форма взаимодействия педагогов с семьями популярна как у детей, так и у родителей.
Содержание газет определяется актуальными на данный момент вопросами речевого развития детей конкретной группы и может быть посвящено решению одной из речевых задач.
Вниманию родителей представлены рекомендации, советы по совершенствованию речи детей, игровые упражнения, направленные на формирование коммуникативных навыков, развитие диалогической речи, подготовки руки к письму. В газетах приводится различный практический материал: игры, ребусы, художественные произведения, речевое творчество детей.
Обязательным условием выпуска речевых газет является их интерактивный характер. Интерактивность заключается в том, что материал, размещенный в газете, побуждает родителей к активному взаимодействию с детьми и педагогами, предполагает обратную связь.
Такая форма работы как Речевая газета - надеемся, будет результативна, поможет педагогам привлечь внимание взрослых к речевому развитию дошкольников, обучить и развить детей играя, объединить детей и родителей на основе общих интересов.
Вашему вниманию были представлены элементы, представляющие собой целостное образование, т. е систему. речевого развития в нашем детском саду.
И надеемся, что наш опыт работы будет востребован, и многие возьмут на вооружение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС ДО
Формы работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС ДО...
Формы работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС ДО
Формы работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС ДО...
«Формы работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС ДО»
В педагогической практике все методы и приемы речевого развития используются комплексно в зависимости от задач, содержания ООД, подготовленности детей, их возрастных...
"Формы работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС ДО"
Данная консультация раскрывает формы речевого развития детей, а так же формы организации педагогического процеса, благодаря которым обеспечивается развитие саморазвитие личности ребенка...
Презентация "Формы работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС ДО"
владение речью как средством общения и культуры;обогащение активного словаря;развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи;развитие речевого творчества;развитие звуково...
Сообщение на тему: "Формирование работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС ДО"
quot;Формы работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС ДО"...