Конспект занятия в подготовительной группе по программе "Истоки"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Занятие совместно с родителями на тему "Семейныая традиция- чаепития".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gavrilova_n._a._ds_79_konkursnaya_rabota.docx | 47.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования администрации города Нижневартовска
ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет»
научно-методическая лаборатория технологий духовно-нравственного воспитания и развития
КОНКУРСНАЯ РАБОТА
Ф.И.О. педагога: Гаврилова Наталья Алексеевна
Должность: воспитатель детского сада
Педагогический стаж:7 лет,
в том числе, стаж работы по программе «Социокультурные истоки»: 9 месяцев
Квалификационная категория: нет
Образовательная организация: МБДОУ ДС № 79 «Голосистое горлышко»
Форма занятия: познавательное занятие
Группа / класс: старшего дошкольного возраста ( 6-7 лет)_
Возраст обучающихся:( 6- 7 лет)
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «Семья и семейная традиция – чаепитие»
Цель для педагога: |
| Цель для обучающихся: |
| |||||
Задачи для педагога: |
| Задачи для обучающихся: | Образовательная область «Познавательное развитие»:
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
| |||||
Термины, понятия | Семья, семейные традиции, чаепития, песочное тесто, самовар. | |||||||
Планируемые результаты: | Формируемые компетентности | Универсальные учебные действия (для школ и дополнительного образования) | ||||||
Знать: понятия слов «семья», «семейные традиции», « чаепития». Уметь: делает собственные выводы и обобщения из увиденного и услышанного, работать в коллективе со сверстниками, приходить на помощь затрудняющим в выполнении задания. Владеть: навыками анализа, обобщения, работы в парах/ группах, коммуникативными навыками. | Личностные: формирование познавательной и социальной мотивации, умение прийти на помощь, воспитывать нравственные ориентиры (любовь к близким, уважать старших). Регулятивные: развивать умение удерживать внимание, слушая задания, которое предлагает взрослый, отвечать на вопросы предложениями, самостоятельно делать выводы по данной теме. Познавательные: проводить наблюдение, анализировать, выделять и озвучивать главную мысль, строить логически обоснованные рассуждения. Коммуникативные: Тесное взаимодействие с воспитателем, своими родителями и сверстниками, умение сформулировать свои мысли и высказывать свою позицию, внимательно слушать лаконичную речь взрослых, запоминая красивые слова. | |||||||
Организация пространства | ||||||||
Межпредметные связи | Формы организации, методы, приёмы работы | Ресурсы | ||||||
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное», « Художественно – эстетическое развитие». | Формы организации: игра, беседа, работа в микрогруппах (пятерках), ресурсный круг. Методы и приёмы: художественное слово, вопросы, рассказ воспитателя, беседа, пояснения, объяснения, элементарный опыт, демонстрация наглядного пособия. | Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мяч для ресурсного круга, сундучок, самовар, чайник заварочный, сахарница, молочница, чай, чайник с кипятком, чайная ложечка, чашка, скалки доски разделочные по количеству детей, готовое песочное тесто, зубочистки, формочки. Наглядно-демонстрационный материал: презентации. | ||||||
I этап. Целеполагание | ||||||||
Цель этапа: | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | стр. книги | Формируемые УУД | ||||
Включение воспитанников в деятельность. Формулирование темы, проблемы, целей и задач занятия. | (В зале стоит стол накрытый скатертью… Родители сидят на стульчиках. Дети входят в зал под русскую народную песню «Травушка-муравушка». Их встречает воспитатель в русском народной костюме).
