КРУГЛЫЙ СТОЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ : "КРИЗИС 3 ЛЕТ"
методическая разработка (младшая группа) на тему
Тема встречи круглого стола
«Кризис трёх лет»
Цель:
- познакомить родителей с кризисным возрастным периодом ребенка третьего года жизни;
- повысить их психологическую компетентность по проблеме воспитания и взаимодействия в период кризиса;
- научить находить пути решения проявляющихся симптомов у детей данного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_17.11.2017_krizis_3let.docx | 39.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1
Тема встречи родительского собрания
«Кризис трёх лет»
Цель:
- познакомить родителей с кризисным возрастным периодом ребенка третьего года жизни;
- повысить их психологическую компетентность по проблеме воспитания и взаимодействия в период кризиса;
- научить находить пути решения проявляющихся симптомов у детей данного возраста.
Знаете ли, какой самый верный способ
сделать вашего ребенка несчастным —
это приучить его не встречать
ни в чем отказа.
Ж-Ж. Руссо
Добрый вечер уважаемые родители! Сегодня первая встреча в этом учебном году. Хочу сказать, что наши дети повзрослели. Теперь наша группа называется «вторая младшая», группа «Бабочки». Нас стало 19 – 10 мальчиков и 9 девочек.
Теперь наши дети многое умеют: они больше говорят, играют, задают вопросы, рассуждают, и, конечно же, мечтают. Но именно сейчас наступает еще один трудный период в совместной жизни ребенка и взрослого, который называется «кризисом трех лет».
Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «кризис?»
(негативные, неприятные ассоциации)
Слайд 2. Кри́зис (др.-греч. κρίσις – решение; поворотный пункт) — переворот, пора переходного состояния, перелом, состояние, при котором существующие средства достижения целей становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые ситуации.
И мы с вами должны понимать, что кризис 3-х лет — очередной этап взросления ребенка, период перемен. Если в кризис 1 года ребенок стремился к самостоятельному передвижению, то в 3 года он другой, он хочет воплощать свои замыслы, иметь свое мнение и проявлять самостоятельность, утвердиться как личность.
КРИЗИС – это закономерный этап развития ребенка и его хочешь, не хочешь надо прожить.
А как описывают психологи этот период, мы узнаем из видео
Сейчас мы вместе с вами выявим характерные особенности поведения 3-х летних малышей. Если вы согласны с высказыванием – хлопните в ладоши 1 раз».
- Наш малыш стал очень любопытным.
- Наш малыш хочет все попробовать сделать сам!
- Наш малыш стал довольно часто упрямиться.
- Наш малыш отказывается спать в привычное время.
- Наш малыш капризничает во время еды.
- Наш малыш не слушается, когда надо быстро одеваться в детский сад или уходить домой из детского сада.
Эти особенности в поведении подтверждают, что у вашего ребенка проявляются признаки кризиса.
Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, со сверстниками, с предметным миром.
Слайд 3.
Послушайте, какое стихотворение написала психолог Л.А. Булдакова, описав ребенка в период кризиса трех лет:
Кризис трех лет, "Я сам"
Я негативен и упрям,
Строптив и своеволен,
Средою социальной я
Ужасно недоволен.
Вы не даете мне шагнуть,
Всегда помочь готовы.
О, боже! Как же тяжелы
Сердечные оковы.
Система "Я" кипит во мне,
Хочу кричать повсюду:
Я - самость, братцы, я живу,
Хочу! Могу! И буду!
Кризис трех лет характеризуется целым рядом поведенческих проявлений.
Слайд 4.
Представьте, что эта елочка ваш ребенок в период кризиса, маленькая, пушистая и колючая. В преддверии нового года украсим её красивыми шарами, а шары это будут симптомы кризиса, которые могут проявляться у ребенка в той или иной степени.
- Шар «Негативизм» или Как угодно лишь бы не так!
Украсим елочку первым признаком кризиса трех лет – «негативизм»
Что такое негативизм? Открытый протест на вашу просьбу или требование
Как вы думаете, в чем проявляется этот признак у вашего ребенка? Как Вы обычно поступаете при проявлениях негативизма со стороны ребенка на ваши слова. Что вы делаете и говорите ребенку в данной ситуации? Приведите пример.
