Рекомендации для родителей по развитию познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста «Ступеньки к школе»
консультация (подготовительная группа) по теме
Сегодня мы поговорим о старшем дошкольном возрасте. Ведущей деятельностью данного возраста является сюжетно-ролевая игра, в ней ребёнок отражает взрослую жизнь, в которой хотел бы принять активное участие. Ребёнок дошкольник играет, и играть будит ещё очень долго, но на первый план к семи годам выходит учебная деятельность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рекомендации для родителей по развитию познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста «Ступеньки к школе»
Быть готовым к школе
– не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – «..значит быть
готовым всему этому научиться..» - считал
детский психолог
Л.А. Венгер
Дошкольное детство подразделяется на три этапа:
- младшие дошкольники (3 – 4 года);
- средние дошкольники (4 – 5 лет);
- старшие дошкольники (5 – 7 лет).
Сегодня мы поговорим о старшем дошкольном возрасте. Ведущей деятельностью данного возраста является сюжетно-ролевая игра, в ней ребёнок отражает взрослую жизнь, в которой хотел бы принять активное участие.
Ребёнок дошкольник играет, и играть будит ещё очень долго, но на первый план к семи годам выходит учебная деятельность.
Трудно найти ребёнка, который шёл бы в первый класс с сознательным намерением учиться плохо. На вопрос: "Как ты будешь учиться?" - дети, как правило, отвечают: "Хорошо!"
Что же такое готовность к школе?
Готовность ребенка к обучению в школе включает в себя:
- физические качества (включающее созревание нервной системы);
- психологические качества (личностное и интеллектуальное развитие).
Личностная готовность включает в себя:
- Сформированность внутренней позиции школьника.
- Мотивация к учению.
- Произвольность поведения и познавательных процессов.
- Эмоциональная сфера.
Изучая диаграмму по результатам диагностики, можно сделать выводы, что организованная познавательная деятельность в детском саду не вызывает у детей признаков утомления или повышенной тревожности. Дети во время организованной познавательной деятельности активны, дружелюбны, внимательны, искренни, бодры, азартны и в меру мечтательны.
Социально-психологическая готовность включает в себя отношение к себе, к взрослым, к сверстникам.
Интеллектуальная готовность включает в себя:
- развитие понятийного уровня,
- обучаемости,
- познавательной активности,
- сформированности познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления, речи.
ОСНОВНЫЕ СТУПЕНЬКИ РАЗВИТИЯ
СТУПЕНЬКА № 1
ИНТЕРЕСНО ЛИ ВАМ ЗНАТЬ, КАК МОЖНО ПАМЯТЬ РАЗВИВАТЬ?
Можно:
- Развивать у ребенка умения: произвольно вызывать необходимые воспоминания; вспоминать последовательность событий; использовать при запоминании мнемотехнические приемы; использовать образ как средство развития произвольной памяти; повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании.
- Для улучшения процесса памяти воспитывать у детей приемы осмысленного запоминания и припоминания, умения: анализировать, выделять в предметах определенные связи, признаки, сравнивать предметы и явления между собой, находить в них сходства и различия; осуществлять обобщения, объединять различные предметы по каким-то общим признакам; классифицировать предметы и явления на основе обобщения; устанавливать смысловые связи между предъявляемыми объектами для заучивания и окружающими предметами.
- Способствовать овладению умением для запоминания использовать вспомогательные средства — сочетать словесное объяснение с показом натуры или с изображением тех предметов или явлений, о которых идет речь. Используйте рисунки, таблицы, схемы (особенно для детей с хорошей зрительной памятью).
Можно использовать игры и упражнения, способствующие развитию памяти:
- «Повтори слова» (ведущий называет слово, второй повторяет его и добавляет свое).
- «Запомни предметы» (15сек. демонстрирую сюжетную картинку и прошу воспроизвести картинки).
- «Запомни цвет шариков и номер», какого цвета шарик под номером 1, 2, 3, 4, 5.
