Родительское собрание "Возрастные особенности детей среднего и старшего дошкольного возраста"
методическая разработка (средняя группа) на тему

Сычёва Татьяна Владимировна

*

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание в  разновозрастной  группе  в начале учебного  года «Возрастные особенности развития детей  среднего и старшего возраста»

 Задачи: ознакомление родителей воспитанников с возрастными особенностями детей средней и старшей групп; задачами воспитания и обучения; особенностями и условиями образовательной работы в разновозрастной группе.

Ход собрания:

        Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас сегодня! Хотелось бы начать наше собрание с приятного момента. Мы благодарим Вас, уважаемые родители, за активное участие в жизни группы.

Вручение благодарственных писем за активное участие в жизни группы и подготовке к новому учебному году

        А теперь перейдём к теме нашего собрания «Возрастные особенности развития детей среднего и старшего возраста». В нашей группе воспитываются дети двух возрастов: 5-го и 6-го года жизни. Образовательная деятельность ведётся по подгруппам, в зависимости от возраста ребёнка. С расписанием образовательной деятельности вы можете ознакомиться в уголке для родителей. Для каждой возрастной группы детей Программой определено определённое количество часов в неделю на образовательную деятельность. Таким образом, для средней группы это количество составило 11 часов, а для старшей группы 13 часов в неделю. Продолжительность образовательной деятельности для средней группы – не более 20 минут, а для старшей группы – не более 25 минут.

Особенности развития детей пятого и шестого года жизни

        Средний и старший дошкольный возрасты  являются важными в развитии познавательной, интеллектуальной и личностной сферы детей. Именно в эти периоды жизни  в детях закладываются многие личностные аспекты, формируются основные черты характера. Уже сейчас можно понять, каким будет человек в будущем.

В этом возрасте дети впитывают в себя всю познавательную информацию. Научно доказано, что в этот период развития человек запоминает столько материала, сколько он потом не запомнит никогда в жизни. В этом возрасте детям интересно всё, что связано с окружающим миром, расширяется  их кругозор.

        Происходят изменения и в сознании детей. Идёт бурный расцвет фантазии, воображения. Именно  в этот период  жизни дети начинают рассказывать невероятные истории о том, что сами они участвовали в каких-то невероятных событиях.   И нельзя это назвать ложью. Это очень обидно для ребёнка. Подобные фантазии не являются ложью в прямом смысле слова, хотя бы потому, что не приносят ребёнку никакой ощутимой пользы. Они не помогают ему избежать наказания, не позволяют получить лакомство или игрушку. Это событие другого порядка. Подобное явление правильнее называть выдумками. Источники таких фантазий могут быть весьма различными. Например, это может быть яркий сон, который ребёнок принял за действительность. Это может быть стремление поднять свой авторитет среди сверстников. Это может быть и стремление справиться с какими-то страхами. Поэтому единственно правильная форма реакции на подобные выдумки – спокойное и достаточно заинтересованное отношение к рассказам ребёнка.  

        Дети пробуют строить и первые умозаключения. Внимательно выслушивайте все рассуждения ребёнка и не торопитесь вносить в них свои коррективы. В этом возрасте важна не правильность вывода, а поддержка самого стремления ребёнка рассуждать и думать. Проявляйте серьёзное уважение к его интеллектуальному труду. Шутки и насмешливый критический тон при обсуждении мыслей ребёнка недопустимы.

        Ребёнок усваивает родную речь так называемым «материнским способом», подражая близким, поэтому так важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь, соответствующую правилам речевого этикета. Вот что писал выдающийся педагог А. С. Макаренко о роли примера взрослых, окружающих ребёнка: «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы разговариваете с другими людьми и говорите о других людях, как вы радуетесь, или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь, читаете газеты – всё это для ребёнка имеет большое значение».

        Необходимо избавить ребёнка от грубостей, исключить из семейного обихода бранные, тем более нецензурные слова. Обращаетесь к своему ребёнку не в форме приказания, а в форме просьбы и употребляйте слово «пожалуйста», благодарите его, высказываете своё родительское одобрение по поводу проявленной им вежливости.

          Какие же основные правила культурного поведения   должны быть сформированы у дошкольника  среднего и старшего возраста?

- Умение считаться в игре с желаниями и намерениями других детей, играть вместе общими игрушками, уступать.

- Регулярно участвовать в труде, в умении приготовить столы к завтраку, обеду.

- Детей нужно научить соблюдению правил культурного поведения в автобусе, в общественных местах.

- У детей должна быть воспитана привычка всегда говорить правду.