Проявляется негативизм в нежелании делать что-то только потому, что это предложили взрослые. (Иди кушать – не пойду, иди спать – не буду) Главный мотив, который движет ребёнком, сделать не так, как просят, а наоборот.
Вот, например, ситуация:
Вы говорите ребенку: «Иди, одевайся, мы идем в детский сад». Ребенок отвечает «Не буду, не хочу идти в детский сад»
Ваши действия, что вы ему скажите и предпримете в данной ситуации?
А что об этом говорят психологи о проявлениях негативизма, какие дают советы? ВИДЕО О НЕГАТИВИЗМЕ.
Если ребенок категорически отказывается одеться, подождите пару минут, а потом вернитесь к нему и, как ничего и не было прежде, предложите сделать то, что требовали с самого начала, позволив ребенку самостоятельно подбирать одежду для детского сада (из вариантов, предоставленных вами). Главное, что он сам сможет сделать выбор. Можете перевести ситуацию в игру: кто оденется первым.
Самое главное – терпение и спокойствие. Следует помнить, что ребенок упрямится и говорит «нет» не для того, чтобы вам досадить. Он просто не знает других способов утвердиться как личность и вы родители должны ему в этом помочь. Вы данный период выступаете в роли учителя для своего ребенка.
Не следует наказывать ребенка только за то, что он говорит слово «нет». Ребенок, который не имеет права возражать, в будущем не сумеет отстаивать свою точку зрения.
- Шар «Упрямство» или Я так решил!
Что такое упрямство, нам помогут определить смелые 2 мамы.
Пока родители готовятся. Воспитатель беседует с другими родителями.
А у ваших детей проявляется упрямство? Приведите пример. Как вы с ним справляетесь? Какие выбираете слова, методы, подходы?
Упрямство – это когда ребенок настаивает на своем мнении или решении потому, что это он так пожелал. Он настаивает не потому, что ему этого хочется, а потому что он потребовал и теперь желает, чтобы его желание было исполнено, и не важно, изменилась ли текущая ситуация или нет.
Слайд 5.
Ситуация на карточке (Разыгрывают родители): Ребенок упрямиться одевать футболку, требует надеть футболку с «тачками», а она находиться в стирке.
Родитель: Помогите, мамы! Что мне делать, как мне быть?
Что я могу вам посоветовать делать с упрямством?
Нельзя пытаться переломить ребенка, вы облегчите жизнь себе и ребенку, если проявите гибкость.
Ребенку не надо давать прямой приказ (Одевай эту футболку, я сказала), ему надо предоставлять варианты, которые ведут к одной цели, необходимо ребенку иметь выбор. Например: «Ты сегодня будешь мыться под душем или примешь ванну?», «Ты будешь есть кашу или суп?» и также предоставить ему выбор в футболках «Ты оденешь с бабочками или котиком? », «Чистую или грязную?». И он сделает все, потому что он принял решение, а не мама.
Если ребенок упорствует, не желает договариваться, провоцируйте его на разговор и слушайте его. Сохраняете спокойствие, не злитесь и не повышайте голоса. Когда упрямец делиться своими переживаниями, он постепенно начинает проявлять чувство своей беспомощности и показывать, что ему на самом деле трудно, он не знает, как справиться с этим чувством, ему нужно помогать и обучать его адекватному выражению своих эмоций.
- Шар. «Строптивость» или Пойди туда не знаю куда.
Строптивость – очень похожа на негативизм, но отличается тем, что она направлена не на определённого человека. Это протест против самого образа жизни.
Ребенок начинает отрицать все, что он спокойно делал раньше. Ему ничего не нравится, он не хочет идти с мамой за ручку, отказывается чистить зубы, надевать тапочки и пр. Раньше ребенок любил мишку, а теперь он его пинает. Он как бы бунтует против всего, с чем имел дело раньше.