СТУПЕНЬКА № 2
ИНТЕРЕСНО ЛИ ВАМ ЗНАТЬ, КАК МОЖНО ВНИМАНИЕ РАЗВИВАТЬ?
Можно:
- Развивать слуховое внимание через упражнения, игры на развитие внимания, широко представленные в литературе для педагогов и родителей.
- Часто менять формы деятельности. На уроках в школе от детей потребуется быстрое переключение внимания с одного вида деятельности на другой. Это свойство внимания можно формировать с помощью двигательных упражнений. Ребенок должен начинать, выполнять и заканчивать свои действия по команде взрослого, быстро переходя от одного вида движений к другому: прыгать, останавливаться, шагать и т.п.
- Использовать в совместной деятельности элементы игры.
- Приучать детей проговаривать инструкцию игры несколько раз. Использовать дидактические игры с четко выраженными правилами.
- Почаще наблюдать с детьми и обсуждать услышанное и увиденное.
- Способствовать формированию у ребенка навыка сознательно направлять внимание на определенные предметы и явления.
- Способствовать формированию у ребенка навыка управлять вниманием в соответствии с целью. Регулярно включать в деятельность детей выполнение заданий по предварительно разработанному плану действий: можно выполнять постройки из конструкторов, рисунки, орнаменты, аппликации, поделки, форму которых вы задаете словесно или с помощью схемы.
- Тренировать детей в пересказе рассказов, сказок по схематическому плану, составленному вами.
- Учить детей сосредотачиваться на определенной деятельности, концентрировать свое внимание на ней, не отвлекаясь в сторону. Включайте во взаимодействие с детьми игры и упражнения, требующие довольно длительного сосредоточения: нарисовать город, построить сложный мост, прослушать и пересказать сказку и т.п.
- Создавать средства — стимулы, которые будут организовывать внимание ребенка.
- Для развития внимания использовать игры с правилами и игры-драматизации.
- Предлагать детям: повторять слова, цифры, предложения, сказанные вами; неоконченные фразы, которые нужно закончить; вопросы, на которые необходимо ответить, поощряя тех детей, кто старается чаще отвечать на них.
- Предлагать сравнивать, анализировать образец и результаты своей или чужой работы, находить и исправлять ошибки.
Можно использовать игры и упражнения, способствующие развитию внимания:
- «Будь внимателен» (выполнение гимнастических упражнений по словесной команде).
- Упражнение: в газете, в старой книге на одной из страниц зачеркивать карандашом все буквы «а», стараясь не пропускать их (задание постепенно можно усложнить, попросив ребенка зачеркнуть все буквы «а», обвести в кружок все буквы «к», подчеркнуть все буквы «о»).
СТУПЕНЬКА № 3
ИНТЕРЕСНО ЛИ ВАМ ЗНАТЬ, КАК МОЖНО МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ РАЗВИВАТЬ?
Можно:
- В первую очередь через дидактические игры и упражнения развивать умение: составлять группу из отдельных предметов; выделять предметы по назначению, по характерным признакам; классифицировать предметы и обобщать их по характерным признакам или назначению; понимать смысл литературного произведения; воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов; сравнивать предметы; соотносить схематическое изображение с реальными предметами; делать самостоятельные выводы; отвечать на вопросы, делать умозаключения; устанавливать причинно-следственные связи.
- Чаще использовать задания на: сравнение пары предметов или явлений нахождение сходства и различия между ними; нахождение «лишнего» слова или изображения, не связанного общим признаком с остальными; складывание целого из частей (разрезные картинки); последовательное раскладывание картинок и составление рассказа по ним; осознание закономерностей (рассмотреть орнамент, узор, продолжить его); задания на сообразительность, логические рассуждения и т.д.
- Способствовать познанию свойств различных материалов, их функционального потенциала, созданию образов, моделей реальных предметов посредством изобразительной деятельности (лепка, аппликация, рисование и т.д.).