- Важной задачей, приобретающей на этой возрастной ступени особое значение, является формирование взаимоотношений с взрослыми и сверстниками: вежливое внимательное отношение к взрослым, умение дружно играть с детьми, защищать слабого, обиженного.

- Необходимо научить детей поддерживать порядок в комнате, в игровом  центре. Основное правило, которым вы должны руководствоваться во время совместной уборки: «Каждой вещи – своё место».

         А сейчас предлагаем  вам, как бы со стороны посмотреть на своих детей и проанализировать их поведение с помощью фишек, лежащих на подносах.

    Если ребёнок выполняет данное правило, то вы кладёте на стол фишку красного цвета; если не всегда выполняет или не совсем правильно – жёлтого цвета; если совсем не выполняет - синего цвета.

- Ребёнок умеет мыть руки, причём моет их, всегда перед едой, после посещения туалета.  - Умеет вытираться развёрнутым полотенцем.

- Аккуратно складывает одежду.

- Всегда пользуется носовым платком по мере необходимости.

- Вежливо обращается с просьбой завязать шапку, застегнуть куртку, благодарит за оказанную помощь.

- Умеет вовремя извиниться и говорит это слово с нужной интонацией, чувством вины.

- Не указывает пальцем на окружающих, на предметы.

- Не вмешивается в разговор без надобности, в случае срочной просьбы, соответственно правилам, извиняется.

- При встрече приветливо здоровается, прощаясь, всегда говорит «до свидания».

- Не бросает на улице, в помещении бумажки, обёртки, разный мусор.  

- Не говорит матерных слов.

       Посмотрите на фишки, их цвета помогут вам решить, над чем следует поработать с детьми, используя испытанные практикой примеры, похвалу и упражнения.

       Чтобы ребёнок вас слушался, нужно следить за тем, чтобы Ваше распоряжение удовлетворяло следующим требованиям:

1.  Распоряжение  не должно отдаваться со злостью, с криком, с раздражением, но и не должно быть похоже на упрашивание.

2.  Распоряжение  должно быть посильным для ребёнка, не требовать от него слишком трудного напряжения.

3. Распоряжение  должно быть разумным, т. е. не должно противоречить здравому смыслу.

4. Если распоряжение отдано, то оно должно быть обязательно выполнено.

5. Там, где Вы должны требовать, никаких теорий не должны разводить,  а должны добиваться выполнения Ваших требований.

           Итак, мы начинаем новый учебный год. За этот год нам нужно очень многому  научить детей. И, конечно, без Вашей помощи, уважаемые родители, нам не справиться. 
 Сейчас мы  продемонстрируем Вашему вниманию   презентацию «Чему наши дети должны научиться к концу года» 

Слайд 1.
Презентация  «Чему наши дети должны научиться к концу года» 

Слайд 2.
Основные направления развития детей и образовательные области:

  • Физическое развитие  
  • Художественно - эстетическое развитие
  • Познавательное развитие
  • Социально - коммуникативное развитие
  • Речевое развитие.

Слайд 3.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»   направлена

- на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе;

- на развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;

- на развитие навыков самообслуживания, становление самостоятельности;

-на формирование позитивных установок к различным видам труда;

-на  формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе.
Слайд 4.

 В игре:- ребёнок заинтересован совместной игрой, эмоциональный фон общения – положительный, согласовывает свои интересы и интересы партнёров;

-проявляет интерес к игровому экспериментированию, к развивающим и познавательным играм;

- в играх с правилами действует в соответствии с игровой задачей и правилами;

- знает много игр, считалок.
Слайд 5.

В сфере развития социальных представлений, познания себя и других:

-  ребёнок положительно настроен по отношению к окружающим, охотно общается с близкими взрослыми и сверстниками, сдержан по отношению к незнакомым людям;

- соблюдает общепринятые нормы и правила культуры поведения;

- чуток по отношению к другим, распознаёт различные эмоциональные состояния, охотно откликается на просьбу помочь, научить чему-либо;

- интересуется предметным и социальным миром, имеет представления о том, что хорошо и что плохо;

- проявляет интерес к городу, стране, в которой живёт, знает её название, государственные символы, некоторые достопримечательности и события городской жизни, гордится своей страной;

- испытывает чувство гордости и удовлетворения от хорошо выполненной работы и одобрения старших.
 Слайд 6.

