"Ирга, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста"
консультация (старшая группа) на тему
Материал подобран для консультации родителей. С примерными играми для проведения прятных вечеров вместе с ребенком.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Игра - как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
В дошкольном образовании математика – это не предмет в чистом виде, а развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста и формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста. В данном возрасте ведущий вид деятельности – игра, поэтому весь образовательный процесс в ДОУ строится на основе игр.
Характеристика игры как ведущего вида деятельности в дошкольном детстве
- Игра как ведущий вид деятельности вызывает качественные изменения у дошкольников
- Дети в игре отражают окружающее их многообразие действительности и взаимоотношения людей в ней.
- Игровая деятельность дошкольников влияет на формирование производительности психических процессов.
- Игровая ситуация и действие в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности детей.
- Игра в дошкольном детстве влияет на развитие личности ребенка, его чувств и воли, формирует основные навыки общения.
- Игра решает такие задачи, как развитие мышления, памяти, внимания, воображения, наблюдательности.
Сюжетно – ролевая игра в математическом развитии дошкольников:
- Средство углубления интереса и потребности в математических знаниях.
- Средство зоны ближайшего развития ребенка.
- Выполнение действий в воображаемой ситуации.
- Способ побуждения к творчеству и самостоятельности.
- Сравнение предметов по различным признакам; сравнение групп предметов; навыки счета, сравнение смежных чисел.
- Средство формирования простейших геометрических представлений о геометрических фигурах; взаимном расположении предметов в пространстве, знании порядковых чисел.
Дидактическая игра имеет познавательную направленность:
- Развивает индивидуальные способности к математике;
- Воспитывает познавательную активность;
- Вызывает интерес у детей к математике;
- Способствует обобщению и закреплению математических представлений детей дошкольного возраста;
- Обеспечивает динамичность и продуктивность мышления;
- Развивает память, внимание, логику мышления.
Задачи развития элементарных математических представлений у детей 5 лет:
- Сравнивать совокупности на основе взаимного однозначного соответствия: «много», «мало», «один», развивать представления о равенстве групп предметов;
- Упражнять с помощью счета определять количество, различать процесс счета и его итог ( в пределах 5 – 10);
- Упражнять в сравнении предметов по длине, ширине, высоте, толщине, различать и называть форму предметов;
- Развивать элементарные представления о времени и пространстве, определять направления движения и положения предметов относительно себя, различать и называть «день – ночь», «утро – вечер».
Возрастные возможности детей:
- Употребляют в речи имена числительные;
- Умеют находить сходство и различие предметов, группируя их;
- Чувствуют движение, время;
- Имеют представление о количественных отношениях;
- Определяют свое положение в пространстве и положение других предметов относительно себя;
- Имеют представления о сохранении количества.
Игровое задание «Построй домик»
Из приготовленных заранее цветных прямоугольников и треугольников дети строят домик, называя, где какая фигура находится
Задачи:
- Сравнивать геометрические формы, называть их относительные признаки;
- Развивать воображение,
Варианты:
- Построй парусную лодку из геометрических фигур (данных);
- Морской катер;
- Вагон из фигур;
- Поезд из фигур.
Игровое задание «Бабочки»
Задачи:
- Закреплять навыки счета;
- Закреплять понятия «слева», «справа», «вверху», «внизу», «между», «над», «под»;
- Развивать внимание.
Каждому ребенку раздается по одной коробочке с бабочками желтого и красного цвета. Педагог показывает им карточки с разными цифрами и просит такое же количество бабочек достать из коробочки.
Игра сопровождается вопросами:
Каких бабочек больше, а каких меньше;
Что нужно сделать, чтобы их стало поровну?
Можно использовать такие понятия, как «рядом», «выше», «ниже» и др.
Игровое задание «Хлопки»
Задачи:
Закреплять понятия «большой», «короткий», «маленький», «длинный».
Материалы: три карандаша, разного размера и цвета; три книги разные по толщине; три картинки слон, зайчик, бабочка.
Игра сопровождается вопросами:
- Какого цвета карандаш самый длинный;
- Какой карандаш короткий;
- Какая книга тонкая;
- Какая книга толстая;
- Какие звери одинакового размера
- Какой зверь больше, а какой меньше;
Если фраза, произносимая взрослым неправильная – дети хлопают в ладоши один раз, если же правильная – дети не хлопают.
Игровое задание «Сравни и запомни»
Задачи: формировать умение осуществлять анализ способа расположения фигур на наглядной основе;
Закреплять представления о геометрических фигурах.
Играют двое. Каждый из игроков должен внимательно рассмотреть свою табличку с изображением геометрических фигур, найти закономерность в их расположении, а затем заполнить пустые клеточки со знаками вопроса, положив в них нужную фигуру.
Выигрывает тот, кто правильно и быстро справиться с заданием.
Набор геометрических фигур
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
Статья о влиянии дидактических игр на развитие элементарных математических представлений...
Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста...
Консультация на тему: «Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».
Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста....
Педагогический проект «Развивающие игры как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
Педагогический проект ...
Семинар -практикум для воспитателей "Игра как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста"
Семинар-практикум...
Проект «Развивающие игры как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».
Подборка игр, упражнений и заданий, направленных на формирование элементарных математических представлений старшего дошкольного возраста...
Консультация для педагогов «Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов«Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»...