- Способствовать осмыслению содержания жизненных ситуаций, подражанию и проигрыванию их с заменой одних объектов другими.
- Для развития мышления использовать сказки, поговорки, метафоры, образное сравнение.
- Учить ребенка выделять и связывать те стороны ситуации, свойства предметов и явлений, которые существенны для решения поставленной задачи.
- Способствовать развитию способности переходить к решению задач в уме.
- Создавать сложноорганизованную среду, чтобы ребенок мог взаимодействовать с разными предметами.
- Расширять кругозор детей, их основные представления о природных, социальных явлениях, накапливать у детей знания и впечатления, обсуждая с ними прочитанные книжки, анализируя поведение людей.
Можно использовать игры и упражнения, способствующие развитию мышления:
- «Найди лишний предмет» (учить классифицировать предметы по признакам и назначению).
- «Сочиним сказку» (психолог говорит первое предложение, а родители по очереди продолжают).
СТУПЕНЬКА № 4
НАСТАЛО ВРЕМЯ НАМ, ДРУЗЬЯ, УЗНАТЬ, КАК НУЖНО МЕЛКОМОТОРНЫЙ НАВЫК РАЗВИВАТЬ!
Для этого можно работать в 2-х направлениях.
Развивать непосредственно мускулатуру руки, для этого можно:
- катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусины, шарики;
- разминать пальцами пластилин;
- запускать пальцами мелкие волчки;
- сжимать и разжимать кулачки, при этом можно представлять, как будто кулачок — бутончик цветка (утром он проснулся и раскрылся, а вечером заснул — закрылся, спрятался);
- делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь;
- двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу: сначала медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто бежит (упражнение проводится сначала правой, а потом левой рукой);
- показывать отдельно только один палец — указательный, затем два — указательный и средний, далее три, четыре и пять;
- показывать только один большой палец отдельно;
- барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;
- махать в воздухе только пальцами; кистями рук делать «фонарики»;
- хлопать в ладоши тихо и громко в разном темпе;
- собирать все пальчики в щепотку (пальчики собрались вместе — разбежались); нанизывать крупные пуговицы, бусины, шарики на нитку;
- наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль);
- завязывать узлы на толстой веревке, шнуре;
- застегивать пуговицы, крючки, молнии, кнопки, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиком.
Полезны такие виды деятельности, как изобразительная, конструктивная.
2. Формировать графический навык, для этого можно:
- рисовать по точкам;
- рисовать в тетрадях в крупную клетку (рисунки по клеточкам);
- штриховать разными способами;
- обводить контуры фигур.
МАСТЕР - КЛАСС
Выполнение заданий на интерактивной доске – родителями. СD диск «Занимательные уроки для подготовки к школе» (5 – 7), при разработке диска использовались методические рекомендации по дошкольному образованию Государственного Научно-Методического Центра Министерства Образования РФ. – Адалин, 2009 г.
НОД № 1
Цель: развитие процессов восприятия, памяти, внимания, пространственного и логического мышления, мелкой моторики рук. Знакомство с индивидуальной, самостоятельной работой на интерактивной доске.
Материал: интерактивная доска, диск с программой.
- «Раскрась все треугольники на картинке» - задание № 1 на интерактивной доске (ИД).
На экране предъявляются две картинки, составленные из геометрических фигур: дом и зайчик.
Задание: раскрасить на картинках только треугольники (выбор цвета по желанию). Чтобы выполнить задание надо воспользоваться кисточкой и красками.
У доски по очереди работают 6 детей.
- «Последовательность из двух элементов» - задание № 2 (ИД).
Предъявляется ряд картинок (картинки только 2-х видов), расположенной в определенной последовательности (закономерности). Одной из картинок не хватает. Внизу предъявляется на выбор четыре различные картинки.
Задание: выбери из них ту, которая подходит на место недостающего элемента ряда. Выбор производится путем нажатия на нужную картинку.
Работает один ребенок.
- «Раскрась бабочку по памяти» - задание № 3 (ИД).