  Трудовое воспитание, самообслуживание, КГН:

- ребёнок стремится познать разные виды трудовой деятельности взрослых и отразить свои представления в изобразительной и игровой деятельности, сюжетно-ролевых играх;

- понимает значимость разных профессий, труда родителей, важность использования техники, различных машин и механизмов в труде;

- бережёт труд взрослых, старается оказывать посильную помощь в их трудовой деятельности;

- самостоятелен в самообслуживании;

- добивается результата труда, с небольшой помощью взрослого успешно решает интеллектуально-творческие задачи при создании поделок, экспериментировании с материалами, конструировании;

-  у ребёнка сформированы основы культуры труда (бережное отношение к инструментам, рациональное использование материалов, уборка рабочего места);

-совершенствовать навыки аккуратного приёма пищи: умение правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка), есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.

 Слайд 7.
    Формирование основ безопасности:    

- ребёнок проявляет интерес к правилам безопасного поведения, может привести примеры правильного поведения в отдельных опасных ситуациях;

- под присмотром взрослого умеет пользоваться опасными бытовыми предметами (ножницы, иголки) и электроприборами (магнитофон, телевизор, пылесос);

- осторожен при общении с незнакомыми животными;

- соблюдает правила дорожного движения, правильно ведёт себя в транспорте;

- правильно ведёт себя на воде, на солнце;

- не вступает в контакт с незнакомыми людьми на улице;

- в случае возникновения неожиданных, опасных для жизни и здоровья ситуаций, умеет привлечь внимание взрослого.
 Слайд  8.
Образовательная область «Познавательное развитие» включает в себя:

- формирование элементарных математических представлений;

- развитие познавательно – исследовательской деятельности;

- ознакомление с миром природы и предметным окружением.

Слайд 9:

Ознакомление с миром природы и предметным окружением:

  - сформированность представлений о живой и неживой природе, сезонных изменениях в ней и деятельности человека;

- растениях, грибах, животных,  как представителях живого в мире природы; их основных жизненных функциях и потребностях, среде обитания;

 - человеке, как живом существе, его сходстве с другими живыми существами и отличиях.    
Слайд 10.
  Уровень развития математических представлений предполагает:

 - умение самостоятельно обследовать, сравнивать, сопоставлять, геометрические тела и фигуры, по длине, ширине, высоте, объёму, массе;

 - определять своё местонахождение среди окружающих предметов и направление движения (прямо, влево, ближе, внутрь круга и т. д.);

- освоение временных отношений (дни недели, части суток, название месяцев);

- освоение количественного и порядкового счёта в пределах 10 и цифр от 0 до 9.  

 

 Слайд 11.
Образовательная область «Речевое развитие» включает в себя владение речью, как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной диалогической и монологической речи.

  В связной речи: 

Самостоятельное построение игровых и деловых диалогов. Пересказ литературных произведений;

 В описательных рассказах - точный и правильный подбор слов, с использованием прилагательных и наречий;

Сочинение сюжетных рассказов по картине и из личного опыта в соответствии с логикой повествования;

Внимательное выслушивание рассказов сверстников, вычленение речевых ошибок и доброжелательное их исправление;

Слайд 12.

В овладении словарем:

- освоение и использование в речи новых слов (названий профессий, учреждений, техники, инструментов труда; слов, обозначающих оттенки различных цветовых гамм; личностные характеристики человека (честность, справедливость, доброта), его состояния и настроения; объединение предметов в группы на основе существенных признаков и называние их (мебель, овощи, транспорт).
 В овладении грамматически правильной речью:

-использование основных грамматических правил русского языка; грамматически правильное употребление несклоняемых существительных; слов, имеющих только множественное или единственное число; образование слов с помощью суффиксов;

Слайд 13.

В рамках освоения звуковой культуры речи: 

-чистое и правильное произношение звуков родного языка в повседневном общении и при звуковом анализе слов;

-самостоятельное использование средств интонационной выразительности;

При подготовке к обучению грамоте: 

-дети узнают термины «слово», «звук», «буква», «предложение», «гласный и согласный звуки», «звуковой анализ слова»;

-учатся делить слова на слоги, составлять схемы слов;

-определять количество слов в предложении и составлять предложения с заданным количеством слов;

В процессе практического овладения нормами речи:

- дети учатся самостоятельно выполнять основные правила речевого этикета при приветствии, прощании, знакомстве, обращении с просьбой; правильно использовать невербальные средства общения (мимику, позу, жесты);

-знакомятся с правилами телефонного этикета, нормами поведения в музее, театре, кафе.
Слайд 14.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»  предполагает овладение техническими умениями изобразительного искусства.

В рисовании: применение различных материалов и инструментов ( мелки, акварель, витражные краски, шариковые  ручки, фломастеры), пользование палитрой, создание новых цветовых тонов и оттенков; различные способы рисования кистью (всем ворсом, концом кисти, примакиванием и т. д.)