А что вы говорите ребенку, когда он не хочет держать вас за руку?
Но этот период пройдет. Ребенок становиться более самостоятельным, он полноправный человек, хочет, чтоб его слышали. Скажите ребенку «Хорошо, сынок, не бери меня за руку, иди рядом, а вот когда нам нужно будет с тобой перейти дорогу, ты меня возьми за руку и переведи, чтобы не случилось беды», а в случае с мишкой - «А мишку мы подарим Коле», т.е. надо находить компромиссы, учитывая желание ребенка.
- Шар «Своеволие» (ребенок все хочет делать сам). Я сам.
У кого ярко выражен данный симптом? В чем он проявляется? Поделитесь, как вы решаете свои проявления своеволия.
Своеволие проявляется в том, что ребёнок хочет всё делать сам, даже если не умеет.
Дитя проявляет любознательность, учится новому, старается понять непонятные вещи, что впоследствии благоприятно сказывается на формировании его личности. Однако негативные моменты симптома в том, что малютка хочет браться за взрослые дела, которые в три года совсем не получаются. Результатом своевольного поведения становится разочарование в собственных возможностях, когда кроха не может справиться с трудной задачей и итог всему истерика.
Ситуация: Вы спешите утром на работу, пытаетесь ребенка одеть в детский сад сама, он сопротивляется и кричит «Я сам», но он не может застегнуть замок и тут начинает капризничать.
Поделитесь как у вас проходит эта ситуация дома утром
При своеволии позвольте ребенку проявлять самостоятельность. Всячески демонстрируйте свое одобрение самостоятельности малютки (сам одевает колготки, куртку или сам игрушки убирает), а если что-то у ребенка не получается, скажите «давай вместе».
Слайд 6.
Ситуация: Вы готовите ужин, режете хлеб, ребенок берет нож и тоже к вам присоединяется. Ваши действия?
Вы должны понимать, что некоторые его проявления самостоятельности могут причинить ребенку вред. И на такие проявления, как брать спички, подходить к плите, брать нож, должно наложено табу.
Придумайте малышу «очень важное дело» – готовку еды для кукол. Пусть малыш проявляет свою самостоятельность в игре.
Система запретов должна быть разумной и четкой и единодушной для всех взрослых членов семьи. Пусть их будет не слишком много. Но он должен знать, что ни при каких обстоятельствах он не может, например, включать плиту или утюг, брать в руки спички, выходить на проезжую часть и пр. Имейте в виду, что ребенок будет постоянно проверять, насколько тверды рамки ваших запретов. Может быть, то, что запрещают утром, разрешат вечером? Или то, что не позволяет мама, позволит папа? Будьте тверды и единодушны - это нужно и вам, и еще больше - вашему малышу.
Эти правила и запреты вы должны заранее с ребенком обсудить и установить.
То, что вашему ребенку посильно – поощряйте, а если нет – соблюдайте установленные правила запрета.
Хочу предложить просмотреть советы психолога при проявлении своеволия.
ВИДЕО о своеволии (интервью)
- Шар «Бунт против окружающих» (ребенок ссорится со всеми, ведет себя агрессивно).
Как вы думаете, ваши дети бунтуют? Приведите, пожалуйста, свои примеры из жизни.
Протест – бунт – проявляется в том, что поведение ребёнка носит протестующий характер, как будто малыш находится в состоянии войны, постоянном конфликте с окружающими. В результате кроха часто ссорится.
Ваш ребёнок каждый день протестует против чего-то: вермишель не любит, то не тот стул дали, то из садика уходить не хочет. Если что-то не по нему, сразу истерика.
И родители поддаются. Бунт проявляется в желании привлечь больше внимания. Трехлетний кроха старается показать родителям, что его желания имеют такой же вес, как и их собственные, поэтому идет на конфликт по любому поводу. Родители иногда думают, что малыш просто издевается над ними, постоянно командуя и требуя выполнения своих, даже самых нелепых указаний.
Бунт может перейти в следующий симптом – симптом обесценивания
- Обесценивание ребенком личности близких (говорит бранные слова в адрес родных, замахивается игрушками, отказывается в них играть, ломать их).
