"Ирга, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста"
консультация (старшая группа) на тему

АВДЕЕВА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА

Материал подобран для консультации родителей. С примерными играми для проведения прятных вечеров вместе с ребенком.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра -  как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

   В дошкольном образовании математика – это не предмет в чистом виде, а развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста и формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста. В данном возрасте ведущий вид деятельности – игра, поэтому весь образовательный процесс в ДОУ строится на основе игр.

   Характеристика игры как ведущего вида деятельности в дошкольном детстве

  • Игра как ведущий вид деятельности вызывает качественные изменения у дошкольников
  • Дети в игре отражают окружающее их многообразие действительности и взаимоотношения людей в ней.
  • Игровая деятельность дошкольников влияет на формирование производительности психических процессов.
  • Игровая ситуация и действие в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности детей.
  • Игра в дошкольном детстве влияет на развитие личности ребенка, его чувств и воли, формирует основные навыки общения.
  • Игра решает такие задачи, как развитие мышления, памяти, внимания, воображения, наблюдательности.

Сюжетно – ролевая игра в математическом развитии дошкольников:

  • Средство углубления интереса и потребности в математических знаниях.
  • Средство зоны ближайшего развития ребенка.
  • Выполнение действий в воображаемой ситуации.
  • Способ побуждения к творчеству и самостоятельности.
  • Сравнение предметов по различным признакам; сравнение групп предметов; навыки счета, сравнение смежных чисел.
  • Средство формирования простейших геометрических представлений о геометрических фигурах; взаимном расположении предметов в пространстве, знании порядковых чисел.

Дидактическая игра имеет познавательную направленность:

  • Развивает индивидуальные способности к математике;
  • Воспитывает познавательную активность;
  • Вызывает интерес у детей к математике;
  • Способствует обобщению и закреплению математических представлений детей дошкольного возраста;
  • Обеспечивает динамичность и продуктивность мышления;
  • Развивает память, внимание, логику мышления.

Задачи развития элементарных математических представлений у детей 5 лет:

  • Сравнивать совокупности на основе взаимного однозначного соответствия: «много», «мало», «один», развивать представления о равенстве групп предметов;
  • Упражнять с помощью счета определять количество, различать процесс счета и его итог ( в пределах 5 – 10);
  • Упражнять в сравнении предметов по длине, ширине, высоте, толщине, различать и называть форму предметов;
  • Развивать элементарные представления о времени и пространстве, определять направления движения и положения предметов относительно себя, различать и называть «день – ночь», «утро – вечер».

Возрастные возможности детей:

  • Употребляют в речи имена числительные;
  • Умеют находить сходство и различие предметов, группируя их;
  • Чувствуют движение, время;
  • Имеют представление о количественных отношениях;
  • Определяют свое положение в пространстве и положение других предметов относительно себя;
  • Имеют представления о сохранении количества.

Игровое задание «Построй домик»

Из приготовленных заранее цветных прямоугольников и треугольников дети строят домик, называя, где какая фигура находится

Задачи:

  • Сравнивать геометрические формы, называть их относительные признаки;
  • Развивать воображение,

Варианты:

  • Построй парусную лодку из геометрических фигур (данных);
  • Морской катер;
  • Вагон из фигур;
  • Поезд из фигур.

Игровое задание «Бабочки»

Задачи:

  • Закреплять навыки счета;
  • Закреплять понятия «слева», «справа», «вверху», «внизу», «между», «над», «под»;
  • Развивать внимание.

Каждому ребенку раздается по одной коробочке с бабочками желтого и красного цвета. Педагог показывает им карточки с разными цифрами и просит такое же количество бабочек достать из коробочки.

Игра сопровождается вопросами:

Каких бабочек больше, а каких меньше;

Что нужно сделать, чтобы их стало поровну?

Можно использовать такие понятия, как «рядом», «выше», «ниже» и др.

Игровое задание «Хлопки»

Задачи:

Закреплять понятия «большой», «короткий», «маленький», «длинный».

Материалы: три карандаша, разного размера и цвета; три книги разные по толщине; три картинки слон, зайчик, бабочка.

Игра сопровождается вопросами:

  • Какого цвета карандаш самый длинный;
  • Какой карандаш короткий;
  • Какая книга тонкая;
  • Какая книга толстая;
  • Какие звери одинакового размера
  • Какой зверь больше, а какой меньше;

Если фраза, произносимая взрослым неправильная – дети хлопают в ладоши один раз, если же правильная – дети не хлопают.

Игровое задание «Сравни и запомни»

Задачи: формировать умение осуществлять анализ способа расположения фигур на наглядной основе;

Закреплять представления о геометрических фигурах.

Играют двое. Каждый из игроков должен внимательно рассмотреть свою табличку с изображением геометрических фигур, найти закономерность в их расположении, а затем заполнить пустые клеточки со знаками вопроса, положив  в них нужную фигуру.

Выигрывает тот, кто правильно и быстро справиться с заданием.

Набор геометрических фигур


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Статья о влиянии  дидактических игр на развитие элементарных математических представлений...

Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей  дошкольного возраста...

Консультация на тему: «Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».

Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста....

Проект «Развивающие игры как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».

Подборка игр, упражнений и заданий, направленных на формирование элементарных математических представлений старшего дошкольного возраста...

Консультация для педагогов «Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов«Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»...