И дружочку улыбнитесь! И родителям своим . Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Я, Наталья Алексеевна, а ты кто? Ответь мне, как зовут тебя ласково? Милые мои дети вы прекрасней всех на свете. Вот таких хороших, пригожих, я приглашаю на стульчики. Скажи те, пожалуйста, куда вы торопитесь после детского сада? Правильно домой. А почему? Да вас ждет ваша семья. У каждого из нас есть семья. Что такое, по вашему мнению, семья? Семья - это самое ценное в нашей жизни. Практическая деятельность – дошкольников совместно с родителями в микрогруппах ( 3 микрогруппы) Проанализируйте пословицы и объясните их значение (одному из родителей микрогруппы предлагается карточка с пословицей). « В семье мир да лад – большой клад» « Семья вместе, так и душа на месте» « Нет такого дружка, как родимая матушка» | -Любушка, Максимушка, Данилка, Женечка). -домой -ждет семья -мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра. Читают стихотворение по цепочке: Семья – это МЫ. Семья – это я, Семья – это папа и мама моя, | Приложение 1 (Слайд 1) Приложение 3 Приложение 1 (Слайд 2,3,4) Книга 5 для развития детей 6-8 лет «Семейные традиции» Под редакцией И.А. Кузьмина,ст. 4 Приложение 1 (Слайд 5) Приложение 2 | Личностные: воспитывать нравственные ориентиры (любовь к семье, уважать старших). Регулятивные: играть по правилам, Познавательные: строить логически обоснованные рассуждения. Коммуникативные: -отвечать на вопросы, - вести диалог, - слушать, слышать и понимать взрослых и сверстников, - оказывать поддержку друг другу. | ||||
II этап. Актуализация опорных знаний и умений | ||||||||
Воспроизведение обучающимися знаний, умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания. Полноценное формулирование темы. | Вы правильно сказали, что в семье люди заботятся друг о друге, помогают друг другу, трудятся и отдыхают вместе. Ребята каждой семье есть свои традиции. Давайте вспомним и назовем семейные традиции. ( Предлагает поиграть в игру вместе с родителями « Назови семейную традицию). Семейные традиции – это принятые в семье правила поведения, которые постоянно соблюдают и взрослые и дети. У каждой семьи свои традиции: встречать гостей, организовывать отдых, проводить семейный праздник. Ребята есть такая семейная традиция, которая проводится в каждой семье. Вы случайно не знаете, как она называется? Да, ребята, это традиция называется чаепития. Ребята, встаньте, пожалуйста, возьмитесь за руки, сделайте круг, закройте глаза и вспомните, что самое вкусное дома готовит мама или бабушка к чаю. Вспомнили? Расскажите, пожалуйста, что вы вспомнили, какие вкусные блюда готовит мама или бабушка? А я ребята вспомнила, как моя мама пекла пироги к чаю, румяные, вкусные. | проводится игра вместе с родителями « Назови семейную традицию» воспитатель берет мяч, называет свою семейную традицию, передает мяч другому участнику игры. чай пить звучит спокойная музыка «С чего начинается Родина» дети стоят 1 минуты с закрытыми глазами в кругу Да блинчики, оладушки, пирожки, булочки, печенье. | Приложение 4 | |||||
III этап. Основной этап | ||||||||
Формирование представления об образе века-жизни, смысла образов младенчества и детства. | ( Стук в дверь и под музыку из мультфильма « Незнайка из солнечного города» входит Незнайка). Незнайка: Здравствуйте ребята, я к вам давно в гости собирался и наконец, добрался, а вот это (показывает на сундук) коротышки передали. Спасибо Незнайка, давайте посмотрим, что нам передали коротышки из « Цветочного города». Смотрите ребята, что это? (достаю и показываю) Как вы думаете, для чего нужны все эти предметы? Незнайка присаживайся на стульчик вместе с ребятами и послушай. Сегодня, я расскажу вам об одной замечательной семейной традиции - чаепитии. Но сначала давайте проведем небольшой эксперимент. Нам коротышки прислали чай. Каждый из вас возьмёт одну чаинку и положит в чайник. А я в него налью горячей воды и посмотрим, что получится. (завариваю чай и убираю). Ой ребята , а в сундуке , по- моему еще что – то осталось , сейчас посмотрю ( достает шишки). Что это? Незнайка: Шишки! Ребята, и правда, зачем же нам нужны шишки для чаепития? Хотите, я открою тайну? (ставлю на стол самовар). Незнайка: Ой, какая красивая кастрюлька! Ребята, что это? А для чего он нужен? Незнайка: Ну, давайте скорее его включим, и будем чай пить, где тут у него шнур? А вот, ребята, у старого самовара нет никакогошнура, и электричества раньше не было. Незнайка: А как же он воду грел? Ребята, а как вы думаете? А вот и шишки нам пригодились (Рассказывает и демонстрирует свои действия.) Самовар внутри имел трубу, а по широким бокам наливалась вода, в трубу клали шишки и щепки, и поджигали их, и самовар начинал нагревать воду, а угольки поддерживали тепло в самоваре очень долго. Чай было принято пить несколько раз в день. Как правило, это 4-6 раз. Для гостей в доме был специальный «праздничный» сервиз, который не принимал участия в будничных чаепитиях. Существовала раньше традиция завершения чаепития, это представляло собой перевёрнутый вверх дном стакан или чашку, поставленную на блюдце. Чай разливала хозяйка дома. А как вы думаете, с чем пили чай раньше в старину? За чаем было не принято молчать, обязательно разговаривали, решали семейные дела, пели, играли в словесные игры, а вечером сказки рассказывали. Незнайка: Ребята, а мы про наш чай забыли. Давайте посмотрим (выливаю воду и выкладываю на тарелку листья чая). -Ребята, во что превратились наши