В чем, по-вашему, может проявляться симптом?
Симптом «обесценивания» проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать, щипать, кусать, пинать родителей.
Ситуация: ребенок укусил или плюнул в бабушку.
Встречается ли такая ситуация в ваших семьях?
Что делать?
Ребенок таким образом проверяет границ вседозволенного.
Конечно, нужно такое поведение внести в систему запретов. Нужно доходчиво объяснить и показать ребенку, что это больно, неприятно, обидно. Можно укусить ребенка (в пределах разумного), ударить по губам и дать понять, что это больно. И если, ты будешь продолжать так себя вести, бабушка перестанет к нам приходить, печь пирожки, друг – перестанет играть с тобой и т.д. Ведите с ребенком беседы, читайте ему стихи, сказки, рассказы, прививайте ему уважение к взрослым и окружающим. Сочиняйте с ребенком сказки. В возрасте трех лет малыши любят фантазировать. Пусть в сказках будут воспитательные моменты. Узнавайте вместе друг друга.
Если такое поведение остается незамеченным или же вызывает насмешку, смех, удивление, то для малыша это может стать подкреплением его действий. Когда позднее (в 7-8 лет) родители вдруг обнаружат, что ребенок спокойно им дерзит и захотят это исправить, то сделать что-либо будет уже поздно. Синдром обесценивания станет привычной линией поведения ребенка.
Показать отрывок из мультфильма «Как стать большим»
- Шар «Деспотизм» Властелин семьи.
В каких семьях он ярко выражен? С одним ребенком или с двумя или тремя?
И что вы делаете?
Этот симптом проявляется в семье, где у родителей единственный маленький ребенок, а все взрослые балуют его, все позволяют. Например, маленькая дочь требует, чтобы мать не выходила из комнаты и сидела рядом. Или трехлетний сын будет кушать только то, что хочет, а полезные продукты есть отказывается.
Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в ревности, агрессии, в требовании постоянного внимания к себе.
Вот картина из жизни (ситуацию разыгрывают воспитатели):
Вы находитесь в магазине, ребенок захотел дорогую игрушку, а позволить себе купить вы не можете. А он кричит и падает на пол в истерике.
Дочь: Хочу эту куклу?
Мама: Она очень дорогая!
Дочь: Купи, купи (топочет ногами и тянет за руку)
Мама: У меня не денег!
Дочь: Хочу! Хочу! (падает на пол, на живот и бьет кулаками и ногами об пол)
Мама: Дорогие мамы! Что я должна сказать ей и что сделать, чтобы уйти домой.
Конечно, перед походом в магазин нужно договориться, что вы будете покупать, а что нет. Они все прекрасно понимают. Если вы им дадите слабину, то у них выработается установленная тактика, которую они с успехом будут осуществлять. А потребности и желания детей растут. Вот задумайтесь – стоит идти у них на поводу?
Особые мастера истерик падают на пол особенно грамотно: в лужу или посреди толпы людей. В таком случае аккуратно переносим строптивца в более сухое или менее людное место и кладем в такую же позицию, как брали.
Успокоился? Вот и отлично. Нотаций не читаем, не ругаем. Гораздо продуктивнее использовать сообщение о своих чувствах: «Мне всегда очень стыдно, когда мой сын падает на пол в магазине и кричит».
Если ваш ребенок часто устраивает истерики в супермаркетах, вам поможет игра. Отправьте к нему в магазин куклу-маму и куклу-дочку. Пусть дочка устроит скандал, успокаивайте бунтующую куклу вместе с малышом.
Итог. Этот период нужно пройти, он не последний, но в любом случае, мы не должны потакать ребенку. Ему жить в обществе. И потакание и его последствия могут навредить ему. Если вы сказали ребенку «нет», значит «нет» и от мамы и от папы, и от бабушки и от дедушки и должны настоять на своем. Ребенок человек разумный он все понимает. Дети на сегодняшнее время более развиты, восприимчивы, изучают языки, разбираются в телефоне, компьютерных играх, не умея читать.