На экране предъявляется на определенное время (около минуты) рисунок бабочки, крылышки, туловище и голова которой раскрашены в разные цвета. Задание: запомни, в какие цвета раскрашена бабочка. После этого на экране появится черно-белое изображение той же самой бабочки, которое необходимо раскрасить по памяти. Чтобы выполнить задание, надо воспользоваться кисточкой и карандашом. Кисточку необходимо «окунуть» в выбранный цвет, после чего она окрасится в него. Затем ей нужно закрасить нужный фрагмент бабочки, далее выбрать новый цвети закрасить следующую часть насекомого и т.д.
- «Кубики» - задание № 4 (ИД).
Требуется раскрасить кубики в соответствии с инструкцией данной в задании.
Чтобы выполн6ить упражнение, надо воспользоваться виртуальными кисточкой и красками. Кисточку необходимо «окунуть» в выбранный цвет, после чего она окрасится в него. Затем ей нужно закрасить подходящий кубик, далее выбрать новый цвети закрасить следующий кубик и т.д. Если задание выполнено правильно появится надпись «Правильно!».
Задание: Раскрась кубики так, чтобы зеленый был выше всех, а красный выше синего.
Работают по очереди 3 ребенка.
- «Коврики» - задание № 5 (ИД).
На экране изображены три одинаковых, по-разному повернутых коврика. Один из ковров полностью раскрашен.
Задание: ориентируясь на образец, раскрась два других коврика.
Чтобы выполнить задание надо воспользоваться виртуальными кисточкой и красками. Кисточку необходимо «окунуть» в выбранный цвет, после чего она окрасится в него. Затем ей нужно закрасить подходящий фрагмент коврика, далее выбрать новый цвет и закрасить следующий фрагмент и т.д.
Работают по очереди 16 детей.
Анализ: чем мы сегодня с вами занимались? Что больше всего понравилось? Мне тоже очень понравилось, как вы сегодня занимались, и я хочу подарить вам всем по красивой наклейке.
Уважаемые родители, возьмите за руку своего малыша, вместе поднимитесь по этим волшебным ступенькам вверх. Не забудьте прихватить с собой игру, хорошее настроение, а самое главное радость от общения со своим ребенком! Успехов Вам в пути!
Литература.
- Матюгин «Как развивать память и внимание ребёнка».
- Тихомирова «Развитие познавательной способностей детей».
- Узорова, Нефёдова «1000 упражнений для подготовки ребёнка к школе».
- Узорова, Нефёдова «350 управлений по подготовке ребёнка к школе».
- Урунтаева «Помоги принцу найти Золушку».
- «Формирование культуры работы за столом в дошкольном возрасте».
- Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. — СПб.: Валери СПД, 2002; Севостьянова Е.О. Занятия по развитию интеллекта детей 5–7 лет. — М.: ТЦ «Сфера», 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра как средство развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
сообщение из опыта работы по коррекции речевых затрунений у детей с ТНР...
"Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста"
В данной статье рассматриваются важнейшие факторы формирования у детей старшего дошкольного возраста психологической готовности к обучению в школе, а именно развитие познавательных психических процесс...
Памятка для родителей « Рекомендации родителям по развитию познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста».
В памятке даны рекомендации по развитию познавательной сферы дошкольников, представлены игры и упражнения по развитию памяти, внимания, мышления....
"Ступеньки" Рекомендации для родителей по развитию познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста.
Рекомендации для родителей по развитию познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста....
Семинар-практикум для родителей «Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста»
Цель: Овладение родителями основными приемами развития познавательной деятельности у детей....
Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности Игры на развитие познавательных процессов у детей 5-7 лет
О богатстве окружающего мира — предметах, явлениях, связях между ними, звуках, красках, запахах, температуре и т. д. человек узнает благодаря познавательным процессам: восприятию, вниманию, памя...
Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Рекомендации для педагогов и родителей....
- Мне нравится (1)