чаинки? Незнайка: Ой, какие вы все молодцы, как у вас интересно, я столько нового узнал, что я и не знаю Знайка я или Незнайка? Всё знать невозможно. Знания приходят постепенно, если у вас у самих возникает желание всё узнать. Незнайка: А мне пора возвращаться в « Цветочный город» ( Незнайка прощается с детьми и родителями и уходит) К чаю принято готовить угощения. Сегодня я научу вас готовить песочное печенье. Перед тем кок готовить печенье нужно надеть фартуки, девочкам косынки, мальчиком колпаки, вымыть руки. ( Предлагаю детям и родителям подойти к столам). Что можно сделать из теста? Наше тесто самое настоящее - по - сусекам помела, набрала муки, вбила яйцо, добавила молока, вымесила, чтобы оно стало пышным и «послушным». Украшать печенье можно орешками, изюмом, фруктами, узорами из жгутов или косичек, листьев, цветов, нарисовать зубочисткой. Звучит музыка («Полянка», русский народный наигрыш). « Цветочного города» | дети называют: чай, заварочный чайник, чашки, блюдца, сахар, ложка пить чай Дети затрудняются ответить на данный вопрос, им помогают родители Самовар Чай пить Дети затрудняются ответить на данный вопрос, им помогают родители
С вареньем, пирогами, баранками, пряниками, калачами, блинами. (родители помогают с ответами) Физкультурная минутка. Надевают фартучки, косынки, колпаки, моют руки Подходят к столам. Мягкое, нежное, хорошенькое, воздушное, белое. Родители раскатывают тесто , дети с помощью формочек делают печенье. Украшают свои изделия. Готовые изделия выкладывают на противень смазанный масло. Дети снимают фартучки, косынки, вытирают руки влажными салфетками | Приложение 5 Приложение 1 (Слайд 6) Приложение 1 (Слайд 7) Приложение 1 (Слайд 8) Приложение 1 (Слайд 9) Приложение 1 (Слайд 10) Приложение 6 | |||||
IV этап. Итоги занятия. Рефлексия | ||||||||
Подведение итогов. Установление связи между целью деятельности и результатом. Самооценка деятельности на уроке. | -Итак, ребята, что самое главное в жизни для каждого из нас? Правильно, семья! - Что такое семья ? -Мы говорили о семейных традициях. Для чего же они нужны? - С какой традицией мы познакомились? Все вместе поют песню «Родительский дом». |
Наши родители, дедушки, бабушки, сёстры и братья Чтобы было интересно, весело, чтобы семья была крепкой, дружной Чаепитием. | Приложение 1 (Слайд 11) Приложение 7 |
Используемая литература:
- И.А. Кузьмин Истоковедение. Том 11. – М.: Издательский дом «Истоки», 2015. – 320с. С.312.
- И.А. Кузьмин Истоковедение. Том 11. – М.: Издательский дом «Истоки», 2015. – 320с. С.151.
- И.А. Кузьмин Семейные традиции. Книга 5 для развития детей дошкольного возраста (6-8 лет). – М.: Издательский дом «Истоки», 2016. – 65с. С.4.
Используемые интернет ресурсы:
- Картинки https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D0%B8%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9&stype=image&lr=1091&noreask=1&source=wiz
- Картинки https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B0%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9&stype=image&lr=1091&noreask=1&source=wiz
- Картинки https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%D0%BD%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%B8%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9&lr=1091
- Песня русская народная «Травушка муравушка»
- Песня русская народная (наигрыш) «Полянка»
- Песня «Родительский дом» http://iplayer.fm/q/%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9+%D0%B4%D0%BE%D0%BC+%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8F/
- Музыка «Незнайка из солнечного города» http://iplayer.fm/q/%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0+%D0%B8%D0%B7+%D0%BC%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D0%B0+%D0%BD%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%B0/
- Песня «С чего начинается Родина» http://iplayer.fm/q/%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0+%D1%81+%D1%87%D0%B5%D0%B3%D0%BE+%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%8F+%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы
Программное содержание: закрепить знания детей об известных им зимующих птицах, изучить их особенности и особенности поведения в зимнее время, развивать у детей наблюдательность, воспитыват...
Конспект занятия в подготовительной группе по окружающему миру и развитию речи (подготовительная группа)
МБДОУ ВМР «Васильевский детский сад общеразвивающего вида»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи с детьми подготовительной группы.Воспитатель: Смирнова М. Б., март 2...
Конспект занятия в подготовительной группе На тему « путешествКонспект занятия в подготовительной группе На тему « путешествие в лес осенью»ие в лес осенью»
Конспект занятия в подготовительной группе ...
Конспект занятия в подготовительной группе: Развитие эмоционального интеллекта «Театр эмоций» для детей подготовительной группы.
Конспект занятия в подготовительной группе: Развитие эмоционального интеллекта «Театр эмоций» для детей подготовительной группы. Подготовила Педагог-психолог:Винничук Ирина Мирославовна Цель занят...
Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы
Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы»для детей подготовительной группы...
Конспект занятия в подготовительной группе на тему: 9 мая - День ПобедыКонспект занятия в подготовительной группе на тему: 9 мая - День Победы
Конспект занятия в подготовительной группе на тему: 9 мая - День Победы...
- Мне нравится (1)