 В аппликации: использование различных материалов (бумаги, ткани, природных и бросовых материалов); освоение техники симметричного и ажурного вырезания, обрывной и объёмной аппликации, коллажа; вырезание кругов и овалов, коротких и длинных полосок и т. д.

Слайд 15.

 В лепке: применение различных материалов (пластилин, тесто, снег, песок, воск); создание объёмных и рельефных изображений (рисование пластилином, отпечатки, рисунок стекой); лепка конструктивным и смешанным способом, сглаживание поверхности предмета,  вылепливание мелких деталей; создание многофигурных композиций;

 В конструировании: освоение техники оригами, конструирования из природного и бросового материала, создание построек различного назначения из пластмассового, деревянного, металлического конструктора.
        

        А сейчас, мы предлагаем Вам, уважаемые родители, выполнить упражнение «Пожелание». На листках напишите, пожалуйста, пожелания на новый учебный год.

        В завершении нашего сегодняшнего собрания нам хотелось бы раздать Вам, уважаемые родители, памятки – правила о том, как нужно вести себя, чтобы не нарушать режим работы детского сада. А для того, чтобы Вам запомнилось наше собрание, мы подготовили для Вас буклеты «Возрастные особенности детей среднего и старшего дошкольного возраста».

Правила для родителей

1. Приводите ребенка в детский сад:

• до 8.00  (в это время начинается утренняя распевка в музыкальном зале, а затем утренняя зарядка)

• в чистой, опрятной и удобной одежде и обуви, с необходимым комплектом сменного белья, с аккуратно причесанными волосами и коротко подстриженными ногтями.

• здоровым (обо всех случаях недомогания ребенка извещайте воспитателя).

2. Выявленные при утреннем фильтре больные дети и дети, с подозрением на заболевание,  в детский сад не принимаются.

3. Информируйте  воспитателей группы об отсутствии ребенка в связи с болезнью в течение первых двух часов в день заболевания.

4. После перенесенного заболевания, а также отсутствия в детском саду более  пяти  дней,  предоставьте справку о состоянии здоровья ребенка от участкового врача-педиатра.

5. Передавайте ребенка лично воспитателю и забирайте лично у воспитателя. Напишите заявление на имя заведующей ДОУ, если право забирать ребенка передоверяете родственникам или детям старше 16 лет.

6. Накануне предполагаемого отсутствия ребенка в детском саду по семейным обстоятельствам (отпуск, летний период, санаторно-курортное лечение, прочее) предоставьте заявление на имя заведующей  ДОУ; заявление остаётся у воспитателей группы.

7. Вносите оплату за содержание ребенка в ДОУ своевременно. Предоставляйте документы, подтверждающие льготы  по оплате за содержание ребенка в детском саду.

8. Соблюдайте этические нормы в общении с детьми и сотрудниками детского сада.

9. Не рекомендуется приносить в детский сад ценные вещи и игрушки.

10. Запрещается приходить в детский сад в нетрезвом виде, курить на территории детского сада; приводить животных.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности и проблемы раечевого развития у детей среднего и старшего дошкольного возраста

Цель: привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях....

Презентация для родителей на тему "Возрастные особенности детей среднего и старшего дошкольного возраста"

Материалы для родителей об особенностях развития личности ребёнка в среднем и старшем дошкольном возрасте....

Программа педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению детей среднего и старшего дошкольного возраста с проблемами социально-личностной сферы в условиях дошкольного образовательного учреждения «Я и другие»

Программа педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению детей среднего и старшего дошкольного возраста с проблемами социально-личностной сферы в условиях дошкольного образовательного у...

Родительское собрание «Особенности воспитательно-образовательного процесса старшего дошкольного возраста»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №53»   Родительское собрание«Особенности воспитательно-образовательного процесса старшего до...

Презентация Организация развивающей предметно-пространственной среды с учетом индивидуальных особенностей детей в группе старшего дошкольного возраста

Организация развивающей предметно-пространственной среды с учетом индивидуальных особенностей детей в группе старшего дошкольного возраста...

Интегрированное образовательное мероприятие Тренинг для родителей и детей (среднего и старшего дошкольного возраста) «Тропинкой к родительской любви»

Тренинг как нетрадиционный метод работы с родителямиВ основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а в...

ВЫСТУПЛЕНИЕ на групповом родительском собрании «Особенности психического развития ребенка старшего дошкольного возраста»

Старший дошкольный возраст - последний из периодов дошкольного возраста, когда в психике ребенка появляются новые образования. Это произвольность психических процесс...