Система элементарного музицирования
консультация (старшая группа) на тему
Первоначальное обучение музыке предполагает знакомство со звуками окружающего мира, которые являются прообразом музыкального искусства. Как провести ребёнка по первым тропинкам мира музыки, научить слушать, понимать и чувствовать его красоту?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_muzykalnogo_tvorchestva_u_detey.docx | 20.67 КБ |
Предварительный просмотр:
«РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЭЛЕМЕНТАРНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ»
«Без творчества немыслимо познание
человеком своих сил,
способностей, наклонностей…»
В. А. Сухомлинский.
Первоначальное обучение музыке предполагает знакомство со звуками окружающего мира, которые являются прообразом музыкального искусства. Как провести ребёнка по первым тропинкам мира музыки, научить слушать, понимать и чувствовать его красоту?
Такие вопросы всегда стояли передо мной. Решение данной проблемы я нашла в использовании системы элементарного музицирования австрийского педагога-музыканта Карла Орфа. Известно, что суть методики К. Орфа заключается в развитии музыкальности детей через импровизацию в музыке, движении, игре на музыкально-шумовых инструментах. Программа органично вписалась в раздел работы музыкальных руководителей «Обучение игре на детских музыкальных инструментах».
Неразделимым единством в концепции К. Орфа являются речь, движение и музыка. Это три средства, которые составляют главное содержание орфовской музыкальной педагогики. Простейшие движения доступны малышам: шаг, бег, повороты, прыжки, кружение и др. становятся начальной ступенью для творческих упражнений, где ребёнок воспринимает музыку через движения. Элементарное движение используется как естественная спонтанная реакция ребёнка на музыку в своих ощущениях, желание находить индивидуальную интерпретацию этой связи.
Особое внимание в концепции К. Орфа уделяется музицированию аккомпанементом «звучащих жестов».
«Звучащие жесты» - это игра звуками своего тела – шлепки, щёлканье, притопы, хлопки, цоканье язычком и т.д. «Звучащие жесты», как форма темброво-ритмической работы, не имеет аналогов в педагогической практике по доступности, эффективности и своим творческим способностям в сочетании с речью и движением. Используя в работе этот важный элемент, поняла, что развивается ритмический слух, координация движений. Дети с удовольствием «украшают» звучащими жестами знакомые песенки, героев русских народных сказок, используют их в импровизации танцев. Стало традицией приветствовать друг друга в начале музыкальных занятий импровизацией жестов, например: «Весело шагают девчонки и мальчишки»; «Подари улыбку».
Ещё одной из удачных находок К. Орфа являются речевые игры и упражнения. Они развивают у ребёнка ритм, формируют правильную артикуляцию, показывают разнообразие динамики и темпа.
2
Основой для речевых упражнений служит детский фольклор - считалки, заклички, потешки, прибаутки, дразнилки, которые являются хорошей базой для развития творчества и импровизации. Например, речевая игра «Зайчик»:
1,2,3,4,5! Вышел Зайчик погулять,
Вдруг охотник выбегает, прямо в Зайчика стреляет.
Пиф! Паф! Не попал! Быстрый Зайчик убежал!
Участвуют все дети: скачут, изображая зайчика, шагают в рассыпную с воображаемым ружьём, озвучивая инструментами, щелчками язычком, хлопками.
Речевые игры являются эффективным средством развития интонационного слуха – способности слышать и понимать содержательный смысл музыки. Они важны, прежде всего, потому, что ребёнок учится пользоваться выразительными средствами, общими для речи и музыки. К ним относятся: темп, ритм, регистр, тембр, звуко-высотный рисунок.
В этой связи меня заинтересовали разработки Т. Э. Тютюнниковой «Уроки музыки: система обучения К. Орфа». В них сочетаются систематическое обучение и развитие музыкальности детей на основе творческого, игрового музицирования.
Музыкальные инструменты составляют главную строку в успехе элементарного музицирования у детей. Инструмент – символ музыки и его привлекательность для них никогда не померкнет.
Создавая систему воспитания, доступную всем, К. Орф не отказался от музыкальных инструментов, а ввёл их как обязательное условие педагогического успеха. Им созданы музыкальные инструменты, красиво звучащие, но простые, удобные для игры на них. Поэтому орфовские инструменты позволяют принимать участие в музицировании всем детям, независимо от уровня их способностей.
Дети нашего детского сада увлечённо играют в оркестре на инструментах фабричного изготовления, а также на инструментах-самоделках, выполненных из самых разнообразных бытовых предметов, что является неотъемлемой частью элементарного музицирования, средством творческого самовыражения, источником радости для детей.
Способность понимать через прикосновение, каким может быть звук от удара, поглаживания, потряхивания, постукивания по нему пальцем, ладошкой. Всё это важно для развития тембрового слуха. Общение детей с разного вида музыкальными инструментами, несомненно, развивает их музыкальность, тонкость восприятия, ассоциативность, художественность.
Достоинство данного вида музыкальной деятельности состоит в следующем:
- Особый творческий подход к обучению;
- Оригинальность (простые бытовые предметы, превращённые в инструменты);
- Занимательность («игра в музыку» - обозначает одновременно её процесс и результат);
- Познавательность (можно делая и играя, познавать мир и себя).
Могу с уверенностью сказать, что методика К. Орфа достойна внимания, ведь главной задачей элементарного музицирования является импровизационно-творческая игра в музыку в самых разнообразных формах, сочетающих речь, музыку и движение, воспитание навыков творческого ансамблевого музицирования, умение проявить индивидуальность, способность к самовыражению.
Уделяя большое внимание развитию музыкального творчества, мы стремимся к поиску качественного, эффективного взаимодействия с детьми. Музицирование является своеобразным трамплином для развития детского творчества, что в целом способствует общему развитию: умственных способностей, психических процессов – мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, ассоциативной фантазии, развития мелкой моторики, двигательной реакции, что очень важно для дошкольников.
Популярность методики музыкального воспитания К. Орфа растёт, так как даёт предпосылки для последующего творческого развития личности ребёнка. Познание мира через звук, когда вокруг тебя музыка и когда ты сам творишь музыку, - что может быть увлекательнее и прекраснее!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЭЛЕМЕНТАРНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ»
«РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙСТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЭЛЕМЕНТАРНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ»«Без творчества немыслимо познание человеком своих сил,способностей...
«Элементарное музицирование» по системе Крла Орфа.
Ознакомление родителей с системой музицирования, развивающая у детей фантазию, способность к импровизации, творческие навыки....
«Элементарное музицирование по системе Карла Орфа»
Консультация для педагогов...
Консультация для воспитателей:«Элементарное музицирование по системе Карла Орфа».
Консультация для воспитателей: "Элементарное музицирование по системе Карла Орфа"....
Мастер-класс "Элементарное музицирование в детском саду по системе К.Орфа"
Целью элементарного музицирования является игровое, творческое развитие личностного потенциала ребенка, его природной музыкальности, развитие способности к творческому самовыражению как усл...
ПРИЛОЖЕНИЕ 37. Фестиваль инновационных педагогических идей Тема Использование системы элементарного музицирования Карла Орфа на музыкальных занятиях в ДОУ
Использование системы элементарного музицирования Карла Орфа на музыкальных занятиях в ДОУ...
Элементарное музицирование по системе Карла Орфа
Элементарное музицирование по системе Карла Орфа ...