Единая стратегия поведения для всей семьи
Главной жертвой кризисного периода становится самый близкий для крохи человек, обычно — это мама. Однако и другие взрослые попадают под влияние критического этапа детского развития. Папы реагируют на резкие негативные изменения в поведении малыша достаточно строго. Задача отца — дать ребенку четкое понятие того, какое поведение является приемлемым в семье и обществе, а какое приведет к наказанию.
Родителям нужно выстроить общую стратегию воспитания и никогда не озвучивать противоречивые требования, которые лишь собьют кроху с толку.
Если папа заслуженно наказал, мама не должна моментально бросаться на защиту малютки. Нельзя также спорить и осуждать поведение и методы наказания друг друга в присутствии отпрыска.
В критический период важно не оставлять малыша надолго с нянями или бабушками, если они не следуют вашей стратегии воспитания. Если няня (тетя) игнорирует нежелательное поведение, кризис может затянуться на долгие месяцы. Бабушки также часто балуют внуков, а иногда — становятся добровольными жертвами маленьких тиранов.
Чтобы кризис трех лет не растянулся на годы и не нанес непоправимый ущерб формированию личности вашего сына или дочки, сформулируйте четкие правила поведения для всех членов семьи и следите за их исполнением. В противном случае, непослушание и деспотизм могут лечь в основу характера вашего отпрыска.
Рефлексия
Итак, рецепт от кризиса трех лет очень прост: терпение, понимание, творчество, любовь, игры и, конечно же, чувство юмора.
Уважаемые родители! Скажите, пожалуйста, то о чем мы сегодня говорили было полезно для вас и вы узнали что-то новое? Если да-то покажите синюю ладошку, если нет – то красную.
В помощь я раздам вам буклеты «Кризис трех лет: как помочь ребенку и себе?»
А также, я вам рекомендую почитать и посмотреть видео - уроки, видео - консультации в интернете о кризисе трех лет, почитать на форумах как мамы находят решения в решении разных ситуаций. Говорят «если вооружен, значит - защищен» и по возможности соблюдайте режим дня. Традиционные действия и манипуляции вызывают у детей чувство стабильности, а, значит, – защищенности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Круглый стол с родителями по теме: "Воспитание любви к малой Родине"
Семья и детский сад выполняют свои уникальные функции. Заменить друг друга они не могут, но, если мы стремимся к полноценному развитию ребенка, детский сад и семья должны взаимодействовать. Семь...
Круглый стол с родителями на тему: "Как провести выходной с ребенком"
1 ноября 2012 год.Тема круглого стола для родителей средней группы №5, «Как провести выходной день с ребенком?» Цель: Сблизить родителей и детей, побудить к совместным действиям, научить ро...
Беседа за круглым столом с родителями на тему "Возрастные особенности развития детей 3-4 лет. Кризис 3-х лет"
Цель: познакомить родителей с возрастными особенностями детей 3-4 лет; расширить контакт между педагогами и родителями. Задачи: рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности детей...
«Круглый стол» с родителями по теме: «Роль родителей в трудовом воспитании детей», (старшая группа).
laquo;Круглый стол» с родителями по теме: «Роль родителей в трудовом воспитании детей», (старшая группа)....
«Круглый стол» с родителями по теме: «Роль родителей в трудовом воспитании детей», (средняя группа)
Цель: познакомить родителей с особой ролью семьи в воспитании у детей трудолюбия Задачи:• познакомить родителей с особенностями трудового воспитания детей в семье и детском саду;&bull...
«Круглый стол» с родителями по теме: «Роль родителей в трудовом воспитании детей», (старшая группа).
Цель: познакомить родителей с особой ролью семьи в воспитании у детей трудолюбия Задачи:• познакомить родителей с особенностями трудового воспитания детей в семье и детском саду;&bull...
«Круглый стол» с родителями по теме «Роль родителей в трудовом воспитании детей», (старшая группа).
laquo;Круглый стол» с родителями по теме: «Роль родителей в трудовом воспитании детей», (старшая группа)....